Соотношение права и морали

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2013 в 11:09, реферат

Краткое описание

Каждое исторически конкретное общество требует строго определённой меры социального регулирования общественных отношений.
Это регулирование осуществляется путём реализации различных социальных норм: норм права, норм морали, норм обычаев и т.д. В общем плане социальные нормы – это правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей и деятельность организаций в процессе их взаимодействия.

Содержание

Введение………………………………………………………………… стр. 3
1. Понятие права и морали:
1.1 Понятие права…………………………………………………. стр. 5
1.2 Понятие морали……………………………………………….. стр. 8
2 Общие и специфические черты права и морали………………… стр. 12
3 Взаимодействие и противоречия права и морали………………. стр. 19
Заключение…………………………………………………………….. стр. 21
Список литературы…………………………………………………….. стр. 22

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 35.19 Кб (Скачать файл)

 

Реферат

На тему:  «Соотношение права и морали»

 

Выполнила: Асанова М.

Проверила: Кабаева Б.Т.

 

 

 

 

 

Бишкек 2013 г

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………   стр. 3

1.     Понятие права и морали:

        1.1 Понятие права………………………………………………….   стр. 5

        1.2 Понятие морали………………………………………………..   стр. 8

2            Общие и специфические черты  права и морали…………………   стр. 12

3            Взаимодействие и противоречия  права и морали……………….   стр. 19

Заключение……………………………………………………………..   стр. 21

Список литературы……………………………………………………..  стр. 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Каждое исторически  конкретное общество требует строго определённой меры социального регулирования  общественных отношений.

Это регулирование  осуществляется путём реализации различных  социальных норм: норм права, норм морали, норм обычаев и т.д. В общем  плане социальные нормы – это  правила поведения, регулирующие взаимоотношения  людей и деятельность организаций  в процессе их взаимодействия.

Особое место  в формировании личности, её сознания и культуры, активной жизненной позиции  принадлежит праву и морали, которые  являются важнейшими социальными регуляторами общественных отношений. Ещё древние  философы (Аристотель, Платон, Демокрит, Цицерон и др.) указывали на значимость этих двух главных определителей общественного поведения, их сходство и несовпадение. Также они пытались связать этику с законодательством. Например, римскими юристами был сформулирован постулат: «Право рекомендует то, что одобрено обычаем»[1], т.е. продиктовано нравственностью.

В средние  века феодальное право провозглашалось  свободным от морали, поскольку последняя рассматривалась как врождённая, независимая от условий человеческого бытия.

В Новое время  мораль неразрывно связывалась с  правом. При этом очень абсолютизировали законодательство, полностью растворяли мораль в праве: «Этику и законоведение, - утверждал Гельвеции, - я рассматриваю как одну и ту же науку»[2].

Связь права  и морали находит выражение в  теории права, в интерпретации ряда юридических проблем. Например, давний вопрос о соотношении права и  закона можно верно понять и решить, исходя из взаимосвязи права и  морали. Познание качества закона осуществляется оценкой его содержания, применения категорий справедливости, гуманности. Закон может оказаться несоответствующим  этим социально-философским категориям. В этом случае закон не может быть признан подлинным правом.

Актуальность  темы данной курсовой работы состоит  в том, что в учебных и практических целях очень важно выявить  как тесную взаимосвязь всех видов  социальных норм, так и их специфику. Особенно это касается права и  морали.

В работе мы использовали следующие методы:

·        изучение учебной и публицистической литературы по теме;

·        изучение лекционного материала  курса «Теория государства и  права»

1. Понятие  права и морали.

    1.1 Понятие права.

С термином «право» неоднократно сталкивается каждый человек. Наиболее часто право  понимают в двух значениях:

     1) как возможность совершать определённые, юридически значимые действия (например, право личной собственности на  что-либо, право на получение высшего  образования и т.д.). Это субъективное  право, оно принадлежит конкретному  лицу.

    2) как законодательство какой-либо  страны (например, «гражданское право  России» и т.д. Это объективное  право, изучением которого занимаются  все юридические дисциплины.

Определений права в современной юридической  науке существует великое множество. Они отличаются друг от друга как и незначительными деталями, так и весьма существенно.

