Конституционное
право зарубежных стран – Масловская
Татьяна Станиславовна - лектор
Литература:
- Василевич Г.А., Кондратович
Н.М., Приходько Л.А., - КПЗС – Минск, 2006 г.
- Чиркин В.Е. – КПЗС – Москва,
2008 г.
- КПЗС – под редакцией Б.А. Страшуна
том 1,2 – общая часть – Москва – 2001 год,
Том 3 – особенная часть, страны Европы
– Москва, 2002, Том 4 – особенная часть –
страны Америки и Азии – Москва, 2003.
- Чудаков М.Ф. – Конституционное (государственное) ПЗС – Минск, 2001 и др.
- Кондратович Н.М. – КПЗС
– Минск – 2013 год.
НПА:
- Конституции стран, которые
будем изучать. Garant.ru
- Конституции зарубежных стран
– под редакцией В.В. Маклакова - 2008, Москва
- Конституции государств Европы
в 3 томах – под ред. Л.А. Окунькова – Москва, 2001
- Конституции Государств Америки
в 3 томах – под ред. Проф. Т. Я. Хабриева - Москва , 2006
- Конституции государств Азии
- под ред. Проф. Т. Я. Хабриева – Москва, 2011
- Конституции стран СНГ и Балтии
– Москва 1999 год и другие издания. – под ред. Андреевой
Тема 1: «Конституционное
право в зарубежных странах, как отрасль
национального права, наука и учебная
дисциплина»
- Понятие КП как отрасли права.
- Система КП в зарубежных странах
- Источники КП в ЗС.
- КП как наука и учебная дисциплина
- Понятие КП как отрасли
права.
Французский профессор Жан-Поль
Жакке определяет КП след образом: «КП
своим предметом имеет юридическое обрамление
политических отношений, основное содержание
которых составляет власть».
КП Зарубежной Страны – это
основная отрасль её национальной системы
права (часть публичного права) представляющая
собой совокупность правовых норм, закрепляющих
основы общественного и государственного
строя, основы правового положения личности,
основные принципы организации и деятельности
системы государственных органов, избирательную
систему и другие, признаваемые важнейшими
в данном государстве правовые институты.
Для конституционного права
присущ императивный метод.
КПО – это ОО, участники, которых
юридически взаимосвязаны правами и обязанностями,
установленными нормами КП.
Важнейшим элементам КПО являются
субъекты.
Субъектами КПО в ЗС выступают:
- Народ (нация).
- Государство
- Субъекты федерации
- Автономное образование
- Граждане, группы граждан, иностранные
граждане, апатриды или ЛБГ, лиц с множественным
гражданством.
- Общественные объединения,
их союзы и ассоциации, политические партии
их союзы, избирательные блоки.
- Государственные органы (глава
государства, конституционный суд, парламент,
правительство, счётные палаты, контрольные
палаты, органы для борьбы с коррупцией).
- ДЛ – омбуцман (уполномоченные по правам человека, премьер-министр, спикер парламента).
- Избиратели
- Депутаты их объединения.
- Церковь – в отдельных странах
с государственной религией – Греция,
конституция 1975 года.
- СМИ – конституция республики польши
- Трудовые коллективы (социальные
страны).
- АТЕ, органы местного самоуправления.
Классификация КПО по субъектному
составу:
- Отношения, возникающие между
государством и народом – общенациональный
референдум
- Отношения между государством
в целом и входящими в его состав частями,
государственно подобными образованиями
– федеративные отношения.
- Отношения между гос-вом в целом
и входящими в него автономными единицами
– отношения автономии.
- Отношения между государством
и гражданами. По средствам реализации
конституционных прав и свобод.
- Отношения между государственными
органами.
- Отношения между государственными
органами и ПП, другими общественными объединениями.
- Отношения между государственными
органами и депутатами. – обращение депутатов
в гос.органы.
- Отношения между депутатами
и избирателями.
- Отношения между государством
и СМИ.
- Отношения между церковью и
государством.
Система КП – представляет
собой сложную совокупность взаимодействующих
элементов, характеризующую его внутреннее
строение.
К элементам системы КП – принципы,
нормы и институты.
Принципы КП – это основополагающие
начала, на основе которых осуществляется
регулирование ОО.
Общие принципы – формулируются
в начальных разделах К-ции, например в
К-ции Болгарии 1991 года 1 глава называется
основные начала; в К-ции Италии 1947 года
1 часть называется основные принципы.
К общим принципам: принцип
народного суверенитета ч.2 ст. 1 К-ции Греции
1975 года; принцип народного представительства
– в преамбуле К-ции Японии 1946 года; принцип
разделения властей ст. 20 основного закона
ФРГ; принцип равноправия ст.1 К-ции
королевства Нидерландов 1983; принцип хорошего
управления ст. 1 К-ции Морока 2011 года; принцип
субсидиарности – разделение ответственности
и полномочий.
