Имидж экскурсовода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 14:27, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования – изучение формирования имиджа экскурсовода.
Исходя из цели исследования, можно определить ее следующие задачи:
1. Рассмотреть профессиональное мастерство экскурсовода;
2. Влияние личностных характеристик на формирование имиджа экскурсовода.

Вложенные файлы: 1 файл

Exkursovedenie (1).docx З.docx

— 32.42 Кб (Скачать файл)

Введение

 

 

Актуальность исследования данной работы заключается в том, что экскурсии дают возможность людям быстро, в наглядной и увлекательной форме получить представление о различных явлениях культуры и искусства, природы, общественной жизни, науки и производства. Экскурсовод становится проводником в чудный мир, волнующий приближением личных открытий, захватывающий и увлекающий воображение. Экскурсовод, переживая вместе со слушателями открытия, которые с ними и для них делает, должен быть творческой личностью. Импровизируя на основе тщательно подготовленного материала, он создает художественное произведение, которое представляет собою сложнейший сплав науки, искусства, психологии, режиссуры, артистизма, менеджмента и многого другого. Он должен обладать необходимыми знаниями, склонностью к популяризации, умением интересно и понятно рассказать о сложных явлениях, способностью оценить психологическое состояние и интеллектуальный уровень слушателей, пробудить и усилить в них интерес к различным явлениям культуры. Кроме этого, он должен учитывать множество факторов, связанных с характером объектов культуры, условиями их представления, особенностями организации и проведения экскурсии.

Экскурсовод занимает одно из ведущих мест в  системе туризма и гостеприимства и ведущее место в познавательных и экскурсионных турах, основная цель которых – удовлетворение интеллектуального интереса, получение новых знаний, впечатлений.

Профессия экскурсовода предъявляет очень  высокие требования к качествам  человека. Необходим высокий уровень общих способностей – развитый интеллект, значительный объем оперативной и долговременной памяти, хорошие показатели внимания (устойчивость, концентрация, распределение, переключение), выносливость, работоспособность, уравновешенность, развитые коммуникативные умения и навыки.

Цель исследования – изучение формирования имиджа экскурсовода.

Исходя из цели исследования, можно определить ее следующие задачи:

1. Рассмотреть профессиональное мастерство экскурсовода;

2. Влияние личностных характеристик на формирование имиджа экскурсовода.

Методологической  базой  исследований при написании данной работы послужили такие методы исследования как : формально-логический, диалектический, а также метод анализа и синтеза.

Методологической основой контрольной работы послужили научные труды таких авторов как: Г. П. Долженко., Б. В. Емельянов., И. В. Зорин., Н. М. Хуусконен., Т. М. Глушанок.

 

1. Профессиональное мастерство экскурсовода

 

 

Экскурсовод – центральная фигура экскурсионного дела. Профессия экскурсовода представляет собой род трудовой деятельности, который требует от человека определенных знаний, умений и навыков, приобретаемых  как путем общего или специального образования, так и в ходе повседневной практической деятельности людей. Кроме  того, в представлении людей существует имидж экскурсовода, то есть совокупность внешних и внутренних характеристик, которые традиционно ассоциируется  с представителями данной профессии. Таким образом, в сознании окружающих существует модель имиджа экскурсовода, составными элементами которой являются визуальный образ (одежда, макияж), аудиальный образ (голос, дикция), представление  о внутренних качествах человека этой профессии (интеллигентность, эрудированность, доброжелательность) [1, с. 65].

Практически во всех работах по экскурсионному делу большое внимание уделяется  личности экскурсовода. Теоретики экскурсоведения  сходятся во мнении, что экскурсовод  как личность должен обладать следующими качествами и иметь следующие  характеристики.

Каждый  экскурсовод должен обладать хорошо развитым воображением и уметь мыслить  образами. К примеру, экскурсовод  должен так описать ненаблюдаемый  объект, чтобы экскурсанты начали его «видеть».  Основой воображения экскурсовода являются знания, впечатления, ранее накопленный опыт. Они служат исходным материалом для создания достаточно четких мыслительных образов.

