Организация торгового процесса в магазинах, его развитие в российской торговле, перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 10:26, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование организации торгово-технологического процесса в продуктовом магазине «Дарья» и разработка рекомендаций по его совершенствованию.
Для достижения поставленной цели в работе требуется решить следующие задачи:
определить содержание и цели торгово-технологического процесса в розничной торговле;
разработать рекомендации по совершенствованию торгово-технологического процесса магазина «Дарья».

Содержание

Введение
1. Содержание и цели торгово-технологического процесса в магазине розничной торговли
1.1 Сущность, задачи, цели и принципы организации торгово-технологического процесса в магазине
2. Структура и содержание технологического процесса в магазите
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

организация торговых процессов контр.docx

— 236.61 Кб (Скачать файл)

     Уральский институт экономики управления и права 
 

     Контрольная работа по теме:

Организация торгового процесса в магазинах, его развитие в российской  торговле, перспективы

     Вариант 4,1,1 

     Специальность   Экономика и управление на предприятии

     Группа        

     Исполнитель       

     Научный руководитель    
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание

     Введение

     1.  Содержание и цели торгово-технологического процесса в магазине розничной торговли

     1.1  Сущность, задачи, цели и принципы организации торгово-технологического процесса в магазине

     2.     Структура и содержание технологического процесса в магазите

     Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Термин  «технология» происходит от греческого слов techne, что означает искусство, ремесло, мастерство, умение, и logos – учение, то есть учение о каком-то ремесле, мастерстве. В более поздний период термин «технология» рассматривался применительно к совершению каких-либо производственных процессов, однако в настоящее время этот термин получил расширенное толкование, охватывая и непроизводственную сферу, в том числе и торговые процессы. По характеру выполняемых ими функций торговые процессы можно подразделить на два вида: технологические (производственные) и коммерческие (чисто торговые). Технологические процессы связаны с продвижением товара как потребительской стоимости и представляют собой продолжение процесса производства в сфере обращения (транспортирование, хранение, упаковка, фасовка, подсортировка). Они представляют собой единство трех элементов – живого труда, средств труда и предметов труда.

     Интеграция  экономики России в мировую систему хозяйства усиливает взаимозависимость и требует тесного взаимодействия субъектов коммерческих операций на основе унификации документации, инструментов и методов, используемых при оформлении торговых операций, а также сближения правовой базы, регламентирующей их. При этом, возрастает значимость и актуальность вопросов повышения совершенствования и повышения эффективности торгово-технологических процессов. Особенно, данные вопросы актуальны касательно бурно развивающейся розничной торговли.

     Целью данной работы является исследование организации торгово-технологического процесса в продуктовом магазине «Дарья» и разработка рекомендаций по его совершенствованию.

     Для достижения поставленной цели в работе требуется решить следующие задачи:

  • определить содержание и цели торгово-технологического процесса в розничной торговле;
  • разработать рекомендации по совершенствованию торгово-технологического процесса магазина «Дарья».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Содержание и цели торгово-технологического  процесса в магазине розничной  торговли 

     1.1 Сущность, задачи, цели и принципы  организации торгово-технологического  процесса в магазине 

     Торгово-технологический  процесс в магазине представляет собой совокупность взаимосвязанных  и последовательных операций, обеспечивающих доведение товаров до конечных потребителей с полным сохранением качества при  наименьших затратах труда и высоком  уровне торгового обслуживания.

     Специфика технологического процесса в магазине состоит в том, что здесь завершается  движение товара, и осуществляются операции коммерческого характера, связанные со сменой форм стоимости. Операцией называется часть технологического процесса, выполняемая работниками  путем применения определенных способов и приемов.

     Технологические операции магазина включают транспортировку  товаров, приемку их по количеству и  качеству, хранение, подготовку к продаже, преобразование производственного  ассортимента в торговый, продажу товаров и услуг.

     Технологический процесс состоит из основных и  вспомогательных операций. 
 

     К основным относятся операции, связанные с продажей товаров и обслуживанием покупателей: выявление спроса, формирование конкурентоспособного ассортимента товаров, его размещение и выкладка в торговом зале, операции по отпуску (отбор, взвешивание, отмеривание и т. д.), расчет за товары, упаковка покупки, оказание дополнительных услуг.

     Вспомогательные операции включают приемку товаров  по количеству и качеству, распаковку, доставку в кладовые, хранение, подготовку к продаже, доставку в торговый зал, организацию хранения и сдачи  тары.

     Технологический процесс осуществляется персоналом магазина без участия покупателей. Товарные потоки оказывают существенное влияние на организацию технологического процесса на розничных торговых предприятиях. Характер и содержание отдельных  операций технологического процесса зависят  от методов продажи, типа и размера  магазина, размеров поступающих партий, ассортимента товаров и их физико-химических свойств, состояния тары и упаковки, степени подготовленности товаров  к реализации и других факторов.

     Рационализация  технологического процесса и постоянное его совершенствование являются главной задачей. Оптимизация технологии предполагает интеграцию в единый процесс  знаний, технических средств, оборудования и способов реализации товаров и  услуг из имеющихся ресурсов.

     Грамотно  организованный технологический процесс  преследует следующие важные цели:

     ■ обеспечение взаимосвязанного и  четкого функционирования всех элементов  и частей технологического процесса;

     ■ сохранение потребительских свойств  товаров и их доведение до покупателей с наименьшими совокупными затратами;

     ■   высокая культура обслуживания.

