Мотивационные аспекты в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 21:33, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. При развитии рыночной экономики в Российской Федерации особое внимание уделяется изучению объективных и субъективных причин и мотивов, побуждающих потребителя к принятию решения о путешествии и влияющие на его поведение при выборе туристского продукта среди множества альтернатив и возможностей. В наше время большое значение уделяется тенденциям появления и развития новых мест туристского назначения, взаимосвязи этого процесса с туристской мотивацией.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 МОТИВАЦИЯ КАК ФАКТОР ТУРИЗМА……………………..5
1.1Классификация мотивационных аспектов………………………..8
1.2Основные факторы туристской мотивации……………………...14
1.3Этапы принятия решения о покупке туристского продукта…...21
1.4Барьеры к путешествию…………………………………………………….22
Выводы…………………………………………………………………………..24
ГЛАВА 2 СОЦИОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТУРИЗМА……26
2.1.Влияние туризма на жизнь общества……………………………………...26
2.2.Типология туристов………………………………………………………...28
2.3.Место туристского назначения и его роль в мотивации путешествия…..31
Выводы…………………………………………………………………………..34
ГЛАВА 3 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТУРИСТСКОЙ МОТИВАЦИИ………………………………………………………………….35
3.1Анкета - основной метод исследования туристской мотивации………….35
3.2. Анализ результатов исследования туристской мотивации…………......40
Выводы…………………………………………………………………………..45
Заключение……………………………………………………………………….47
Список использованной литературы…………………………………………..49
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ ПО ТУРИЗМУ.docx

— 122.23 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

*********************************************************************************

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«Волгоградская  государственная академия физической культуры»

*****

КАФЕДРА ГОСТИНИЧНОГО И ТУРИСТИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

на  тему:

Мотивационные аспекты в туризме

 

 

Работу выполнила: студентка 4-го курса

группа402-м

Бакулина Лилия Александровна

Научный руководитель:

ст.преподаватель кафедры ГиТМ,

Камнева Анна Матвеевна

 

 

 

 

Волгоград 2011

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1 МОТИВАЦИЯ  КАК ФАКТОР ТУРИЗМА……………………..5

1.1Классификация мотивационных аспектов………………………..8

1.2Основные факторы туристской  мотивации……………………...14

1.3Этапы принятия решения о покупке туристского продукта…...21

1.4Барьеры к путешествию…………………………………………………….22

Выводы…………………………………………………………………………..24

ГЛАВА 2 СОЦИОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТУРИЗМА……26

2.1.Влияние туризма на  жизнь общества……………………………………...26

2.2.Типология туристов………………………………………………………...28

2.3.Место туристского назначения  и его роль в мотивации путешествия…..31

Выводы…………………………………………………………………………..34

ГЛАВА 3 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТУРИСТСКОЙ МОТИВАЦИИ………………………………………………………………….35

3.1Анкета - основной метод исследования туристской мотивации………….35

3.2. Анализ результатов   исследования туристской мотивации…………......40

Выводы…………………………………………………………………………..45

Заключение……………………………………………………………………….47

 Список использованной  литературы…………………………………………..49

Приложение………………………………………………………………………51

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность. При развитии рыночной экономики в Российской Федерации особое внимание уделяется  изучению объективных и субъективных причин и мотивов, побуждающих потребителя  к принятию решения о путешествии  и влияющие на его поведение при  выборе туристского продукта среди  множества альтернатив и возможностей. В наше время большое значение уделяется тенденциям появления  и развития новых мест туристского  назначения, взаимосвязи этого процесса с туристской мотивацией.

С начала перестройки до 1991 года выезд за границу носил  в основном частный характер. Туристы  самостоятельно готовили путешествие, не обращаясь за помощью к турфирмам. Зарубежные туры на отдых и для  развлечений, носившие организованный характер, были немногочисленны  и предлагались профсоюзными структурами и Интуристом. Начиная с 1992 года в выездном потоке отчетливо обозначилось направление в дальнее зарубежье, такие поездки определяются не столько дальностью и географией, сколько мотивами. Поездки на отдых и для развлечения становятся все более популярными. Путешественников притягивают уникальные природные объекты, чья неповторимая красота и величие овеяны легендами и многократно усилены рекламой.

Туристская мотивация  является необходимой базой, на которой  должна строиться эффективная система  планирования, разработки и реализации туристского продукта.

