Массовая коммуникация, предмет, задачи курса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 13:17, курсовая работа

Краткое описание

Коммуникация – процесс обмена информацией между системами. Массовая коммуникация - исторически сложившийся и развивающийся во времени технически опосредованный процесс создания, хранения, распределения, распространения, восприятия информации и обмена его между социальным субъектом (коммуникатором) и объектом (коммуникантом).1

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 1.docx

— 146.78 Кб (Скачать файл)

Тема 1. Массовая коммуникация, предмет, задачи курса

 

  1. Понятие и сущность массовой коммуникации

Коммуникация – процесс обмена информацией между системами. Массовая коммуникация - исторически сложившийся и развивающийся во времени технически опосредованный процесс создания, хранения, распределения, распространения, восприятия информации и обмена его между социальным субъектом (коммуникатором) и объектом (коммуникантом).1

Массовая коммуникация (МК) – важный процесс связи и передачи информации группе людей одновременно с помощью средств масс-медиа. Особенностями процесса МК являются: массовость аудитории; ее гетерогенность; использование высокоскоростных и репродуктивных текстов средств связи и информации; быстрое распространение сообщений; относительно небольшая потребительская стоимость информации.

МК – это почти одновременная доставка массовой информации посредством ее быстрого репродуцирования и распространения значительному и недифференцированному в массе своей количеству людей.

Только  в системном единстве все эти  особенности образуют понятие массовая коммуникация. Главным для коммуникации остается ее восприятие как социально-культурного  взаимодействия людей, групп и организаций, государств и регионов посредством  информационных связей. Массовая коммуникация позволяет установить информационные связи с широкими слоями общественности и является по сути содержанием в  журналистской и PR-деятельности.

Понятия «массовая коммуникация», «массовая  информация» активно вошли в  язык в конце XX столетия. Средства коммуникации выступают вещественным, материальным компонентом коммуникативного процесса и всегда выражают собой способ передачи, сохранения, производства и распространения культурных ценностей в обществе.

Средства массовой коммуникации (СМК) — технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение, компьютерные сети), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т. п.) на количественно большие рассредоточенные аудитории.2

В системе  массовой коммуникации можно выделить общие условия функционирования массовой коммуникации:

- наличие массовой аудитории, которая обладает определенной общей ценностной ориентацией;

- социальная значимость информации, способствующая возникновению, распространению и поддержанию  функционирования массовой коммуникации;

- наличие соответствующих средств, поддерживающих процесс  функционирования  массовых коммуникаций;

- многоканальность осуществляемых коммуникаций и вариативность коммуникативных средств.

Массовая  аудитория является компонентом массовой коммуникации. Массовая аудитория имеет неоднородную структуру,  рассредоточена на определенной территории и является анонимной массой. Понятие «масса» трактуется в социологии неоднозначно. Масса понимается и как толпа, и как публика, и как гетерогенная  система. Немецкий философ и социолог Карл Маннгейм (1893-1947) рассматривал массу как продукт машинной техники и «сверхорганизованное» бюрократическое общество.

Термин  «масса» сформировался как продукт  наблюдения над множествами индивидов (поведением толпы на улице, болельщиков  на стадионах и т. д.). Исследователи  обращали внимание на тот факт, что  в каждом случае люди в массе ведут  себя иначе, чем если бы они были изолированными. К. Берк называл такое  скопление людей толпой, массой. Французский социолог Г. Лебон (1841-1931), автор одной из первых концепций  массового общества также отождествлял массу с толпой. Он утверждал, что  в результате промышленной революции  и развития средств массовой коммуникации жизнь все более становится зависимой  от поведения толп, которые представляют собой слепую, разрушительную силу. Благодаря навязываемым массам идеям  лидеры «заражают» толпу, что и приводит к общественному развитию. Французский  социолог, один из основоположников социальной психологии Г. Тард (1843-1904) считал, что  нельзя смешивать толпу и публику, в первой люди физически сплочены, а во второй – рассеяны, первая – гораздо более нетерпима, вторая – более пассивна. Американский социолог и социальный психолог Г. Блумер, один из пионеров проблематики массового общества рассматривал массу как элементарную спонтанно возникающую коллективную группировку. Это сыграло большую роль в определении массовой коммуникации и теоретической ориентации исследований массовых аудиторий. Г. Блумер считает главными характеристиками массы анонимность и изолированность ее членов, слабое взаимодействие между ними, случайность их социального происхождения и положения, отсутствие организованности. Американский исследователь Д. Рисмен (1909), характеризуя потребительское общество, описывает человека толпы как обезличенного, стандартизованного, являющегося объектом манипулирования, жертвой отчуждения. В массовой структуре человек нивелируется, становясь достаточно безликим, подчиняющимся «психологии толпы».

