Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 13:05, курсовая работа
Целью выполнения курсовой работы является выявление перспективных направлений развития современного туризма. Задачи, необходимые для достижения поставленной цели:
1) рассмотреть понятия, функции и особенности туризма, инфраструктуры туризма;
2) изучить специфику туристского рынка как рынка услуг;
3) проанализировать современное состояние инфраструктуры туризма.
Введение.…………………………………………………………………………......3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ИНФРАСТРУКТУРЫ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ…………….………………………………....4
1.1.Туризм как отрасль экономики: понятие, признаки, особенности и субъекты……………………………………………………………………………….4
1.2. Значение развития инфраструктуры туризма и гостеприимства…10
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ИНФРАСТУКРУРЫ ТУРИСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В РОССИИ…………………………………………………………………………...17
2.1. Анализ гостинично-курортной инфраструктуры………………………...17
2.2. Состояние транспортной инфраструктуры ……………………………….29
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ТУРИЗМА……………………………………………………..36
Заключение…..…………………………………………………..…………………..39
Список используемой литературы……………………………………………...40
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственный институт экономики,
финансов, права и технологий
КУРСОВАЯ
РАБОТА
ПО
ДИСЦИПЛИНЕ «менеджмент
в СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ
СЕРВИСЕ И ТУРИЗМЕ»
НА
ТЕМУ:
«ИНФРАСТРУКТУРА
ТУРИЗМА И ПЕРСПЕКТИВЫ
ЕГО РАЗВИТИЯ»
выполнила:
студентка
2 курса гр. 302
ПРОВЕРИЛ:
д.э.н.,
проф. драбенко в.а.
Гатчина
2012
Содержание
Введение.………………………………………………………
ГЛАВА 1. Сущность и специфика
инфраструктуры туристической
индустрии…………….………………………………...
1.1.Туризм как отрасль экономики: понятие,
признаки, особенности и субъекты…………………………………………………………
1.2. Значение развития инфраструктуры туризма
и гостеприимства…
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ИНФРАСТУКРУРЫ ТУРИСТИЧЕСКОГО
КОМПЛЕКСА В РОССИИ………………………………………………………………
2.1. Анализ гостинично-курортной инфраструктуры………………………...17
2.2.
Состояние транспортной
Введение
Сегодня мы воспринимаем туризм как самый массовый феномен XX столетия, как одно из самых ярких явлений нашего времени, которое реально проникает во все сферы нашей жизни и изменяет окружающий мир и ландшафт. Туризм стал одним из важнейших факторов экономики, поэтому мы рассматриваем его не просто как поездку или отдых. Это понятие намного шире и представляет собой совокупность отношений и единство связей и явлений, которые сопровождают человека в путешествиях. Туризм по праву считается одним из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично развивающихся направлений экономики, являясь активным источником денежных поступлений. Помимо влияния на экономику туризм воздействует на социальную, культурную и экологическую среду. Поэтому неслучайно, что интерес к этой деятельности возрастает с каждым годом, вовлекая в нее практически все страны мира, в том числе и Россию. Влияние туризма на Россию пока незначительно: оно адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли и сдерживается в основном отсутствием реальных инвестиций, неразвитой туристской инфраструктурой, низким уровнем гостиничного сервиса, недостаточным количеством мест и дефицитом квалифицированных кадров.
Целью
выполнения курсовой работы является
выявление перспективных
1) рассмотреть понятия, функции и особенности туризма, инфраструктуры туризма;
2) изучить специфику туристского рынка как рынка услуг;
3) проанализировать
современное состояние инфраструктуры
туризма.
Объект исследования: сфера услуг.
Предмет исследования: специфика туристского
бизнеса.
ГЛАВА 1. Сущность и специфика инфраструктуры туристической индустрии
1.1. Туризм как отрасль экономики: понятие, признаки, особенности и субъекты
Хотя в процессе развития туризма появились различные толкования этого понятия, особую значимость при определении этого явления имеют следующие критерии:
1. Изменение места. В данном случае речь идет о поездке, которая осуществляется в место, находящееся за пределами обычной среды. Однако нельзя считать туристами лиц, ежедневно совершающих поездки между домом и местом работы или учебы, так как эти поездки не выходят за пределы их обычной среды.
