Межкультурные коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 05:34, реферат

Краткое описание

Межкультурная коммуникация — общение между представителями различных человеческих культур (личные контакты между людьми, реже — опосредованные формы коммуникации (такие, как письмо) и массовая коммуникация). Особенности межкультурной коммуникации изучаются на междисциплинарном уровне и в рамках таких наук, как культурология, психология,лингвистика, этнология, антропология, социология, каждая из которых использует свои подходы к их изучению.

Вложенные файлы: 1 файл

МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ.doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

 
Введение

Межкультурная коммуникация — общение между представителями различных человеческих культур (личные контакты между людьми, реже — опосредованные формы коммуникации (такие, как письмо) и массовая коммуникация). Особенности межкультурной коммуникации изучаются на междисциплинарном уровне и в рамках таких наук, как культурология, психология,лингвистика, этнология, антропология, социология, каждая из которых использует свои подходы к их изучению.

Это понятие было введено в 1950-х американским культурным антропологом Эдвардом Т. Холлом в рамках разработанной им для Госдепартамента США программы адаптации американских дипломатов и бизнесменов в других странах. Поэтому речь у него идет преимущественно о стереотипизации в понимании представителей различных культур.

Первоначально для описания межкультурной коммуникации использовалось т. н. классическое понимание культуры как более или менее стабильной системы осознанных и бессознательных правил, норм, ценностей, структур, артефактов — национальная или этническая культура.

В настоящее время всё чаще доминирует т. н. динамическое понимание культуры как образа жизни и система поведения, норм, ценностей и т. д. любой социальной группы (например, городская культура, культура поколений, культура организации). Динамическое понятие культуры не предполагает строгой стабильности культурной системы, она до определённой степени может меняться и модифицироваться в зависимости от социальной ситуации.

Как научная дисциплина, межкультурная коммуникация находится в стадии формирования и отличается двумя характерными особенностями: прикладным характером (цель — облегчение коммуникации между представителями различных культур, снижение конфликтного потенциала) и междисциплинарностью.

Исследования по межкультурной коммуникации в последнее время приобретают всё большее значение в связи с процессами глобализации и интенсивной миграции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           КОММУНИКАЦИЯ И ЕЕ ВИДЫ  
 
Коммуникация – социально обусловленный процесс передачи и воспр-я инф-ии как в межличностном так и в массовом общении, причем по разным каналам при пом различных верб и неверб ср-в комм-ии.  
Межкультурная коммуникация – это совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам  
 
В отн кмм сцщ 2 противоп подхода:  
1. «Романтический» - яз рассм как динамич-й феномен нах-ся в постоянной эволюции и предопределяемый творческой энергией гов-го (Гумбольдт, Потемня, Фослер)  
2. Структуролистский – польз-е языком рассм-ся как создание по заранее заданным моделям опр-х конструкций из дискретных фиксированных ед-ц не подвергающихся серьезным изменениям (Де Соссюр, Якобсон)  
 
Сущ монологич-я и диалогич-я речь. Бахтин утв, что монологич речи не сущ.  
К-ция рассм как процесс взаимод-я и взаимокодировки индивид-го возн-я каждово из коммуникантов (Леонтьев)  
Никакой передачи мысли между говорящим и его слуш-лем не происходит. Слуш-ль сам созд инф-ю уменьшая неопр-ть путем взаимод-й в собственной когнитивной области. Консенсус возникает лишь благодаря кооперативным взаимод-ям в которых результирующее поведение каждого из организмов служит поддержанию их обоих (Матурана)

 

 

