Процесс формирования правовой культуры учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 20:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотрение теоретических и методических аспектов формирования правовой культуры учащихся в процессе обучения.
В соответствии с поставленной целью, считаю целесообразным выделить следующие задачи:
1. Изучение понятий правовое воспитание и правовое обучение;
2. Рассмотрение теоретических основ формирования правовой культуры школьников;
3. Исследование развития современной системы обучения праву;
4. Выявление основных методов обучения праву;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….............3
ГЛАВА1. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ
1.1 ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ И ПРАВОВОЕ ОБУЧЕНИЕ………………………………………………………………………5
1.2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………7
ГЛАВАII. СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ
2.1 РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ…………………………………………………………………………...15
2.2 ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ……………….....18
2.3 НАГЛЯДНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ ПРАВУ……………………......28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….…34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по методике.docx

— 69.30 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….............3

ГЛАВА1. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ

 1.1 ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ И ПРАВОВОЕ ОБУЧЕНИЕ………………………………………………………………………5

1.2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………7

ГЛАВАII. СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ

2.1 РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ…………………………………………………………………………...15

2.2 ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ……………….....18

2.3 НАГЛЯДНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ ПРАВУ……………………......28

         ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..32

        СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….…34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Одной из закономерностей зрелого общества является наличие совершенной системы правового регулирования. Основу такой системы составляет высокий уровень правовой культуры членов данного общества. Для построения в России правового государства, для успешного социально-экономического развития страны необходимо воспитать активного молодого человека с развитым правосознанием.

Вступая в жизнь молодежи необходимо быть психологически и практически готовыми к происходящим в обществе изменениям, с одной стороны, а с другой – к возрастающей социальной ответственности и самостоятельности поведения в границах нравственных и правовых норм. В настоящее время у большей части современной российской молодежи наблюдается уровень правовой культуры, не соответствующий требованиям времени. Решение данной проблемы видится в целенаправленном повышении уровня правовой культуры молодежи, что способствует формированию социально-активной личности, способной грамотно строить взаимоотношения с обществом, государством, другими людьми. Особую актуальность данное положение приобретает в отношении будущих специалистов в области права, так как в их профессиональные обязанности входит не только правоохранительная, но и правотворческая деятельность.

Актуальность данной темы определяется особой доминирующей ролью правовой культуры в процессе социализации личности. В современном обществе правовая культура выступает важнейшим компонентом общей культуры человека. В концепции модернизации в качестве главного результата образования рассматривается готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и за благополучие общества. Важными целями образования должны стать формирование высокого уровня правовой культуры, знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства, умение отстаивать свои права.

Наибольшими возможностями в построении системы правового образования обладают инновационные учебные заведения, поскольку для их развития характерны такие основные тенденции, как демократизация образования; включение ресурса свободы (свободы личности ребенка, учительского труда, школы); значительное влияние социально-экономических факторов на получение образования; разрастание рынка образовательных услуг; включение в сферу образования ценностных установок и механизмов складывающегося гражданского общества; вариативность образования (на уровне системы образования, образовательного учреждения, содержания образования и технологий его реализации и т. д.); актуализация исторического образовательного опыта (прежде всего, сознательно «забытого» в советской педагогике) и др. В связи с этим практика настоятельно диктует необходимость создания системы правового образования школьников, нацеленной на формирование демократической правовой культуры, основанной на усвоении нравственно-правовых ценностей и принципов, отказе от позитивистского подхода и приоритетов законопослушности, преодолении правового нигилизма.  
Правовая культура учащихся – это совокупность правовых знаний, умений, нравственно-правовых ценностных ориентаций личности, реализуемых в жизнедеятельности человека, исполнение требований права и социально-активная позиция личности в правоохранительной деятельности. Процесс формирования правовой культуры строится в соответствии с основными компонентами правовой культуры: интеллектуальным, эмоционально-ценностным и практическим.

Объект: правовое образование и правовое воспитание учащихся.

Предмет: процесс формирования правовой культуры учащихся.

Цель работы: рассмотрение теоретических и методических аспектов формирования правовой культуры учащихся в процессе обучения.

В соответствии с поставленной целью, считаю целесообразным выделить следующие задачи:

    1. Изучение понятий правовое воспитание и правовое обучение;
    2. Рассмотрение теоретических основ формирования правовой культуры школьников;
    3. Исследование развития современной системы обучения праву;
    4. Выявление основных методов обучения праву;

Различные аспекты данной темы исследовали такие ученые как:   

 Г.А. Голубева, Т.В. Кашанина, В.С. Венгеров, М.С. Завьялова, и многие другие. Наиболее полно отражена проблема в трудах В.И. Абрамова, Ю.В. Тихонравова, Л.Д. Соломенко и других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ

 

1.1 ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ И ПРАВОВОЕ ОБУЧЕНИЕ

 

 

Правовое воспитание — это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом.

