Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 05:34, реферат
Межкультурная коммуникация — общение между представителями различных человеческих культур (личные контакты между людьми, реже — опосредованные формы коммуникации (такие, как письмо) и массовая коммуникация). Особенности межкультурной коммуникации изучаются на междисциплинарном уровне и в рамках таких наук, как культурология, психология,лингвистика, этнология, антропология, социология, каждая из которых использует свои подходы к их изучению.
Введение
Межкультурная коммуникация — общение
между представителями различных человеческих
культур (личные контакты между людьми,
реже — опосредованные формы коммуникации
(такие, как письмо) и массовая коммуникация).
Особенности межкультурной коммуникации изучаются на междисциплинарном уровне
и в рамках таких наук, как культурология, психология,
Это понятие было введено в 1950-х американским культурным антропологом Эдвардом Т. Холлом в рамках разработанной им для Госдепартамента США программы адаптации американских дипломатов и бизнесменов в других странах. Поэтому речь у него идет преимущественно о стереотипизации в понимании представителей различных культур.
Первоначально для описания межкультурной коммуникации использовалось т. н. классическое понимание культуры как более или менее стабильной системы осознанных и бессознательных правил, норм, ценностей, структур, артефактов — национальная или этническая культура.
В настоящее время всё чаще доминирует т. н. динамическое понимание культуры как образа жизни и система поведения, норм, ценностей и т. д. любой социальной группы (например, городская культура, культура поколений, культура организации). Динамическое понятие культуры не предполагает строгой стабильности культурной системы, она до определённой степени может меняться и модифицироваться в зависимости от социальной ситуации.
Как научная дисциплина, межкультурная
коммуникация находится в стадии формирования и отличается двумя характерными
особенностями: прикладным хара
Исследования по межкультурной коммуникации в последнее время приобретают всё большее значение в связи с процессами глобализации и интенсивной миграции.
КОММУНИКАЦИЯ И ЕЕ ВИДЫ
Коммуникация – социально обусловленный
процесс передачи и воспр-я инф-ии как
в межличностном так и в массовом общении,
причем по разным каналам при пом различных
верб и неверб ср-в комм-ии.
Межкультурная коммуникация – это совокупность
разнообразных форм отношений и общения
между индивидами и группами, принадлежащими
к разным культурам
В отн кмм сцщ 2 противоп подхода:
1. «Романтический» - яз рассм как динамич-й
феномен нах-ся в постоянной эволюции
и предопределяемый творческой энергией
гов-го (Гумбольдт, Потемня, Фослер)
2. Структуролистский – польз-е языком
рассм-ся как создание по заранее заданным
моделям опр-х конструкций из дискретных
фиксированных ед-ц не подвергающихся
серьезным изменениям (Де Соссюр, Якобсон)
Сущ монологич-я и диалогич-я речь. Бахтин
утв, что монологич речи не сущ.
К-ция рассм как процесс взаимод-я и взаимокодировки
индивид-го возн-я каждово из коммуникантов
(Леонтьев)
Никакой передачи мысли между говорящим
и его слуш-лем не происходит. Слуш-ль сам
созд инф-ю уменьшая неопр-ть путем взаимод-й
в собственной когнитивной области. Консенсус
возникает лишь благодаря кооперативным
взаимод-ям в которых результирующее поведение
каждого из организмов служит поддержанию
их обоих (Матурана)
КОММУНИКАЦИЯ КАК ВЗАИМОД-Е
«ГОВ-Х СОЗНАНИЙ»
Этот термин принадл ак-ку Бахтину. Он
гов, чт любая комм-я предст собой взаимод-е
«гов-х сознаний». Понятие «гов созн» подраз
неск потяний и одно из них это язык. Принято
разгранич яз трояко:
1. «Глобальное» поним-е яз-а – при котором
именуется любая знаковая система, а так
же их совок-ть (яз музыки, яз архитектуры)
2. «Широкое поним-е» яз-а – при котором
понимается как опред-й специфический
класс знаков сост-х из фонем, морфем, лексем.
