Геграфия транспорта России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 04:08, реферат

Краткое описание

Транспортная система России имеет сложную структуру, она включает несколько подсистем (железнодорожную, автомобильную, морскую, речную, воздушную и трубопроводы), каждая из которых состоит из основных элементов: инфраструктуры, транспортных средств и управления. К транспортной системе относятся транспортные узлы и коридоры, а также промышленный и общественный транспорт. Инфраструктуру обычно рассматривают по отраслям. В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности раздел «Транспорт и связь» входит в число 17 самостоятельных разделов классификатора и включает следующие классы: 60 — деятельность сухопутного транспорта, 61 _ деятельность водного транс¬порта, 62 - деятельность воздушного транспорта, 63 - вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность, 64 - связь.

Содержание

1. Транспорт как отрасль материального производства и крупнейшая часть инфраструктурного комплекса России. 3
География железнодорожного транспорта. 8
География автомобильного транспорта. 11
География речного транспорта. 14
География морского транспорта. 16
География воздушного транспорта. 18
География трубопроводного транспорта. 19
Промышленный транспорт. 20
Общественный транспорт. 20
Транспортные узлы.. 20
Транспортные коридоры.. 21
2. Современный этап развития транспортной системы страны. 21
Библиографический список. 25
Приложение 1. 26
Приложение 2. 27
Приложение 3 28

Вложенные файлы: 1 файл

транспорт россии доклад.doc

— 4.68 Мб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

  1. Транспорт как отрасль материального производства и 
    крупнейшая часть инфраструктурного комплекса России.

Транспортная система России имеет сложную структуру, она включает несколько подсистем (железнодорожную, автомобильную, морскую, речную, воздушную и трубопроводы), каждая из которых состоит из основных элементов: инфраструктуры, транспортных средств и управления. К транспортной системе относятся транспортные узлы и коридоры, а также промышленный и общественный транспорт. Инфраструктуру обычно рассматривают по отраслям.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности раздел «Транспорт и связь» входит в число 17 самостоятельных разделов классификатора и включает следующие классы: 60 — деятельность сухопутного транспорта, 61 _ деятельность водного транспорта, 62 - деятельность воздушного транспорта, 63 - вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность, 64 - связь.

Органической частью народнохозяйственного комплекса является транспорт, различные виды которого образуют единую транспортную систему страны.

Под единой транспортной системой страны понимается взаимосвязанная и взаимодействующая совокупность путей сообщения, транспортных узлов, транспортных и технических средств и сооружений для всех видов транспорта по обслуживанию сферы производства, обращения и перевозкам пассажиров.

Транспорт имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при размещении производительных сил страны.

Транспорт выступает в качестве крупного потребителя продукции ряда отраслей.

Технико-экономические особенности различных видов транспорта, проявляющиеся через преимущества и недостатки, отображённые в таблице 1.

Таблица 1

Вид транспорта

Преимущества

Недостатки

Железнодорожный

1.Надёжность. 
2.Высокая скорость доставки грузов и пассажиров. 
3.Независимость от погодных условий. 
4.Регулярность. 
5. Массовость. 
6.Маневренность. 
7.Универсальность.

 

Речной

1.Высокая провозная способность 
2.Низкие затраты на организацию перевозок.

1.Дальность перевозок. 
2.Небольшая скорость движения. 
3.Сезонность работы. 
4.Низкая загруженность из-за неравномерности глубин.

Автомобильный

1.Высокая проходимость и большая  манёвренность. 
2.высокая скорость доставки грузов и пассажиров. 
3.Рациональность перевозок на любые расстояния. 
4.Обеспечение необходимой частоты движения и 
размещения автомобильных дорог во всех зонах страны.

1.Относительно дорогой вид 
сухопутного транспорта. 
2.Более низкая производительность труда.

Морской

1.Использование естественных путей  сообщения большой протяжённости. 
2.Неограниченная пропускная способность. 
3.Более высокая (по сравнению с железной дорогой) скорость доставки в отдельные регионы.