Обычно говорят о правовом воспитании в широком и узком смысле. В первом случае речь идет, скорее, не о правовом воспитании, а о правовой социализации человека, когда он «воспитывается» окружающей. обстановкой в целом, всей юридической практикой и поведением людей, должностных лиц — представителей государственного аппарата в правовой сфере. При этом у людей, должностных лиц, государственных органов, осуществляющих правовую деятельность (правомерную или неправомерную), нет прямой цели оказать на других правовоспитательное воздействие. Однако такое воздействие на окружающих все-таки оказывается. Что касается правового воспитания в узком смысле, то оно отличается своей целенаправленностью на повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом.1

Правовое воспитание тесно связано с правовым обучением: воспитание не может происходить без обучения, а обучение так или иначе оказывает и воспитательный эффект. Различие здесь можно провести, причем весьма условно, по сфере воздействия: воспитание влияет в основном на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сторону сознания, а обучение — на когнитивно-рациональную, с целью информационно-ознакомительного воздействия на человека. Ценностное, эмоционально-волевое воздействие в свою очередь очень сильно ограничено реальной правовой практикой, поскольку невозможно воспитать у человека уважение к тем ценностям, которые отсутствуют в общественном сознании и деятельности людей, но провозглашаются на словах, в пустых декларациях и демагогических заявлениях (как политическими лидерами перед населением, так и простыми воспитателями и учителями перед детьми и юношеством).

Ценности и идеалы «вырастают» спонтанно, формируются самой жизнью, всеми окружающими обстоятельствами, и роль субъективного фактора, целенаправленной деятельности здесь хоть и важна, но не является ведущей, а тем более единственно необходимой и достаточной. И на роль воспитателя годится далеко не каждый. В общественном масштабе таким воспитателем может стать какой-либо выдающийся человек (А. Д. Сахаров, А. Ф. Кони), который «раскроет» людям глаза на истинное положение дел в области защиты прав человека, противостоянии государственному произволу.2

По этой причине основной упор в деле повышения правовой культуры общества должен быть сделан на правовое обучение, информирование населения о существующих юридических предписаниях. Очень важно ознакомление населения с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищенности личности, а следовательно, и уровень правовой культуры, выше, чем в России. Тем более важно обучать этому будущих юристов-профессионалов, чтобы основную цель своей деятельности они видели в защите прав и свобод человека от произвола общества и государства, т. е. в защите слабого от сильного, что является одним из центральных постулатов общемировой, общечеловеческой морали, нравственности и культуры в целом.

1.2  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

 

Актуальность проблемы формирования правовой культуры учащихся возрастает не только в связи с высоким динамизмом социальных процессов, происходящих в обществе, но и в связи с повышенными требованиями научно-технического прогресса. Для того чтобы правильно и глубоко разобраться в разнообразной политической жизни, динамичных изменениях во всех сферах современного общества, необходимы гибкое мышление, стойкие мировоззренческие убеждения и последовательная правовая позиция.

Анализ понятия «правовая культура»3 как вида социальной культуры позволяет рассматривать ее в качестве способности человека в рамках нормативных требований общества самостоятельно найти свое место в жизни на основании осознания собственных целей, средств их достижения и ответственности за принятое решение и последствия его реализации. Данный подход позволяет педагогам смоделировать личность ученика, имеющего адекватные современному развитию общества знания:

об обществе, его целях и ценностях;

о правах человека и способах их реализации;

о необходимости непрерывного гражданско-правового образования в течение всей жизни;

о двух противоположных системах отношений:

государство – общество – личность

личность – общество – государство

о способах достижения взаимопонимания и сотрудничества между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами.

Такой ученик умеет:

отстаивать свои права и права других людей;

ставить цель и выбирать пути ее достижения на основе нравственных и нормативных требований;

грамотно и осознанно действовать при столкновении с неправовыми реалиями мира.

Ему присущи следующие качества:

  • гибкость и открытость, неприятие догматизма, импульсивности и крайностей в суждениях и действиях;
  • готовность к исправлению своих ошибок, коррекции своего поведения на основе общепризнанных норм;
  • конструктивность и настойчивость в реализации правовых норм;
  • объективность;
  • ответственность за принятое решение и за последствия его реализации.

Правовая культура личности включает правовые знания, умения, навыки, реализуемые в жизнедеятельности человека. В структуре данного понятия выделяют систему взглядов и убеждений, нравственно-правовых ценностей, обеспечивающих адекватную оценку качества правовой жизни общества и исполнение правовых норм.4

Сущность правовой культуры характеризуется высоким уровнем овладения правовыми знаниями и умениями; сформированным социально-ценностным отношением к праву; развитыми качествами личности, позволяющими ей наиболее полно реализовать себя в правовой и социально-ориентированной деятельности. С точки зрения комплексного подхода правовая культура связана с политической, нравственной, эстетической, экологической, экономической культурой. Она включает интеллектуальный, эмоционально-ценностный и практический компоненты правового порядка и формируется в процессе правового образования и правового воспитания.

Под правовым образованием учащихся понимается процесс овладения системой правовых знаний, практических умений и навыков, повышения уровня правовой компетентности и соответственно уровня правовой культуры личности, которые в совокупности определяют ее социально-правовой облик. Правовая образованность является необходимой составной частью культурного облика человека и предпосылкой успешной жизнедеятельности в обществе.

Правовое воспитание – это систематическая целенаправленная деятельность государственных и общественных организаций (в том числе школы), а также отдельных граждан, направленная на формирование правовых взглядов и убеждений, позитивных нравственно-правовых ценностных ориентаций и установок, обеспечивающих исполнение правовых норм и формирующих активную позицию личности в правоохранительной и правотворческой деятельности.

Следовательно, правовая культура является более широким понятием, чем правовое образование и правовое воспитание, поскольку охватывает не только уровень правовой образованности и воспитанности, включает не только формирование позитивных правовых ориентаций и установок, обеспечивающих исполнение правовых норм, но и охватывает целый культурный пласт, систему ценностных установок, социально-ценностное отношение человека к окружающему миру, предполагает ответственность человека за свою деятельность.

Информация о работе Процесс формирования правовой культуры учащихся