Источники трудового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 09:16, курсовая работа

Краткое описание

Переход к рыночной экономике обусловливает необходимость изменения в методологии правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, в которой происходит смещение акцентов в использовании средств прямого публично-государственного регулирования этих отношений и расширяется сфера применения частноправовых средств их регулирования и саморегулирования.

Содержание

Введение 2
I. Понятие источников трудового права и их система. 3
II. Общая характеристика источников трудового права России. 7
III. Действие источников трудового права во времени, в пространстве и по категориям работников. 18
Заключение. 26
Список использованной литературы: 27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая трудовое.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию РФ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Уральская государственная юридическая академия

Институт прокуратуры

Кафедра трудового права

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по курсу «Трудовое право»

 

на  тему:  «Источники трудового права»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 309 гр.

Иконюк Н.С.

Проверила:

Ракитина Е.В. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Екатеринбург 2008 
План 

 

Введение

В формальном, или собственно юридическом, смысле под источниками права принято понимать определенные формы или способы закрепления и выражения права, с помощью которых объективное право обретает свои неотъемлемые черты и признаки: общеизвестность, общеобязательность и т.д.. Это самый распространенный аспект, в котором анализируются источники права в современной общетеоретической и специальной правовой литературе, посвященной тематике отдельных отраслей права.

 Переход к рыночной экономике  обусловливает необходимость изменения  в методологии правового регулирования  трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, в которой происходит смещение акцентов в использовании средств прямого публично-государственного регулирования этих отношений и расширяется сфера применения частноправовых средств их регулирования и саморегулирования.

 Источниками трудового права называются результаты правотворческой деятельности компетентных органов в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, составляющих предмет данной отрасли права. Весь комплекс источников трудового права определяется как трудовое законодательство. Составной частью системы источников трудового права России являются локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. Работодатель принимает локальные нормативные акты в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями. В современной науке трудового права по-прежнему основное внимание уделяется анализу федеральных норм, а за локальными нормативными актами традиционно признается только функция конкретизации федеральных норм трудового права.

 

 

 

 

I. Понятие источников трудового права и их система.

 

 При изучении трудового права  важное практическое значение  имеет точное определение круга  того нормативного материала, на  базе которого оно исторически складывалось, развивалось и продолжает развиваться в настоящее время.

 Трудовое право России представлено  совокупностью многочисленных исторических  норм. Внешне эти нормы облекаются  в определенную форму (закон, указ, постановления и т.д.). Такие формы (способы) государственного выражения и закрепления юридических норм обозначаются термином "источники права".

 Из источников права практика  трудовых отношений берет сведения  о юридических нормах, их содержании  и действии.

 В трудовом праве, как и в других отраслях российского права, функции источников права выполняют нормативные акты, издаваемые компетентными государственными органами, иногда с учетом мнения профсоюзных органов.

 Правотворчество - это вид деятельности  государства по установлению юридических норм или признанию юридических или иных социальных норм на основе познания законов экономического развития общества. Безотносительно к конкретной сфере общественных отношений, правотворчество является источником права в материальном смысле понятия.

 Но право можно изучать  как результат правотворчества, как совокупность действующих  норм, регулирующих конкретные общественные  отношения на данном этапе  развития общества. В этом случае  термином "источник права" обозначается  способ или форма выражения воли народа, при помощи которой соответствующее правило поведения, установленное государственной властью или иным уполномоченным органом, приобретает правовую силу. В этом смысле термин "источник права" широко используется в российской юридической литературе, когда речь идет об изучении конкретных правовых норм, относящихся к определенной сфере общественных отношений.

 Термин "источник права" в  этом специфическом понимании  во многом схож с терминами "законодательство", "нормативные  акты, регулирующие данный вид общественных отношений", "форма права". Все они отражают нормотворческую деятельность государственных органов, но уже в конкретной форме закрепления правовых требований (закон, указ, постановление и т.д.).

 Термин "источник права" используется  нами в названном смысле, чтобы обозначить конкретную форму выражения правовых требований, исходящих, как от государственных органов власти, так и от других органов, издающих нормативные акты в пределах своей компетенции, на основе и во исполнение актов государственной власти1.

   Источники трудового права  составляют определенную систему, которая включает в себя разнообразные  по своему характеру, юридической  силе и сфере действия.

 Согласно ст. 5 ТК РФ регулирование  трудовых отношений и иных, непосредственно  связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Вместе с тем, до недавнего времени ТК РФ, хотя и содержал указание на термин "трудовое законодательство" (ст. 5), в то же время не раскрывал содержание указанной категории. Положение изменилось с принятием Закона о внесении изменений в ТК РФ который установил и систематизировал различные категории источников трудового права.

 Так, в настоящее время, трудовое  законодательство состоит из  ТК РФ, иных федеральных законов  и законов субъектов РФ, содержащих  нормы трудового права.

 Под иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права понимаются:

1) указы Президента РФ;

2) постановления Правительства  РФ и нормативные правовые  акты федеральных органов исполнительной  власти;

3) нормативные правовые акты  органов исполнительной власти субъектов РФ;

4) нормативные правовые акты  органов местного самоуправления.

 Трудовые отношения и иные, непосредственно связанные с  ними отношения регулируются  также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными  актами, содержащими нормы трудового права.

 Таким образом, источники трудового  права представляют собой четыре  группы нормативных правовых  актов:

1) Конституция РФ и ФКЗ;

2) трудовое законодательство;

3) иными нормативными правовыми  актами, содержащими нормы трудового права;

4) коллективные договоры, соглашения  и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права.

 Следует обратить внимание  на иерархию источников трудового  права, под которой мы понимаем  расположение рассматриваемых нормативных  правовых актов по их юридической силе.

