Прокурорский надзор в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 21:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы проанализировать деятельность органов прокуратуры в России.
Для достижения цели нами были обозначены следующие задачи:
1.изучить сущность прокурорского надзора;
2.определить отрасли прокурорского надзора;
3.рассмотреть основные понятия прокурорского надзора;
4.изучить компетенции органов прокуратуры в России.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Прокуратура РФ. Прокурорский надзор: понятие, сущность, компетенции 7
1.1.Система органов прокуратуры РФ 7
1.2. Прокурорский надзор в РФ 10
1.3.Понятие компетенции прокуратуры. Ее разграничение между видами прокуратур 14
1.4. Виды компетенций прокурора 20
1.5. Основные понятия прокурорского надзора 39
Глава II. Отрасли прокурорского надзора 42
2.1. Понятие и виды отраслей прокурорского надзора 42
2.2. Общий надзор 44
2.3. Надзор за соблюдение прав и свобод человека и гражданина 46
2.4. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие 48
Заключение 52
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

прокурорский надзор курсовая.docx

— 82.45 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение 3

Глава 1. Прокуратура РФ. Прокурорский надзор: понятие, сущность, компетенции 7

1.1.Система органов прокуратуры  РФ 7

1.2. Прокурорский надзор  в РФ 10

1.3.Понятие компетенции прокуратуры. Ее разграничение между видами прокуратур 14

1.4. Виды компетенций прокурора 20

1.5. Основные понятия прокурорского  надзора 39

Глава II. Отрасли прокурорского надзора 42

2.1. Понятие и виды отраслей  прокурорского надзора 42

2.2. Общий надзор 44

2.3. Надзор за соблюдение  прав и свобод человека и  гражданина 46

2.4. Надзор за исполнением  законов органами, осуществляющими  оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие 48

Заключение 52

Список использованной литературы 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Внутренняя политика современной  России направлена на построение правового  государства с эффективной защитой  прав и свобод граждан, неукоснительным  исполнением законов. Прокуратура, как известно, является органом, осуществляющим прокурорский надзор за соблюдением  законов. Динамика реформирования общественных отношений предполагает адекватное его развитие. Прокурорский надзор также должен развиваться и модернизироваться  в зависимости от происходящих изменений  во всех областях жизни.

Действующий в нашей стране прокурорский надзор не имеет аналогов в мировой практике правоохранительной деятельности: он содержит в себе функции  надзора и государственного контроля, уголовного преследования и поддержания  обвинения в суде, административной юрисдикции, обеспечения исполнения судебных решений и судебного  надзора.

Сущность и назначение надзора за исполнением законов  главным образом составляет надзор органов прокуратуры за точным и  единообразным исполнением законов  в сфере исполнительной власти. В  этой сфере чаще всего допускается  местничество, противодействие органам  прокуратуры в устранении нарушений  законов, вмешательство в их деятельность по установлению и устранению этих нарушений. Именно в этой области  государственного управления должно быть обеспеченно действительно точное и действительно единообразное  как понимание, так и применение законов. Предписания законодателя должны твердо проводиться в жизнь, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным и ведомственным влияниям.  Осуществляя надзор за исполнением законов в сфере исполнительной власти, органы прокуратуры тем самым способствуют выполнению задач, стоящих перед обществом и государством, по всемерному удовлетворению потребностей граждан, повышению их материального благосостояния, обеспечению их прав и законных интересов.

Самостоятельность прокурорского  надзора как вида государственной  деятельности, его отличие от других видов деятельности как прокуратуры, так и иных государственных органов, определяется содержанием этой деятельности, которая состоит в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения требований законов, соответствия иных правовых актов закону и устранении (принятии мер к устранению) выявленных правонарушений.

