Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 21:33, курсовая работа
Актуальность. При развитии рыночной экономики в Российской Федерации особое внимание уделяется изучению объективных и субъективных причин и мотивов, побуждающих потребителя к принятию решения о путешествии и влияющие на его поведение при выборе туристского продукта среди множества альтернатив и возможностей. В наше время большое значение уделяется тенденциям появления и развития новых мест туристского назначения, взаимосвязи этого процесса с туристской мотивацией.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 МОТИВАЦИЯ КАК ФАКТОР ТУРИЗМА……………………..5
1.1Классификация мотивационных аспектов………………………..8
1.2Основные факторы туристской мотивации……………………...14
1.3Этапы принятия решения о покупке туристского продукта…...21
1.4Барьеры к путешествию…………………………………………………….22
Выводы…………………………………………………………………………..24
ГЛАВА 2 СОЦИОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТУРИЗМА……26
2.1.Влияние туризма на жизнь общества……………………………………...26
2.2.Типология туристов………………………………………………………...28
2.3.Место туристского назначения и его роль в мотивации путешествия…..31
Выводы…………………………………………………………………………..34
ГЛАВА 3 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТУРИСТСКОЙ МОТИВАЦИИ………………………………………………………………….35
3.1Анкета - основной метод исследования туристской мотивации………….35
3.2. Анализ результатов исследования туристской мотивации…………......40
Выводы…………………………………………………………………………..45
Заключение……………………………………………………………………….47
Список использованной литературы…………………………………………..49
Приложение
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
******************************
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Волгоградская государственная академия физической культуры»
*****
КАФЕДРА ГОСТИНИЧНОГО И ТУРИСТИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
Мотивационные аспекты в туризме
Работу выполнила: студентка 4-го курса
группа402-м
Бакулина Лилия Александровна
Научный руководитель:
ст.преподаватель кафедры ГиТМ,
Камнева Анна Матвеевна
Волгоград 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1 МОТИВАЦИЯ КАК ФАКТОР ТУРИЗМА……………………..5
1.1Классификация мотивационных аспектов………………………..8
1.2Основные факторы
1.3Этапы принятия решения о покупке туристского продукта…...21
1.4Барьеры к путешествию………………
Выводы………………………………………………………………
ГЛАВА 2 СОЦИОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТУРИЗМА……26
2.1.Влияние туризма на
жизнь общества……………………………………..
2.2.Типология туристов……………………
2.3.Место туристского
Выводы………………………………………………………………
ГЛАВА 3 ПРАКТИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ ТУРИСТСКОЙ МОТИВАЦИИ………………………………………………………
3.1Анкета - основной метод исследования туристской мотивации………….35
3.2. Анализ результатов
исследования туристской
Выводы………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..49
Приложение……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. При развитии
рыночной экономики в Российской
Федерации особое внимание уделяется
изучению объективных и субъективных
причин и мотивов, побуждающих потребителя
к принятию решения о путешествии
и влияющие на его поведение при
выборе туристского продукта среди
множества альтернатив и
С начала перестройки до 1991 года выезд за границу носил в основном частный характер. Туристы самостоятельно готовили путешествие, не обращаясь за помощью к турфирмам. Зарубежные туры на отдых и для развлечений, носившие организованный характер, были немногочисленны и предлагались профсоюзными структурами и Интуристом. Начиная с 1992 года в выездном потоке отчетливо обозначилось направление в дальнее зарубежье, такие поездки определяются не столько дальностью и географией, сколько мотивами. Поездки на отдых и для развлечения становятся все более популярными. Путешественников притягивают уникальные природные объекты, чья неповторимая красота и величие овеяны легендами и многократно усилены рекламой.
Туристская мотивация является необходимой базой, на которой должна строиться эффективная система планирования, разработки и реализации туристского продукта.
Туристские мотивы важнейшие составные элементы системы туристской деятельности, которые можно рассматривать как определяющие компоненты спроса, основу выбора поездки и программы отдыха.
Мотив конкретной ситуации под воздействием определённых обстоятельств, способен оказывать влияние на поведение потребителя в процессе принятия им решения о путешествии и выбор туристского продукта.
Цель работы - изучить мотивацию туристского путешествия, ее влияние на выбор туристского продукта.
Объект – мотивация туристского путешествия.
Предмет – факторы, влияющие на мотивацию туристских путешествий и выбор туристского продукта.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать
факторы, влияющие на
2. Выявить мотивы, влияющие на выбор турпродукта.
3.Исследовать туристскую мотивацию методом анкетирования
Методологической основой написания работы являлись библиографический, аналитический и сравнительный. Библиографический метод заключался в сборе сведений имеющихся в литературе, СМИ и сети Интернет. При анализе использовался общенаучный метод - системный анализ. Он используется широко в исследованиях, поскольку позволяет рассматривать любую ситуацию с большим диапазоном внутренних и внешних причинно-следственных связей.
Структура работы содержит введение, три главы, заключение и приложение.
