Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 18:39, курсовая работа
Итак, целью моей курсовой работы является изучение развития монопольных компаний на примере автомобилестроения в США.
В соответствии с поставленной целью вытекают следующие задачи:
Рассмотреть историю развития мирового автомобилестроения.
Рассмотреть наиболее крупные автомобильные компании, занимавшие монопольное положение на автомобильном рынке США в рассматриваемый период.
Выявить проблемы, с которыми сталкиваются монопольные компании.
Сделать общую оценку развития данных компаний и их влияния на мировой рынок автомобилестроения.
Введение.
Монополия- это ситуация на рынке, когда фирма, называемая монополистом, полностью контролирует предложение определенного блага ( товара или услуги) и для покупателя не существует более или менее близкого взаимозаменяемого с ним блага1. Эта формулировка относится к абсолютной монополии. Реальная же монополия содержит некоторые черты, свойственные конкурентному рынку. Так монопольное положение может занимать не одна, а несколько конкурирующих между собой компаний.
Тенденция монополии к угнетению рынка, завышению цен и получению за счет этого прибыли вынуждает государство разрабатывать и включать в свою экономическую политику антимонопольные законы и мероприятия. С другой стороны, производственная и финансовая мощь многих монополий позволяет им играть ведущую роль в научно-техническом прогрессе и способствовать экономическому росту своих стран2.
Так в начале 20 века в США на рынке автомобилестроения монопольное положение заняли три компании: «Дженерал моторс», «Форд моторс» и «Крайслер» или так называемая «Большая Тройка». Каждая из этих компаний представляла собой мощный комплекс предприятий, на которых трудились тысячи и миллионы рабочих. В течение достаточно долгого времени им удавалось сохранять за собой ведущие позиции.
Развитие монопольных компаний представляет собой скачкообразный процесс, где периоды кризиса сменяются периодами подъема. На современном этапе две компании из «Большой Тройки» утратили свое влияние на автомобильном рынке США и фактически прекратили свое существование. В прежнем качестве смогла удержаться на плаву только компания «Ford».
Итак, целью моей курсовой работы является изучение развития монопольных компаний на примере автомобилестроения в США.
В соответствии с поставленной целью вытекают следующие задачи:
Я рассматриваю данную тему в следующих временных границах: конец 19 – начало 21 вв. Выбор первой границы я объясняю тем, что именно в конце 19 века начинает складываться автомобильный рынок США. Выбор второй границы обусловлен тем, что я рассматриваю тему в аспекте современности.
В качестве источников я использовала мемуары руководителей компаний «Дженерал моторс», «Форд» и «Крайслер». Так, например, это книги Генри Форда «Моя жизнь, мои достижения»(1924 г.)3 и «Сегодня и завтра»(1927г.)4. Это автобиографические книги, написанные ярко, эмоционально и вдохновенно. Они содержат богатый материал, во многом представляющий исторический интерес, но не теряющий актуальность и для экономистов, инженеров, менеджеров и т.д. В первой работе главным образом уделяется внимание философии «удачливого капиталиста», во второй же - моральной доктрине, служению обществу.
Также я использовала в качестве источника мемуары основателя компании «Крайслер» Уолтера Перси Крайслера «Жизнь американского рабочего»5. Это издание 1937 года, которое содежит обширный фактический материал по истории компании. Более современным источником можно считать книгу Р.Лутца «7 законов Крайслер»6. Роберт Лутц долгое время был управляющим компании «Крайслер», и эта книга была написана им в непростое для компании время, когда произошло слияние компаний «Даймлер» и «Крайслер». Книга написана несколько пафосным языком, пронизана высокими идеями возрождения былого могущества компании, даже , можно сказать, носит характер рекламы, поэтому объективным источником не является.
Как источник по изучению истории компании «Дженерал моторс» я использовала книгу Альфреда Слоуна «Мои годы в Дженерал моторс»7(1964 г.). Книга носит не совсем автобиографичный характер, ее авторство не принадлежит одному человеку. Над ее написанием работала группа авторов: Альфред Слоун, Альфред Чандлер и Джон Макдональд. Книга была написана от лица А.Слоуна на основе его воспоминаний о годах работы в «Дженерал Моторс» и документации архивов компании. Также свои воспоминания о годах работы в «Дженерал моторс» оставил Дж.П.Райт в своей книге «Дженерал Моторс в истинном свете». Он очень подробно описывает историю развития компании и, главным образом, делает акцент на проблемах, с которыми приходилось сталкиваться корпорации.8
Также в качестве источников я использовала брошюры «Дженерал моторс»9, «Форд»10 и «Крайслер»11, выпущенные в 1959 году для ознакомления с ними американских покупателей. Они носят рекламный характер и содержат информацию о брендах и технических характеристиках автомобилей.