«Право –  система общеобязательных, формально  определённых юридических норм, устанавливаемых  и обеспечиваемых государством, и  направленных на урегулирование общественных отношений»[3].

«Право –  это система общеобязательных, формально  определённых норм, обеспечиваемых государством и направленных на регулирование  поведения людей в соответствии с принятыми в данном обществе устоями социально-экономической, политической и духовной жизни»[4].

Право –  это система норм (правил поведения) и принципов, установленных или  признанных государством в качестве регуляторов общественных отношений, которые формально закрепляют меру свободы, равенства и справедливости в соответствии с общественными, групповыми и индивидуальными интересами населения страны; обеспечиваются всеми мерами легального государственного воздействия вплоть до принуждения.

Право –  это явление не только политико-юридическое, но и социально-этическое. Правовая жизнь гражданского общества не может  развиваться вне моральных категорий  гуманизма, справедливости, совести  и чести, добра и человеческого  достоинства, свободы и ответственности. Органическая связь нравственных идеалов  и принципов, воплощающихся в  правовые связи и отношения, - свидетельство  повышения моральной ценности права.

Подробно  характеризуя такое явление как  право, необходимо остановится на следующих  моментах.

Одно из основных свойств права – нормативность. Право состоит из норм-правил поведения общего характера, которые регулируют общественные отношения. Право имеет неперсонофицированный, общий характер. Здесь нет индивидуального адресата, т.к. право регулирует не конкретную ситуацию, а ряд сходных ситуаций.

Право устанавливается  государственными органами. Каждый государственный  орган в пределах своей компетенции  издаёт нормативные акты, в которых  содержатся нормы права.

Право –  система норм, содержание которых  выражено в тексте нормативного акта. С древнейших времён государство  стремилось к записи, к чёткому  выражению своих официальных  велений. Так, законы Хаммурапи были выбиты клинописью на базальтовом столбе.

Важнейшим средством  организации общественных отношений  являются социальные нормы – это  правила поведения общего характера, регулирующие поведение людей в  обществе. Они чрезвычайно разнообразны, поскольку разнообразны и регулируемые ими общественные отношения. Социальные нормы образуют единую систему. Нормы  права соотносятся с социальными как часть с целым, поскольку они – важная, но не единственная форма регулирования общественных отношений.

Нормы права  – это общеобязательное, формально  определённое правило поведения, установленное  или санкционированное государством в качестве регулятора общественных отношений, которое официально закрепляет меру свободы и справедливости в соответствии с общественными интересами. Правовая норма носит общий характер. В отличие от команд, велений, норма адресована не отдельному лицу, а кругу лиц. Она рассчитана на регулирование не единичного, отдельного отношения, а вида общественных отношений. Норма права обращена в будущее – рассчитана не только на данный случай, но и на вид отношений и реализуется каждый раз, когда возникают предусмотренные ею обстоятельства и ситуации.

Иногда к  числу признаков нормы относят  длительность действия. Некоторые решения  по конкретным делам действуют и  реализуются длительное время (регистрация  брака, приговор о лишении права  управления транспортными средствами и т.п.) и наоборот норма права  может действовать относительно непродолжительное время (нормы, определяющие порядок и условия приёма в  вузы в текущем году и т.п.).

Значимым  качеством норм права является их связь с государством. Нормы права  устанавливаются или санкционируются  компетентными органами государства. Не менее важна роль государства  и его органов в реализации ряда правовых норм и в охране всех норм права от нарушений.

Ключевым  признаком для выделения нормы  права является возможность самостоятельного применения правового установления, выраженного в предложении, его  отдельной части или группе предложений  нормативного акта, для регулирований  действий субъектов.

Уместно в  этой связи привести высказывание Г.Ф. Шершеневича: «Всякий закон, в какую бы грамматическую форму ни был он облечён, всегда представляет собой норму или правило поведения. Даже такие законные определения, как, например, «завещание есть законное объявление владельца о его имуществе на случай его смерти»… являются не чем иным, как нормами»[5].