 О соотношении ТК РФ и  ФЗ. Нормы трудового права, содержащиеся  в иных ФЗ, должны соответствовать  ТК РФ. В случае противоречий  между ТК РФ и иным ФЗ, содержащим  нормы трудового права, применяется  Кодекс. Если вновь принятый ФЗ, содержащий нормы трудового права, противоречит ТК РФ, то этот ФЗ применяется при условии внесения соответствующих изменений в Кодекс.

 Указы Президента РФ, содержащие  нормы трудового права, не должны  противоречить ТК РФ и ФЗ.

 Постановления Правительства  РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, ФЗ и указам Президента РФ.

 Нормативные правовые акты  федеральных органов исполнительной  власти, содержащие нормы трудового  права, не должны противоречить  ТК РФ, ФЗ, указам Президента РФ  и постановлениям Правительства РФ.

 Законы субъектов РФ, содержащие  нормы трудового права, не должны  противоречить ТК РФ и ФЗ. Исходя  из смысла ст. 5 ТК РФ указанные  законы субъектов РФ обладают  высшей юридической по отношению  к указам Президента РФ и  Постановлениям Правительства РФ. Такое положение обусловлено положениями ст. 72 Конституции РФ о совместном правовом регулировании трудовых и тесно связанных с ними трудовых отношений РФ и ее субъектами, а тем, что такие законы непосредственно входят в трудовое законодательство РФ.

 Нормативные правовые акты  органов исполнительной власти  субъектов РФ не должны противоречить  ТК РФ, иным ФЗ, указам Президента  РФ, постановлениям Правительства  РФ и нормативным правовым  актам федеральных органов исполнительной  власти2.

 Органы местного самоуправления  имеют право принимать нормативные  правовые акты, содержащие нормы  трудового права, в пределах своей  компетенции в соответствии с  ТК РФ, другими ФЗ и иными  нормативными правовыми актами  РФ, законами и иными нормативными  правовыми актами субъектов РФ.

 Вместе с тем в настоящее  время существуют и проблемы  дальнейшего совершенствования  трудового законодательства, например, проблема его единства.

 Таким образом, система источников  трудового права - это последовательное  расположение во взаимосвязи всех актов трудового законодательства по их назначению, субординации, подчиненности.

 

 

 

 

 

 

 

II. Общая характеристика источников трудового права России.

 

 Особое место среди источников  российского права, в том числе  и трудового права, занимает Конституция Российской Федерации.

 Конституция РФ 1993 г. закрепила  ряд новых положений принципиального  характера, которые имеют непосредственное  отношение к понятию и содержанию  источников российского права  вообще и трудового права в  частности. Так, в ней отмечается, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием3. Общепризнанные права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора4. Конституция РФ законодательно закрепила свободу труда, запрет принудительного труда, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также права на защиту от безработицы. Она признала право работников на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Каждому предоставляется право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск5.        Нормы трудового законодательства формируются и федеральными конституционными законами. Принятие таких законов предусмотрено Конституцией РФ по основным вопросам жизни государства. Статья 108 Конституции РФ предусмотрела особую процедуру принятия федерального конституционного закона: закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию. Таким образом, здесь не предусматривается возможность отклонения федерального конституционного закона Президентом РФ и повторного в связи с этим рассмотрения его в обеих палатах Федерального Собрания. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам, ибо последние имеют большую юридическую силу.

 Среди ФКЗ РФ следует выделить  Закон о чрезвычайном положении, предусматривающий нормы трудового права. К таковым следует отнести: возможность запрета забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организации, отстранения от работы руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением ими своих обязанностей и назначения других лиц временно исполняющими обязанности таких руководителей6. Аналогичные нормы содержатся и в Законе о военном положении, которые действуют в случае введения этого положения, как на всей территории РФ, так и в отдельных субъектах РФ.

 Среди нормативных актов  о труде федерального уровня  основополагающим является ТК  РФ. Он закрепляет принципиальные  положения правового регулирования  труда и в то же время  достаточно подробно решает вопросы, возникающие между работниками и работодателями. ТК РФ имеет приоритет перед иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права. Все они должны соответствовать трудовому кодексу РФ, что обеспечивает единство законов, регулирующих трудовые и непосредственно связанные с ними отношения, а также играет важную роль в устранении законодательных противоречий. В случае противоречий между ТК РФ и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется Кодекс. Кроме того, предусмотрены последствия принятия нового федерального закона, противоречащего ТК РФ. Такой закон применяется, если соответствующие изменения и дополнения внесены в ТК РФ7. Высоко оценивают значение ТК РФ ведущие ученые РФ, занимающиеся исследованием трудовых отношений. Так, по мнению Ю.П. Орловского "Трудовой кодекс РФ решил многие принципиальные вопросы, имеющие значение для применения трудового законодательства. В нем дается разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, определяется сфера действия трудового права и его отграничение от гражданского права, закреплены принципы социального партнерства в сфере труда, помогающие находить компромиссные решения с учетом интересов, как работодателей, так и лиц наемного труда, расширена роль договорного регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, отражены особенности условий труда отдельных категорий работников, внесены новеллы в различные институты трудового права. Вместе с тем, ТК РФ нельзя признать полностью совершенным нормативно-правовым актом, об этом свидетельствует достаточное количество изменений внесенных за последние года. Некоторые пробелы и противоречия Кодекса привели к тому, что по вопросам, возникающим у судов при применении ТК РФ, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в целях обеспечения правильного применения положений названного Кодекса вынужден был дать судам необходимые разъяснения.

Информация о работе Источники трудового права