Экспертиза качества консервов для детского питания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 20:44, дипломная работа

Краткое описание

Рост рождаемости в РФ вызвал увеличение и расширение ассортимента продовольственных товаров для питания детей раннего возраста.
Среди продуктов детского питания особое место занимают фруктовые пюре, как поставщики легкоусвояемых углеводов, минеральных веществ и витаминов. Одна из положительных сторон использования консервированных фруктовых пюре для детского питания состоит в том, что эти продукты позволяют значительно разнообразить рацион ребенка независимо от времени года, а также существенно экономить время мам на приготовление прикорма

Вложенные файлы: 1 файл

диплом 2007 (Восстановлен).docx

— 3.02 Мб (Скачать файл)

Введение

 

 

 

Рост  рождаемости в РФ вызвал увеличение и расширение ассортимента продовольственных  товаров для питания детей  раннего возраста.

Среди продуктов  детского питания особое место занимают фруктовые пюре, как поставщики легкоусвояемых углеводов, минеральных веществ и витаминов. Одна из положительных сторон использования консервированных фруктовых пюре для детского питания состоит в том, что эти продукты позволяют значительно разнообразить рацион ребенка независимо от времени года, а также существенно экономить время мам на приготовление прикорма. Специфика метаболизма детей раннего возраста позволяет вводить в рацион ребенка фруктовые пюре с 4-х месячного возраста.

Рынок консервированных фруктовых пюре для детского питания в г.Рязани представлен широким ассортиментом продукции, в основном, импортного производства. Причем фруктовые пюре одного наименования, но разных производителей существенно отличаются друг от друга. [20]

Яблочное  пюре принадлежит к числу продуктов, которые в первую очередь включают в рацион детей раннего возраста в качестве дополнения к грудному молоку или его заменителям. Когда приходит время вводить малышу прикорм, дилемма между готовым детским питанием и тем, которое можно приготовить собственноручно, бывает трудноразрешимой. Основные критерии сравнения яблочного пюре промышленного производства и приготовленного в домашних условиях – это его органолептические и физико-химические показатели качества и пищевой ценности.

Целью выпускной  квалификационной работы являлась сравнительная оценка качества яблочного пюре для детского питания, приготовленного на производстве и в домашних условиях.

 

 

1. Товароведная характеристика продуктов детского питания

 

 

1.1 Рынок  продуктов детского питания в России

 

 

 

Российский  рынок продуктов детского питания  является составной частью российской пищевой промышленности. Тема детского питания, как одного из основных факторов формирования здоровой нации, нашла свое отражение в Федеральной целевой программе «Дети России» на 2007-2010 гг., имеющей статус президентской.

Рынок детского питания можно условно разделить  на 2 основных сегмента: основное питание (молочные смеси, каши) и так называемый прикорм (овощные, фруктовые, мясные консервы, соки и пр.). Доля продуктов прикорма составляет свыше 30%, а доля основного питания – менее 70% (в денежном выражении). В последние годы наметилась тенденция ежегодного сокращения доли молочных смесей и рост сегмента прикорма. Так, несколько лет назад доля продуктов прикорма составляла менее 25%.

На сегодняшний  день рынок детского питания –  один из наиболее динамично развивающихся сегментов пищевой промышленности России. Согласно прогнозам «ФИНАМа», средний прирост рынка детского питания в денежном выражении в 2005-2013 гг. составит порядка 18%.[18]

В России это объясняется тем, что в  стране введена господдержка многодетных семей, растут показатели рождаемости, благосостояние потребителей. Сегмент «детское питание» за 2005-2006г.г. вырос на 8% (рисунок 1). Однако в 2008-2009 гг. рост продаж сменился спадом, вызванным резким ростом цен на основные группы продуктов питания для детей.

Рисунок 1 –  Годовой прирост товарных разделов в России, 2005-2006 гг., % в стоимостном  выражении

 

С 2010 г продажи детского питания возобновили рост. Рост рынка стимулируется не только увеличением доли потребителей, но и изменением культуры потребления продуктов детского питания. Родители все чаще приобретают готовые продукты промышленного производства, и все больше доверяют производителям в том, что они предоставляют высококачественную и безопасную продукцию.