КОММУНИКАЦИЯ КАК ВЗАИМОД-Е «ГОВ-Х СОЗНАНИЙ»  
Этот термин принадл ак-ку Бахтину. Он гов, чт любая комм-я предст собой взаимод-е «гов-х сознаний». Понятие «гов созн» подраз неск потяний и одно из них это язык. Принято разгранич яз трояко:  
1. «Глобальное» поним-е яз-а – при котором именуется любая знаковая система, а так же их совок-ть (яз музыки, яз архитектуры)  
2. «Широкое поним-е» яз-а – при котором понимается как опред-й специфический класс знаков сост-х из фонем, морфем, лексем. Т.е. речь идет о едином универс-ом чел-ком яз-е или яз-е вообще  
3. яз как реально сущ-щая знак-я система – используемая в некотором социуме в некоторое вр и в некотором простр-ве (Кибрик)  
Культура  
По подсчетам Куревича сущ более 1000 определений понятия «к-ра»:  
1. К-ра сост из компонентов и понимается как совок-ть этих компонентов, а именно знания, верования, исск-во, нравств-ть, з-ны, традиции и обычаи, спос-ти и привычки (Тейлор)  
2. «Широкое» поним-е к-ры по Лотману: «своеобразие ч-как как к-ного сущ-ва требует противопоставл-я его миру природы, помимаемой как внек-е пространство. Лотман разгранич к-ру и природу. Категория ценности позв снять вопрос о разделении материальной и дух к-ры т.к. в чел сознании нет границы между матер и дух (идеальным) и ценность любого материаль предмета как к-ного феномена опр-ся тем знач-ем или ценностью которой он наделяется в данном социуме  
3. социальный и индивидуальный х-р к-ры, т.е. к-ра м. пониматься как поред форма общ бытия людей и как форма присвоения личностью коллективного опыта  
4. нац и универс х-р к-ры. В рамках нац и унив к-ры след выд т.н. этнодифферинцирующую и этноинтегрирующую ф-ии к-ры.  
 
 

 

 

МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ. ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ         КОММУНИКАЦИИ  
 

МКК появ в форме межлич комм-ии.  
МЛК – процесс одновр-го взаимод-я коммуникантов и их возд-я др на др.  
МЛК осущ в разл формах:  
1. Линейная – т.е. д-е в рамках которого отпр-ль кодирует свои мысли и чувства и отпр их получ-лю. Л.м носить однонапр-й х-р, т.е. от отпр-ля к получ-лю.  
2. Трансакционная – т.е. д-я при которых происх одновр отпр-е и получ-е инф-ии, те.е люди формируют свои взаимоотн-я.  
3. Интерактивная (круговая) – наличие обратной связи, р-ии со стор получ-ля и взаимного возд-я. Ключ фигурой явл. отпр-ль, т.к. от него зав р-я получ-ля.  
 
При любой коммуник модели осущ след цепочка:  
Отпр-ль – Кодир-е – сообщение – канал – декодир-е (поним-е и воспр-е) – получ-ль  
В ходе межлич и МКК приоритетными м.б. один или неск аспектов коммуникации:  
- Информационный – обмен инф-ей  
- интерактивный – взаимод-е участников коммуникации на предмет общения с опр. целью.  
- Гноссиологический – ч-к выст как субъект и объект позн-я  
- аксиологический – процесс изучения общения как фактор обмена ценностями  
- нормативный – анализаруются или изучаются стереотипы поведения, манеры общения, иначе говоря это этикет который принят в данном обществе  
 
Основные цели коммуникации: обмен и передача инф-ии; формиров-е отн-я к себе, людям и об-ву; обмен деятельностью, технологиями; обмен эмоциями; изменение мотивации поведения.  
Ф-ии коммуникации: информационная; социальная; экспрессивная (мыслительная), прагматическая – регламентирует поведение ч-ка в опред сит-ях общ-я; интерперцептивная – поним-е партнера, его намерений, установок.  

Основные виды коммуникации:  
1. Информативный  
2. Аффективно-оценочный – осн-ся на выражении положительных либо отриц-х чувств в отн др ч-ка. В кач-ве осн форм АО выд: а) этнич-е предубеждения б) стереотипы в)предрассудки г)обывательское мнение д)слухи  
3. Рекреативный – включ в себя различ формы развлекательного общения. К осн формам Р. отн: дискуссии, конкурсы, состязания  
4. Убеждающий – предст собой коммуник-ю напр-ю на стимулир-е к-л д-я, те.е люди пыт повлиять на убежд-я или д-я др людей (в осн м/у началь и подчин)  
5. Ритуальный – выр-ся в соблюдении и выполнении социально установленных норм поведения.  
 
