Теория и методика обучения технологии и предпринимательству

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 08:51, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии с Концепцией профильного образования, «профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования».

Содержание

Введение
1.Актуальность проблемы
2.Проблема исследования
3.Объект исследования
4.Предмет труда
5.Цель исследования
и учащемуся, с реализацией продукции в микрорайоне школы.
6.Задачи исследования
7.Гипотеза исследования
8.Методы исследования

Глава 1. Теоретические основы технологического профильного обучения
1.1. Информационный проект лекции по технологии профильного обучения
Введение в курс «Технология профильного обучения». Сущность, предмет, цели и содержание курса «ТПО».
1.2. Проработка лекции Введение в курс «Технология профильного обучения». Сущность, предмет, цели и содержание курса «ТПО» через тестовые задания.
1.3. Слайд-программа по технологии профильного обучения на основе лекции Введение в курс «Технология профильного обучения». Сущность, предмет, цели и содержание курса «ТПО».
1.4. Информационный проект по модульной технологии опора на лекцию модульно-рейтинговая организация учебного процесса.
1.5. Проработка лекции модульно-рейтинговая организация учебного процесса через тестовые задания
1.6. Слайд-программа по модульной технологии на основе лекции модульно-рейтинговая организация учебного процесса.


Глава 2. Методические основы профильного обучения, основанных на модульно-компетентностном подходе с применением АДВ и КСО.
2.1. Психолого-педагогические и методические условия организации и выбора моделей, технологий профильного обучения, форм, методов и средств обучения в проведении элективных курсов, основанных на модульно-компетентностном подходе.
2.2. Образовательная программа профильного обучения «Проектирование в профессиональной деятельности», основанная на модульной технологии.
2.3. Контрольные срезы по элективному курсу «Проектирование в профессиональной деятельности» в виде тестовых заданий пяти типов.

Глава 3. Экспериментальная часть – выполнение заданий в период педагогической практики при ознакомлении с профильной школой.
Итоговый контроль по ТиМОТиП. (итоговые тесты).
3.1. Базисный учебный план школы.
3.2. Учебный план профильного класса.
3.3. Образовательные программы профильных предметов, элективные курсы (тематический план).
3.4. Индивидуальные планы для учащихся по индивидуальным программам.
3.5. Портфолио учащихся старших классов.
Заключение (выводы)
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Теория и методика обучения технологии и предпринимательству.docx

— 189.34 Кб (Скачать файл)

 

Творческий проект

По курсу «Теория  и методика обучения технологии и  предпринимательству»

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.Актуальность проблемы

2.Проблема исследования

3.Объект исследования

4.Предмет  труда

5.Цель исследования

и учащемуся, с реализацией  продукции в микрорайоне школы.

6.Задачи исследования

7.Гипотеза исследования 

8.Методы исследования 

 

Глава 1. Теоретические основы технологического профильного обучения

1.1. Информационный проект лекции по технологии профильного обучения  
Введение в курс «Технология  профильного обучения». Сущность, предмет, цели и содержание курса «ТПО».

1.2. Проработка  лекции Введение в курс «Технология  профильного обучения». Сущность, предмет, цели и содержание курса «ТПО» через тестовые задания.

1.3. Слайд-программа по  технологии профильного обучения  на основе лекции Введение в курс «Технология  профильного обучения». Сущность, предмет, цели и содержание курса «ТПО».

1.4. Информационный проект  по модульной технологии опора  на лекцию модульно-рейтинговая  организация учебного процесса.

1.5. Проработка лекции модульно-рейтинговая организация учебного процесса через тестовые задания

1.6. Слайд-программа по  модульной технологии на основе  лекции модульно-рейтинговая организация  учебного процесса.

 

 

Глава 2. Методические основы профильного обучения, основанных на модульно-компетентностном подходе с применением АДВ и КСО.

2.1. Психолого-педагогические и методические условия организации и выбора моделей, технологий профильного обучения, форм, методов и средств обучения в проведении элективных курсов, основанных на модульно-компетентностном подходе.

2.2. Образовательная программа  профильного обучения «Проектирование в профессиональной деятельности», основанная на модульной технологии.

2.3. Контрольные срезы  по элективному курсу «Проектирование в профессиональной деятельности» в виде тестовых заданий пяти типов.