1.Потребность в дорогих 
портовых сооружениях. 
2.Высокая доля расходов на начальные и конечные операции. 
3.Зависимость от погодных 
условий.

Трубопроводный

1.Возможность повсеместной прокладки  трубопроводов, их высокая пропускная способность. 
2.Низкая себестоимость транспортировки. 
3.Автоматизация. 
4.Непрерывность процесса транспортировки. 
5.Малочисленность персонала. 
6.Независимость от природных условий. 
7.Возможность экономии материальных, финансовых ресурсов.

 

Воздушный

1.Меньшая протяжённость воздушных  трасс. 
2.Большая беспосадочная дальность полёта. 
3.Маневренность организации перевозок. 
4.Высокая скорость доставки грузов и пассажиров.

1.Зависимость полётов от 
метеоусловий. 
2.Высокая стоимость перевозок.


 

Наличие разнообразных видов транспорта на конкретной территории принято называть транспортной сетью. Конфигурация транспортной сети зависит от размещения производительных сил, рельефа, природно-климатических условий конкретной территории. Плотность же путей сообщения зависит от уровня развития всех элементов производительных сил. Это и определяет классификацию районов:

    • Районы сплошного экономического освоения, а, следовательно, и с густой транспортной сетью, объединяющей все или большинство видов транспорта.
    • Районы выборочного экономического освоения со слабо развитой транспортной сетью, представленной одним или несколькими видами транспорта.
    • Районы интенсивного земледелия со слабо развитой транспортной сетью.
    • Районы освоения лесных ресурсов со сравнительно редкой освоенной транспортной сетью.
    • Курортные зоны.

Транспортная обеспеченность территорий определяет их место в классификации транспортных пунктов и транспортных узлов.

Под транспортным пунктом понимаются железнодорожные станции, речные пристани, речные и морские порты. Они выполняют следующие функции:

    • экономические;
    • транспортные;
    • технические;
    • политические;
    • культурные;
    • международных связей.

Транспортный узел _ это пункт, в котором сходятся не менее 2-3 линий одного вида транспорта. Когда в одном населенном пункте сходятся пути сообщения различных видов транспорта, он называется комплексным. Здесь ярко прослеживается взаимосвязь различных видов транспорта. В комплексных транспортных узлах осуществляется перевалка грузов и пересадка пассажиров.

Транспортные узлы бывают государственного, межрайонного, районного и местного значения. Кроме того, транспортные узлы классифицируются по назначению, сочетанию видов транспорта, по выполняемым функциям, по транспортному балансу, по величине грузооборота. Комплексные транспортные узлы могут иметь также сочетания: железнодорожно-водные (железнодорожно-речные, железнодорожно-морские), железнодорожно-авто- мобильные, водно-автомобильные.

При формировании транспортной системы регионов и единой транспортной системы страны исходят из трёх основополагающих аспектов:

    • социально-экономического (спроса на средства транспорта);
    • технологического, когда за основу развития и размещения различных видов транспорта берется технология процесса перевозок грузов и людей, при этом учитываются особенности каждого вида транспорта;
    • экономико-географического, учитывающего взаимозависимость таких компонентов, как производство, природная среда и транспорт.

В основу развития транспортной сети изначально закладывается принцип эффективности. Поэтому, формируя комплексные транспортные узлы, необходимо знать:

    • большинство крупногабаритных грузов на расстояние свыше 100 километров перевозятся по железным дорогам;
    • дорогостоящие, скоропортящиеся и штучные грузы на короткие расстояния эффективнее перевозить автомобильным транспортом.

Для перевозки срочных штучных, скоропортящихся и других грузов на дальнее расстояние целесообразно использовать авиационный транспорт.

Авиационный транспорт используется также там, где отсутствуют все другие виды транспорта.

Массовые и дешевые грузы, минеральные, строительные материалы, лес на дальние расстояния при наличии судоходных внутренних водных путей эффективнее перевозить речным транспортом.