Наиболее  значительными по объему сегментами рынка детского питания являются соки (46%), пюре (25%) заменители грудного молока (16%) и каши (9% соответственно). Печенье и чай - достаточно новые  продукты для российского рынка - они занимают 3% и 1% соответственно (рисунок 2). Причиной доминирования сегмента соков в объеме рынка является их широкая потребительская аудитория. В отличие от детских каш, молочных смесей, мясных и овощефруктовых консервов детские соки активно пьют и взрослые люди. Сок для детского питания выглядит в глазах потребителей более качественным. [6]

Рисунок 2 – Сегменты рынка детского питания, %

 

Кроме того, на российском рынке представлены и  другие продукты детского питания, которые производят как отечественные, так и зарубежные фирмы: мюсли, хлопья, сливки, творожок, вода.

Россия  осуществляет поставки детского питания  за рубеж. Так, за 8 месяцев 2010 года экспорт составил более 4 тысяч тонн в натуральном выражении и 20 тысяч долларов в стоимостном. При этом импорт более чем в 6 раз по объёму превышает экспорт. Продукция, в основном расфасованная для розничной продажи, поставляется в страны ближнего зарубежья (Украина, Казахстан, Азербайджан, Туркмения, Киргизия и другие).

На сегодняшний  день доля импорта среди адаптированных сухих смесей составляет 91%, среди  овощных пюре - 91%, среди фруктовых  пюре - 50% . Однако ведущие мировые  производители стремятся не только увеличить экспорт в Россию, но и усилить непосредственное присутствие на отечественном рынке, создавая собственные производственные предприятия внутри страны. Судя по всему, зарубежные производителей делают на Россию большие ставки. Как следствие, в последние два-три года конкуренция резко обострилась, активизировался процесс консолидации ведущих игроков. Так, Nestle и Nutricia, которые пока безоговорочно обгоняют конкурентов в сегменте заменителей грудного молока и имеют неплохие позиции в остальных категориях, провели в 2007 году стратегически важные финансовые операции. Nestle приобрела американскую компанию Gerber, известную в России прежде всего своим детским пюре. А компания по производству детского питания Nutricia, ранее принадлежавшая голландскому концерну Royal Numico, перешла в собственность французской Group Danone. Российское подразделение Nutricia имеет завод в городе Истра и сеть региональных представительств по всей стране. Благодаря покупке данного предприятия Danone сразу заполучила около 20% российского рынка пищевых продуктов для детей раннего возраста.[9]

В настоящее  время рынок детского питания  продолжает расти. Детское питание  демонстрирует наибольшую динамику роста на российском рынке – от 15% до 30% в год (в зависимости от категории) и имеет большой потенциал  для дальнейшего роста. При этом российский рынок детского питания  находится сегодня на начальной  стадии развития. Одна из главных причин этого роста – социально-демографические  изменения последних лет, рост рождаемости  и увеличение целевой аудитории. Меняется культура потребления –  если раньше женщина считала, что  лучше нее самой еду для  ребенка не приготовит никто, то теперь она все больше доверяет производителю. Меняется также и стиль жизни: растет женская занятость, а значит, и потребность в готовом детском  питании – высококачественном, разнообразном, удобном и безопасном. Другой важный фактор - общий рост покупательной  способности населения. Это значит, что родители могут позволить себе потратить больше средств на заботу о своем любимом ребенке. По мнению экспертов, логика дальнейшего развития отечественного рынка детских продуктов будет подчинена современным глобальным тенденциям. В первую очередь, это касается развития сегмента готовых к употреблению продуктов в порционной упаковке – адаптированных молочных смесей и жидких каш. Сейчас детские каши в России – это «сухая формула»: порошок, который надо разводить водой или молоком. Такой способ приготовления ограничивает возможность мобильных городских мам по использованию продукта. Готовой же кашей можно без особых проблем кормить ребенка даже во время прогулки в парке или в автомобиле по дороге к бабушке.

 Другая  интересная категория, пока не  представленная в России, – жидкие витаминизированные смеси из злаков на молочносоковой основе, значительно обогащающие рацион питания ребенка.[1]

 

 

 

 

1.2 Классификация и ассортимент продуктов детского питания

 

 

 

Продукты  детского питания (ПДП) – продукты для  питания детей первых трех лет жизни, дошкольников и  школьников, а также специализированные продукты для лечебного питания больных детей раннего возраста. Продукты детского питания предназначены для удовлетворения потребностей детского организма в нутриентах на разных этапах его развития.

Группа  продуктов детского питания подразделяется на подгруппы в зависимости от основного сырья (рисунок 3).







 

 

Рисунок 3 – Классификация продуктов детского питания на подгруппы

 

Продукты  на зерновой основе представлены главным  образом кашами, которые вводятся в рацион питания детей первого года жизни с 6 мес.