Степень изученности  темы. Проблему прокурорского надзора в России рассматривали многие современные отечественные ученые. Большой вклад в развитие теоретических основ деятельности российской прокуратуры, в частности, в сфере прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства, внесли такие советские и современные российские ученые, как С.С. Алексеев, В.И. Басков, С.Г. Березовская, В.Г. Бессарабов, А.Д. Берензон, Ю.Е. Винокуров, И.С. Викторов, Е.Р. Ергашев, А.Г. Звягинцев, А.Х. Казарина, И.Л. Киселев, А.Ф. Козлов, Б.В. Коробейников, С.П. Маврин, Т.П. Отческая, В.И. Рохлин, Ю.И. Скуратов, В.М. Семенов, А.Я. Сухарев и другие.

Цель данной работы проанализировать деятельность органов прокуратуры в России.

Для достижения цели нами были обозначены следующие задачи:

  1. изучить сущность прокурорского надзора;
  2. определить отрасли прокурорского надзора;
  3. рассмотреть основные понятия прокурорского надзора;
  4. изучить компетенции органов прокуратуры в России.

Нормативно-правовая база данной работы:

  • Конституция Российской Федерации
  • Федеральный закон «О прокуратуре РФ» 1995 г. (с изменениями и дополнениями в 1999 г.)
  • Федеральный Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» 1999г.
  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
  • Гражданско-процессуальный кодекс

Структура курсовой работы.

Данная работа состоит  из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Прокуратура РФ. Прокурорский надзор: понятие, сущность, компетенции

1.1.Система органов прокуратуры РФ

Прокуратура РФ представляет собой федеральную централизованную систему прокурорских органов и  учреждений. Эту систему возглавляет  Генеральная прокуратура РФ.

Другие органы прокуратуры  делятся на две части. Одну составляют территориальные прокуратуры, организованные в соответствии с административно-территориальным  и национально-государственным устройством, установленным Конституцией РФ. К  территориальным прокуратурам относятся:

  • прокуратуры республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга;
  • прокуратуры городов, районов.

Следует учесть, что наименование прокуратур может отличаться своеобразием, вытекающим из особенностей территориального деления некоторых субъектов  РФ. Другая часть органов прокуратуры, также подчиняющаяся Генеральной  прокуратуре РФ, является специализированной. К специализированным прокуратурам относятся военная, транспортная, природоохранная, по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях и другие. Все они действуют на правах областных или районных прокуратур.

Транспортные прокуратуры  создаются для осуществления  надзора за исполнением законов  на железнодорожном, водном и воздушном  транспорте – на определенной железной дороге, ее участке, в аэропортах, морских  и речных портах.

Во всех субъектах Российской Федерации образованы межрайонные  природоохранные прокуратуры со статусом районных и подчиненные  соответствующим прокурорам республик, краев, областей, автономных округов.

Природоохранные прокуроры  осуществляют надзор за исполнением  законов, направленных на защиту окружающей среды, экологических прав граждан  природоохранными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, их должностными лицами, общественными объединениями.

Прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях свою юрисдикцию распространяют на территорию, занимаемую несколькими  учреждениями, исполняющими уголовное  наказание в виде лишения свободы. Эти учреждения, поднадзорные той  или иной специализированной прокуратуре, могут располагаться на территории разных субъектов Российской Федерации.

Военная прокуратура образует свою систему, высшим звеном которой  является Главная военная прокуратура, входящая в состав Генеральной прокуратуры  на правах структурного подразделения. Помимо нее в систему военной  прокуратуры входят:

  • прокуратуры военных округов, групп войск, флотов, прокуратура Ракетных войск стратегического назначения, прокуратура Федеральной пограничной службы и прокуратуры других войск, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации;
  • прокуратуры гарнизонов, объединений и соединений, приравненные к прокуратурам районов и городов.

Образование, реорганизация  и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса  и компетенции осуществляются Генеральным  прокурором Российской Федерации.

Создание и деятельность на территории Российской Федерации  органов прокуратуры, не входящих в  единую систему прокуратуры Российской Федерации, не допускаются(2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Прокурорский надзор в РФ

Прокурорский надзор –  специфическая деятельность государственных  федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени Российской Федерации и состоящая в проверке точности исполнения законов, действующих  на ее территории.