2.Пребывание в другом месте. Главным условием здесь является то, что место пребывания не должно быть местом постоянного или длительного проживания. Кроме того, оно не должно быть связано с трудовой деятельностью (оплатой труда). Этот нюанс следует учитывать, потому что поведение человека, занятого трудовой деятельностью, отличается от поведения туриста и не может классифицироваться как занятие туризмом. Еще одним условием является и то, что путешественники не должны находиться в посещаемом ими месте 12 месяцев подряд и более. Лицо, находящееся или планирующее находиться один год или более в определенном месте, с точки зрения туризма считается постоянным жителем и поэтому не может называться туристом.
3.Оплата
труда из источника в посещаемом месте.
Суть данного критерия в том, что главной
целью поездки не должно быть осуществление
деятельности, оплачиваемой из источника
в посещаемом месте. Любое лицо, въезжающее
в какую-нибудь страну для работы, оплачиваемой
из источника в этой стране, считается
мигрантом, а не туристом этой страны.
Это относится не только к международному
туризму, ко и к туризму в пределах одной
страны. Каждый человек, путешествующий
в другое место в пределах одной страны
(или в другую страну) для осуществления
деятельности, оплачиваемой из источника
в этом месте (или стране), не считается
туристом этого места.
Три этих критерия, положенные в основу
определения туризма, являются базовыми.
Вместе с тем есть особые категории туристов,
в отношении которых данные критерии все-таки
недостаточны — это беженцы, кочевники,
заключенные, транзитные пассажиры, которые
формально не въезжают в страну, и лица,
сопровождающие или конвоирующие эти
группы.
Анализ приведенных выше особенностей, характеристик и критериев
позволяет выделить следующие признаки туризма:
- деловые поездки, а также путешествия с целью проведения свободного времени — это перемещение за пределы обычного места жительства и работы;
-туризм — это не только важная отрасль экономики, но и важная часть жизни людей. Он охватывает отношения человека с окружающей его внешней средой. Следовательно, туризм — это совокупность отношений, связей и явлений, сопровождающих поездку и пребывание людей в местах, не являющихся местами их постоянного или длительного проживания и не связанных с их трудовой деятельностью.
Это обобщенное определение в некоторых случаях может быть дополнено и конкретизировано. Во многих языках с давних времен используется слово «туризм» (tourism, tourisme,turismo), которое произошло от выражения «великий тур» (Grand Tour). «Великий тур» означал первоначально ознакомительную поездку. Ее совершали в XVII — XVIII ст. молодые представители дворянства, а в XIX ст. такие поездки стали популярны и среди других слоев населения. Целью путешествий было знакомство с чужими культурами. Как и в прошлые столетия — во времена «великих туров», так и сегодня основное назначение туризма — знакомство с другими странами, народами, средство налаживания контактов и взаимопонимания между ними.
Определение «туризм» охватывает не только такие факторы, как путешествие и отдых, но и название одной из отраслей экономики. Туризм — это также и туристские предприятия, в первую очередь деятельность туристических организаторов и посредников. Не все авторы принимают во внимание данное ограничение. Кроме туристических организаторов и посредников к туристской деятельности можно отнести и другие виды предприятий и организаций. Это могут быть различные объединения, а также транспортные компании: железнодорожные и авиационные.
Таким образом, туризм — отрасль экономики, включающая в себя деятельность туристических организаторов и посредников, которыми нужно управлять [3].
Современная система туризма организационно включает следующие хозяйствующие субъекты:
- фирмы
– производители туристских
- фирмы
– туроператоры, т. е. фирмы
по разработке и реализации
туристского продукта
- фирмы – турагенты, выступающие в качестве продавцов туристского продукта, сформированного туроператорами;
- специализированные фирмы, предоставляющие услуги по размещению (пансионаты, дома отдыха, мотели, гостиницы и др.);
- специализированные
предприятия питания (
- специализированные транспортные предприятия (авиационные, автопредприятия, железнодорожные ведомства, предприятия морского и речного транспорта и др.);
- предприятия
торговли и торговые фирмы,
специализирующиеся на товарах
для туристов;
- предприятия сферы досуга в туризме (киноконцертные
залы, залы игровых автоматов и др.);
- рекламно-информационные туристские учреждения (рекламные агентства, рекламные бюро, информационно-туристские центры и др.);
- государственные
предприятия (национальные, региональные,
муниципальные предприятия
В системе этих туристских предприятий особо можно выделить туристскую индустрию – межотраслевой комплекс предприятий, фирм и организаций по производству товаров и услуг для туризма.