Социальная  значимость информации, способствующая возникновению, распространению и поддержанию  функционирования массовой коммуникации является одним из основных условий функционирования массовой коммуникации.

Индивиды  включены в сеть реальных общественных отношений и связей, благодаря чему происходит распространение информации. Благодаря массовой коммуникации личности поддерживают отношения с  широкой социальной средой. Информация «интересна» массовой аудитории настолько, насколько она соответствует социальным ожиданиям массовой аудитории. Кроме смысловой нагрузки информация должна нести в себе оценочную функцию.   Массовый читатель, слушатель, зритель ждет от СМИ оценки происходящих событий, которой большинство из массы потребителей информации верит. Оценочная информация в наибольшей степени способствует формированию общественного мнения. Каждый человек, получив определенную информацию, из нее выделяет значимые для него элементы. Массовая же информация должна иметь социальную значимость для всей аудитории. Это позволит поддержать функционирование всей системы массовой коммуникации. Значимость информации для массовой аудитории зависит от ее общественной необходимости, насыщенности необходимыми сведениями, демократичности (обращена ко всем и каждом без ограничений), плюрализма (множественность мнений, оценок, позиций), оперативности, инновационности, активности. Форма воздействия информации на массовую аудиторию обуславливается указанными свойствами, а также отсутствием сдерживающих факторов со стороны массовой аудитории.

Средства  массовой коммуникации с одной стороны  разграничивают массовую и личностную социальную ориентацию, с другой - объединяют. Одна и та же информация может вызвать интерес одновременно и у всех, и у конкретной группы людей, и у отдельных индивидов. Или иначе, социальная ориентация информации оказывает сильное влияние и на общество, и на личность.

Средства  массовой информации отстаивают интересы «хозяев», поэтому государство должно регулировать процесс распределения  сфер влияния на массы, прежде всего  законодательными мерами. Монополия  на СМИ не должна формироваться ни в какой форме. Нельзя допускать  монополии на СМИ ни государства, ни отдельных групп лиц.

Наличие соответствующих  средств, поддерживающих процесс функционирования массовых коммуникаций. Массовая коммуникация реализуется через опосредованное общение. Этим и определяются ее средства. Главными средствами массовой коммуникации являются средства массовой информации: печать, радио, телевидение. Интернет, хотя в России законодательно не причислен к средствам массовой информации, в последние годы стал мощнейшим средством массовой коммуникации.

Многоканальность  коммуникации. Массовая коммуникация характеризуется преимущественно односторонней направленностью, поскольку обратная связь практически отсутствует. В связи с расширением возможностей интерактивного телевидения, радио, более активного использования звонков в редакции, а особенно с резким расширением сетей Интернет массовые коммуникации становятся взаимно направленным.  Такая двухсторонняя связь влияет на организацию массовой коммуникации.

В радио-  и телепередачах возможно использование так называемой  скрытой обратной связи. Коммуникатор, прогнозируя реакцию слушателя или зрителя на отправляемую им информацию, направляет процесс коммуникации, приспосабливая информацию к условиям общения.  Правильное конструирование дикторского дискурса, и отбора коммуникативных средств (слов, формул общения, стереотипов речевого поведения), непосредственная адресация передач конкретным социальным слоям уменьшает дистанцию между отправителем и получателем информации.