Очень важен стиль общения (способ передачи инф-ии в проц комм-ии)  
В рамках МКК выд 10 СО:  

1. Доминантный – стремл-е снизить  раль др ч-ка  
2. Драматический – преувеличенная эмоц окраска сообщ-я (как дела? супер!!!)  
3. Спорный – т.е. агрессивный или доказывающий ч-л.  
4. Успокаивающий – сниж-е тревожности в об-ве и в окружающих  
5. Впечатляющий – стремл-е произвести впеч-е на собеседника  
6. Точный – стремл-е к точности и аккуратности сообщ-я  
7. Внимательный – умение слушать собеседника  
8. Воодушевленный – частое употр-е неверб ср-в  
9. Дружеский – стремл-е поощрить собеседника к дальнейшему общ-ю  
10. Открытый – стремл-е выражать свои чув-ва, мнения, эмоции  
 
Гуди Кунст, гол учен: В США – вним, спор, домин, впеч; в Японии – успок, драматич, откр  
 
Личностные факторы коммуникации:  

Оценивая хар-ки лич-ти и их вл-е на процессы коммуникации, основными явл т.н. формально-личностные признаки, а именно пол, возраст, семейное полож-е. Есть свои привила в ж, м, дет социумах. Помимо этих х-к сущ-ное вл-е на комм-цию оказ индивид психол-е черты х-ра  
1. Общительность – выр-ся в потр-ти ч-ка контактировать с др людьми. О. опр-ся типом темперамента  
2. Контактность – спос-ть вст в прихолог контакт и формировать доверительные осн-е на взаимном согласии отн-я  
3. Коммуникативная совместимость – готовность и умение создать непринужд атмосферу взимной удовл-т др др-ом  
4. Адаптивность – готовность к пересмотру привычных представлений и р-ний, спос-ть гибко реагировть на меняющиеся обст-ва. Хор-я адаптивность означ выс меру личностной свободы в контактах  
5. Самоконтроль – самонаблюдение и самоанализ в сит-ии общ-я которые проводятся с целью достиж-я соц адекватности  
6. Самосознание личности – устойчивое св-во индивида направлять вн-е на свои собств-е внутр-е или внеш-е д-я и поступки. Самосозн-е им 3 аспекта: - личное с – вне-е к себе и к своим мыслям; - публичное с – знание о себе как о субъекте воспр-я др людьми; - соц тревожность – дискомфорт в присутствии др людей. В разных к-рах эти 3 аспекта им разные приоритеты  
7. Коммуникативное поним-е – типичная для каждой личности ориентация на опред способ общ-я. Комм поним-е тем выше чем больше ч-к склонен к одиноч-ву, находится в соц изоляции. Иными словами, люди замкнутые, консервативные, склонные к изоляции чувствуют ч-ка вернее и точнее, чем соц успешные люди 

Ситуационные факторы коммуникации 

 

Общение людей к.п происх в специфич окр обстановке или в конкр социо-к-ной среде. Кроме того, на нас вл общ-е в котором уч-т разное кол-во людей.  
Соц гр – это двое или более индивидов имеющих общие интересы, к-ные нормы и ценности, воспр-х себя членами данной группы. Один ч-к м.б. членом разных гр (раса, семья, студенты, пол)  
В соотв с коммуникац ролью от каждого ч-к ожидается опр тип или модель повед-я. В разных к-рах эти типы или модели м.б. разными. Огр знач в любой к-ре игр роли связ-е с половой принадл-ю. Счит, что в индивид-ких к-рах более знач являя горизонт (равноправ-е) связи, а для коллектив-ких вертикальные (начальник – подчиненный) связи.  
 
Амер психолог Берн приводит след классифик-ю станд сит-й (форм соц повед-я):  
1. Замкнутость – пограничная сит-я когда явная коммуник-я между людьми отстутствует (в поезде)  
2. Ритуалы – привычные повторяющиеся д-я не несущие смысловой нагрузки. Ритуалы дают людям возм-ть проводить вр вместе не сближаясь при этом (приветствие, прощ-е, приемы)  
3. Времяпровождение – т.н. полуритуальные разговоры о проблемах и событиях известных всем. Времяпровождение всегда соц-но запрограмированно т.к. разрешает гов-ть лишь в опр стиле и на допустимые темы (вечеринка на которой собрались незнак люди) Позв поддерж приятельские отн-я и заводить знак-ва и связи  
4. Совместная деятельность – взаимод-е между людьми на работе ради эффект достиж-я цели  
5. Игры – наиб сложный тип общ-я при котором каждая сторона старается достичь превосх-ва и получить вознагр-е  
6. Близость – пограничная сит-я, свободная от игр общения связ-я с теплыми заинтересованными отн-ями между людьми. Это самая совершенная форма чел отн-й.  
 
 
 

ИНКУЛЬТУРАЦИЯ И СОЦИОЛИЗАЦИЯ  
 

Каждому чел-ку предстоит жить в об-ве, поэтому соц интергрированность явл важным фактором. С самого раннего детства ч-к усваивает принятые манеры поведения, образцы мышления до тех пор пока больш-во из них не становятся привычными. Т.е. этот процесс освоения индивидом необх-го кол-ва знаний, умений, навыков и норм общ-ной жизни к-ры обознач-ся в гуманитарных науках понятиями инкультурация и социолизация.  
Паттерн – устойчивые совок-ти технологий мышления, поведения, последоват-ти д-ий и построения суждений, различные культурные формулы и символы отражающие определенные представления о реальности  
Социолизация – это гармоничное вхождение индивида в соц среду, усвоение им системы ценностей об-ва позв-го ему успешно функц-ть в кач-ве его члена.  
В каждой к-ре склад-ся свои способы обуч-я приемлемому социолизированному повед-ю.  
В отл от социолизации, понятие «инкультурация» подраз-т обуч-е ч-ка трад-ям и нормам повед-я в конкр к-ре. Инкультурация включ в себя формир-е основополагающих чел-ких факторов такими как типы общ-я с др людьми, форму повед-я с др людьми, оценоч-е отн-е к разл явл-ям окр мира.  
Проц И. явл более сложным и затяжным чем С., т.к. усв-е к-ных норм, ценностей, традиций, обычаев происх гораздо медленнее.  
Содерж-е процесса инк-ции сост приобретение следующих знаний и навыков:  
- жизнеобеспечение – проф д-ть, дом труд, приобрет-е и потр-е товаров и услуг.  
- личностное разв-е – приобретение общего и проф образ-я, общ-я акт-ть, любительские занятия (хобби)  
- социальная коммуникация – формальное и неформальное общение, путеш-я, спорт  
- восстановление энергетических затрат – потребл-е пищи, соблюдение личной гигиены, пассивный отдых и сон  
 
Цели интеграции и социолизации  
 
Амер ученый Нид под интеграцией поним соц научение вообще, а под инкультурацией реаль процесс научения происх-ий в специфич-ой к-ре.  
Практич все сх на том, что соц-я более универсальна, а инк-я к-но специфична.  
В рез инк-ии ч-к стан-ся способным свободно ориент-ся в окр его соц среде, польз-ся больш-вом предметов к-ры сознанными предыдущими поколениями и обмениваться рез-тами физ и умств-го труда.  
В рез соц-ии ч-к стан-ся полноправным членом об-ва свободно выполняя требуемые от него соц роли. При этом на к-ную специфичность вн-е не обращ-ся.  
 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ИНКУЛЬТУРАЦИИ  
 

Ч-к меняет свои взгляды на жизнь, привычки, вкусы в теч жизни. Все изм-я происх под непоср вл-ем социок-го окр-я вне которого инк-я невозможна.  
 
Способы передачи любой инф-ии:  
- вертикальная трансмиссия – в ходе которой социок-я инф-я передается от род-лей к детям  
- горизонтальная трансмиссия – освоение культ опыта идет в общении со сверстниками  
- непрямая трансмиссия – индивид обучается у окр его людей (соседи, учителя)  
 
В проц инк-ии задействовано большое кол-во людей и общ институтов которые получили назв-е агентов и институтов соот-но. Их м. подразделить на неск групп в зав от выполняемой ф-ии:  
1. Опекуны – ф-я: уход за ребенком, удовлетвор-е его физ и эмоц потр-ей  
2. Авторитеты – прививают ребенку к-ные нормы и ценности на собственном примере  
3. Дисциплинаторы – распределение наказаний  
4. воспитатели – целенаправленная передача социок-ных знаний и навыков  
5. Компаньоны – агенты и институты занимающие равное положение с ч-ком и осущ-т совм д-ть  
6. Сожители – проживающие в одном доме с индивидом  
 
