Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 21:06, курсовая работа
Цель работы – разобраться в особенностях функций государства. Для достижения поставленной рассмотрим:
понятие функций;
их классификацию;
формы и методы их реализации;
тенденции развития.
Введение с.3
Глава 1. Понятие и классификация функций государства с.4-10
1.1. Понятие функций государства с.4-4
1.2. Классификация функций государства с.6-7
1.3. Содержание внутренних и внешних функций государства с.8-10
Глава 2. Формы, методы реализации функций государства и функции Российского государства с.11-24
2.1. Формы и методы реализации функций государства. с.11-14
2.2. Основные функции Российского государства с.15-24
Заключение с.25
Список источников информации с.26-27
Содержание
Введение с.3
Глава 1. Понятие и классификация функций государства с.4-10
1.1. Понятие функций государства с.
1.2. Классификация функций
1.3. Содержание внутренних и
Глава 2. Формы, методы реализации функций
государства и функции
2.1. Формы и методы реализации функций государства. с.11-14
2.2. Основные функции Российского государства с.15-24
Заключение с.25
Список источников информации с.26-27
Данная курсовая работа посвящена теме «Функции государства». Это одна из важных и актуальных тем на сегодня. Тема работы актуальна потому, что власть - сложный, многоаспектный феномен, проявляющийся в разных организационных формах, методах и способах ее осуществления, системе отношений, целях и так далее. В юридической литературе одни авторы рассматривают власть как определенную функцию, присущую любому коллективу, обществу, другие исследователи - как волевое отношение властвующего и подвластного субъектов, третьи - как способность властвующего навязывать свою волю другим лицам. Власть понимается также как управление, связанное с принуждением. И наконец, зачастую под властью понимается государство или его органы, осуществляющие власть.
Власть придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Иными словами, это системообразующий элемент, обеспечивающий социальную жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей делается организованной и упорядоченной.
Цель работы – разобраться в особенностях функций государства. Для достижения поставленной рассмотрим:
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: введение, две главы и заключение.
«Функция», как и многие иные обществоведческие понятия, не является собственно юридическим и политическим понятием. Оно было заимствовано из совсем иных наук. Например, в физике, математике понятие функция выражает зависимость одной переменной величины от другой, то есть изменение одной величины ведет за собой изменение определенным образом другой. Это есть свойство юридического языка: заимствовать чужие понятия и наполнять их своим специальным, особенным смыслом, причем таким, который порой понятен лишь специалистам в этой области и который подчас почти полностью утрачивает связь с первоначальным смыслом.
C понятием "функция", когда
оно включается в юридический
понятийный аппарат,
Следовательно, функция государства – это основные направления его деятельности, в которых выражается сущность и социальное назначение государства.
Функции государства имеют ряд характерных признаков:
Для познания государственно-правовых явлений и процессов в теории государства и права используется метод классификации, ибо без этого метода упорядочить и сопоставить все многообразие государственно-правовых явлений и процессов невозможно.
Функции государства можно классифицировать по различным признакам (Приложение 1):
По продолжительности действия различают постоянные и временные функции. Постоянные – функции, которые государство выполняет на всех этапах своего существования. Временные – функции, возникающие в связи с необходимостью решения определенной задачи, носящей, как правило, чрезвычайный характер.
По значимости выделяют основные и неосновные функции. Основные функции – это наиболее важные направления деятельности государства по решению стратегических задач, которые возникают в данный исторический момент. Неосновные функции – это направления деятельности государства в конкретной сфере общественной жизни.
По сфере воздействия разделяют внутренние и внешние функции. Внутренние функции – это основные направления деятельности государства внутри страны. Внешние функции – это основные направления деятельности государства на международной арене. Ни одно государство не может существовать изолировано. Государства всегда в той или иной мере взаимодействовали друг с другом.
По принципу разделения властей функции подразделяются:
Особенность данной классификации состоит в том, что она отражает процесс реализации государственной власти. Эту классификацию можно с полным основанием назвать чисто формальной, привязанной к совокупности ветвей государственной власти - законодательной (представительной), исполнительной, судебной, но, тем не менее, часто используемой в научных и практических целях. Здесь следует обратить особое внимание на информационную функцию, которая характеризует деятельность четвертой власти - средств массовой информации. Эта функция имеет свое собственное содержание, способы, структуру и свое обеспечение. Специфика этой функции заключается в особых способах ее воздействия на общество - целенаправленная информированность населения, а подчас и манипулирование общественным сознанием.
Классификация функций государства, опирающаяся на разделение властей, признается далеко не всеми юристами. Дело состоит в том, что, по их мнению, это даже и не функции государства, а функции осуществления государственной власти: правотворчество, управление, судебная деятельность и так далее.
Внутренние функции направлены на деятельность государства внутри страны. К внутренним функциям относят: политическую, экономическую, социальную, экологическую, идеологическую, финансового контроля, правоохранительную.
Внешние функции направлены
на деятельность государства на международной
арене. К внешним функциям относят:
функцию сотрудничества с другими
государствами и функцию
Политическая функция направлена на обеспечение государственного суверенитета, защиту конституционного строя, обеспечение полновластия народа в различных формах.
Экономическая функция во многом зависит от того, является ли данное общество обществом с рыночной экономикой или с централизованной плановой экономикой.
В обществе с централизованной
плановой экономикой государство является
собственником основных средств
производства, оно монопольно регулирует
экономические отношения, планирует
производство и распределение в
масштабах всей страны. Государство
также принимает на себя функцию
регулирования торгового и
В условиях рыночной экономики
вмешательство государства в
эту сферу сводится, как правило,
к выработке экономической
Социальная функция
К социальной функции тесно
примыкает экологическая
Идеологическая функция
состоит в поддержке
Функция финансового контроля выражается в выявлении и учете доходов населения, сборе налогов и направлении их в государственный бюджет. За счет налогов финансируется не только государственный аппарат, но и экономические и социальные программы, реализуемые государством.
Правоохранительная функция
заключается в обеспечении
Из внешних функций, функция сотрудничества с другими государствами реализуется путем установления равноправных, взаимовыгодных отношений в экономической политической, культурной, военной и других сферах.
Важной сферой межгосударственного взаимодействия является экономическое сотрудничество. Оно реализуется в первую очередь в форме торговли. Государства заключают между собой договоры о благоприятном режиме торговли, регулировании таможенных пошлин и так далее.
Политическое сотрудничество
осуществляется путем установления
дипломатических отношений, подписания
договоров. Государства взаимодействуют
не только на основе двухсторонних
и многосторонних соглашений, но и
через международные
Военное сотрудничество является продолжением политического. Государства заключают договоры о дружбе и военной взаимопомощи, о ненападении, об обмене военными специалистами.
Культурное сотрудничество проявляется в развитии туризма, организации выставок, поездок, кинофестивалей, различного рода спортивных состязаний и так далее.
В рамках научно-технического сотрудничества происходит обмен научной информации, стажировка специалистов, совместные научные исследования, проведение конференций по различным проблемам.
Ухудшение мировой экологической ситуации привело к усилению сотрудничества государств в области охраны окружающей среды. Активно реализуются совместные экологические программы.
Функция обороны относится
к постоянным сферам деятельности любого
государства, поскольку направлена
на отражение вооруженной