Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 07:34, курсовая работа
Цель курсовой работы: раскрыть основные законы и принципы организации.
Задачами курсовой работы являются:
определить сущность законов организации;
провести классификацию основных принципов организации.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. СИСТЕМА ЗАКОНОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 3
1.1 Общие, динамические, основополагающие законы организации 6
1.2 Частные, статические, специфические законы организации 13
2. СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 21
2.1 Первая классификация принципов организации (по уровню абстракции и количеству) 21
2.2 Вторая классификация принципов организации 23
2.3 Третья классификация принципов организации 27
2.4 Классификация принципов организации по Щербиной В.В. 32
3. ПРИМЕНЕНИЕ ЗАКОНОВ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ООО «КАМПИНА РОССИЯ» 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
СОДЕРЖАНИЕ
Законы науки — это знание, формулируемое людьми в понятиях, которые отражают объективные процессы, происходящие в природе и общественной жизни на микро- и макроуровнях. Иногда под законами природы понимают математическое выражение какого-либо природного явления, которое совершают при известных обстоятельствах с одинаковой необходимостью. Различают также законы-предписания — нормы, принципы поведения, которые человек должен соблюдать в организации, общественных объединениях (правовые, нравственные законы).
Таким образом, закон есть отражение объективных и устойчивых связей, проявляющихся в природе, обществе, человеческом мышлении и в организации. Они могут носить всеобщий и частный, специфический характер, отражать строго количественные и качественные связи, относиться к законам функционирования и законам развития, законам динамическим и статическим. Динамические законы проявляют себя через однозначность причинно-следственных связей, в то время как статические законы представляют единство необходимых и случайных событий.
Актуальность данной темы в том, что при переходе к рынку российские предприятия меняют структуру управления и организацию производства. Опыт зарубежных предприятий здесь как раз кстати. И при изменении отношений между самими предприятиями необходимо менять и те законы, по которым эта организация будет развиваться.
Цель курсовой работы: раскрыть основные законы и принципы организации.
Задачами курсовой работы являются:
В любой организации имеются управляемые, частично управляемые и неуправляемые процессы, например, процесс принятия решения и его исполнения, процесс управления сбытом продукции, воспитательный процесс и т. д.
Каждый процесс включает четыре составляющие (рис. 1):
Такой процесс обладает следующими особенностями:
Таким образом, при анализе организации влияние входного воздействия (переменной) на результат и результата на входное воздействие принято характеризовать /не словом «функция», а словом «зависимость».
Зависимость — это связь между переменными входа и выхода системы (организации). Зависимость может включать общее и особенное (индивидуальное) для каждой организации.
Законы мышления — правила, применение которых способствует достижению оптимальной мыслительной деятельности (законы логики).
Закон — это зависимость, которая либо:
Законы аналогично зависимостям бывают объективными и субъективными, кратковременными и долговременными, моральными и аморальными. Объективные законы - это законы организации, а субъективные — законы для организации. Так же как и зависимости, законы могут быть представлены в виде таблиц, графиков, формул, словесных описаний, набора параграфов и статьей, инструкций и положений. Закон — это динамика функционирования организации, а положение, статья, инструкция и т. д.— это статика.
Закон, закономерность с
позиций менеджмента можно
Закономерность есть объективно существующая устойчивая связь между явлениями и их причинами. Закономерности выявляются в результате обобщения фактов в определенной области. Законы организации можно подразделить на законы, преимущественно проявляющиеся в статике (в структурах организации как формы) и в динамике (в процессах организации как функции управления). Теория организации изучает общие, частные и специфические законы, которые находят свое проявление в организациях. В то же время законы организации по важности разделяются на два уровня: основополагающие законы организации и менее важные законы организации (рис. 2).
Закон соответствия разнообразия
управляющей системы
Согласно этому закону разнообразие (неопределенность) в поведении управляемого объекта может быть уменьшено за счет соответствующего увеличения разнообразия органа (органов) управления. Только разнообразие в регуляторе (в управляющей системе) может уменьшить разнообразие регулируемого процесса, порождаемые возмущения. В социальных организациях (фирмах) проявление этого закона можно наблюдать при исследовании причин ухудшения управляемости фирм. Если фирма расширяет свою производственную, сбытовую, маркетинговую и иную деятельность, т. е. происходит ее диверсификация, но при этом система управления не модифицируется, то, как правило, замедляется процесс прохождения команд, наблюдаются их запаздывание, несвоевременная реакция на происходящие явления и процессы, определяющие эффективность деятельности фирмы. Возникает конфликт между модернизирующимся в направлении многопланового разнообразия объектом управления и застывшим в своем развитии субъектом управления.
