Охрана труда жэенщин и молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 03:13, реферат

Краткое описание

До 1 февраля 2002 года регулирование трудовых отношений между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях (в дальнейшем организации) всех форм собственности (частной, государственной, муниципальной и собственности общественных организаций) осуществлялось на основе безнадежно устаревшего Кодекса законов о труде РФ (КЗоТ РФ), утвержденного Верховным Советом РСФСР 9 декабря 1971 года.

Содержание

Введение. 3
I. Понятие и значение охраны труда. 5
II. Законодательство об охране труда. 15
III. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда. 28
3.1. правовая защита конституционных прав граждан на безопасные условия труда 41
IV. Особенности правового регулирования труда беременных женщин. 49
4.1. Особенности регулирования труда женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет 59
4.2. Охрана труда молодежи. 63
V. Экономико-правовая концепция Трудового кодекса о регулировании труда женщин 70
Заключение. 80
Список использованной литературы 82

Вложенные файлы: 1 файл

Охрана труда женщин и молодежи.doc

— 337.50 Кб (Скачать файл)

Охрана труда женщин и молодежи

 

 

Оглавление 

 

Введение. 3

 

I. Понятие и значение охраны  труда. 5

 

II. Законодательство об охране  труда. 15

 

III. Государственный надзор и  контроль за соблюдением законодательства  об охране труда. 28

 

3.1. правовая защита конституционных прав граждан на безопасные условия труда 41

 

IV. Особенности правового регулирования  труда беременных женщин. 49

 

4.1. Особенности регулирования труда  женщин, имеющих детей в возрасте  до 3-х лет 59

 

4.2. Охрана труда молодежи. 63

 

V. Экономико-правовая концепция Трудового кодекса о регулировании труда женщин 70

 

Заключение. 80

 

Список использованной литературы 82

 

 Введение 

 

Проведение социально-экономических  реформ в нашей стране привело  к активному развитию различных  форм собственности хозяйствующих субъектов, что в свою очередь сказалось на трудовых отношениях между работниками и работодателями.

 

До 1 февраля 2002 года регулирование  трудовых отношений между работодателями и работниками на предприятиях, в  учреждениях и организациях (в дальнейшем организации) всех форм собственности (частной, государственной, муниципальной и собственности общественных организаций) осуществлялось на основе безнадежно устаревшего Кодекса законов о труде РФ (КЗоТ РФ), утвержденного Верховным Советом РСФСР 9 декабря 1971 года.

 

С 1 февраля 2002 года введен в действие новый Трудовой кодекс РФ от 30.12.01 № 197-Ф3. Одновременно с этим утратил  силу КЗоТ РФ с его многочисленными  поправками. Среди прочих вопросов в Трудовом кодексе РФ рассматривается  охрана труда как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

 

Следует подчеркнуть, что в ходе экономических преобразований последнего десятилетия охране труда не было уделено должного внимания. Это не замедлило проявиться высоким уровням производственного травматизма и аварийности, причем зачастую со смертельным исходом.

 

Известно, что охрана труда тесно  связана с состоянием экономики, техническим состоянием производства и сферой социальной поддержки в  государстве. На их неблагоприятном фоне проблемы, связанные с охраной труда решаются медленно. Охрана труда женщин и молодежи требует должного внимания со стороны законодателей.

 

Россиянкам и ранее было не привыкать  везти на себе всю черновую работу. Кого чаще всего можно было встретить в оранжевых жилетах с киркой на железнодорожных путях или с метлой и лопатой во дворах и на улицах? Конечно же, представительниц слабого пола.

 

На рынке труда молодежь –  категория многочисленная. Ее готовность к производительному труду является жизненно важной составляющей успешного экономического развития общества в будущем.

 

Значимость этого ресурса неуклонно  возрастает. В то же время те, кому кроме молодости и амбициозности  зачастую нечего предложить работодателю, испытывают острую потребность в особом внимании со стороны общественных и государственных структур.