При всей важности индустрии туризма нельзя забывать о главном – о туристе, потребителе туристских услуг. Его потребности и степень их удовлетворения – главный критерий качества туристского продукта. Этот потребитель в современных условиях должен быть организован, поскольку ему противостоят организованные туристские предприятия и объединения. Одной из первых попыток подобной организации в современных российских условиях является Всероссийское народное туристское общество (ВНТО), созданное по инициативе Российской международной академии туризма.
Инфраструктура (от лат. infra — ниже, под и structura — строение, расположение) — совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для функционирования отраслей материального производства и обеспечения условий жизнедеятельности общества. Иногда термином «инфраструктура» обозначают комплекс так называемых инфраструктурных отраслей хозяйства (транспорт, туризм, образование, здравоохранение и др.).
Исходя
из этого определения, инфраструктура
менеджмента туризма должна включать
условия, материальные и социальные факторы,
обеспечивающие управление организацией.
В общем случае нужен субъект управления,
нужен объект управления, нужны каналы
управления, нужна власть и другие рычаги
воздействия, нужны компетенция управленцев,
авторитет руководителя.
Туристская
инфраструктура представляет собой комплекс
действующих сооружений и сетей производственного,
социального и рекреационного назначения,
предназначенный для функционирования
сферы туризма. Инфраструктура туризма
является неотъемлемой частью индустрии
туризма (см. рис.1), в составе которой выделено
два элемента. Первый элемент – индустрия
гостеприимства, куда следует отнести
предприятия, предоставляющие услуги
по размещению и питанию. Второй элемент
индустрии туризма является инфраструктурной
составляющей, которая представляет собой
трехуровневую систему. Первый уровень
инфраструктуры туризма представлен производственной
инфраструктурой – комплексом действующих
сооружений, зданий, транспортных сетей,
систем, непосредственно не относящихся
к производству турпродукта (в отличие
от структур двух последующих уровней),
но необходимых для предоставления туристских
услуг, - транспорт, связь, энергетика,
коммунальное хозяйство, финансы, страхование,
безопасность. Второй и третий уровни
туристской инфраструктуры формируют
предприятия и организации, непосредственно
участвующие в туристской деятельности
и формировании турпродукта. Ко второму
уровню относятся те структуры, которые
могут существовать и без туристов, деятельность
которых расширяется при нахождении в
местах пребывания туристов. Это предприятия
по прокату автомобилей, таксопарки; кафе
и рестораны; спортклубы, музеи, театры
и кинотеатры, выставочные залы, цирки,
зоопарки, казино и т.д. [5]
Являясь частью инфраструктурного комплекса региона, инфраструктура туризма выполняет ряд важных функций. К ним следует отнести обеспечивающую, интеграционную и регулирующую функции. Обеспечивающая функция туристской инфраструктуры - создание необходимых условий для организации обслуживания туристов; интеграционная - организация и поддержание связей между предприятиями отрасли, формирование территориальных туристско-рекреационных комплексов. Важнейшей является регулирующая функция туристской инфраструктуры в экономике: создание новых рабочих мест, влияние на потребительский спрос, развитие отраслей, выпускающих предметы потребления, содействие росту налоговых поступлений в бюджеты разных уровней.
Туристская инфраструктура оказывает прямое и косвенное влияние на экономику региона. Прямое влияние – привлечение средств от услуг в тур. предприятия, материальное обеспечение работников туризма и создание новых рабочих мест, рост налоговых поступлений. Косвенное влияние заключается в мультипликативном эффекте межотраслевого взаимодействия. Эффект мультипликатора будет тем больше, чем больше будет доля дохода, потраченная в пределах региона [6].
1.2. Значение
развития инфраструктуры
туризма и гостеприимства
Под инфраструктурой туризма и гостеприимства
понимают совокупность общих условий
производства турпродукта. При раскрытии
содержания понятия «общие условия производства»
мнения специалистов расходятся. Одни
подразумевают виды деятельности или
объекты, обеспечивающие основной технологический
процесс, другие – весь технологический
процесс, третьи – технологический процесс
плюс управленческие воздействия, необходимые
для формирования турпродукта. Именно
последнее в наибольшей степени отвечает
сложному содержанию понятия «туристский
продукт».
Инфраструктура
выступает как обязательная составляющая
социально-экономической
Элементы инфраструктуры могут классифицироваться
по разным признакам.
По критерию пространственной
принадлежности выделим международную,
национальную, региональную, городскую
инфраструктуру.
По критерию сферы
деятельности разграничивают технологическую,
управленческую и социальную инфраструктуру.
Информация о работе Инфраструктура туризма и перспективы его развития