География железнодорожного транспорта

Железнодорожный транспорт является основным звеном в единой транспортной системе. В географических, экономических, технических науках принято понимать под железными дорогами не только железнодорожные пути, но и всю сложную совокупность обслуживающих элементов, ремонтные мастерские, вокзалы, станции, остановочные пункты, склады и многое другое.

Железные дороги выступают в качестве учредителей в коммерческой финансово-банковской системе. Железнодорожные пути - основной элемент железнодорожного хозяйства. Они бывают общего пользования и не общего пользования. Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования с 1990 г. по 2009 гг. (на конец года) сократилась на 1 тыс. км и составила 86 тыс. км. Большая часть железных дорог находится в Европейской части РФ. Детально с вышеизложенной информацией можно ознакомить в Приложении 1.

Железнодорожные пути бывают магистральными, местными, пионерными и подъездными. Железнодорожные пути могут пересекаться, сходиться, расходиться по различным направлениям (не менее трех) в каком-то конкретном пункте. Этот пункт может служить и перевалочным пунктом, и пунктом пересадки пассажиров. Такие пункты принято называть железнодорожным узлом.

Железнодорожные узлы классифицируются следующим образом:

сложные - выполняющие различные функции;

узлы, обслуживающие различные промышленные и сельскохозяйственные предприятия (экономическая функция);

преимущественно с техническими функциями;

обслуживающие курортные зоны;

обслуживающие различные международные связи;

обслуживающие пригородные пассажирские сообщения.

Места посадки и высадки пассажиров, погрузки и выгрузки различных грузов, формирования поездов называются станциями. Они бывают грузовыми, пассажирскими, смешанными и в зависимости от объёмов перевозимых грузов, пассажиров делятся на классные (5 классов) и внеклассные, с большим и малым грузопассажиропотоками.

Насыщенность территорий железными дорогами принято именовать густотой путей сообщения (плотность). Она рассчитывается на 1000 км2 территории.

Таблица 2

Густота путей сообщения по экономическим районам Российской Федерации1

Экономический район

Густота путей сообщения на 1000 км2

Центрально-Черноземный экономический район

27,6

Центральный экономический район

27,0

Северо-Западный экономический район

25,6

Северо-Кавказский экономический район

17,8

Поволжский экономический район

16,0

Уральский экономический район

14,3

Волго-Вятский экономический район

13,5

Северный экономический район

5,0

Западно-Сибирский экономический район

3,5

Восточно-Сибирский экономический район

2,1

Дальневосточный экономический район

1,4

Калининградская область

50,1


Всё железнодорожное хозяйство страны находится в ведении Министерства транспорта Российской Федерации. В рамках министерства функционирует ОАО «Российские железные дороги». Управление железнодорожным хозяйством осуществляется через территориальные управления железными дорогами. Железнодорожная сеть России поделена на 18 отделений железной дороги. Отличительной особенностью их является то, что они не совпадают с административными границами. Каждая железная дорога в своей структуре имеет отделения, кроме Сахалинской и Калининградской.

 

Таблица 3

Перечень железных дорог Российской Федерации

Железные дороги

Охваченные ими территории и области

1

2

Октябрьская

Области: Ленинградская, Новгородская, Псковская. Республика Карелия

Московская

Области: Брянская, Калужская, Курская, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тульская

Горьковская

Области: Владимирская, Кировская, Нижегородская. Край: Пермский. Республики: Башкортостан, Марий Эл, Татарстан, Удмуртская, Чувашская

Северная

Области: Архангельская, Владимирская, Вологодская, Ивановская, Костромская, Ярославская. Республика Коми

Северо-Кавказская

Область: Ростовская. Края: Краснодарский, Ставропольский. Республики: Дагестан, Ингушская, Калмыцкая, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Чеченская

