Служебный контракт на государственной гражданской службе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 16:00, реферат

Краткое описание

Актуальность. В современных условиях, правовое регулирование государственной гражданской службы представляет собой одно из важнейших, приоритетных и эффективных направлений правовой политики государственного строительства, активизации связи государственного аппарата с населением, повышения престижа государственных гражданских служащих. Государственная гражданская служба является одним из важных правовых институтов административного права, основным предназначением которого является реализация управленческих функций исполнительной власти.

Вложенные файлы: 1 файл

Контракт итог.docx

— 79.53 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

 

Актуальность. В современных условиях, правовое регулирование государственной гражданской службы представляет собой одно из важнейших, приоритетных и эффективных направлений правовой политики государственного строительства, активизации связи государственного аппарата с населением, повышения престижа государственных гражданских служащих. Государственная гражданская служба является одним из важных правовых институтов административного права, основным предназначением которого является реализация управленческих функций исполнительной власти.

Правовое регулирование служебно-контрактных отношений в государственной гражданской службе направлено на поиск путей и направлений обеспечения органов государственной власти, высокопрофессиональными, юридически грамотными и ответственными государственными гражданскими служащими.

Всестороннее исследование сущности, содержания и особенностей осуществления служебно-контрактных правоотношений, существующих в них проблем, выявление и обоснование путей и направлений их разрешения, локализации, позволит решить актуальную задачу — обеспечить государственную службу, прежде всего государственную гражданскую службу Российской Федерации, компетентными, нравственно готовыми добросовестно исполнять предписания законов, регламентирующих государственную гражданскую службу Российской Федерации.

Объект управление персоналом на государственной гражданской службе.

Предмет теоретические основы содержания, сущности, особенностей служебно-контрактных правоотношений на государственной гражданской службы.

Цель работы – изучение теоретических и нормативных положений, раскрывающих содержание служебного контракта на государственной гражданской службе.

Для достижения указанных целей решались следующие задачи:

- раскрыть понятие, сущность, правовую природу служебного контракта;

- изучить классификацию  служебных контрактов на государственной  гражданской службе;

- рассмотреть порядок  и особенности правового регулирования  заключения служебных контрактов  с государственными гражданскими  служащими;

- выявить специфику изменения, приостановления и прекращения  служебного контракта на государственной  гражданской службе.

Для решения указанных задач в работе использовались общенаучные методы исследования: анализ, обобщение, логический метод.

 

 

 

 

1 Теоретические аспекты служебных контрактов  
на государственной гражданской службе

    1. Сущность, содержание и правовая природа служебного контракта

В механизме правового регулирования трудовых отношений первостепенное место отводится трудовому договору, определение понятия которого приведено в ст. 56 Трудового кодекса РФ.

Согласно данному определению трудовой договор – соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

Как юридический акт – основание возникновения трудового правоотношения – трудовой договор позволяет его сторонам (работнику и работодателю) достичь соглашения по условиям договора, т.е. по его содержанию, индивидуализировать и конкретизировать эти условия, определить права и обязанности сторон.

Федеральный закон о гражданской службе не содержит понятия трудового договора. В отношении гражданских служащих Законом введено новое понятие – «служебный контракт».

В юридической литературе и в ряде нормативных правовых актов «контракт» чаще всего трактуется как особая разновидность трудового договора, отличающаяся своеобразием содержания, сторон контракта и его, как правило, срочным характером. Контракт имеет целью учесть способности его субъекта (исполнителя), теснее увязать его трудовую деятельность с результатами работы (службы), повысить ответственность за свою работу (работу руководимого им коллектива).

Таким образом, юридическим актом возникновения отношений, связанных с поступлением на гражданскую службу, ее прохождением и прекращением, является служебный контракт.

Статья 23 Закона о государственной гражданской службе определяет служебный контракт как соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы.

Служебный контракт является разновидностью (формой) договорных отношений, т. е. предусматривает договорное установление основных условий гражданской службы на основе добровольного соглашения, в котором стороны являются равноправными субъектами реализации законодательства о гражданской службе. Разумеется, что определяющее значение в этом договорном процессе имеет мнение и реальные возможности руководителя государственного органа, а также императивные нормы законодательства о гражданской службе.

Содержанием служебного контракта являются конкретные права и обязанности сторон (руководителя государственного органа и гражданина или гражданского служащего), которые в основном определяются замещаемой должностью и должностным регламентом.

Представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с законодательством о гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии.

Гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы (гражданский служащий при заключении служебного контракта о замещении должности гражданской службы) обязуются исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа.

В публикациях, посвященных анализу соотношения и разграничении трудового договора работников по найму и контрактов государственных служащих существуют совершенно противоположные мнения, связанные с отраслевыми подходами. Особенно критически воспринимают сходство трудового договора и служебного контракта сторонники административно-правовой модели регулирования государственно-служебных отношений (А. А. Гришковец, А. В. Гусев, С. Е. Чаннов, А. А. Осин). В лаконичной форме эта позиция изложена С. Е. Чанновым [28]. Отличия служебного контракта (контракта с государственными служащими) от трудового договора указанный автор видит в том, что:

- контрактом с государственным  служащим определяется не трудовая  функция, а должностные обязанности (заметим в скобках, что должностные  обязанности предусматриваются  и трудовым договором);

- контракт о прохождении государственной  службы не является основанием  возникновения государственно-служебных  отношений. Таким основанием является  акт о назначении служащего  на должность, сам же контракт  имеет второстепенное значение. На определенных этапах государственно-служебные  отношения могут существовать  и не будучи урегулированы  контрактом (заметим, что трудовые  отношения могут также возникать  не на основе трудового договора, а непосредственно);

- условия контракта о прохождении  государственной службы не вырабатывается  сторонами, а определены в законодательном  порядке (этим недостатком в большинстве  случаев страдает и трудовой  договор, о котором стороны забывают  сразу после его заключения).