 

Глава 3. Экспериментальная  часть – выполнение заданий в  период педагогической практики при  ознакомлении с профильной школой.

Итоговый контроль по ТиМОТиП. (итоговые тесты).

3.1. Базисный учебный план  школы.

3.2. Учебный план профильного  класса.

3.3. Образовательные программы  профильных предметов, элективные  курсы (тематический план).

3.4. Индивидуальные планы  для учащихся по индивидуальным  программам.

3.5. Портфолио учащихся старших классов.

Заключение (выводы)

Литература

 

 

Введение

1.Актуальность  проблемы

2.Проблема исследования

3.объект исследования

4.Предмет  труда

5.Цель исследования

6.Задачи исследования

7.Гипотеза исследования 

8.Методы исследования 

А) Заключаются в теоретическом  анализе литературы по технологии в  старших классах;

Б) В разработке подхода  по изготовлению конкретного объекта  труда по конкретной технологии (методы работы совместной ученика и учителя);

В) Требуется экспериментальная  проверка по индивидуальной траектории обучения для каждого ученика.

 

 

Глава 1. Теоретическая  часть.

1.1. Информационный  проект лекции по технологии  профильного обучения Введение  в курс «Технология  профильного  обучения». Сущность, предмет, цели  и содержание курса «ТПО».

 В соответствии с  Концепцией профильного образования,  «профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования».

 Основными  задачами профильного обучения  являются:

*создание условий для учета и развития учебно-познавательных и профессиональных интересов, способностей и потребностей учащихся в процессе их общеобразовательной подготовки;

*воспитание в учащихся любви к труду, обеспечение условий для их жизненного и профессионального самоопределения, формирование готовности к сознательному выбору и овладению будущей профессией;

*формирование социальной, коммуникативной, информационной, технической, технологической компетенций учащихся на допрофильном уровне, направленность обучения на выбор будущей профессии;

обеспечение перспективной  связи между общим средним  и будущим профессиональным образованием.

 Основными  принципами профильного обучения и предпрофильной подготовки учащихся считаем следующие.

Принцип фуркации. Его сущность состоит в том, чтобы образовательная система выполняла свои основные социальные функции - селекционную, тестирующую, распределительную в соответствии с современным ей социальным заказом. Поэтому во время общеобразовательной подготовки учащихся происходят процессы распределения учащихся по уровню образовательной подготовки, по интересам, потребностям, способностям и наклонностям. Этот процесс происходит в соответствии с возрастными особенностями школьников и детерминирован потребностями в специалистах различного профиля в региональном и общегосударственном контексте.

Принцип вариативности  и альтернативности. Согласно этому принципу создается современное содержание образования в предпрофильных и профильных классах, построенное на постоянном разрешении диалектического противоречия между обязательными и вариативными курсами (в количественном и качественном отношении). Кроме этого, принципу вариативности и альтернативности соответствует построение учебных программ, технологий обучения и учебно-методического обеспечения учебного процесса в предпрофильных и профильных классах современной школы.

Принцип последовательности и непрерывности состоит в необходимости последовательной дифференциации учащихся соответственно их интересам, способностям, наклонностям в различных сферах человеческого знания, а также в последовательной и непрерывной взаимосвязи между предпрофильной подготовкой и профильным обучением, профильным и профессиональным обучением.

Принцип гибкости реализуется в создании таких форм организации профильного обучения, которые наиболее бы соответствовали запросам как индивидуума, так и общества; к таким гибким формам относится и модель организации профильного обучения, основанная на сетевой кооперации. Кроме этого принцип гибкости в организации профильного обучения обеспечивает возможность изменения профиля в соответствии с изменениями в интересах и наклонностях учащегося в ходе предпрофильной и профильной подготовки.

 Согласуясь с нормативно-правовыми  основами организации профильного  обучения в отечественной системе  образования, мы трактуем основную  категорию нашего исследования - профильное обучение - как систему  организации среднего образования,  при которой в старших классах  обучение проходит по разным  программам (профилям) с преобладанием  тех или иных предметов. Федеральной  целевой программой развития  образования до 2010 года предполагается  повсеместный переход на профильное  образование в старшей школе  по всей России.

 Можно выделить несколько  вариантов или моделей организации профильного обучения, представленных в «Концепции профильного образования».