Характер  проводимой экскурсии зависит от темперамента экскурсовода, который  проявляется в его поведении, в уровне жизненной активности. В  зависимости от типа темперамента экскурсовода его поведение характеризуется  определенной глубиной эмоций: вспыльчивостью, спокойствием, различной реакцией на раздражители. Так, для экскурсовода-сангвиника характерен быстрый темп речи, частая смена настроения, быстрая реакция на действия экскурсантов. Холерик тороплив в рассказе, при отсутствии должного контроля вспыльчив, неуравновешен, обидчив. Флегматик, наоборот, медлителен, обладает однообразными жестами и мимикой. Наконец, меланхолик характеризуется большей или меньшей силой чувств, длительностью переживаний, устойчивостью или быстрой сменой эмоций. Поэтому поведение экскурсовода, являясь проявлением общей культуры человека, должно быть подчинено его воле и зависит от умения управлять своими эмоциями. Эмоции, возникающие у экскурсовода под воздействием внешних и внутренних факторов, его настроение, приподнятое или подавленное, не должны влиять на ход экскурсии. Умение взять себя в руки, обеспечить нужный тонус в группе является важной составной частью профессионального мастерства экскурсовода.

Неотъемлемым  качеством экскурсовода как личности является его тенденциозность, или  убежденность. Тенденциозность проявляется  в четкой направленности его взглядов и действий, в стремлении довести  свою точку зрения до экскурсантов и убедить их в ее правильности. Во время экскурсии экскурсовод  направляет внимание группы на те стороны  объектов, явлений и событий, которые  должны быть отражены в их сознании, одним словом, помогает им увидеть  то, что видит сам.

Экскурсия как процесс представляет собой  восприятие экскурсантами изобразительного и звукового ряда. Таким образом, она не может существовать без  устной речи, без рассказа экскурсовода. Как человек говорящий по отношению  к аудитории может выступать  в следующих ипостасях:  информатор сообщает знания экскурсантам, рассказывает об объекте, событии, явлении, не показывая  к этому своего отношения, не разъясняя  причинно-следственных связей с другими  событиями или явлениями;

 - комментатор сообщает об объектах, событиях, явлениях, дает им отдельные оценки и некоторые пояснения, указывает на причины, их вызвавшие;

 - собеседник в ходе общения учитывает реакцию экскурсантов на излагаемый материал, используя вопросно-ответную форму общения, прислушиваясь к их репликам, вводя дополнительный материал;

- советчик разъясняет увиденное, дает рекомендации по наблюдению объектов, подводит экскурсантов к необходимым выводам, советует, как проводить послеэкскурсионную работу;

 - эмоциональный лидер вызывает определенные эмоции у экскурсантов, анализируя объекты и события, с ними связанные.

Речь  экскурсовода рассчитана на понимание  другими людьми, поэтому должна представлять собой изложение готовых, логично  и грамотно сформулированных мыслей. Приоритетной формой изложения материала  экскурсоводом является монолог. Монологическая речь по сравнению с диалогической  более развернута по содержанию, сложна по структуре и имеет четкое грамматическое оформление.

Владение  экскурсоводом искусством слова  – важное условие успешного проведения экскурсии. Поэтому к содержательной речи экскурсовода предъявляются следующие  требования: речь должна быть правильной, понятной, точной, выразительной, чистой, лаконичной.

Точность  изложения особенно важна при  характеристике объекта и во многом определяет воздействие экскурсовода на аудиторию. В экскурсии недопустима  отвлеченность, употребление стереотипов, общих слов, смысл которых давно  стерся, которые семантически обесценились [2, с. 38].

Дикция, как и голос, играет важную роль в  создании имиджа экскурсовода. Под  дикцией понимается степень отчетливости, ясности и членораздельности  в произношении слов и в потоке речи. Профессия экскурсовода требует, чтобы его речь была отчетливой, ясной и членораздельной в  высшей степени. Для этого нужно  отработать произношение отдельных слов: слова иноязычного происхождения, имена и отчества должны звучать четко и быть разборчивыми и хорошо слышимыми для всей группы. Существует комплекс упражнений для совершенствования дикции.

Важную  роль при оформлении внешней стороны  речи играет интонация – ритмико-мелодическая сторона речи, так как она, являясь  выразительным средством, оказывается  и одной из сильных форм речевого воздействия на аудиторию. Нужно  исходить из того, что основой рассказа является не только мысль, но и чувство, которое придает своеобразную окраску  рассказу, показывает отношение экскурсовода к тому, о чем он рассказывает. Поэтому речевая интонация должна быть логически оправдана. Изменение  интонации вызывается смысловым  содержанием рассказа.

Не менее  важно тщательно отработать на протяжении всего рассказа по теме экскурсии  фразовые и логические ударения. В  каждой фразе, представляющей собой  смысловой отрезок рассказа, обычно выделяют одно или несколько слов, наиболее важных по своему смыслу.