ГЛАВА 1 МОТИВАЦИЯ КАК ФАКТОР ТУРИЗМА
Туризм давно стал насущной
необходимостью и неотъемлемой частью
жизни человека. Рано или поздно
он ощущает потребность
В своей работе я постараюсь выяснить, чем человек руководствуется при выборе поездки, места туристского назначения, характера деятельности во время путешествия и что заставляет его сделать так, а не иначе.
Одним из ключевых моментов, позволяющих ответить на эти вопросы, является мотивация путешествия и выбора туристского продукта.
Туристская мотивация
может быть определена как побуждения
человека, направленные на удовлетворение
рекреационных потребностей, в зависимости
от его индивидуальных физиологических
и психологических
В мире насчитывается свыше 300 видов и подвидов путешествия, которые постоянно дополняются новыми разновидностями, способными удовлетворить самые разнообразные желания и потребности туриста[1,стр.464].
Туристская поездка имеет в своей основе мотивацию, которая является одним из важнейших факторов принятия решения о путешествии и выбора туристского продукта и его составных элементов. Мотивация выбора туристского путешествия (время , продолжительность, направление, вид, затраты, характер деятельности) - важнейшая характеристика, влияющая на поведенческие инициативы туриста при планировании им отдыха, выборе, приобретении и свершении тура.
Туристские мотивы - важнейшие составные элементы системы туристской деятельности, которые можно рассматривать как определяющие компоненты спроса, основу выбора поездки и программы отдыха.
Мотивы человека в определенной
степени формируют его
Туристская мотивация - это та необходимая база, на которой должна строиться эффективная система планирования, разработки и реализации туристского продукта.
Мотивов, которыми руководствуется турист, много. Причем у туриста всегда присутствует целая гамма побудительных мотивов, из которых лишь определенные могут иметь существенную значимость и влиять на механизм и результат принятия окончательного решения. Однако любой мотив в конкретной ситуации под воздействием определенных обстоятельств способен оказывать влияние на поведение потребителя в процессе принятия им решения о путешествии и выбор турпродукта.
Нередко туристская программа изменяется под воздействием не основных, а побочных мотивов. Мотивы обусловливают совершенствование, развитие и внедрение новых туристских программ.
Активное и закономерное участие различных предприятий и организаций в развитии туризма вызывает насущную необходимость не только выявления, изучения и понимания туристских мотивов, но и их использования и усиления к ним профессионального внимания[11,стр.118].
Понимание туристских мотивов
позволяет обеспечивать соответствие
спроса и предложения и, как результат,
повышение
Выявление, знание и использование туристских мотивов должны стать важнейшей стратегией туристского предприятия, ориентированной на определение рыночных потребностей и создание таких видов турпродукта, которые отражают требования определенных сегментов рынков. Туристские мотивы как определяющий компонент спроса должны быть положены в основу деятельности турфирмы с расчетом, что производимый туристский продукт сможет обеспечивать туристский спрос. При этом важен двуединый и взаимодополняющий подход: с одной стороны, тщательное, всестороннее изучение и использование мотивов потребителя, ориентация на них производства, адресность турпродукта; с другой - активное воздействие на существующие мотивы, их формирование[12,стр.272].
Первоначальное отличие
туристских мотивов предопределяет
не только решение о путешествии
и выбор конкретного
Таким образом, актуальность и практическая значимость мотивационных аспектов в туризме очевидны. Понимание, знание и использование туристских мотивов, влияющих на выбор конкретного туристского продукта и принятие решения о путешествии, могут стать залогом успешного функционирования туристского предприятия, продвижения и популяризации туристского направления. Выявив мотивы, можно вырабатывать эффективные приемы, способствующие привлечению туриста и придания ему статуса постоянного, что, в конечном итоге, прямым или косвенным образом может повлиять на характер и объем спроса и сбыта.
Мотивы в определенной степени предопределяют поведение человека в качестве покупателя турпродукта, влияя на выбор практически всех его составных элементов. Не все туристские мотивы могут быть четко сформулированы и определены, но их можно систематизировать(см.рис 2).
Цели путешествия являются
основой первоначального
Рис.1. Цели путешествия[10, cтр.320].
Рис.2. Классификация туристских мотиваций при выборе путешествия, помогающие определится при выборе тура[8,стр.645].
Виды отдыха позволяют составить условную классификацию туристских мотиваций при выборе путешествия:
1. Забота о здоровье. Для
реализации этого мотива
2. Занятия спортом. Туры, содержащие разнообразные виды спорта.
3. Обучение. Туры, связанные
с изучением иностранных
4. Возможность самовыражения
и самоутверждения.
5. Возможность заняться
любимым делом (хобби) в среде
единомышленников. Специальные туры
для автолюбителей, фанатов и
спортивных болельщиков на
6. Решение деловых проблем. Деловые, конгресс-туры и др. В частности, крупнейший российский туроператор ВАО "Интурист" предлагает специализированные деловые поездки ,организует конгресс-обслуживание, культурную и туристско-экскурсионную программу, а также весь комплекс необходимого обеспечения для проведения такого рода мероприятий.