Продукты  детского питания на фруктово-ягодной  и овощной основе представлены консервами, которые производят из высококачественных свежих плодов и овощей. Готовые  продукты отличаются прекрасными вкусовыми  свойствами, наиболее благоприятным  сочетанием белков, жиров и углеводов  (1:1:2 до 4), а также высоким содержанием витаминов, железа, фосфора и других минеральных веществ. Консервы на фруктово-ягодной и овощной основе представляют собой гомогенизированную пюреобразную массу.[14]

Товароведная  классификация консервов на фруктово-ягодной  и овощной основе представлена на рисунке 4.


 


 



 


 





 

 

 

Рисунок 4 – Классификация и ассортимент продуктов детского питания на фруктово-ягодной и овощной основе

 

Ассортимент пюреобразных фруктовых консервов для детского питания включает несколько групп продукции, отличающихся по составу входящих в них компонентов (согласно ГОСТ Р 52475-2005 «Консервы на фруктовой основе для питания детей раннего возраста. Технические условия»):


-пюре  натуральные без добавок из  одного вида плодов или ягод;

-пюре  фруктовые с сахаром (сахар  добавляется в количестве 5-18%);

-пюре  из смеси фруктов и овощей  с сахаром;

-пюре  из полуфабрикатов тропических  плодов с сахаром;

-пюре  из смеси плодов, ягод, овощей  и соков;

-пюре  фруктовое с крупами и молоком  с сахаром;

-пюре  из фруктов или из смеси  фруктов со сливками и сахаром  «Неженка»;

-кремы  плодово-ягодные с добавлением  сахара и манной крупы;

-коктейли  плодовые и ягодные;

-десерты  плодово-ягодные с добавлением  сахара, модифицированного крахмала  и молочной сыворотки.

 

 

 

1.3 Характеристика основных производителей продуктов детского питания

 

 

Рынок детского питания в России не консолидирован, на нем присутствует большое количество как российских, так и западных производителей. Активными участниками российского рынка детского питания являются такие крупные международные компании как Nestle (Швейцария), Hipp (Австрия), Nutricia (Голландия), Kolinska (Словения), Semper (Швеция), Heinz (Германия).

Nestle - гигант на рынке компаний-производителей продуктов питания. Начал свою историю в 1866 году с выпуска одноименной сухой молочной смеси. С того вре-


мени линейка продукции Nestle расширилась до 8000 наименований, а линейка продуктов детского питания обогатилась фруктово-овощными пюре, мясными и рыбными пюре, молочными, безмолочными и кисломолочными кашами, молочными напитками, специальным детским молочком, соками и молочными десертами. Вся продукция представлена в среднем ценовом сегменте. Кредо компании – делать жизнь лучше, предлагая потребителям только качественные и полноценные продукты. [19]

Heinz - старейшая компания, существующая вот уже 135 лет, «Хайнц» заверяет – «Мы делаем обычные вещи необычайно хорошо». На российский рынок «Хайнц» вошел в 1995 году и представляет продукцию в среднем ценовом сегменте.


Помимо фруктово-овощных  пюре, мясных консервов и печенья, компания предлагает пудинги, инстантные супы, детскую вермишель, готовые вторые блюда и десерты.

Nutricia  еще одна фирма, представленная в среднем ценовом сегменте. Nutricia пришла в Россию в 1994 году. Специализируется исключительно на производстве продуктов детского питания и позиционирует себя как ком-


панию производитель специализированных и инновационных продуктов для детей с рождения и до трех лет. Выпускает: сухие молочные смеси, лечебные смеси, инновационные смеси с комплексом пребиотиков, молочные и безмолочные каши, фруктовые пюре и соки, фруктовые пюре с творогом и йогуртом, мясо-овощные пюре, рагу, чаи. Лидер по продажам сухих молочных смесей Nutrilon. [13]

Semper - шведская фирма, которая ведет отсчет своей деятельности с 1939 года. Изначально, компания задумывалась как производитель сухого молока, но с самого начала «Семпер» стала активно сотрудничать с пе-


диатрами и диетологами. Результатом этой работы явился принципиально новый продукт Бэби Сэмп – первая молочная смесь для детей, полученная промышленным способом.С тех пор ассортимент выпускаемой продукции расширился до 90 наименований. «Семпер» позиционирует себя как производитель премиум класса. Однако высокая стоимость продукции может объясняться и тем, что на территории России у компании нет ни одного завода, а весь ассортимент детского питания выпускается в Швеции из натурального сырья, прошедшего тщательный отбор.

Информация о работе Экспертиза качества консервов для детского питания