Норма права  призвана выражать общеобязательное установление в виде высказывания, относительного которого можно утверждать:

1)     оно содержит некоторое общеобязательное  правило поведения, рассчитанное  на неоднократно повторяющиеся,  типичные ситуации;

2)     указанное правило предоставлено  в нём в качестве предложения,  отдельной части сложного предложения  или нескольких взаимосвязанных  предложений, позволяющих применять  данное правило.

Особую роль нормы права играют в регулировании  конфликтов. Право является мощным фактором предотвращения социальных конфликтов.  Право уже самим фактом своего существования избавляет общество от конфликтной ситуации своеволия  и насилия, которой присуща «борьба  всех против всех», и подсказывает наиболее приемлемые модели поведения.

1.2 Понятие  морали.

Мораль –  важнейший социальный институт, одна из форм общественного сознания. Она  представляет собой известную совокупность исторически складывающихся и развивающихся  жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них  норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, окружающей действительности.

Приведённое определение отражает лишь наиболее общие черты морали. Фактически же содержание и структура этого  явления глубже, богаче и включает в себя также психологические  моменты – эмоции, интересы, мотивы, установки и другие слагаемые. Однако главное в морали – это представление  о добре и зле.

Нравственность  предполагает не только ценностное отношение  человека к другим, но и к себе, чувство собственного достоинства, самоуважения, осознание себя как  личности. Честь, достоинство, доброе имя  охраняются законом – это важнейшие  социальные ценности. Представления  о честном и бесчестном – ещё один стрежень морали. Высшим законом и высшим судом для личности является собственная совесть, которая по праву считается самым полным и самым глубоким выражением нравственной сущности человека.

Особенностью  морали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мораль распространяется также  на межгрупповые и межгосударственные отношения.

Правовой  морали соответствуют следующие  четыре проявления:

1)     мораль как знак, символ, миф. На  этой ступени в символическом  и мифическом сознании человека  присутствуют в свёрнутом виде  все последующие проявления морали  и права.

2)     мораль и право как ценности. На этой ступени формируется  феномен морально-правового сознания. Появляется «человек моральный».

3)     правовая мораль как социальная  норма. На этой ступени человек  приобретает новое качество, он  становится «социальными».

4)     правовая мораль как знание. На  этой ступени «человек социальный»  превращается в «человека рационального». На смену морали приходят правила,  этикет, юридические законы, освобождённые  от нравственного содержания.

Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в  длительном процессе исторического  развития общества.

Ответственность в морали имеет духовный, идеальный  характер (осуждение или одобрение  поступков), выступает в форме  моральных оценок, которые человек  должен осознать, внутренне принять  и сообразно с этим направлять и корректировать свои поступки и  своё поведение. Такая оценка должна соответствовать общим принципам  и нормам, принятым всеми понятиями  о должном и недолжном, достойном  и недостойном и т.д.

Мораль имеет  внутренний и внешний аспекты. Первый выражает глубину осознания индивидом  своего собственного «Я», меру ответственности, духовности, общественного долга, обязанности. Здесь проявляется известный  кантовский «категорический императив», ограничитель, в соответствии с которым  в каждой личности заключено некое  высшее и безусловное нравственное правило («внутреннее законодательство»), которому она должна добровольно  и неукоснительно следовать.

Смысл этого  императива очень прост: поступай с  другими так, как ты хотел бы, чтобы  поступали с тобой. Он ставит границы  собственному произволу, эгоизму. Так  гласит и одна из христианских заповедей. По Канту, две вещи поражают наше воображение  – звёздное небо над нами и нравственные законы внутри нас.

Всё это составляет понятие совести, т.е. способности  человека к самооценке и самоконтролю, к суду над самим собой. Именно поэтому первое наказание для  виновного заключается в том, что он не может оправдаться перед  собственным судом. «Закон, живущий  в нас, - писал Кант, - называется совестью; совесть есть, собственно, соотношение  наших поступков с этим законом»[6]. Цицерон видел в совести главное  украшение человека. Эта мысль  отразилась и в народной мудрости: «Если хочешь крепко спать, возьми с  собой в постель чистую совесть»[7].

Информация о работе Соотношение права и морали