Т.е. речь идет о едином универс-ом чел-ком
яз-е или яз-е вообще
3. яз как реально сущ-щая знак-я система
– используемая в некотором социуме в
некоторое вр и в некотором простр-ве (Кибрик)
Культура
По подсчетам Куревича сущ более 1000 определений
понятия «к-ра»:
1. К-ра сост из компонентов и понимается
как совок-ть этих компонентов, а именно
знания, верования, исск-во, нравств-ть,
з-ны, традиции и обычаи, спос-ти и привычки
(Тейлор)
2. «Широкое» поним-е к-ры по Лотману: «своеобразие
ч-как как к-ного сущ-ва требует противопоставл-я
его миру природы, помимаемой как внек-е
пространство. Лотман разгранич к-ру и
природу. Категория ценности позв снять
вопрос о разделении материальной и дух
к-ры т.к. в чел сознании нет границы между
матер и дух (идеальным) и ценность любого
материаль предмета как к-ного феномена
опр-ся тем знач-ем или ценностью которой
он наделяется в данном социуме
3. социальный и индивидуальный х-р к-ры,
т.е. к-ра м. пониматься как поред форма
общ бытия людей и как форма присвоения
личностью коллективного опыта
4. нац и универс х-р к-ры. В рамках нац и
унив к-ры след выд т.н. этнодифферинцирующую
и этноинтегрирующую ф-ии к-ры.
МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ.
ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ КОММУНИКАЦИИ
МКК появ в форме межлич комм-ии.
МЛК – процесс одновр-го взаимод-я коммуникантов
и их возд-я др на др.
МЛК осущ в разл формах:
1. Линейная – т.е. д-е в рамках которого
отпр-ль кодирует свои мысли и чувства
и отпр их получ-лю. Л.м носить однонапр-й
х-р, т.е. от отпр-ля к получ-лю.
2. Трансакционная – т.е. д-я при которых
происх одновр отпр-е и получ-е инф-ии,
те.е люди формируют свои взаимоотн-я.
3. Интерактивная (круговая) – наличие
обратной связи, р-ии со стор получ-ля и
взаимного возд-я. Ключ фигурой явл. отпр-ль,
т.к. от него зав р-я получ-ля.
При любой коммуник модели осущ след цепочка:
Отпр-ль – Кодир-е – сообщение – канал
– декодир-е (поним-е и воспр-е) – получ-ль
В ходе межлич и МКК приоритетными м.б.
один или неск аспектов коммуникации:
- Информационный – обмен инф-ей
- интерактивный – взаимод-е участников
коммуникации на предмет общения с опр.
целью.
- Гноссиологический – ч-к выст как субъект
и объект позн-я
- аксиологический – процесс изучения
общения как фактор обмена ценностями
- нормативный – анализаруются или изучаются
стереотипы поведения, манеры общения,
иначе говоря это этикет который принят
в данном обществе
Основные цели коммуникации: обмен и передача
инф-ии; формиров-е отн-я к себе, людям и
об-ву; обмен деятельностью, технологиями;
обмен эмоциями; изменение мотивации поведения.
Ф-ии коммуникации: информационная; социальная;
экспрессивная (мыслительная), прагматическая
– регламентирует поведение ч-ка в опред
сит-ях общ-я; интерперцептивная – поним-е
партнера, его намерений, установок.
Основные виды коммуникации:
1. Информативный
2. Аффективно-оценочный – осн-ся на выражении
положительных либо отриц-х чувств в отн
др ч-ка. В кач-ве осн форм АО выд: а) этнич-е
предубеждения б) стереотипы в)предрассудки
г)обывательское мнение д)слухи
3. Рекреативный – включ в себя различ
формы развлекательного общения. К осн
формам Р. отн: дискуссии, конкурсы, состязания
4. Убеждающий – предст собой коммуник-ю
напр-ю на стимулир-е к-л д-я, те.е люди пыт
повлиять на убежд-я или д-я др людей (в
осн м/у началь и подчин)
5. Ритуальный – выр-ся в соблюдении и выполнении
социально установленных норм поведения.
Очень важен стиль общения (способ передачи
инф-ии в проц комм-ии)
В рамках МКК выд 10 СО:
1. Доминантный – стремл-е
2. Драматический – преувеличенная эмоц
окраска сообщ-я (как дела? супер!!!)
3. Спорный – т.е. агрессивный или доказывающий
ч-л.