В качестве литературы я использовала большое количество изданий энциклопедического характера. Среди прочих мне хочется выделить некоторые из них «Энциклопедия военных автомобилей(1769-2006гг)» Е.Д.Кочнева12. Это первая в мире наиболее полная энциклопедия, содержащая информацию о более 700 компаний, выпускавших автомобили в указанный период. Перу этого же автора принадлежит книга «Люди. Автомобили. Рекорды»13. Эта книга прослеживает всю историю мирового автомобилестроения: от неуклюжих телег с паровым двигателем до суперсовременных монстров.
Роб Де Ла Рив Бокс в своей книге «Ретроавтомобили 1886-1940 г»14 также рассказывает об истоках мирового автомобилестроения и описывает наиболее известные модели автомобилей, за которыми сейчас в буквальном смысле охотятся все коллекционеры. Также я использовала и другую его книгу «Легковые автомобили»15, которая содержит информация об известных автомобильных компаниях со всего мира и их брендах.
Следующие книги-«Американские автомобили.Автомобили, прославившие Америку» Крейга Читэма16 и книга «Самые лучшие автомобили мира» под ред.А.В.Нестюка17- представляют собой энциклопедические издания. В этих книгах представлены лучшие модели американского автопрома, дано полное их описание и технические характеристики.
Также я использовала книгу Егерса Е.В. «Автомобили ленд-лиза»18 и книгу Е.Д.Кочнева «Военные автомобили союзников»19. В них содержится некоторая информация об участии американских автомобильных компаний во Второй мировой войне посредством военных разработок и поставок вооружения.
При написании курсовой мной был использован ряд статей из научно-популярных журналов. В статьях Сараскиной Л. «Тут вам не там»20, Шпотова Б.М. «США в ΧΙΧ веке»21, Саломатина А.Ю. «Рождение индустриальной экономики в США»22 дается общая характеристики состояния промышленного развития США и, в частности, автомобильной промышленности.
Здесь представлен далеко неполный список использованной мной литературы.
Глава Ι У истоков мирового автомобилестроения.
С древних времен человек использовал для своего передвижения так называемых тягловых животных: ослов, мулов, собак и, прежде всего, лошадей. Но вот появились первые автомобили…
Автомобилем называют наземное средство передвижения, которое обязательно имеет двигатель23. Самый первый автомобиль появился в 1770 году24. Его сконструировал француз Николя Жозеф Кюньо. Автомобиль был очень просто устроен по сравнению с современными машинами. Это была обычная деревянная телега, которая имела три колеса и передвигалась за счет силы пара. Мотором для этой машины служил большой паровой котел, в котором вода нагревалась до кипения. Пар выходил через трубку и заставлял крутиться механизм, от которого вращалось переднее колесо. Тормоза практически отсутствовали. В довершение всего он очень сильно грохотал при езде.
Изобретателям понадобилось довольно много времени, прежде чем паромобиль уступил место настоящему автомобилю с мотором. Но тем не менее без их вдохновляющего примера нынешний прогресс был бы невозможен.
Между французскими и германскими учеными не утихают споры: какой же стране принадлежит по праву звание родины автомобиля. Наиболее распространенной сейчас точкой зрения является, что все началось в 1885 г. с трехколесного автомобиля немецкого инженера Карла Бенца.25 В нем использовался двигатель с водяным охлаждением. Он располагался горизонтально вместе с огромным горизонтальным маховиком и открытым коленвалом. Двигатель приводил в движение задние колеса, с помощью ремня и цепей посредством простого дифференциала. Величайшим достижением конструкторской мысли можно было считать наличие электрического зажигания и впускного клапана с механическим приводом. В изначальном варианте рабочий объем двигателя составлял 985 куб. см., величина недостаточная даже для разгона машины. Поэтому, когда машина была запущена в производство, на ней установили более мощный мотор рабочим объемом 1,7 литра, а также двухступенчатую коробку передач. Мощность двигателя год от года возрастала: от 0,75 л.с. до 2,5 л.с. Этого было достаточно для езды (довольно опасной) с максимальной скоростью 19 км/час. Однако Бенц продолжал поиск, и скоро его детище успешно выступило в известных тогда гонках London-to-Brighton Run, обладая средней скоростью 13 км/час. Промышленное (в современном понимании этого слова) производство автомобиля началось в 1890 году26.