Следует, отметить, что договорные отношения как в сфере трудовых отношений, так и в сфере государственной службы, а также в иных сферах не приобрели решающего значения. В лучшем случае они выполняют регистрационную и формализованную функцию. Очевидно, это связано с низкой правовой культурой как работников найма, так и государственных служащих.

Вместе с тем, не следует относиться негативно к реальному существованию и позитивной роли служебного контракта и к таковому его отрицательному описанию, которое дает А. А. Осин. Он пишет буквально следующее: «Анализируя статьи закона, связанные со служебным контрактом, все больше приходишь к выводу, что служебный контракт как соглашение (если под этим словом подразумевает согласие сторон на те или иные условия и свободное волеизъявление при их формулировке) является чем-то эфемерным. В законодательстве о гражданской службе так детально регламентировано содержание служебного контракта, что включение в него каких-либо иных условий просто теряет смысл. Федеральный закон о гражданской службе либо сам устанавливает нормы, обязательные для исполнения, либо отсылает к уже принятым, или тем, которые будут приняты. Гражданину или гражданскому служащему просто остается соглашаться с теми условиями, которые ему предлагает Федеральный закон о гражданской службе и иные нормативные правовые акты»[27].

Занимая аналогичную сугубо отрицательную позицию, А. В. Гусев не признает позитивную роль контрактного регулирования государственно-служебных отношений. Он утверждает, что содержание служебного контракта в значительно большей степени типизировано. И хотя законодательством о гражданской службе не запрещено предусматривать в контракте дополнительные условия, не ухудшающие положение служащего, фактическое поле их применения весьма ограничено. В этом плане вряд ли можно рассчитывать на то, что контракт с его формальным, обезличенным содержанием станет действенным средством стимулирования, повышения результативности профессиональной деятельности служащих». «Таким образом, – делает вывод С. Е. Чаннов, – контракт о прохождении государственной службы призван по большей части не определять индивидуальные условия прохождения государственной службы, а зафиксировать факт добровольного двухстороннего волеизъявления о ее прохождении»[28].

Частично соглашаясь с таким критическим мнением о роли служебного контракта в регулировании гражданской службы, который в настоящее время действительно не выполняет предписанное ему значение, следует учитывать, что многое зависит не от законодателя, не от законодательной регламентации условий служебного контракта, а от сторон этого контракта, от сложившихся в реальности властных отношений на государственной службе, в которых руководитель (представитель нанимателя) может все: минуя контракт, может установить желаемые для него условия служебной деятельности (например, продвинуть или «затормозить» повышение гражданского служащего по службе, представить к награждению или нет, выделить субсидию на приобретение жилья или повременить и т. д.).

Важным нормативным положением, установленным Федеральным законом о гражданской службе, является защищенность гражданского служащего от произвольного изменения условий гражданской службы, в соответствии с которым служебный контракт может быть изменен только по соглашению сторон и в письменной форме. Это условие частично предотвращает произвол в регулировании правового статуса гражданского служащего, попавшего «в немилость» к руководителю государственного органа (представителю нанимателя).

 

1.2 Классификация служебных контрактов, используемых  
в государственной гражданской службе Российской Федерации  
и их содержание

В трудовом праве все виды трудовых договоров по времени действия делятся на два вида (ст. 58 Трудового кодекса РФ): 1) на неопределенный срок; 2) на определенный срок, не более пяти лет, т.е. срочный трудовой договор.

Трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, является наиболее распространенным. Срочные трудовые договоры имеют ограниченную сферу применения (ч. 2 ст. 58 Трудового кодекса РФ).

В соответствии со ст. 25 Закона о государственной гражданской службе для замещения должностей гражданской службы представитель нанимателя может заключать с гражданским служащим: служебный контракт на неопределенный срок; срочный служебный контракт.

В то же время Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» выделяет не два, а три вида служебных контрактов в зависимости от сроков – контракт: на неопределенный срок; на определенный срок; на срок обучения в образовательном учреждении профессионального образования и на определенный срок государственной службы после его окончания[5].

Однако, в Федеральном законе N 79-ФЗ такой вид (контракт на срок обучения в образовательном учреждении профессионального образования и на определенный срок государственной службы после его окончания..) служебного контракта не фигурирует, так как, по всей видимости, законодатель совершенно правильно учел, что этот третий вид служебного контракта на самом деле не образует самостоятельного вида, а является всего-навсего разновидностью срочного служебного контракта. Обучение же в образовательном учреждении профессионального образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы является лишь основанием, условием для заключения срочного служебного контракта.

Срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами.

Информация о работе Служебный контракт на государственной гражданской службе