Многоканальность  массовой коммуникации  обеспечивается параллельным использованием используются визуальный, аудитивный и аудиовизуальных каналов. Самостоятельный канал массовой коммуникации представляет публичная коммуникация в массовой аудитории с использованием традиционного разговорного языка. Для радио и телевидения также характерно использование форм устной коммуникации, включающей элементы разговорной речи. Пресса использует общелитературный письменный язык. Вариативность языка позволяет регулировать варианты текстов речи  и одновременно разграничивать функциональные стили, обусловленное социальной дифференциацией.

Коммуникативная сфера, обусловленная тематикой информации, формирует функциональный стиль коммуникации, ориентированный на определенную социальную группу. Молодежные, женские, религиозные или профессиональные группы пользуются различным словарным запасом, по разному выражают мысль и обставляют свою речь.

 

  1. Функции и характеристики массовой коммуникации

Американский  политолог Г. Лассуэлл выделял три  функции коммуникации:

1) обозрение окружающего его мира (информационная функция);

2) корреляция с социальными структурами общества (воздействие на общество  через обратную связь);

3) передача культурного начала, что (познавательно-культурологическая функция).

В 1960 т. американский исследователь Чарльз Райт к названным  добавил развлекательную функцию. Специалист по массово коммуникации Амстердамского университета Мак-Квейл включают в число функций еще одну -  мобилизующую.

Социально значимые функции массовой коммуникации можно условно объединить в три  группы: информационную, регулирующую и культурологическую. Информационная функция способствует гармонизации отношений общества и индивида. Она заключается в предоставлении массовой аудитории актуальной информации о различных сферах жизнедеятельности. Регулирующая функция подразумевает влияние на формирование общественного сознания, общественного мнения и социальных норм и тем самым реализуется функция социального контроля. Культурологическая функция  выполняет познавательную задачу в сфере культуры и искусства, сохранения культурных традиций.

В психолингвистике сегодня выделяются четыре функции  радио- и телевизионного общения: оптимизация  деятельности общества; функция контакта; функция социального контроля; функция социализации личности

Л. Я. Землянова выделяет три функции  массовой коммуникации «в обществе:

1) контроль за окружающей средой и предупреждение общества об опасностях ее разрушения;

2) корреляция элементов общества и среды;

3) сохранение и передача социально-культурного наследия».

Современные французские ученые Б. Катля и  А. Каде выделяют пять функций массовой коммуникации:

- функция антенны - снабжение общества различного рода информацией;

- функция усилителя - преувеличение фактов, драматизация событий;

- функция фокуса - средства массовой информации являются фокусом изменения социокультурных течений;

- функция призмы - формирование новых моделей поведения;

- функция эхо - средства массовой информации выполняют функцию сохранения определенной социальной структуры, служат символами определенного социального порядка.

Известный отечественный психолог А. А. Леонтьев выделяет четыре функции массовой коммуникации:

- оптимизация деятельности общества за счет ориентации на общение, влияющее на коллективную деятельность;

- функция контакта, которая играет роль в формировании группового сознания;

- функция социального контроля посредством социальных норм;

- функция социализации личности.

Отечественный социолог Б. М. Фирсов в качестве характеристик  массовой коммуникации выделяет знания, духовные ценности, моральные и правовые нормы. Известный голландский ученый, исследующий проблемы коммуникативистики выделяет семь характеристик массовой коммуникации;

- массовая коммуникация формируется в сложной формальной организационной структуре;

- направлена на большие аудитории;

- имеет публичный характер;

- аудитории имеют социально-культурную неоднородность;

- устанавливается одновременный контакт с большим количеством людей, удаленных друг от друга;

- взаимоотношения между коммуникатором и коммуникантом в основном строятся на допущении о том, что коммуникант знает о социальном статусе коммуникатора;

- коммуникация сплачивает аудиторию вокруг общих ценностей, политических взглядов, моделей потребления и др.

 

Конспект на тему:

Информация о работе Массовая коммуникация, предмет, задачи курса