Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 22:32, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является – рассмотреть сущность малого бизнеса, его роль и перспективы развития малого бизнеса в Кировской области.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Рассмотрение понятия и содержания малого предпринимательства;
На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о том, что представляет собой малый бизнес.
Изучение малого бизнеса в Кировской области;
Введение…………………………………………………………………………….2
Теоретические основы малого предпринимательства ……………………..4
Понятие малого предпринимательства.……………………………………..4
Исторические аспекты развития малого бизнеса…………………………...6
Основные функции малого предпринимательства…………………………10
2. Малый бизнес в Кировской области..……………………………….……….38
2.1. Характеристика малого бизнеса в Кировской области……………………..38
2.2. Поддержка и содействие развитию малого бизнеса в Кировской области 42
2.3. Роль малого бизнеса в Кировской области…………………………………..46
Заключение………………………………………………………………………... 51
Библиографический список
Министерство образования и науки Рф
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Вятский государственный гуманитарный университет»
ФАКУЛЬТЕТ Управления
КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
и управления трудовыми ресурсами
Курсовая работа
«Малый бизнес, его роль и перспективы развития»
Студентки Богатенко Елены Александровны
Группы УП-21
Научный руководитель: ассистент
Саитгараева Дина Шамильевна
Киров
2010 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
2. Малый бизнес в Кировской области..……………………………….……….38
2.1. Характеристика малого бизнеса в Кировской области……………………..38
2.2. Поддержка и содействие развитию малого бизнеса в Кировской области 42
2.3. Роль малого бизнеса в Кировской области…………………………………..46
Заключение……………………………………………………
Библиографический список
Приложения
Введение
Тема малого бизнеса, а в особенности его роль и перспективы развития в современных условиях, очень актуальна. Ведь экономика России сегодня находится в стадии становления. Ключевую роль в этом становлении должно играть предпринимательство, так как переход российской, как и любой другой экономики, к рыночным отношениям неизбежно связан со становлением и развитием малого бизнеса.
В экономике России малый бизнес пока продолжает играть достаточно незначительную роль, оставаясь "в тени". Между тем, только достаточные масштабы продукции и услуг, производимые на предприятиях малого бизнеса способны, во-первых, насытить рынок конкурентоспособной продукцией, во-вторых, создать новые рабочие места, в-третьих, приступить к формированию основы общества в любой цивилизованной стране – среднего класса. Поэтому в стране необходимо создавать благоприятные условия для развития предпринимательской деятельности, а так же малому бизнесу должна оказываться поддержка и контроль со стороны государства.
Вот почему тема малого бизнеса в последнее время так часто поднимается и обсуждается государством. Однако вопросы, связанные с малым бизнесом, рассматриваются так же и обычными гражданами, заинтересованными в открытии собственного дела, или уже имеющими свой бизнес.
Состояние и динамика развития малого предпринимательства не только является показателями здоровья экономики; малый бизнес выполняет и важнейшие социальные функции: оптимизации и стабилизации социальной структуры, обеспечение социальной динамики, предупреждения и снижения социальной напряженности. Малый бизнес, являясь по природе своей наиболее мобильной частью экономической жизни общества, требует специальных усилий по оптимизации его развития, в том числе, по улучшению инвестиционного климата в регионе, содействию выхода на межрегиональные и международные рынки, формированию заказа для подготовки кадров для малого бизнеса, информационной и консультационной поддержки.
Целью данной курсовой работы является – рассмотреть сущность малого бизнеса, его роль и перспективы развития малого бизнеса в Кировской области.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Предметом исследования является современное состояние малого предпринимательства в России и его поддержка государством.
Теоретической базой исследования в данной курсовой работе являются труды учёных-экономистов в России, научная литература по экономике, учебники и учебные пособия по экономическим дисциплинам, статьи из научных журналов.
В ходе исследования были использованы следующие методы: метод наблюдения и описания, метод системного анализа, сравнительный метод.
1. Теоретико-методологические основы малого бизнеса
1.1. Понятие малого предпринимательства
Малое предпринимательство - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, критериях (показателях), конституирующим сущность этого понятия.
Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты рыночной экономики относятся к субъектам малого предпринимательства, является:
В Европейском союзе принята такая классификация малых и средних предприятий:
Важным критерием является экономическая независимость предприятий. В Австрии, например, к малым относят предприятия с числом работающих не более 50 человек, у них должен быть годовой доход не более 5 млн. евро либо балансовая стоимость активов не более 2 млн. евро. Доля внешних собственников в собственности малого предприятия должна составлять не более 25%. В Италии к микропредприятиям относят предприятия с числом работающих не более 19 человек, к малым - с числом работающих от 20 до 99 человек, к средним предприятиям (малым) - с числом работающих от 100 до 199 человек, к средним предприятиям (большим) - с числом работающих от 200 до 499 человек.
Международная организация экономического сотрудничества развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом до 19 человек как «весьма малые», до 99 человек - как «малые», от 100 до 499 человек - как «средние» и свыше 500 - как «крупные».
В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных Фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
• в промышленности, строительстве, на транспорте - 200 человек;
• в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 100 человек;
• в оптовой торговле - 50 человек;
• в розничной торговле и бытовом обслуживании населения 30 человек;
• в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
В случаях превышения малым предприятием вышеназванной численности работников данное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или в годовой объеме прибыли.
В Российской Федерации по федеральному закону, к субъектам малого предпринимательства относятся и индивидуальные предприниматели, т.е. физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Для экономики в целом деятельность малых фирм является важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого предпринимательства специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике.
Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы.
1.2. Исторические аспекты развития малого бизнеса
Изучая сущность малого бизнеса, необходимо знать его истоки и процесс развития. Малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, но его история никогда не занимала общественное сознание. Но теперь малый бизнес все больше признается как созидательная сила экономики.
В течение 1980-х годов престиж малого бизнеса в мире начал повышаться в немалой степени благодаря его способности изобретать новые товары и создавать новые рабочие места. Вследствие этого в последние годы все чаще стали обращать внимание на его достижения и возможности, перспективы и проблемы [9, с. 154].
В российской истории малого бизнеса можно выделить ряд этапов.
Для первого этапа (1985 – 1987 гг.) характерно зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности. Этот этап можно назвать экспериментальным.
Во время второго этапа (1987 - 1988 гг.) сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом "кооперативного движения". Он послужил акселератором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы малого предприятия [9, с. 154].
Третий этап (1989 - 1990 гг.) связан с принятием законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства [2, с. 27].
Для четвертого этапа (1991 - 1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства.
Пятый этап (1993 - 1994 гг.) стал полосой широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательства, появления множества собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Однако на этом этапе ещё не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг.
Тем не менее, заложенные основы рыночных отношений, сформировавшиеся капиталы, их способность к инвестиционной деятельности привели к шестому этапу (1995 - 2000 гг.), где развитие предпринимательства смогло изменить соотношение деятельных сил в пользу инновационных процессов. С 1998 года появляется новое законодательство, ужесточаются требования к предприятиям малого бизнеса. Отныне при регистрации необходимо проходить много различных фондов (Пенсионный фонд, Соц. страх, ФОМС и т.д.). Малый бизнес наталкивается на бюрократические процедуры, процесс регистрации предприятий усложнился [19].
На седьмом этапе (2001 – 2002 гг.) развитие производства в стране выявило важнейшую проблему, которую никакими имеющимися резервами было не закрыть, - малому бизнесу отчаянно не хватало квалифицированных кадров, как управленческих, так и рабочих. Проблема развития малого бизнеса с мертвой точки не сдвигается. В 2001 г. создается объединение предпринимательских организаций России - "ОПОРА". На встрече с представителями "ОПОРЫ" в Кремле Президент России Владимир Путин заявил: "Малый бизнес - это большое государственное дело, и чем больше людей занимаются малым бизнесом, тем устойчивее экономика в России". В 2002 г. стабилизация в экономике позволила малому бизнесу перейти от тактики выживания к долгосрочному планированию. Регистрацию юридических лиц было решено передать в налоговые инспекции. Процедура регистрации максимально либерализуется. Отныне за просчеты и юридическую неграмотность отвечают сами предприниматели. В начале года начал действовать единый налог на вмененный доход, который применили все регионы, кроме Москвы, к нему добавляют единый социальный налог.
Информация о работе Малый бизнес, его роль и перспективы развития