 

I. Понятие и значение охраны  труда 

 

Охрана труда (от англ. protection of / abour) в РФ система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в  процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилак-тические, реабилитационные и иные мероприятия, образующие организационно-правовой механизм реализации конституционного права граждан на труд (ст. 37 Конституции РФ) в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

 

Система охраны труда работника  включает права:

 

а) на рабочее место, защищенное от воздействия вредных или опасных  производственных факторов, которые  могут вызвать производственную травму, профессиональное заболевание или снижение работоспособности;

 

б) на возмещение труда, причиненного ему увечьем, профессио-нальным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением им трудовых обязанностей;

 

в) на получение достоверной информации от работодателя или государственных и общественных органов о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте работника, о существующем риске повреждения здоровья, а также о принятых мерах по его защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов;

 

г) на отказ без каких-либо необоснованных последствий для него от выполнения работ в случае возникновения  непосредственной опасности для  его жизни и здоровья до устранения этой опасности;

 

д) на обеспечение  средствами коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных актов об охране труда за счет средств работодателя;

 

е) на обучение безопасным методам и приемам  труда за счет средств работодателя;

 

ж) на профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае приостановки деятельности или закрытие предприятия, цеха, участка либо ликвидации рабочего места вследствие неудовлетворительных условий труда, а также в случае потери трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием;

 

з) на проведение инспектирования органами государственного надзора и контроля или общественного  контроля условий и охраны труда, в том числе по запросу работника  на его рабочем месте;

 

и) на обращение  с жалобой в соответствующие  органы государственной власти, а  также в профсоюзы и иные уполномоченные работниками представительные органы в связи с неудовлетворительными  условиями и охраны труда;

 

к) на участие  в проверке и рассмотрении вопросов, связанных с улучшением условий и охраны труда.

 

Согласно  ФЗ «Об охране труда»[1] государство  в лице органов законодательной, исполнительной и судебной власти гарантирует  право на охрану труда работникам, участвующим в трудовом процессе по трудовому договору (контракту) с работодателем. Условия трудового договора должны соответствовать требованиям законодательных и иных нормативных актов об охране труда. Так, в трудовом договоре указываются достоверные характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда. На время приостановки работ на предприятии, в цеху, на участке, рабочем месте вследствие нарушения законодательства об охране труда, нормативных требований по охране труда не по вине работника за ним сохраняется место работы, должность и средний заработок. При приостановке деятельности или закрытии предприятия вследствие нарушения законодательства об охране труда или невозможности обеспечения здоровых и безопасных условий труда, что подтверждается органами государственного надзора и контроля, работник этого предприятия обеспечивается рабочим местом в соответствии с действующим законодательством. Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет для него каких-либо необоснованных последствий. При ликвидации цеха, участка, рабочего места по требованию органов государственного надзора и контроля вследствие невозможности обеспечения здоровых и безопасных условий труда работодатель обязан предоставить работнику новое рабочее место, соответствующее его квалификации, или обеспечить бесплатное обучение работника новой профессии (специальности) с сохранением ему на период переподготовки среднего заработка. Допуск к работе лиц, не прошедших обучение, инструктаж и проверку знания норм и инструкций по охране труда, запрещается.

 

По уголовному законодательству РФ нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда совершенное лицом, на которое возлагались обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжелого или средней тяжести вреда здоровью человека, а равно то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека [2] являются преступлениями против конституционных прав и свобод человека и гражданина.

 

В юридической  литературе за последние годы наметилась тенденция рассматривать охрану труда в трех направлениях:

 

1) как принцип  трудового права, 

 

2) как институт  этой отрасли, 

 

3) как элемент  трудового правоотношения.

 

Стало также  традицией рассматривать охрану труда в широком и узком  значении слова. В первом случае она  отождествляется с трудовым законодательством в целом. Большинство определений охраны труда в узком смысле слова сводится к характеристике понятия охраны труда как института трудового права. Представляется, что понятие правовой охраны труда не может быть тождественно понятию института охраны труда. В основе первого понятия должно лежать содержание социального права работников на безопасные условия труда, установленного Трудовым кодексом (ст. 219). Некоторые полагают, что в содержание охраны труда следует включать право на работу в пределах строго ограниченной законом нормы рабочего времени. Так, например, Н.А. Муцинова в содержание охраны труда включает правовые средства, направленные на ограничение продолжительности рабочего времени и обеспечение нормального режима труда и отдыха,[3] большинство которых определяется институтом «рабочее время и время отдыха». Такой подход не учитывает критерия деления трудового права на институты, специфику различных сторон сложного трудового отношения и особенности их правового регулирования.