4. Успокаивающий – сниж-е тревожности
в об-ве и в окружающих
5. Впечатляющий – стремл-е произвести
впеч-е на собеседника
6. Точный – стремл-е к точности и аккуратности
сообщ-я
7. Внимательный – умение слушать собеседника
8. Воодушевленный – частое употр-е неверб
ср-в
9. Дружеский – стремл-е поощрить собеседника
к дальнейшему общ-ю
10. Открытый – стремл-е выражать свои чув-ва,
мнения, эмоции
Гуди Кунст, гол учен: В США – вним, спор,
домин, впеч; в Японии – успок, драматич,
откр
Личностные факторы коммуникации:
Оценивая хар-ки лич-ти и их вл-е на процессы
коммуникации, основными явл т.н. формально-личностные
признаки, а именно пол, возраст, семейное
полож-е. Есть свои привила в ж, м, дет социумах.
Помимо этих х-к сущ-ное вл-е на комм-цию
оказ индивид психол-е черты х-ра
1. Общительность – выр-ся в потр-ти ч-ка
контактировать с др людьми. О. опр-ся типом
темперамента
2. Контактность – спос-ть вст в прихолог
контакт и формировать доверительные
осн-е на взаимном согласии отн-я
3. Коммуникативная совместимость – готовность
и умение создать непринужд атмосферу
взимной удовл-т др др-ом
4. Адаптивность – готовность к пересмотру
привычных представлений и р-ний, спос-ть
гибко реагировть на меняющиеся обст-ва.
Хор-я адаптивность означ выс меру личностной
свободы в контактах
5. Самоконтроль – самонаблюдение и самоанализ
в сит-ии общ-я которые проводятся с целью
достиж-я соц адекватности
6. Самосознание личности – устойчивое
св-во индивида направлять вн-е на свои
собств-е внутр-е или внеш-е д-я и поступки.
Самосозн-е им 3 аспекта: - личное с – вне-е
к себе и к своим мыслям; - публичное с –
знание о себе как о субъекте воспр-я др
людьми; - соц тревожность – дискомфорт
в присутствии др людей. В разных к-рах
эти 3 аспекта им разные приоритеты
7. Коммуникативное поним-е – типичная
для каждой личности ориентация на опред
способ общ-я. Комм поним-е тем выше чем
больше ч-к склонен к одиноч-ву, находится
в соц изоляции. Иными словами, люди замкнутые,
консервативные, склонные к изоляции чувствуют
ч-ка вернее и точнее, чем соц успешные
люди
Ситуационные факторы коммуникации
Общение людей к.п происх в специфич окр
обстановке или в конкр социо-к-ной среде.
Кроме того, на нас вл общ-е в котором уч-т
разное кол-во людей.
Соц гр – это двое или более индивидов
имеющих общие интересы, к-ные нормы и
ценности, воспр-х себя членами данной
группы. Один ч-к м.б. членом разных гр (раса,
семья, студенты, пол)
В соотв с коммуникац ролью от каждого
ч-к ожидается опр тип или модель повед-я.
В разных к-рах эти типы или модели м.б.
разными. Огр знач в любой к-ре игр роли
связ-е с половой принадл-ю. Счит, что в
индивид-ких к-рах более знач являя горизонт
(равноправ-е) связи, а для коллектив-ких
вертикальные (начальник – подчиненный)
связи.
Амер психолог Берн приводит след классифик-ю
станд сит-й (форм соц повед-я):
1. Замкнутость – пограничная сит-я когда
явная коммуник-я между людьми отстутствует
(в поезде)
2. Ритуалы – привычные повторяющиеся
д-я не несущие смысловой нагрузки. Ритуалы
дают людям возм-ть проводить вр вместе
не сближаясь при этом (приветствие, прощ-е,
приемы)
3. Времяпровождение – т.н. полуритуальные
разговоры о проблемах и событиях известных
всем. Времяпровождение всегда соц-но
запрограмированно т.к. разрешает гов-ть
лишь в опр стиле и на допустимые темы
(вечеринка на которой собрались незнак
люди) Позв поддерж приятельские отн-я
и заводить знак-ва и связи
4. Совместная деятельность – взаимод-е
между людьми на работе ради эффект достиж-я
цели
5. Игры – наиб сложный тип общ-я при котором
каждая сторона старается достичь превосх-ва
и получить вознагр-е
6. Близость – пограничная сит-я, свободная
от игр общения связ-я с теплыми заинтересованными
отн-ями между людьми. Это самая совершенная
форма чел отн-й.