Все эти ф-ии в совок-ти осущ-ся семьей, школой,СМИ, группы по интересам. На разных этапах жизн пути эти ф-ии получ разную реализацию.  
Отн-я с семьей (до 5 лет) явл определяющими. Осн цель раннего периода инк-ии – формир-е мотивации на привязанность к др людям. Выр-ся в доверии, послушании, желании сделать приятно.  
5 – 15 лет на ребенка возд-т др факторы инк-ии – общее со сверстниками, школа, контакты с незнакомыми людьми. Получают навыки оперирования с предметами с целью достижения практич рез-та, овладевают абстрактным мышлением, развивается эмоц-я сфера.  
 
Псих мех-мы инк-ии:  
1. Имитация – осознанное стремл-е ребенка подражать опр модели повед-я. В кач-ве примера к.п. выст родители, затем учителя, изв люди. Спустя годы он будет обучать своих детей по тем же имитирующим позициям которые впитал в себя  
2. Идентификация – способ усвоения детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных  
3. Стыд, чувство стыда – появл есле застали на месте преступления, разоблачили и опозорили  
4. Чув-во вины – связ с теми же переживаниями, но для его появления не нужно разоблачения, достаточно голоса своей совести который говорит, что вы поступили плохо и вы будете мучаться от сознания совершенного вами плохого поступка. Т.е. речь идет о наказании самого себя.

 

 

 

 

 

 

КУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА  
И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ  
 

Культурная динамика – изменения происходящие в к-ре того или иного народа. КД подраз все виды изм-ий происх-х в к-ре и ч-ке под возд-ем внутр и внеш факторов.  
В к-ной антропологии принято выд след источники к-ной динамики:  
1. Инновации – изобрет-е новых образов, символов, норм и правил повед-я, новых форм деят-ти напр-х на измен-е усл-й жизни людей и формир-е нового типа мышл-я или воспр-я мира  
2. Обращение к культурному наследию – переоценка и исп-е в новых усл-ях всей совок-ти к-ных достижений данного об-ва и его историч опыта  
3. Культурные заимствования – исп-е предметов, норм повед-я, ценностей созданных и апробированных в др к-рах. Данный вид к-ной динамики разв-ся в тех случаях, когда одна к-ра поддается вл-ю другой более развитой. КЗ имеют место как при прямом контакте, так и при косвенном (СМИ, потребляемые товары, образ-е учрежд-я). Однако в проц замимствования народ реципиент заимств не все подряд, а лишь то, что явл близким его к-ре, м. принести явную или скрытую выгоду и даст в рез-те приемущ-во перед другими народами. Х-р, ст-нь и эффективность к-ных заимствований опр след факторы:  
а) интенсивность контактов  
б) усл-я мкк контактов (сделано ли это добровольно или путем насилия)  
в) ст-нь дифференциации об-ва, т.е. наличие социок-ных групп готовых принять нововведение  
г) мода  
4. Синтез – взаимод-е и соед-е разнородных к-ных эл-тов в рез которого возн нов к-ное явл-е которое отл от составляющих компонентов и им собственное кач-во. Синтез к.п. им место в том случае если к-л к-ра осваивает достиж-я в тех сферах которые недостаточно развиты в ней самой, но при этом остается самобытной (Сингапур, Тайвань, юж. Корея, Макао)  
 
Культурная диффузия и ее совр-е контексты  
 
К-ная диффузия – взаимное проникновение явл-й к-ры или целых к-ных комплексов из одной к-ры в др при их взаимод-ии  
К-ное взаимод-е – это к-ный контакт который м. пройти бесследно или закончится сильным вл-ем взаимод-х к-р (республики СССР)  
Каналами к-ной диффузии явл: миграция, туризм, д-ть миссионеров, торговля, война, нацч конференции, ярмарки, обмен спец-тами и т.п.  
К-ная диффузия быв 2-х типов:  
- вертикальная (стратификац-я) – при которой одна к-ра подч-ся другой  
- горизонтальная – при которой устан равноправные отн-я между к-ми  

Информация о работе Межкультурные коммуникации