Закон приоритета целого над частью. При взаимодействии компонентов системы необходимо соблюдать объективный закон приоритета целого над частью. Это требование обусловлено самой природой целого, его возникновением и развитием. Целое (система) и части (компоненты) едины, они не существуют друг без друга. В то же время их влияние на функционирование системы неодинаково. Во взаимодействии целого и части ведущей стороной является целое, которое активно влияет на части (компоненты), преобразуя их согласно собственной природе, интегрируя и адаптируя. Части подчинены целому, движутся, развиваются в его границах и сообразуются с ним в реализации своих функций.
В организационных социальных системах действует общий закон учета системы потребностей — индивидуальных, групповых, общефирменных и общественных. Американский исследователь Маслоу всю совокупность потребностей разделил на две группы: первичные и вторичные потребности. В свою очередь, первичные потребности Маслоу подразделил на физиологические, потребность в безопасности и защищенности. Вторичные потребности включают в себя социальные потребности, иногда называемые потребностями в причастности, социального взаимодействия, привязанности и поддержки, потребности в уважении и самоуважении, уважении со стороны окружающих, самовыражении, реализации потенциальных возможностей и роста как личности.
Идею, что организация должна одновременно использовать различные типы стимулирования и что ее успехи зависят от того, как она организует и выстраивает в иерархию стимулирующие механизмы, объясняют разнообразием не только участников, но прежде всего их мотиваций. В этом можно видеть главную характерную черту экономической организации: обеспечивать координацию и формирование иерархии в мотивациях участников для объединения их в рамках взаимосвязанной системы, которая гарантировала бы быстроту принятия решений и эффективность их реализации. Точнее говоря, организация играет на взаимозависимости мотиваций ее членов, выявляя таким образом взаимозависимость их функций, и благодаря этой особенности, проигнорированной в рамках традиционного подхода, можно понять превосходство разделения объединенного труда над изолированностью отдельных работников и их задач.
Закон синергии — сумма
свойств организованного
В терминах системного подхода можно дать другое определение закона синергии: сумма свойств системы (организации) не равна сумме свойств .ее компонентов (частей, элементов). При хорошей организованности системы сумма свойств системы должна превышать сумму свойств компонентов, а при плохой - эффективность функционирования системы будет ниже суммарной эффективности ее компонентов. При этом под свойством элемента (компонента) понимается характеризующий его состав параметров, их взаимозависимость, изменение во времени.
Закон синергии — один
из ведущих общих законов
Основательность закона синергии определяется также и тем, что действие других законов организации в конечном счете направлена на достижение более высоких значений синергического эффекта. Синергический эффект — это:
Термин «синергия» был введен в обиход Ансоффом И. (Ansoff L) для обоснования групповых структур в организации компаний. В 50—60-е гг. прошлого века наблюдались взлеты многих конгломератов, т. е. акционерных объединений совершенно разных по своему профилю предприятий. В это время управленческие решения вырабатывались и принимались централизованно в высших эшелонах корпоративного управления.
Закон самосохранения. Теоретической основой для анализа общего состояния организации служит закон самосохранения: каждая материальная система (организация, коллектив, семья) стремится сохранить себя (выжить) и использует для достижения этого весь свой потенциал (ресурс). Для анализа положения организации очень важен такой показатель, как «уровень самосохранения» или «уровень рентабельности выпускаемой продукции», или «прибыльность».
Согласно закону самосохранения любая организационная система, равно как и ее отдельный элемент, стремятся сохранить себя как целое. Самосохранение организации зависит от внешней и внутренней среды характера ее деятельности, наличия ресурсов, качества управления и т. п. Самосохранение организации обусловлено действием двух противоположных организационных факторов—стабильности и развития: стабильный фактор при его абсолютизации может в конечном счете вызвать бюрократизацию и застой; ускоренное, не обеспеченное достаточными ресурсами развитие, может обеспечить только временный успех.
Закон самосохранения гласит, что любая организационная система, как уже сказано выше, стремится сохранить себя как целостное образование и, следовательно, экономнее расходовать свой ресурс. Важнейшим условием сохранения системы является обеспечение ее равновесного функционирования.
Закон развития. Развитие означает перемену состояния системы (организации). Обычно это понятие используется для обозначения перехода из одного состояния системы в другое, которое считается лучшим, более эффективным или целесообразным для деятельности. Само слово «перемена» означает сдвиг в состоянии, который может проявляться и как ухудшение, и как улучшение. В последнее время получило распространение понятие «перемена». Оно может совершенно законно использоваться как для отражения изменения к худшему, так и для разработки продукта, маркетинга и возможного развития организации Именно последний термин самый удачный, хотя он применяется также в рамках поведенческой науки и означает развитие индивидов и отношений между ними, а также в рамках естественных моделей, рассматривающих организационное развитие как некий аналог процессов развития биологического организма.
Развитие — это необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания. Различают две формы развития: