Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 12:05, контрольная работа
Современные трансформационные процессы направлены на интенсивное развитие сферы социально-культурных услуг, в частности в туристском, гостиничном и ресторанном бизнесах. Внедряются новые виды услуг, в том числе с применением компьютерной техники и информационных технологий, повышаются требования к качеству услуг и подготовке обслуживающего персонала. Что соответствует современным экономическим, политическим и социальным тенденциям в части совершенствования качества и увеличения количества услуг, востребованных и предоставляемых на рынке.
Введение
1 Особенности, функции, отраслевая структура
2 Классификация отраслей социально-культурного сервиса
3 Отраслевая структура социально-культурного сервиса
3.1 Отрасль культуры
3.2 Отрасль образования
3.3 Здравоохранение
3 4 Отрасль бытового обслуживания
3.5 ЖКХ
3.6 Социальное обеспечение
3.7 Наука
4 Коммерческие и некоммерческие организации социально-культурного сервиса
5 Система обеспечения кадрами в турбизнесе
6 Экскурсия: понятие, значение экскурсии в современном туристическом бизнесе
Заключение
Список используемой литературы
Размещено на http://www.allbest.ru/
Федеральное агентство по образованию
Федеральное государственное Образовательное Учреждение
Высшего профессионального Образования
«Российский государственный Университет Туризма и Сервиса
Институт сервиса (г. Москва) (филиал)
Кафедра: Образовательный и гуманитарный сервис
Факультет: Информационных и коммуникационных технологий
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Дисциплина: «Введение в специальность»
Тема: «Социально-культурный сервис»
Студент: Иванова Ю.А.
Группа: СКД-108
Преподаватель: Ковалева Н.И.
Москва 2008 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Особенности, функции, отраслевая структура
2 Классификация отраслей социально-культурного сервиса
3 Отраслевая структура социально-культурного сервиса
3.1 Отрасль культуры
3.2 Отрасль образования
3.3 Здравоохранение
3 4 Отрасль бытового обслуживания
3.5 ЖКХ
3.6 Социальное обеспечение
3.7 Наука
4 Коммерческие и некоммерческие организации социально-культурного сервиса
5 Система обеспечения кадрами в турбизнесе
6 Экскурсия: понятие, значение экскурсии в современном туристическом бизнесе
Заключение
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Современные трансформационные
процессы направлены на интенсивное
развитие сферы социально-культурных
услуг, в частности в туристском,
гостиничном и ресторанном
1 ОСОБЕННОСТИ, ФУНКЦИИ, ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА
Социально-культурная сфера – это совокупность предприятий, учреждений, организаций и органов управления, осуществляющих производство, распределение, сохранение и организацию потребления товаров и услуг социально-культурного и информационного назначения, обеспечивая тем самым удовлетворение культурных и информационных потребностей населения.
Цель социально-культурного сервиса – обогащение духовной жизни людей и создание условий для социально- культурной деятельности.
Особенности социально-культурного сервиса:
- труд работников скс осущ-ся в форме услуг;
- труд работников скс индивидуализирован. Скс имеет дело с индивид-ми запросами людей с их разнообр. вкусами и настроением. Это определяет особые требования к личным кач-вам работности социально-культурного сервиса. Высоко ценится умение и спос-ть работать с людьми;
- социально-культурный сервис имеет дело с обслуживанием населения, поэтому территориальное размещение ее учреждений, предприятий, организаций зависит от демографических факторов (численность, плотность, состав населения и т.д.);
- труд в социально-культурном сервисе относительно в меньшей степени поддается механизации и автоматизации. Отрасли этой сферы отлич. повышенной трудоемкостью;
- услуги является предметами потребления, однако услуги нельзя накапливать, услуга может быть потреблена лишь в момент производства;
- в социально-культурном сервисе природный фактор не играет огромного значения, как в материальном производстве;
- труд работников социально-культурного сервиса непроизводительная, т.к. этот труд не участвует в создании материального блага;
- основные работники – это специалисты со средним и высшим образованием, большая часть из которых женщины;
- однородность структуры потребляемых затрат. Удельный вес материальных затрат очень низкий: в театре – 13%, в цирке – 17%, в парках – 20%, в концертных организациях – 3,5%, в промышленности – 83%, в строительстве – 65%.
Эк-сты делят услуги на 2 вида:
- чистые услуги (непроизводственные, нематериальные);
- материальные/производственные услуги.
Материальные услуги создают отрасль материального производства – это услуги, направленные на продолжение процесса производства в сфере обращения, транспортировки, хранения материального продукта, а также услуги по восстановлению качественной стабильности продукции материального производства (услуги торговли, общего питания, транспорта и связи, бытового и коммунального хозяйства).
Общественное производство:
- материальное производство (материальные блага – товары, материальные услуги);
- нематериальное производство (нематериальные услуги, нематериальные блага).
Сфера услуг. Нематериальные услуги – услуги социально-культурного сервиса, не получающие предметно-осязательную форму.
Это услуги, действия которых направлены непосредственно на человека/окружающие его условия. Производство таких услуг неотделимо от потребления (услуги по реализации турпутевок, по организации концертных выступлений).
Сфера услуг – это совокупность отраслей и видов деятельности, предназначенных для удовлетворения духовных и материальных потребностей населения.