 

Находит проявление принцип охраны труда, как больше всего отражающий идею защиты жизни и здоровья трудящихся в социалистическом обществе. Они  способствуют в той или иной степени  сохранению трудоспособности человека и «охраняют» в этом смысле его  труд.

 

Содержание понятия правовой охраны труда следует включать лишь организационно-правовые средства и меры, которые непосредственно предусмотрены нормами института «охрана труда» и направлены на реализацию права рабочих и служащих на здоровье и безопасные условия труда. Причем речь идет о таких безопасных и высокопроизводительных условиях, которые на данном этапе развития науки, техники и других достижений государства могут быть обеспечены экономическими, правовыми и другими средствами. Данное положение является одним из проявлений общего признака охраны труда.

 

В определении  понятия охраны труда необходимо отразить такой важнейший признак, как обязанность работодателя по обеспечению безопасных условий  и охраны труда.[4] Она направлена на реализацию субъективного права работников на безопасные условия труда. В тех случаях, когда администрация не создает безопасных условий труда, работники вправе обратиться за защитой нарушенных прав в органы надзора и контроля за охраной труда. Н.Г. Александров по этому поводу писал, что норму по охране труда создают для работников не только фактические возможности, но и субъективные права именно потому, что работники могут прибегать к содействию органов охраны труда и требовать от работодателя относительно реального обеспечения технически безопасных условий труда.[5]

 

В содержание правовой охраны следует включить и  такой элемент, как обязанность  каждого работника соблюдать  требования по охране труда. Обеспечение  безопасных условий труда является прежде всего обязанностью работодателя. Но как бы ни старалась администрация улучшать условия труда, они не будут действенны, если сами рабочие будут небрежно относиться к требованиям по технике безопасности и производственной санитарии.

 

Нормы и  правила по охране труда многочисленны  и разнообразны. Они имеют такую специфику, что часто о допущенном нарушении не знает сам заинтересованный работник. Особое место в системе органов контроля за охраной труда занимают профсоюзы. Практика показывает, что органы надзора и контроля проводят большую и действенную работу по борьбе с травматизмом, профзаболеваемостью, по предупреждению нарушений правил и норм по охране труда.

 

Таким образом  по нашему мнению, надзор и контроль за применением и соблюдением  норм и правил по охране труда также  являются составной частью (элементом) содержания правовой охраны труда, одним из ее организационно-правовых средств.

 

Под правовой охраной труда следует понимать систему организационно-правовых средств (мер), непосредственно направленных на обеспечение права работника на безопасные условия труда и обязательных для исполнения (соблюдения) всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями, работодателями и самими работниками при активном участии и под контролем профсоюзов и органов надзора за охрану труда.

 

Охрана труда, как институт трудового  права, включает в себя нормы права, регламентирующие мероприятия. К условиям труда относится любой фактор, воздействующий на работника в процессе трудовой деятельности, который способен оказать влияние на работоспособность и здоровье работника.

 

Воздействие на работника вредного производственного фактора способно привести к возникновению у него профессионального заболевания. Исследование данных факторов, как юридически значимых обстоятельств, необходимо для установления причинной связи между профессиональным заболеванием и выполнением работником трудовой функции.

 

Опасный производственный фактор оказывает  на работника мгновенное воздействие, которое приводит к производственной травме. Данные факторы также выступают  в качестве юридически значимого обстоятельства при проверке причинной связи между травмой работника и выполнением им трудовых обязанностей.

 

Работодатель обязан создавать  работникам безопасные условия труда, исключающие воздействие на них  вредных и (или) опасных факторов либо обеспечивающих уровень такого воздействия не превышающий установленных нормативов.

Информация о работе Охрана труда жэенщин и молодежи