Юго-Восточная

Области: Белгородская, Воронежская, Липецкая, Ростовская, Тамбовская

Приволжская

Области: Астраханская, Волгоградская, Пензенская, Саратовская

Куйбышевская

Области: Оренбургская, Пензенская, Самарская, Тамбовская, Ульяновская. Республики: Башкортостан, Мордовия, Татарстан

Свердловская

Области: Свердловская, Тюменская. Край: Пермский. Округ: Ханты-Мансийский Автономный округ

Южно-Уральская

Области: Курганская, Оренбургская, Челябинская. Республика: Башкортостан

Западно-Сибирская

Области: Кемеровская, Новосибирская, Омская. Край: Алтайский

Красноярская

Край: Красноярский

Восточно-Сибирская

Области: Иркутская, Кемеровская. Край: Красноярский. Республики: Бурятия, Хакасия

Забайкальская

Область: Амурская. Край: Забайкальский. Республика Бурятия

Дальневосточная

Область: Амурская. Автономная область: Еврейская. Края: Приморский, Хабаровский. Республика Саха - Якутия

Сахалинская

Область: Сахалинская

Калининградская

Область: Калининградская

Норильская

Край: Красноярский


 

Основные железнодорожные магистрали: Москва - Воронеж - Ростов- на-Дону - Армавир; Армавир - Туапсе и далее в Закавказские независимые государства; Москва - Санкт-Петербург; Санкт-Петербург - Петрозаводск - Мурманск; Москва - Вологда - Архангельск; Коноша - Котлас - Воркута - Салехард; Москва - Ярославль - Киров - Пермь - Екатеринбург; Москва - Самара - Уфа - Челябинск; Москва - Саратов - Соль-Илецк; Челябинск - Курган - Омск - Новосибирск - Красноярск - Иркутск - Чита - Хабаровск - Владивосток; БАМ: Усть-Кут - Тында - Комсомольск-на-Амуре; Самара - Кинель - Оренбург и далее в независимые государства Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан.

Как видно из перечня основных железнодорожных магистралей, Европейская зона Российской Федерации имеет хорошо развитую железнодорожную сеть. Самым мощным в ней является Московский железнодорожный узел, от которого отходят 11 радиальных железных дорог.

В целях большего удовлетворения Восточной зоны страны транспортными средствами в доперестроечные времена планировалось и велось строительство железнодорожных путей, оснащение их передовой техникой, хотя и медленными темпами.

В настоящее время ведется строительство железнодорожных путей, которые соединят Уренгой с Ямбургом, Надымом до Русского. Для освоения газовых месторождений на полуострове Ямал начато и, возможно, продолжится сооружение железнодорожной ветки на Обская-Бованенково-Харасавей. В более отдаленной перспективе возможен выход на г. Норильск. В Северном экономическом районе предусматривалось укрепление линии Мурманск-Волховстрой и Воркута-Котлас-Коноша. Расширяется объём грузов, перевозимых через территорию Финляндии и её порты (чему способствует одинаковая ширина колеи). Для этого строится железная дорога Кочкома — Ледмозеро и далее к железным дорогам Финляндии. Но железнодорожный транспорт находится в тяжелом экономическом положении, и выход из него будет длительным. Это связано с тем, что в связи с распадом СССР вся ремонтная база оказалась в странах ближнего зарубежья (Беларусь, Украина). Необходимо не только создать собственную ремонтную базу, но и ускорить темпы возведения уже начатого строительства предприятий по производству подвижного состава ~ электровозов, локомотивов, вагонов грузовых и пассажирских. Снижается доля железнодорожного транспорта в грузовых и пассажирских перевозках в пользу автомобильного транспорта.

География автомобильного транспорта

Автомобильный транспорт призван обеспечить потребности единого хозяйственного комплекса нашей страны в перевозках грузов и пассажиров по безрельсовым дорогам.

Составной частью автомобильного транспорта являются автомобильные дороги, представляющие собой систему сложных инженерных сооружений, которые обеспечивают эффективное функционирование всей системы.

Информация о работе Геграфия транспорта России