Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2015 в 21:20, курсовая работа
Цель – рассмотреть и проанализировать черты и свойства организации. Рассмотреть жизненный цикл организации.
Задачи работы: дать определение понятию организация, определить черты организации, дать характеристику миссии организации, рассмотреть жизненный цикл организации, жизненный цикл организации. Модель И. Адизеса
Предмет исследования – теория организации.
Объект исследования – черты и свойства организации, жизненный цикл организации.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Организации находятся в постоянном развитии, организационные формы непрерывно эволюционируют и совершенствуются.
Реалистичную теорию жизненных циклов организации разработал американский исследователь Адизес.
Современная российская экономика характеризуется неоднозначной и динамично меняющейся экономической средой, интенсификацией жизненного цикла предприятий, наличием сложных управленческих проблем. Перед отечественной экономической наукой и практикой стоят задачи максимально возможного предотвращения банкротства предприятий и повышения эффективности их деятельности.
Актуальность данной темы в том, что мировой, а теперь и российский экономический опыт свидетельствует о том, что предприятие, занимаясь бизнесом, функционирует не хаотично, а подчиняется определенным внутренним закономерностям. Каждое предприятие создается, развивается, находит и завоевывает свою рыночную нишу, стабилизируется в своем развитии, сокращается и нередко прекращает свое существование. В целом можно говорить о жизненном цикле существования предприятия, т.е. динамическом процессе его создания, существования, трансформациях и ликвидации.
Цель – рассмотреть и проанализировать черты и свойства организации. Рассмотреть жизненный цикл организации.
Задачи работы: дать определение понятию организация, определить черты организации, дать характеристику миссии организации, рассмотреть жизненный цикл организации, жизненный цикл организации. Модель И. Адизеса
Предмет исследования – теория организации.
Объект исследования – черты и свойства организации, жизненный цикл организации.
Курсовая работа состоит из введения, заключения. Двух глав и списка литературы.
Глава 1. Черты и свойства организации
1.1. Определение и понятие организации
Подходы и определения «организация» связаны с возникновением совместной деятельности людей. Человек появился 6 млн. лет назад, 3,5 млн. лет назад появилась организация в жизни человека, 12 тыс. лет назад появилось сельское хозяйство как отрасль.
Термин «организация» был известен уже в средневековье, он связан с латинским словом «орган», что означает инструмент, орудие.
Можно предположить, что первоначально «организация» как слово означало – управление органами, то есть совокупностью частей, функционально специализированных и приспособленных к нуждам целого. Термины с корнем «орган» стали широко использоваться с начала XX в., то есть с того времени, когда во всем мире становится популярной концепция научного управления (менеджмента).
«Организация – это группа людей, объединенных общей целью, и осуществляющих совместную деятельность для достижения этой цели».1
Функционирование организации имеет определенную закономерность, должно отвечать определенным законам, принципам.
Теория организации базируется на концепциях и достижениях таких наук, как:
Теория социальных явлений (И. Пленге, Т. Катарбиньский);
Организация труда и управления (А.Файоль, М. Вебер и т.д.);
Биологическая теория организации (Д. Холдейн, В. Риттер);
Общая теория систем (Л. фон Берталанфи) и кибернетика (Н. Винтера).
Всеобщий характер организационных отношений «целое-часть», присущих системам разной природы, обусловил связи теории организаций с физическими и биологическими науками, кибернетикой, социологией, юриспруденцией, экономикой, психологией, этнографией, историей и др.
Рассмотрим в таблице 1 вклад различных наук в теорию организации.
Таблица 1. Вклад различных наук в теорию организации
Кибернетика |
Общая теория систем, система, связь, отношения. |
Психология |
Поведение людей, мотивация, психология принятия решений, оценка поступков, изменения позиций. |
Социология |
Социальные системы, групповое поведение, групповая динамика, процессы социализации, социальные конфликты, мотивация, факторы социальной активности, социальная патология. |
Социальная психология |
Межличностное поведение, формы коммуникаций и пути удовлетворения индивидуальных нужд. |
Наука об управлении |
Функции, организация управления, организационная деятельность менеджера: принципы построения производственно-хозяйственных систем как объектов управления и организационных структур управления. |
Теория информации и информационных систем |
Коммуникационные процессы в ПХС производственно хозяйственных системах, необходимость и достаточность информации, формы коммуникационных процессов и информационные технологии. |
Организация как система включает в себя следующие элементы:
Материальные ресурсы.
Трудовые ресурсы – современная тенденция (организации более материальные, чем человеческие)
Информация – организации более информационные (Internet) позволяет создать новую форму – виртуальные организации.
«Основными моментами организации как системы являются:
Нахождение данной системы в определенной внешней среде и зависимость от нее.
Функционирование реальной организации предполагает взаимодействие с определенной внешней средой с т.з. входа (ресурсы, которые поступают в организацию) и выхода (результат организации)"2
Организации как системе присуще определенное разделение труда между элементами:
«Горизонтальное разделение труда (распределение работ между однородными элементами) – определенное количество рабочих мест и их особенности.
Вертикальное разделение труда (руководитель-подчиненный) – определенные уровни управления и их количество».3
Постоянное развитие элементов системы:
Это явление связано с развитием потребностей людей, со стремлением более эффективно удовлетворять эти потребности.
Развитие элементов организации осуществляется в следующих направлениях:
Технико-технологическое развитие элементов организации.
Информационное развитие организации (новые знания).
Развитие человеческого фактора организации – т.е. уровень знаний, квалификация, самосознание, социальное развитие и т.д.)
Организация как система может быть следующих видов:
Жесткие организации – элементы четко определены и постоянно соблюдаются определенные правила взаимоотношения между ними (Атомная станция).