Туристские мотивы важнейшие  составные элементы системы туристской деятельности, которые можно рассматривать  как определяющие компоненты спроса, основу выбора поездки и программы  отдыха.

Мотив конкретной ситуации под воздействием определённых обстоятельств, способен оказывать влияние на поведение  потребителя в процессе принятия им решения о путешествии и выбор туристского продукта.

Цель работы - изучить мотивацию туристского путешествия, ее влияние на выбор туристского продукта.

Объект – мотивация  туристского путешествия.

Предмет – факторы, влияющие на мотивацию туристских путешествий  и выбор туристского продукта.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать  факторы, влияющие на мотивацию  при выборе туристского продукта;

2. Выявить мотивы, влияющие  на выбор турпродукта.

3.Исследовать туристскую мотивацию методом анкетирования

Методологической основой написания работы являлись библиографический, аналитический и сравнительный. Библиографический метод  заключался в сборе сведений имеющихся в литературе, СМИ и сети Интернет. При анализе использовался общенаучный метод - системный анализ. Он используется широко в исследованиях, поскольку позволяет рассматривать любую ситуацию с большим диапазоном внутренних и внешних причинно-следственных связей.

Структура работы содержит  введение, три  главы, заключение и приложение.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 МОТИВАЦИЯ КАК ФАКТОР ТУРИЗМА

 

Туризм давно стал насущной необходимостью и неотъемлемой частью жизни человека. Рано или поздно он ощущает потребность отправиться  в путешествие. Стремление человека к разнообразию впечатлений приобретает  четкие очертания, когда он приходит к решению провести свободное  время вне дома, рассчитывая с  переменой мест снять нервное  напряжение и усталость, порождаемые  работой.

В своей работе я постараюсь выяснить, чем человек руководствуется при выборе поездки, места туристского назначения, характера деятельности во время путешествия и что заставляет его сделать так, а не иначе.

Одним из ключевых моментов, позволяющих ответить на эти вопросы, является мотивация путешествия  и выбора туристского продукта.

Туристская мотивация  может быть определена как побуждения человека, направленные на удовлетворение рекреационных потребностей, в зависимости  от его индивидуальных физиологических  и психологических особенностей, системы взглядов, ценностей, склонностей, образования и т. д.

В мире насчитывается свыше 300 видов и подвидов путешествия, которые постоянно дополняются  новыми разновидностями, способными удовлетворить  самые разнообразные желания и потребности туриста[1,стр.464].

Туристская поездка имеет  в своей основе мотивацию, которая  является одним из важнейших факторов принятия решения о путешествии  и выбора туристского продукта и  его составных элементов. Мотивация  выбора туристского путешествия (время , продолжительность, направление, вид, затраты, характер деятельности) - важнейшая характеристика, влияющая на поведенческие инициативы туриста при планировании им отдыха, выборе, приобретении и свершении тура.

Туристские мотивы - важнейшие  составные элементы системы туристской деятельности, которые можно рассматривать  как определяющие компоненты спроса, основу выбора поездки и программы  отдыха.

Мотивы человека в определенной степени формируют его поведение  в качестве покупателя и потребителя  товаров и услуг, особенно в туризме. Нет такого продукта, который может  быть реализован на рынке, если он не произведен в соответствии с потребительским  спросом. Адресность туристского продукта является залогом его продажеспособности. Понимание мотивов потенциального туриста имеет огромное значение при планировании, формировании и организации процесса реализации туристского продукта. Это дает возможность производить и предлагать на рынок тот туристский продукт, который в наибольшей степени соответствует потребительским ожиданиям[8,стр.644].

Туристская мотивация - это  та необходимая база, на которой  должна строиться эффективная система  планирования, разработки и реализации туристского продукта.

Мотивов, которыми руководствуется  турист, много. Причем у туриста всегда присутствует целая гамма побудительных  мотивов, из которых лишь определенные могут иметь существенную значимость и влиять на механизм и результат  принятия окончательного решения. Однако любой мотив в конкретной ситуации под воздействием определенных обстоятельств способен оказывать влияние на поведение потребителя в процессе принятия им решения о путешествии и выбор турпродукта.

Нередко туристская программа  изменяется под воздействием не основных, а побочных мотивов. Мотивы обусловливают совершенствование, развитие и внедрение новых туристских программ.