     Решение этих взаимосвязанных вопросов может  быть обеспечено при использовании  системного подхода к изучению технологии торговых процессов, который предполагает использование методов экономико-математического  моделирования, составление алгоритмов конкретных процессов, выбор оптимальных  решений и использование передового зарубежного и отечественного опыта.

     Основными задачами совершенствования технологического процесса магазина в современных  условиях являются:

     ■ внедрение современных форм организации  торговли и методов продажи товаров;

     ■ механизация и автоматизация  технологического процесса и процессов  управления ими;

     ■ использование оптимального решения  технологического процесса;

     ■ внедрение передового опыта работы предприятий розничной торговли.

     Повышению эффективности деятельности предприятия  розничной торговли способствует ускорение  технологических процессов в  магазинах, достигаемое путем внедрения  АСУ на базе современных программных  продуктов, использования высокопроизводительного  оборудования, увеличения поступления  от поставщиков полностью подготовленных к продаже товаров, повышения  профессионального уровня персонала  и менеджеров предприятий, использования  технологических карт.

     Технологическая карта — это форма технологической документации, которая включает операции выполнения технологических процессов в магазине с указанием используемых технических средств, затрат времени и труда. Такие карты целесообразно составлять для крупных магазинов (супермаркет, универмаг, универсам и др.) с широким ассортиментом товаров.

     Технологические карты позволяют более рационально  построить режим работы магазина, комплексно использовать механизмы  и оборудование, внедрять наиболее эффективные приемы и методы труда, повышать культуру обслуживания.

     Таким образом, основываясь на вышесказанном, можно выделить следующие основные принципы организации технологического процесса магазина:

     ■   обеспечение комплексного подхода к его построению;

     ■   создание максимальных удобств для покупателей;

     ■   достижение наиболее рационального использования помещений и торгово-технологического оборудования магазина;

     ■ создание для работников магазина благоприятных  условий труда и отдыха, обеспечивающих высокую культуру и производительность труда;

     ■ обеспечение необходимой экономической  эффективности работы магазина.  
 
 
 

     2 Структура и содержание технологического  процесса в магазине 

     Структура и последовательность операций представлена на (рисунке 1)

       

     Рисунок 1 − Структура и последовательность технологического процесса магазина

     Организация торгово-технологического процесса определяется рядом факторов. Важнейшими из них  являются: уровень развития торговли, объем и структура товарного  предложения, степень подготовленности товаров к продаже, методы продажи, состояние товарных запасов, система  товароснабжения, тип, размер и специализация  торгового предприятия, степень  его хозяйственной самостоятельности.

     В торговой практике сложились три  основные схемы технологического процесса (рис. 2).

       
 

     Рисунок 2 − Варианты технологического процесса в магазинах в зависимости  от степени подготовленности товаров  к продаже

     Первый  вариант (I) включает приемку товаров  по количеству и качеству и подачу их сразу же в торговый зал для  продажи. Это наиболее прогрессивная  схема. Она возможна при доставке товаров, полностью подготовленных к продаже в таре-оборудовании.

     По  второму варианту (II) технологический  процесс предполагает направление  товара после приемки на хранение, а затем в торговый зал для  продажи. В данном случае возникает  необходимость в специальных  помещениях для хранения. Необходимость применения этого варианта возникает в том случае, если требуется накопление товаров в залах.

     Наиболее  сложной и менее экономичной  является третья схема (III), при которой  товары, поступившие в магазин, требуют  предварительной подготовки к продаже (фасовки, утюжки, чистки и т. д.)

     При любой из них весь технологический  процесс можно разделить на несколько  этапов. Первый этап включает операции с товарами до предложения их покупателям в торговом зале. К ним относятся: разгрузка товаров, приемка и подготовка их к продаже, создание требуемого режима хранения.

     Второй  этап охватывает операции, связанные  с непосредственным обслуживанием  покупателей. Это наиболее ответственный  участок технологического процесса. Здесь на высоком уровне должна быть

     осуществлена  демонстрация товаров в действии, помощь в выборе, квалифицированный  подбор товаров, их размещение, расчетные  операции. Особенность этого этапа  заключается в том, что при  выполнении операций работники магазинов  не только должны иметь профессиональные навыки выполнения всех операций с товаром, но и хорошо изучить психологию покупателя.

     Третий  этап включает операции по оказанию дополнительных услуг: раскрой тканей, прием предварительных  заказов, подгонка швейных изделий, купленных в магазине, по фигуре и т. д.

     Все операции технологического процесса взаимосвязаны, выполняются в четкой последовательности и оказывают непосредственное влияние  на конечный результат работы магазина.

     Важнейшими  принципами организации торгово-технологического процесса в магазине являются:

  • комплексный подход к определению рациональной схемы технологического процесса для конкретного магазина;
  • соответствие технологии работы магазина современному научно-техническому уровню развития торговли, достижениям отечественного и зарубежного опыта;
  • эффективность принятой технологической схемы работы магазина, обеспечивающей рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
  • создание условий для полной сохранности товаров и их потребительной стоимости;
  • сокращение применения ручного труда и улучшение использования торгово-технологического оборудования.

Информация о работе Организация торгового процесса в магазинах, его развитие в российской торговле, перспективы