В социалистических странах
следующие общие принципы – принцип руководящей
роли марксиско-ленинской партии Кция
СССр 1978, социалистический интернационализма,
от каждого по способности, каждому по
труду – к-ция 1976
Специальные принципы – принцип
не ответственности президента, ст.4 Люксембурга
1868.
Нормы КП обладают определённой
спецификой – связанные с их содержанием,
с их структурой , с источниками их закрепления,
с их характером. Нормы – девизы (девиз
Республика Конго – Справедливость, Мир,
Труд – ст. 2005 год; республика Чан – единство!
Работа! Прогресс! Королевства Морокко
– Бог Родина Король), нормы дефиниции,
нормы цели и нормы задачи.
Институты КП – представляют
собой определённую совокупность норм,
регулирующих сходные, однородные и взаимосвязанные
ОО.
В юридической литературе выделяют
несколько классификаций институтов Кп:
- По содержанию:
- Институт главы государства
- Правового статуса личности
- Гражданства
- Институт законодательной власти
- Институт исполнительной власти
- Избирательное право
- Судебных основ
- Институт референдума
- Институт конституционного
контроля (надзора)
- Институт конституционного
строя
- Институт Местного управления
- В зависимости от того могут
ли институты КП быть разделены на более мелкие:
- Простые – гражданства
- Сложные – институт прав и свобод
личности
Крупные институты КП чаще именуются
под отрасли КП числу под отраслей:
- Парламентское право
- Избирательное право
Под источниками КП понимают
формы закрепления норм КП.
Классификация источников КП:
- По форме:
- По уровню закрепления:
- Международные
- Национальные
- По содержанию:
- формальные – источники в юридическом
смысле слова
- материальные – условия жизни
общества
- В зависимости от частоты использования
- Традиционные – часто используются
- Нетрадиционные – не часто (религиозные источники, конституционные обычаи)
Источники КПЗС:
Первая группа источников
– НПА. К их числу относиться:
- Законы:
- Конституция;
- Конституционные законы:
- Законы, которые вносят изменения
и (или) дополнения в конституцию – поправки
Конституции США (27 поправок, последняя 1992);
- Законы, которые составляют
некодифицированную Конституцию – Швеция ( 4 основных закона, которые имею конституционную силу), Израиль(12);
- Законы, принимаемые до принятия
конституции – конституционные закон
Франции от 3 июня 1958 года – всеобщее голосование,
разделение властей и др.
Особенности принятия конституционных
законов:
- Ограниченные круг субъектов
права законодательной инициативы – президент
и 150.000 граждан имеющие право законодательной
инициативы – ст.97
- Принятие конституционного
закона, квалифицированным большинством
голосов.
- В федеративных государствах
требуется ратификация конституционного
закона субъектами федерации.
- Органические законы – это
законы, которые принимаются по прямому
предписанию конституции и уточняют условия
применения конституционных норм в определённых
областях. – Франция, Испании, Румыния.
Особенности их принятия :
- Ограничен круг субъектов права
законодательной инициативы
- Как правило, они подлежат обязательному,
предварительному конституционному контролю
(Франция – ст. 46 конституции).
- Ординарные (простые, текущие)
– они регулируют отдельные вопросы государственной
или общественной жизни. Ординарные законы
принимаются парламентом, в обычной законодательной
форме, простым большинством- -50% + 1 от всего
числа – они могут быть приняты на референдуме
(референдарные законы). К-ции Франции – 160 отсылок.
- Чрезвычайные законы – это
законы принимаемы парламентом, как
правило, в порядке той же процедуры, что
и обычные законы, но обладающие большей
юридической силой, чем иные законы, включая
конституцию. (нарушающие конституцию законы).
– несколько стран Азии (Шри-Ланка, Малайзия).
- Акты Главы государства и исполнительной
власти.
- Акты главы государства и исполнительной
власти, имеющие силу закона.
- Акты принимаемые по прямому предписанию конституции – Италия, Индия, Морокко.
- Акты, принимаемые в порядке
делегирования парламентом законодательных
полномочий – президенту (Казахстан, Финляндия),
правительству (Испания, Греция, Румыния,
Португалия), отдельному министру (ФРГ,
Португалия).
Акты имеющие силу закона называются:
законы-декреты (на кубе). В Испании правительство
принимает законодательные декреты, ордонансы
– Франция, в США – исполнительные приказы.
- Акты главы государства и исполнительной
власти, имеющие подзаконный характер.
Декреты, постановления, указы,
инструкции.
- Регламенты палат парламента
– они содержат нормы, определяющие внутреннюю
структуру парламента, порядок его деятельности,
законодательный процесс.
- НПА органов конституционного
контроля – это решения по вопросам о
конституционности законов, о толковании
конституции, о компетенции государственных
органов (Казахстана).
- Акты местного самоуправления
– это местные уставы, статуты и иные акты,
регулирующие основы местного самоуправления
(Италия, Испания).
- Совместные постановления правительства
и центрального комитета коммунистической
партии Китая, признаются источниками
КП, стоящими выше закона.