Наряду  с голосом и дикцией, важным элементом  имиджа экскурсовода считается его  внешний облик.

Отметим, что экскурсовод относится к  профессиям типа «человек-человек». Именно у представителей этих сфер их внешний  облик является непосредственным компонентом, участвующим в их трудовой деятельности. Экскурсовод раскрывает перед людьми информацию, которая наглядно представлена в объектах и экспонатах, поэтому  его собственный внешний вид  не должен мешать этому процессу и  отвлекать экскурсантов от него.

Для работников сферы услуг, к которой относится  профессия-экскурсовод, дизайнеры костюма  рекомендуют классический и деловой  стили, стиль Шанель, некоторые вариации спортивного стиля. Поскольку экскурсовод  должен быть интеллигентным, располагающим  к себе, открывающим что-либо экскурсантам, но не поучающим в отличие от учителя, то это редкий образ специалиста, которому на рабочем месте позволительно носить платье, даже приталенное, так называемого Х-образного силуэта (естественно речь идет об экскурсоводе-женщине). При этом уместна современная стрижка.

Таким образом, внешний вид экскурсовода по сравнению  с представителями других профессий  допускает умеренную свободу  и раскованность, однако в то же время  он предполагает скромность в одежде и прическе, чувство меры в косметике [4, с. 85].

Положительный визуальный образ экскурсовода способствует установлению контакта с группой. Кроме  этого, большое влияние на установление контактов с аудиторией оказывают  приветливость, доброжелательность, непринужденность экскурсовода. Такой контакт начинает устанавливаться в те короткие минуты, когда экскурсовод произносит вступление к экскурсии и ее теме. Затем  необходимые связи с аудиторией поддерживаются и укрепляются в  течение всей экскурсии. Хорошо, если благоприятный психологический  климат, создавшийся в первые минуты экскурсии, сохранится до ее завершения.

Экскурсовод во время экскурсии должен уделять  постоянное внимание всей группе. Некорректно, когда в своем рассказе экскурсовод  обращается к одному-двум экскурсантам, почему-то выделив именно их в группе, проверяя таким образом доходчивость излагаемого материала по их реакции  на увиденное и услышанное в ходе экскурсии. Проводя экскурсию, экскурсовод  должен умело руководить всей группой.

Иногда  перед экскурсоводом встает задача – снять напряжение и раздражение  экскурсантов. В такой момент уместна  шутка, которая помогает настроить  аудиторию на соответствующий лад. Однако следует помнить, что юмор должен быть тактичным и ненавязчивым. Стремление во что бы то ни стало  развеселить экскурсантов показывает, что экскурсовод недостаточно серьезно относится к проведению экскурсии, а это приводит к утрате контроля над группой.

Не менее  важная задача экскурсовода – добиться заинтересованного отношения группы к теме экскурсии, постоянно активизируя  их внимание. Для активизации внимания группы экскурсовод должен умело  и своевременно применить такие  методические приемы, как прием заданий, прием вопросов, прием новизны, наконец, прием взаимодействия интересов.

Чтобы привлечь и удержать внимание экскурсантов, экскурсоводу следует знать социально-психологические  особенности людей.

В речи экскурсовода недопустим и фамильярный, и нерешительный тон. Нельзя также подчеркивать зависимость во время экскурсии.

Итак, для  квалифицированного экскурсовода необходимо не только владеть суммой знаний, умений и навыков по подготовке и проведению экскурсии, но и правильно и красиво  говорить, быть тонким психологом и  наблюдателем, умелым организатором  и руководителем, наконец, следить  за своим внешним видом.

 

 

2. Личность экскурсовода

 

 

  Человек как гармонически развитая личность сочетает в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Каждая личность имеет свои особенности. Таких особенностей три:

1. Устойчивость  свойств личности.

2. Единство  личности как единство определенных  свойств и качеств.

3. Активность  личности, которая находит отражение  в многосторонней деятельности.

 Моральные  требования к личности – соблюдение общих принципов и норм поведения, следование определенным идеалам.

 Основные  черты личности: разумность – способность совершать разумные, осмысленные действия; ответственность – понимание результатов своих поступков; личное достоинство - поведение, связанное с охраной своих прав; индивидуальность – неповторимость, особенность личности; совокупность черт, отличающих данного человека от других.

Информация о работе Имидж экскурсовода