Три года спустя компания "Benz" выпустила первые четырехколесные автомобили. Созданные на основе трехколесной конструкции, к тому времени они казались откровенно старомодными. Однако, несмотря на тихий ход и примитивность, они отличались простотой, доступностью в техническом обслуживании и ремонте и долговечностью. Позднее появилась двухцилиндровая модификация, но, по настоянию Бенца, первоначальные технические решения в основном оставались неизменными. Модернизация первого четырехколесного "Benz" (1892 г.) продолжалась до 1901 года.В 1909 году фирма столкнулась с затруднениями: была набрана группа французских инженеров, спроектировавших более совершенную модель автомобиля. Ее попытались внедрить в производство в 1903 году, но все кончилось неудачей, что заставило Карла Бенца забыть о своих амбициях: он предложил современный четырехцилиндровый рядный двигатель, отвечающий требованиям нового шасси. После запуска в производство "гибридной" модели дела компании медленно пошли в гору.
Первая модель другого немецкого инженера Готлиба Даймлера 1886 года— попытка использования конного экипажа в качестве силового агрегата27. Даймлер вместе со своим соратником Вильгельмом Майбахом в 1889 году создал свой первый функциональный автомобиль "Daimler", запустив его в производство в 1895 году28. Одновременно компания широко лицензировала свои двигатели, тем самым закладывая фундамент для выпуска таких невиданных прежде моделей, как французские "Panhard" и "Peugeot". Через год появился гоночный автомобиль мощностью 24 л.с., который развивал скорость более 80,5 км/час. "Daimler-Benz" был громоздким и таил в себе определенные опасности. Впоследствии совладелец фирмы, австрийский банкир Эмиль Еллинек заявил о необходимости производства более легкого по весу и послушного вуправлении автомобиля. В итоге родилась широко известная ныне модель, названная в честь его дочери, Мерседес. Она вышла в свет в самом конце 1900 года и стала, по мнению историков науки и техники, прототипом современного автомобиля.
Модель "Mercedes" 35 л.с. соединила в себе: переключение передач, сотовый радиатор и зажигание от магнита низкого напряжения — от прежних моделей Даймлера — и технические новшества — низко расположенную легкую штампованную раму и механический привод впускных клапанов. Комбинация этих технических решений дала жизнь автомобилю: надежность управления новой моделью вскоре вошла в поговорку. С того времени все модели "Daimler" стали называться "Меrcedes".
Пока в Германии Бенц переживал кризис, а Даймлер стремился к совершенствованию своих моделей, техническую инициативу перехватила Франция. Самой сильной была фирма "Panhardet Levassor", которая поначалу специализировалась на выпуске ленточных пил и деревообрабатывающих станков. В 1890 году она приступила к производству двухцилиндрового V-образного двигателя "Daimler" и тогда же представила публике два экипажа, в каждом из которых вместо гужевой тяги использовался двигатель "Daimler", установленный в середине кузова. На следующий год появился еще один автомобиль с вертикальным двигателем, но расположенным уже спереди. Такая конструкция повышала устойчивость автомобиля. Но у автомобиля были и недостатки: сцепление представляло собой грубый механизм.
В 1891 году "Panhard" заложил основу конструкции легкого автомобиля, которой суждено было стать почти универсальной на шестьдесят последующих лет: расположенный спереди двигатель и задние ведущие колеса29. "Система Panhard" в своем первом воплощении была трудноуправляемым автомобилем, в сравнении с непритязательным "тихоходом" "Benz". Зато у него был потенциал для бесконечного совершенствования.
Процесс модернизации проходил в следующей последовательности: сначала появились боковые цепи и дифференциал с коническими шестернями, затем — конусное сцепление, похожее на то, что использовалось на токарных станках. Затем, в 1898 году, появилось управление посредством рулевого колеса, которое приводит в действие систему рычагов, тяг и шарниров, передающую движение от рулевого механизма к управляемым колесам. Так постепенно конструкторы сделали машину послушной рулю30.
Почти в то же самое время граф Де Дион (Comte Albert de Dion) объединяет усилия с инженером Жоржем Бутоном (Georges Bouton). Результатом такого тандема явилась фирма "De Dion-Bouton". Начав с конструирования паровых машин, "De Dion-Bouton" в 1885 году сконструировала скромный на вид двигатель мощностью 0,5 л.с., чем внесла существенный вклад в создание легкового автомобиля: это был первый быстроходный автомобильный двигатель, работающий в режиме 1500 об./мин., но способный работать и на 3000 об./мин., при этом не разваливаясь на части31. Для сравнения: двигатель "Daimler" мог похвастаться только 700–900 об./мин32. Этот облегченный силовой агрегат сразу поставил бензиновый двигатель впереди газовых и паровых прародителей, обойдя их по своим техническим и скоростным характеристикам: конструкцией кривошипного механизма, продуманностью механической части и, главное, прерывателем зажигания (для предотвращения произвольного роста числа оборотов). Такой двигатель был установлен на трехколесном автомобиле Де Диона 1895 года, причем его мощность постоянно возрастала: от 0,75 л.с. до более внушительных 2,75 л.с.