1) Модель внутришкольной профилизации

 Отдельная школа может  быть однопрофильной (реализовывать  только один из избранных ею  профилей), или организовать на  старшей ступени несколько профилей, т.е. быть многопрофильной. Возможен вариант, когда школа в целом не ориентирована на конкретные (один или несколько) фиксированные профили, но за счет значительного увеличения числа элективных курсов представляет школьникам - в том числе, в форме многообразных учебных межклассных групп - в полной мере осуществлять свои индивидуальные профильные образовательные программы, включая в них те или иные профильные и элективные курсы.

2) Модель сетевой  организации 

 В подобной модели  профильное обучение учащихся  конкретной школы осуществляется  за счет целенаправленного и  организованного привлечения образовательных  ресурсов иных образовательных  учреждений. Оно может строиться  в двух основных вариантах. 

 Первый связан с  объединением нескольких школ  вокруг наиболее сильной школы,  обладающей достаточным материальным  и кадровым потенциалом, которая  для группы школ выполняет роль «ресурсного центра». В этом случае каждая из школ данной группы обеспечивает в полном объеме базовые общеобразовательные курсы и ту часть профильного обучения (профильные и элективные курсы), которую она способна реализовать в рамках своих возможностей. Остальную профильную подготовку берет на себя «ресурсный центр».

 Второй вариант основан  на кооперации школы с иными  образовательными учреждениями  и образовательными ресурсами  - учреждений дополнительного, высшего,  среднего и начального профессионального  образования. В этом случае учащимся предоставляется право выбора получения профильного образования либо в собственной школе, либо в кооперированных с ней образовательных структурах дистанционные курсы, заочные школы, Малые Академии при вузах, учреждения системы НПО/СПО и др.).

 Поиск новых решений проблемы педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащейся молодежи в условиях профильного обучения в системе сетевой кооперации предполагает:

усиление интеграции образовательных  и предметных областей с внеучебной практикой социально-профессионального самоопределения школьников;

ориентацию на консолидацию ресурсов и усилий с другими учебными заведениями (межшкольными учебными комбинатами, училищами, колледжами, лицеями, вузами);

обеспечение профильной подготовки школьников на основе вариативности, с  учетом заявленных ими индивидуальных маршрутов, соответствующих интересам, склонностям, способностям и запросам рынка труда, а также обязательной предпрофильной подготовки учащихся, включающей овладения школьниками способностью получения представлений об образе «Я», мире профессий, рынке труда; приобретение практического опыта для обоснованного выбора профиля обучения;

оказание психолого-педагогической помощи учителю в переориентации его с деятельности назидателя, ментора на деятельность фасилитатора, направленную на эмпатию, обеспечение успеха школьника в выборе профиля обучения и дальнейшей профессиональной деятельности.

Анализ сущности профильного образования, исходя из предыдущего опыта профилизации и разработанных нормативно-правовых документов позволяет определить основные факторы реализации требований к организации профильного обучения в старшей школе, а именно:

Интенсивное, подробное информирование на предпрофильной стадии обо всех возможных путях продолжения образования.

Разработка учебных планов старшей школы на основе потребностей учащихся, при которой не школа  предлагает готовый профильный пакет (предметов), а учащийся создает индивидуальный учебный план.

Организация элективных групп  на предпрофильной стадии и профильных классов на старшей ступени на основе использования вариативного компонента базисного учебного плана.

Укрупнение школы «7 - 9»  и ее отделение от школы «1 - 6»  в связи со спецификой задач предпрофильной подготовки.

Система формирования самоопределения  учащихся основной школы и вовлечение родителей в определение профиля  их обучения на третьей ступени.

Гуманистическая парадигма  в преподавании как профильных, так  и непрофильных предметов. Согласно гуманистической парадигме в  центре обучения не предмет, а учащийся. В преподавании первичны интересы и  возможности ученика, а не логика предмета и соответствующей науки.

«Плавающий» стандарт преподавания профильных и непрофильных предметов - не строго заданный базовый или  профильный уровень, а уровень не ниже базового в соответствии с зоной  ближайшего развития учащихся. На уровне образовательного учреждения - построение программы профильных и непрофильных предметов на основании зоны ближайшего развития учащихся.

Переход от «вычитательной» оценки (учитывающей ошибки и незнание учащихся в виде понижения оценки) к «накопительной» (количественно и качественно учитывающей достижения учащегося).

Информация о работе Теория и методика обучения технологии и предпринимательству