Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2013 в 11:09, реферат
Каждое исторически конкретное общество требует строго определённой меры социального регулирования общественных отношений.
Это регулирование осуществляется путём реализации различных социальных норм: норм права, норм морали, норм обычаев и т.д. В общем плане социальные нормы – это правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей и деятельность организаций в процессе их взаимодействия.
Введение………………………………………………………………… стр. 3
1. Понятие права и морали:
1.1 Понятие права…………………………………………………. стр. 5
1.2 Понятие морали……………………………………………….. стр. 8
2 Общие и специфические черты права и морали………………… стр. 12
3 Взаимодействие и противоречия права и морали………………. стр. 19
Заключение…………………………………………………………….. стр. 21
Список литературы…………………………………………………….. стр. 22
Реферат
На тему: «Соотношение права и морали»
Выполнила: Асанова М.
Проверила: Кабаева Б.Т.
Бишкек 2013 г
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Понятие права и морали:
1.1 Понятие права……………………………………………
1.2 Понятие морали…………………………………………
2 Общие и специфические черты права и морали………………… стр. 12
3 Взаимодействие и противоречия права и морали………………. стр. 19
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Каждое исторически конкретное общество требует строго определённой меры социального регулирования общественных отношений.
Это регулирование осуществляется путём реализации различных социальных норм: норм права, норм морали, норм обычаев и т.д. В общем плане социальные нормы – это правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей и деятельность организаций в процессе их взаимодействия.
Особое место в формировании личности, её сознания и культуры, активной жизненной позиции принадлежит праву и морали, которые являются важнейшими социальными регуляторами общественных отношений. Ещё древние философы (Аристотель, Платон, Демокрит, Цицерон и др.) указывали на значимость этих двух главных определителей общественного поведения, их сходство и несовпадение. Также они пытались связать этику с законодательством. Например, римскими юристами был сформулирован постулат: «Право рекомендует то, что одобрено обычаем»[1], т.е. продиктовано нравственностью.
В средние века феодальное право провозглашалось свободным от морали, поскольку последняя рассматривалась как врождённая, независимая от условий человеческого бытия.
В Новое время мораль неразрывно связывалась с правом. При этом очень абсолютизировали законодательство, полностью растворяли мораль в праве: «Этику и законоведение, - утверждал Гельвеции, - я рассматриваю как одну и ту же науку»[2].
Связь права
и морали находит выражение в
теории права, в интерпретации ряда
юридических проблем. Например, давний
вопрос о соотношении права и
закона можно верно понять и решить,
исходя из взаимосвязи права и
морали. Познание качества закона осуществляется
оценкой его содержания, применения
категорий справедливости, гуманности.
Закон может оказаться
Актуальность темы данной курсовой работы состоит в том, что в учебных и практических целях очень важно выявить как тесную взаимосвязь всех видов социальных норм, так и их специфику. Особенно это касается права и морали.
В работе мы использовали следующие методы:
· изучение учебной и публицистической литературы по теме;
· изучение лекционного материала курса «Теория государства и права»
1. Понятие права и морали.
1.1 Понятие права.
С термином «право» неоднократно сталкивается каждый человек. Наиболее часто право понимают в двух значениях:
1) как возможность совершать
2)
как законодательство какой-
Определений
права в современной
«Право – система общеобязательных, формально определённых юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений»[3].
«Право –
это система общеобязательных, формально
определённых норм, обеспечиваемых государством
и направленных на регулирование
поведения людей в соответствии
с принятыми в данном обществе
устоями социально-
Право – это система норм (правил поведения) и принципов, установленных или признанных государством в качестве регуляторов общественных отношений, которые формально закрепляют меру свободы, равенства и справедливости в соответствии с общественными, групповыми и индивидуальными интересами населения страны; обеспечиваются всеми мерами легального государственного воздействия вплоть до принуждения.
Право –
это явление не только политико-юридическое,
но и социально-этическое. Правовая
жизнь гражданского общества не может
развиваться вне моральных
Подробно характеризуя такое явление как право, необходимо остановится на следующих моментах.
Одно из основных свойств права – нормативность. Право состоит из норм-правил поведения общего характера, которые регулируют общественные отношения. Право имеет неперсонофицированный, общий характер. Здесь нет индивидуального адресата, т.к. право регулирует не конкретную ситуацию, а ряд сходных ситуаций.
Право устанавливается государственными органами. Каждый государственный орган в пределах своей компетенции издаёт нормативные акты, в которых содержатся нормы права.