Активное и закономерное участие различных предприятий  и организаций в развитии туризма  вызывает насущную необходимость не только выявления, изучения и понимания  туристских мотивов, но и их использования  и усиления к ним профессионального внимания[11,стр.118].

Понимание туристских мотивов  позволяет обеспечивать соответствие спроса и предложения и, как результат, повышение конкурентоспособности  предприятия за счет удовлетворения потребностей туриста в конкретном туристском продукте.

Выявление, знание и использование  туристских мотивов должны стать  важнейшей стратегией туристского  предприятия, ориентированной на определение  рыночных потребностей и создание таких  видов турпродукта, которые отражают требования определенных сегментов рынков. Туристские мотивы как определяющий компонент спроса должны быть положены в основу деятельности турфирмы с расчетом, что производимый туристский продукт сможет обеспечивать туристский спрос. При этом важен двуединый и взаимодополняющий подход: с одной стороны, тщательное, всестороннее изучение и использование мотивов потребителя, ориентация на них производства, адресность турпродукта; с другой - активное воздействие на существующие мотивы, их формирование[12,стр.272].

Первоначальное отличие  туристских мотивов предопределяет не только решение о путешествии  и выбор конкретного туристского  продукта, но и многочисленные возможности  появления и развития новых мест туристского назначения, а также  новых форм и видов туризма. Четкое знание того, что именно побуждает  человека к путешествию и выбору конкретной поездки, является залогом  успешного продвижения туристского направления[7,стр.156].

Таким образом, актуальность и практическая значимость мотивационных  аспектов в туризме очевидны. Понимание, знание и использование туристских мотивов, влияющих на выбор конкретного туристского продукта и принятие решения о путешествии, могут стать залогом успешного функционирования туристского предприятия, продвижения и популяризации туристского направления. Выявив мотивы, можно вырабатывать эффективные приемы, способствующие привлечению туриста и придания ему статуса постоянного, что, в конечном итоге, прямым или косвенным образом может повлиять на характер и объем спроса и сбыта.

 

    1. Классификация мотивационных аспектов

 

Мотивы в определенной степени предопределяют поведение  человека в качестве покупателя турпродукта, влияя на выбор практически всех его составных элементов. Не все туристские мотивы могут быть четко сформулированы и определены, но их можно систематизировать(см.рис 2).

Цели путешествия являются основой первоначального отличия  туристских мотивов.






 

 

Рис.1. Цели путешествия[10, cтр.320].

 






 

Рис.2. Классификация туристских мотиваций при выборе путешествия, помогающие определится при выборе тура[8,стр.645].

 

Виды отдыха позволяют  составить условную классификацию  туристских мотиваций при выборе путешествия:

1. Забота о здоровье. Для  реализации этого мотива предусмотрены  туры культурно-оздоровительные,  лечебные, с использованием оздоровительных  видов спорта, а также экзотические  туры, например для желающих бросить  курить.

2. Занятия спортом. Туры, содержащие разнообразные виды  спорта.

3. Обучение. Туры, связанные  с изучением иностранных языков  и разговорной практикой, предусматривающие  ежедневные занятия и различные  виды рекреационной деятельности; туры, обучающие различным видам  спорта; а также профессиональные  программы обучения (менеджмент, маркетинг,  экономика и др.). Наибольшую группу  составляют обучающие туры по  интересам (например, кулинария,  астрономия и т. д.).

4. Возможность самовыражения  и самоутверждения. Приключенческие  туры: высококатегорийные туристские походы, сафари, охота, покорение горных вершин, экспедиции и пр.

5. Возможность заняться  любимым делом (хобби) в среде  единомышленников. Специальные туры  для автолюбителей, фанатов и  спортивных болельщиков на спортивные  соревнования, чемпионаты и олимпиады;  туры для паломников, коллекционеров, гурманов. Например, существуют "сырный  тур" по Швейцарии и "пивной  тур" по Чехии.

6. Решение деловых проблем.  Деловые, конгресс-туры и др. В частности, крупнейший российский туроператор ВАО "Интурист" предлагает специализированные деловые поездки ,организует конгресс-обслуживание, культурную и туристско-экскурсионную программу, а также весь комплекс необходимого обеспечения для проведения такого рода мероприятий.

Информация о работе Мотивационные аспекты в туризме