Нематериальные блага – это благо, действующее на развитие способностей человека, созданные в непроизводственной сфере:
- внутренние – блага, данные человеку природой (голос, музыкальный слух, способность к наукам);
- внешние – то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (репутация, протекция).
2 КЛАССИФИКАЦИЯ ОТРАСЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА
В соответствии с выполняемыми
функциями все отрасли
1. Отрасли, обеспечивающие процесс воспроизводства материальных и нематериальных благ:
- жилищно-коммунальное хозяйство;
- наука.
2. Отрасли направленные на развитие способностей человека, поддержание его здоровья, удовлетворение его культурных и духовных потребностей:
- бытовое обслуживание;
- пассажирский транспорт;
- связь по обслуживанию населения;
- здравоохранение;
- социальное обеспечение;
- туризм;
- культура и искусство.
3. Отрасли, удовлетворяющие потребности общества в целом:
- управление и планирование народного хозяйства;
- отрасли, обеспечивающие безопасность государства;
- обеспечение охраны собственности.
Существует ещё 1 классификация социально-
- государственное управление, социальные услуги;
- финансирование, страхование, пенсионное обеспечение;
- жилищное хозяйство частного типа;
- коммерческие, социальные, пенсионные услуги;
- ремонт техники;
- пассажирский транспорт;
- здравоохранение и социальное обслуживание;
- образование;
- оптовая и розничная торговля;
- природно-хозяйственная деятельность;
- культура, искусство и СМИ;
- физкультура, спорт, отдых, развлечения;
- гостиничный бизнес;
- ресторанный бизнес и общественное питание.
Все эти сферы обеспечивают развитие человеческого потенциала, как источник и конечную цель общественного развития.
социальный культурный сервис экскурсия
3 ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА
3.1 Отрасль культуры
Отрасль культуры – идейное и нравственное состояние общества, определяемое материальными условиями жизни общества и выражаемое в его быте, идеологии, образовании, воспитании, в достижениях науки, искусства, литературы (кино, театр, музей, библиотека, выставки, концертные залы, клубы и т.д.).
Функции отрасли культуры:
- сохранение исторических и национальных памятников культуры;
- приобщение людей к творениям культуры;
- воспитание культурного человека;
- пополнение копилки культурных достижений в области литературы, искусства, художественного творчества, музыки, живописи и скульптуры;
- проведение исследования в области культуры;
- духовное обогащение человека.
3.2 Отрасль образования
Отрасль образования – занята всеми формами обучения в самых разнообразных учебных заведениях (школы, дошкольные учреждения, гимназии, колледжи, училища, техникумы, ВУЗы, исследовательные учреждения в области педагогики).
Функции отрасли образования:
- удовлетворение потребностей людей в знаниях;
- осуществление подготовки и переподготовки к работе и труду;
- способность приобретению специальности и овладению профессией;
- воспитание человека.
3.3 Здравоохранение
Здравоохранение – система государственных и общественных мероприятий по охране здоровья, предупреждению и лечению болезней и продолжению жизни человека (поликлиники, больницы, амбулатории, пункты скорой помощи профилактории, родильные дома, здравпункты, диспансеры и т.д.).
Функции:
- забота о поддержании здоровья людей;
- проведение профилактики и лечение болезней;
- оказание медицинской помощи;
- обеспечение людей лекарственными средствами;
- восстановление потерянного здоровья.
К отрасли здравоохранения тесно примыкает физкультура и спорт в той части, в которой они решают задачу укрепления здоровья, утверждения здорового образа жизни людей.
3.4 Отрасль бытового обслуживания
Отрасль бытового обслуживания – по оказанию непроизводственных и производственных услуг (бани, фотосалоны, прачечные, химчистки, киномонтаж, мастерские, парикмахерские, услуги по уходу за детьми).
3.5 ЖКХ
ЖКХ – отрасль, которая поддерживает жилищно-коммунальное хозяйство в рабочем состоянии: дома, лифты, водоснабжение. Канализацию, теплоснабжение и другую жилищную инфраструктуру.
3.6 Социальное обеспечение
Социальное обеспечение (социальная защита) – удовлетворяет потребности ряда категорий населения в финансовых ресурсах и источников существования, в особенности не имеющих стабильных доходов (социальное страхование, предоставление материальных благ).
3.7 Наука
Наука – сфера человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний и действительности (прикладная, фундаментальная).
4 КОММЕРЧЕСКИЕ И НЕКОММЕРЧЕСКИЕ
ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-
Туристская деятельность, оказание туристских услуг есть предпринимательская деятельность, осуществляемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица и регулируемая гражданским законодательством.
В п. 1 ст. 48 ГК РФ дано понятие юридического лица: юридическим лицом признаётся организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
По целям деятельности юридического лица подразделяются на две группы: коммерческие организации и некоммерческие организации (п. 1 ст. 50 ГК РФ).
Коммерческие организации – это юридические лица, созданные для осуществления предпринимательской деятельности и преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ (полное товарищество, товарищество на вере), хозяйственных обществ (ООО, АО), производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Второй группой лиц по целям деятельности является некоммерческие организации. Это – юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками (п. 1 ст. 50 ГК РФ). К ним относятся: потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации, финансируемые собственником учреждения, благотворительные и иные фонды, др. формы, предусмотренные законом.