Мягкие организации – в такой системе могут меняться элементы, взаимоотношения, нормы, правила и т.д. (обычная фирма).
«Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей».4
Организационные процессы содержат в себе социальную сущность, а взаимодействие членов групп сбалансировано, что предполагает необходимость в координации. Структура каждой системы, ее организации со временем меняется, хотя процессы изменения организации протекают медленнее, чем процессы ее функционирования
Организация имеет границы, которые могут меняться со временем. Члены организации, на которых возлагаются определенные обязанности, вносят свой вклад в достижение установленных целей. Преимущество организованных групп заключается в том, что человек, входя в состав коллектива, может более успешно достичь своих целей, чем индивидуально. Поэтому он и создает интегрированные, кооперативные системы поведения.
Организация тесно связана с управлением. Терещенко В. И. предостерегает: «Слова «организация» и «управление» вовсе не означают то же самое, что «организация управления», это разные вещи. «Организация» – структура, в рамках которой производятся определенные мероприятия.
«Управление» – совокупность скоординированных мероприятий, направленных на достижение определенных целей.
Организация – «анатомия» предприятия.
Управление – его «физиология».
Организация – это статика дела, управление – его динамика».
При организации всегда встает вопрос масштаба, объема структуры: где установить «потолок» максимального развития предприятия, другими словами, речь идет о проблеме оптимального размера предприятия. До каких пор надо идти, чтобы не впасть в «гигантоманию».
Организация постепенно изменяется, она может совершенствоваться, улучшаться, а может и деградировать. Изменение функционального и структурного звена не может происходить одновременно. Всегда существует определенная противоречивость форм и содержания. Это обстоятельство является важнейшим стимулом развития системы.
Главной целью каждой организации является сохранение стабильности, гомеостаза. Поэтому организационная структура каждого уровня болезненно воспринимает изменения внешних условий.
«Организация – это всегда люди, связанные работой и общими производственными целями. Люди стремятся перестроить скорее внешние условия, чем самих себя».5
Определение организации предусматривает необходимость формального координирования взаимодействия работников. Структура организации определяет, каким образом должны быть распределены задачи, какой должна быть субординация, каковы формальные координирующие механизмы и модели взаимодействия.
Для организации характерны следующие составляющие: комплексность, формализация определенное соотношение централизации и децентрализации. Комплексность рассматривает степень дифференциации в рамках организации.
Формализация – это заранее разработанные и установленные правила и процедуры, определяющие поведение работников.
В организациях соотношение централизации и децентрализации определяется уровнями, на которых вырабатываются и принимаются управленческие решения в организации. В некоторых организациях процесс принятия решений очень централизован, разрешением проблем занимаются высшие руководители. В других случаях принятие решений децентрализовано, ответственность делегируется вниз по иерархии управления. Принятое соотношение централизации и децентрализации определяет характер и тип устанавливаемой организационной структуры управления.
Организации заранее проектируются, моделируются для того, чтобы сформировать структуру, подчиненную интересам достижения установленных целей. При проектировании организации используется представление о ней как об организме, который действует рационально и целенаправленно, имеет априори установленную цель и совершенствует методы достижения цели. Проектирование в современных условиях вызвано к жизни увеличивающейся сложностью управления организациями, необходимостью применения научно обоснованных методов для выполнения функций управления и специализацией управленческого труда. Этот подход качественно отличается от широко распространенных методов повышения эффективности организаций, таких, как традиционное расчленение и объединение на опытной основе подразделений или сфер ответственности руководителей, замена руководителей, улучшение тех или иных организационных процедур.6
Следует различать теорию организации и организационное поведение. Макроуровень (организация в целом и ее основные части) является объектом анализа в теории организации, которая изучает условия и предпосылки поведения организации, ее общую эффективность, возможности для адаптации и достижения целей. Эта дисциплина имеет как описательный, так и нормативный аспекты. Она описывает фактическую структуру организации и предлагает варианты ее оптимальной структуры, обеспечивающей эффективное функционирование. Организационное поведение как научная дисциплина имеет объектом анализа микроуровень – поведение индивидуумов и групп. Поведение индивидуумов обычно изучается с позиций восприятия ценностей, профессионального образования, мотивации и личных особенностей. При рассмотрении поведения групп внимание уделяется ролям, статусу, руководству, общению и конфликтам. В круг изучения входит производительность труда работников, текучесть кадров, удовлетворенность работой.
Необходимо подчеркнуть, что теория организации и организационное поведение – смежные дисциплины, имеют много точек соприкосновения, дополняют друг друга при изучении проблем поведения организаций. Исследуя конфликты, организационное поведение сосредоточивается на межличностных и внутригрупповых столкновениях, которые происходят из-за разнообразия личностных особенностей и недостаточной коммуникации. Конфликт же, когда он изучается теорией организации, связан преимущественно с проблемами внутренней координации. В одном случае конфликт рассматривается как проблема, возникающая между людьми. В другом как столкновение в результате имеющихся недостатков в построении организации. Теория организации и организационное поведение охватывают различные уровни и аспекты анализа организационного процесса.
Все сложные организации имеют общие характеристики. Эти общие черты помогают понять, почему, чтобы добиться успеха, организацией необходимо руководить.
1. Ресурсы. В общих чертах цель
любой организации вмещает
Например, организация «Мак Дональдс» (производство и обслуживание):
Материалы – мясо, картофель, булочки, бумага.
Технология – механизированное приготовление еды (кухонное оборудование).
Люди – управляющие ресторанами, бухгалтера, мясники, продавцы, на раздаче.
Информация – отчетность по реализации, учет на складах, отчет по затратам на приобретение продуктов для изготовления продукции.
Этот пример показывает взаимосвязь между целями и ресурсами.