Из сказанного следуют  принципиально важные положения.

Прокурорский надзор осуществляется от имени государства – Российской Федерации. Важность этого положения  заключается в том, что прокурор, осуществляя надзор, представляет и  защищает общественные интересы не от имени отдельных органов местного самоуправления, субъектов федерации  или иной представительной, исполнительной или судебной власти, а в совокупности всех их, объединяемых общей системой государства, приводя таким образом  интересы отдельных органов, организаций, учреждений, должностных или физических лиц в соответствие с интересами государства в целом(14).

Специфичность прокурорского  надзора как вида государственной  деятельности состоит в том, что  он не относится к деятельности одной  ветви власти (представительной, исполнительной, судебной), но в то же время имеет  признаки каждой из этих властей.

Дело в том, что органы прокуратуры занимают особое место  в государственной системе Российской Федерации. Имея функциональные отношения  к каждой из трех, предусмотренных  Конституцией РФ ветвей власти, они, тем  не менее, не относятся полностью ни к одной из них(18). Это специфическое положение прокуратуры в государственном устройстве, позволяющее уравновешивать ветви власти и обеспечивать их оптимальное функционирование, порождает и специфичность прокурорского надзора как основного вида деятельности прокуратуры.

 

Рассматривая сущность прокурорского  надзора, следует иметь в виду, что под термином «прокурорский  надзор» может пониматься:

  • специфический вид государственной деятельности;
  • самостоятельная отрасль юридической науки;
  • учебная дисциплина.

Изучая вопросы о сущности, целях и задачах прокурорского  надзора, месте прокуратуры в  системе государственных органов, необходимо исходить из того, что прокурорский надзор – это особый вид государственной деятельности, осуществляемой от имени Российской Федерации прокурорскими работниками, являющимися государственными служащими Российской Федерации. По своему содержанию надзор – деятельность по выявлению фактов правонарушений и реагированию на них.

Выявление и реагирование – комплексные понятия. Выявление правонарушений возможно путем проведения текущих и периодических проверок, получения объяснений, изучения жалоб и заявлений, анализа материалов органов контроля и т. д. Реагирование – это меры по устранению правонарушений и их профилактике, восстановлению нарушенных прав, возмещению ущерба, привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности и др.

Понимание сущности прокурорского  надзора невозможно без определения  предмета надзора, ибо прокуроры  надзирают за соблюдением Конституции  в Российской Федерации, исполнением  законов (в том числе соответствием  законам правовых актов), различными, но вполне конкретными, субъектами правоприменительной  деятельности.

В специальной литературе достаточно давно дискутируется  вопрос о понятии предмета прокурорского  надзора(12). В этой связи необходимо четко ориентироваться на текст действующего ФЗ «О прокуратуре», где в ст. 21, 27, 29, 32 предмет надзорной деятельности специально определен как исполнение законов конкретными субъектами (объектами) правоприменительной деятельности. Это и активная деятельность по выполнению предписаний закона, и соблюдение требований правовых норм, следование запретам, установленным законом.

Исполнение законов может  выражаться в виде действий и (или) правовых актов. Правовые акты имеют форму  документов.

Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов, но не подзаконных  нормативных актов. Законы – это нормативные акты, принятые высшим законодательным органом или референдумом, обладающие высшей юридической силой. В их число входят Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральные законы, Конституции, уставы, законы субъектов Российской Федерации, а также законы, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции 1993 года, в части не противоречащей ей.

В соответствии с ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации  составной частью ее правовой системы  являются общепризнанные принципы и  нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах. Международные  договоры не требующие издания внутригосударственных  актов для применения действуют  в Российской Федерации непосредственно. Однако в любом случае эти правовые акты должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения.

Информация о работе Прокурорский надзор в РФ