ИНКУЛЬТУРАЦИЯ И СОЦИОЛИЗАЦИЯ
Каждому чел-ку предстоит жить в об-ве, поэтому соц интергрированность явл
важным фактором. С самого раннего детства
ч-к усваивает принятые манеры поведения,
образцы мышления до тех пор пока больш-во
из них не становятся привычными. Т.е. этот
процесс освоения индивидом необх-го кол-ва
знаний, умений, навыков и норм общ-ной
жизни к-ры обознач-ся в гуманитарных науках
понятиями инкультурация и социолизация.
Паттерн – устойчивые совок-ти технологий
мышления, поведения, последоват-ти д-ий
и построения суждений, различные культурные
формулы и символы отражающие определенные
представления о реальности
Социолизация – это гармоничное вхождение
индивида в соц среду, усвоение им системы
ценностей об-ва позв-го ему успешно функц-ть
в кач-ве его члена.
В каждой к-ре склад-ся свои способы обуч-я
приемлемому социолизированному повед-ю.
В отл от социолизации, понятие «инкультурация»
подраз-т обуч-е ч-ка трад-ям и нормам повед-я
в конкр к-ре. Инкультурация включ в себя
формир-е основополагающих чел-ких факторов
такими как типы общ-я с др людьми, форму
повед-я с др людьми, оценоч-е отн-е к разл
явл-ям окр мира.
Проц И. явл более сложным и затяжным чем
С., т.к. усв-е к-ных норм, ценностей, традиций,
обычаев происх гораздо медленнее.
Содерж-е процесса инк-ции сост приобретение
следующих знаний и навыков:
- жизнеобеспечение – проф д-ть, дом труд,
приобрет-е и потр-е товаров и услуг.
- личностное разв-е – приобретение общего
и проф образ-я, общ-я акт-ть, любительские
занятия (хобби)
- социальная коммуникация – формальное
и неформальное общение, путеш-я, спорт
- восстановление энергетических затрат
– потребл-е пищи, соблюдение личной гигиены,
пассивный отдых и сон
Цели интеграции и социолизации
Амер ученый Нид под интеграцией поним
соц научение вообще, а под инкультурацией
реаль процесс научения происх-ий в специфич-ой
к-ре.
Практич все сх на том, что соц-я более
универсальна, а инк-я к-но специфична.
В рез инк-ии ч-к стан-ся способным свободно
ориент-ся в окр его соц среде, польз-ся
больш-вом предметов к-ры сознанными предыдущими
поколениями и обмениваться рез-тами физ
и умств-го труда.
В рез соц-ии ч-к стан-ся полноправным членом
об-ва свободно выполняя требуемые от
него соц роли. При этом на к-ную специфичность
вн-е не обращ-ся.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ
ИНКУЛЬТУРАЦИИ
Ч-к меняет свои взгляды на жизнь, привычки, вкусы в теч жизни. Все
изм-я происх под непоср вл-ем социок-го
окр-я вне которого инк-я невозможна.
Способы передачи любой инф-ии:
- вертикальная трансмиссия – в ходе которой
социок-я инф-я передается от род-лей к
детям
- горизонтальная трансмиссия – освоение
культ опыта идет в общении со сверстниками
- непрямая трансмиссия – индивид обучается
у окр его людей (соседи, учителя)
В проц инк-ии задействовано большое кол-во
людей и общ институтов которые получили
назв-е агентов и институтов соот-но. Их
м. подразделить на неск групп в зав от
выполняемой ф-ии:
1. Опекуны – ф-я: уход за ребенком, удовлетвор-е
его физ и эмоц потр-ей
2. Авторитеты – прививают ребенку к-ные
нормы и ценности на собственном примере
3. Дисциплинаторы – распределение наказаний
4. воспитатели – целенаправленная передача
социок-ных знаний и навыков
5. Компаньоны – агенты и институты занимающие
равное положение с ч-ком и осущ-т совм
д-ть
6. Сожители – проживающие в одном доме
с индивидом
Все эти ф-ии в совок-ти осущ-ся семьей,
школой,СМИ, группы по интересам. На разных
этапах жизн пути эти ф-ии получ разную
реализацию.