Право – система норм, содержание которых выражено в тексте нормативного акта. С древнейших времён государство стремилось к записи, к чёткому выражению своих официальных велений. Так, законы Хаммурапи были выбиты клинописью на базальтовом столбе.
Важнейшим средством
организации общественных отношений
являются социальные нормы – это
правила поведения общего характера,
регулирующие поведение людей в
обществе. Они чрезвычайно разнообразны,
поскольку разнообразны и регулируемые
ими общественные отношения. Социальные
нормы образуют единую систему. Нормы
права соотносятся с
Нормы права
– это общеобязательное, формально
определённое правило поведения, установленное
или санкционированное
Иногда к числу признаков нормы относят длительность действия. Некоторые решения по конкретным делам действуют и реализуются длительное время (регистрация брака, приговор о лишении права управления транспортными средствами и т.п.) и наоборот норма права может действовать относительно непродолжительное время (нормы, определяющие порядок и условия приёма в вузы в текущем году и т.п.).
Значимым
качеством норм права является их
связь с государством. Нормы права
устанавливаются или
Ключевым признаком для выделения нормы права является возможность самостоятельного применения правового установления, выраженного в предложении, его отдельной части или группе предложений нормативного акта, для регулирований действий субъектов.
Уместно в этой связи привести высказывание Г.Ф. Шершеневича: «Всякий закон, в какую бы грамматическую форму ни был он облечён, всегда представляет собой норму или правило поведения. Даже такие законные определения, как, например, «завещание есть законное объявление владельца о его имуществе на случай его смерти»… являются не чем иным, как нормами»[5].
Норма права призвана выражать общеобязательное установление в виде высказывания, относительного которого можно утверждать:
1)
оно содержит некоторое
2)
указанное правило
Особую роль
нормы права играют в регулировании
конфликтов. Право является мощным
фактором предотвращения социальных конфликтов.
Право уже самим фактом своего
существования избавляет
1.2 Понятие морали.
Мораль – важнейший социальный институт, одна из форм общественного сознания. Она представляет собой известную совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, окружающей действительности.
Приведённое определение отражает лишь наиболее общие черты морали. Фактически же содержание и структура этого явления глубже, богаче и включает в себя также психологические моменты – эмоции, интересы, мотивы, установки и другие слагаемые. Однако главное в морали – это представление о добре и зле.
Нравственность предполагает не только ценностное отношение человека к другим, но и к себе, чувство собственного достоинства, самоуважения, осознание себя как личности. Честь, достоинство, доброе имя охраняются законом – это важнейшие социальные ценности. Представления о честном и бесчестном – ещё один стрежень морали. Высшим законом и высшим судом для личности является собственная совесть, которая по праву считается самым полным и самым глубоким выражением нравственной сущности человека.
Особенностью морали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мораль распространяется также на межгрупповые и межгосударственные отношения.
Правовой морали соответствуют следующие четыре проявления:
1)
мораль как знак, символ, миф. На
этой ступени в символическом
и мифическом сознании
2)
мораль и право как ценности.
На этой ступени формируется
феномен морально-правового
3)
правовая мораль как
4)
правовая мораль как знание. На
этой ступени «человек
Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития общества.
Ответственность
в морали имеет духовный, идеальный
характер (осуждение или одобрение
поступков), выступает в форме
моральных оценок, которые человек
должен осознать, внутренне принять
и сообразно с этим направлять
и корректировать свои поступки и
своё поведение. Такая оценка должна
соответствовать общим
Мораль имеет
внутренний и внешний аспекты. Первый
выражает глубину осознания индивидом
своего собственного «Я», меру ответственности,
духовности, общественного долга, обязанности.
Здесь проявляется известный
кантовский «категорический императив»,
ограничитель, в соответствии с которым
в каждой личности заключено некое
высшее и безусловное нравственное
правило («внутреннее законодательство»
Смысл этого императива очень прост: поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой. Он ставит границы собственному произволу, эгоизму. Так гласит и одна из христианских заповедей. По Канту, две вещи поражают наше воображение – звёздное небо над нами и нравственные законы внутри нас.
Всё это составляет
понятие совести, т.е. способности
человека к самооценке и самоконтролю,
к суду над самим собой. Именно
поэтому первое наказание для
виновного заключается в том,
что он не может оправдаться перед
собственным судом. «Закон, живущий
в нас, - писал Кант, - называется совестью;
совесть есть, собственно, соотношение
наших поступков с этим законом»[6].
Цицерон видел в совести