Отн-я с семьей (до 5 лет) явл определяющими.
Осн цель раннего периода инк-ии – формир-е
мотивации на привязанность к др людям.
Выр-ся в доверии, послушании, желании
сделать приятно.
5 – 15 лет на ребенка возд-т др факторы
инк-ии – общее со сверстниками, школа,
контакты с незнакомыми людьми. Получают
навыки оперирования с предметами с целью
достижения практич рез-та, овладевают
абстрактным мышлением, развивается эмоц-я
сфера.
Псих мех-мы инк-ии:
1. Имитация – осознанное стремл-е ребенка
подражать опр модели повед-я. В кач-ве
примера к.п. выст родители, затем учителя,
изв люди. Спустя годы он будет обучать
своих детей по тем же имитирующим позициям
которые впитал в себя
2. Идентификация – способ усвоения детьми
родительского поведения, установок и
ценностей как своих собственных
3. Стыд, чувство стыда – появл есле застали
на месте преступления, разоблачили и
опозорили
4. Чув-во вины – связ с теми же переживаниями,
но для его появления не нужно разоблачения,
достаточно голоса своей совести который
говорит, что вы поступили плохо и вы будете
мучаться от сознания совершенного вами
плохого поступка. Т.е. речь идет о наказании
самого себя.
КУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА
И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ
Культурная динамика – изменения происходящие
в к-ре того или иного народа. КД подраз
все виды изм-ий происх-х в к-ре и ч-ке под
возд-ем внутр и внеш факторов.
В к-ной антропологии принято выд след
источники к-ной динамики:
1. Инновации – изобрет-е новых образов,
символов, норм и правил повед-я, новых
форм деят-ти напр-х на измен-е усл-й жизни
людей и формир-е нового типа мышл-я или
воспр-я мира
2. Обращение к культурному наследию –
переоценка и исп-е в новых усл-ях всей
совок-ти к-ных достижений данного об-ва
и его историч опыта
3. Культурные заимствования – исп-е предметов,
норм повед-я, ценностей созданных и апробированных
в др к-рах. Данный вид к-ной динамики разв-ся
в тех случаях, когда одна к-ра поддается
вл-ю другой более развитой. КЗ имеют место
как при прямом контакте, так и при косвенном
(СМИ, потребляемые товары, образ-е учрежд-я).
Однако в проц замимствования народ реципиент
заимств не все подряд, а лишь то, что явл
близким его к-ре, м. принести явную или
скрытую выгоду и даст в рез-те приемущ-во
перед другими народами. Х-р, ст-нь и эффективность
к-ных заимствований опр след факторы:
а) интенсивность контактов
б) усл-я мкк контактов (сделано ли это
добровольно или путем насилия)
в) ст-нь дифференциации об-ва, т.е. наличие
социок-ных групп готовых принять нововведение
г) мода
4. Синтез – взаимод-е и соед-е разнородных
к-ных эл-тов в рез которого возн нов к-ное
явл-е которое отл от составляющих компонентов
и им собственное кач-во. Синтез к.п. им
место в том случае если к-л к-ра осваивает
достиж-я в тех сферах которые недостаточно
развиты в ней самой, но при этом остается
самобытной (Сингапур, Тайвань, юж. Корея,
Макао)
Культурная диффузия и ее совр-е
контексты
К-ная диффузия – взаимное проникновение
явл-й к-ры или целых к-ных комплексов из
одной к-ры в др при их взаимод-ии
К-ное взаимод-е – это к-ный контакт который
м. пройти бесследно или закончится сильным
вл-ем взаимод-х к-р (республики СССР)
Каналами к-ной диффузии явл: миграция,
туризм, д-ть миссионеров, торговля, война,
нацч конференции, ярмарки, обмен спец-тами
и т.п.
К-ная диффузия быв 2-х типов:
- вертикальная (стратификац-я) – при которой
одна к-ра подч-ся другой
- горизонтальная – при которой устан
равноправные отн-я между к-ми