Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 11:57, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является проектирование экологического тура на примере Приморского края.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
– рассмотреть понятие экологического туризма и выявить факторы, влияющие на его формирование и развитие;
– исследовать мировой опыт развития экологического туризма;
– обозначить тенденции развития экотуризма в России;
– дать общую характеристику рынка экологического туризма на Дальнем Востоке;
Введение.........................................................................................................................................3
1. Теоретические аспекты экологического туризма...................................................................6
1.1. Понятие экологического туризма и факторы, влияющие на его формирование и развитие..........................................................................................................................................6
1.2. Тенденции развития экотуризма в России.........................................................................13
2. Исследование рынка экологического туризма......................................................................20
2.1. Характеристика рынка экологического туризма на Приморском крае...........................20
2.2. Анализ предпочтений потребителей экотуризма в Приморском крае............................24
3. Разработка экологического тура в Приморском крае..........................................................37
3.1. Общая концепция экологического тура.............................................................................37
3.2. Продвижение разработанного экотура...............................................................................40
Заключение...................................................................................................................................45
Список использованных источников.........................................................................................47
Оглавление
Введение......................
1. Теоретические аспекты
экологического туризма........
1.1. Понятие экологического
туризма и факторы, влияющие на
его формирование и развитие......................
1.2. Тенденции развития экотуризма
в России........................
2. Исследование рынка
экологического туризма........
2.1. Характеристика рынка
экологического туризма на Приморском
крае..........................
2.2. Анализ предпочтений
потребителей экотуризма в
3. Разработка экологического
тура в Приморском крае........
3.1. Общая концепция
3.2. Продвижение разработанного
экотура.......................
Заключение....................
Список использованных источников....................
Приложение 1 «Анкета»......................
Введение
Одной из центральных проблем развития рыночной экономики в России является повышение конкурентоспособности субъектов предпринимательской деятельности. В числе этих субъектов все более высокую долю занимает туризм.
Туристская отрасль – одна из доходных отраслей экономики. По прогнозам WTO (международной туристской организации) к 2015 г. число туристских прибытий превысит 1 млрд. чел, к 2020 г. – составит 1,6 млрд. чел; мировые доходы от туризма в 2020 г. возрастут до 2 трлн. долл.
Высокая динамика развития туризма характерна для Приморского края, который граничит с КНР, КНДР и находится в непосредственной близости от республики Корея, Японии, Вьетнама и других стран АТР, в которых проявляется интерес к историческим, экологическим и другим ценностям этого региона.
Туристская отрасль
Из всего разнообразия туристских продуктов в последние годы в мировой практике наиболее перспективным видом является экологический туризм, который имеет высокий потенциал развития. Успешное использование этого потенциала в Приморском крае, как и в целом по России, сдерживается несовершенством инструментария управления конкурентоспособностью туристских организаций.
Недостаточная изученность этой проблемы, дефицит научных знаний в области экотуризма актуализируют научные исследования, направленные на разработку научно-методических подходов к повышению конкурентоспособности эколого-туристского продукта, обеспечивающих наиболее полную реализацию потенциала экономического роста экотуристской деятельности Приморского края.
Степень разработанности проблемы. Вопросами современных проблем развития экотуризма занимались Н.Н. Воскобойникова, А.В. Галанин, Л.М. Долгалева, А.В. Дроздов, Т.К. Сергеева, В.В. Храбовченко и другие.
Свой вклад в исследование теории конкуренции внесли зарубежные ученые, такие, как Е. Дихтль, Ф. Котлер, а также отечественные ученые В.В. Бойкова, Г.Н. Боровиков, Г.В. Савицкая и др.
Целью настоящей курсовой работы является проектирование экологического тура на примере Приморского края.
Для достижения указанной цели
были поставлены следующие
– рассмотреть понятие экологического туризма и выявить факторы, влияющие на его формирование и развитие;
– исследовать мировой опыт развития экологического туризма;
– обозначить тенденции развития экотуризма в России;
– дать общую характеристику рынка экологического туризма на Дальнем Востоке;
– провести анализ предпочтений потребителей экотуризма в Приморском крае;
– разработать экологический тур в Приморском крае и предложить направления продвижения разработанного экотура.
Объектом исследования является процесс формирования эколого-туристского продукта.
Предметом исследования – методические вопросы разработки эколого-туристского продукта.
При разработке методических положений использовались общенаучные методы исследования; методы статистического и системного анализа; приемы научного обобщения; труды отечественных и зарубежных ученых по стратегическому управлению, теории конкуренции, конкурентоспособности; проводились маркетинговые исследования (анкетирование, опрос руководителей, специалистов и потребителей туристских организаций Приморского края, экспертные оценки).
Информационную базу настоящей курсовой работы составили официальные статистические данные Комитета государственной статистики Российской Федерации, законодательные и нормативные акты Российской Федерации, Приморского краевого комитета государственной статистики, отдельных турпредприятий, оказывающих виды экотуризма городов Владивостока и Находки, данные социологических и маркетинговых исследований, публикации в научной литературе, периодической печати, информационные ресурсы сети Internet, а также отчетность экотурпредприятий.
1. Теоретические аспекты экологического туризма
1.1. Понятие экологического туризма и факторы, влияющие на его формирование и развитие
Экологический туризм – это вид организованной туристской деятельности, не нарушающий целостности экосистем, способный оказать помощь в финансировании охраняемых природных территорий, создающий источники дохода для местного населения и нацеленный на экологическое просвещение.
Международный Союз охраны природы определяет экотуризм как «путешествие с ответственностью перед окружающей средой по отношению к ненарушенным природным территориям с целью изучения и наслаждения природой и культурными достопримечательностями, которое содействует охране природы, оказывает мягкое воздействие на окружающую среду, обеспечивает активное социально-экономическое участие местных жителей и получение ими преимуществ от этой деятельности» [13].
По определению Всемирного Фонда дикой природы экотуризм – это «туризм, включающий путешествие в места с относительно нетронутой природой, с целью получить представление о природных и культурно-этнографических особенностях данной местности, который не нарушает при этом целостности экосистем и создает такие экономические условия, при которых охрана природы и природных ресурсов становится выгодной для местного населения» [10].
Мировой экотуризм – это высокоприбыльная область индустрии туристских услуг. Наиболее успешными в развитии экотуристской деятельности считается Италия, где прибыль от сельского туризма в 2011 году превысила $350 млн. при существующих 10 тыс. хозяйств, предоставляющих такие услуги [16].
Первоначально итальянское
правительство позиционировало
Основной внешней причиной, обусловливающей необходимость организации и развития экотуристских предприятий на территории Российской Федерации, служат имеющиеся экотуристские ресурсы страны, которые до сих пор не использовались с максимальной степенью отдачи.
Экотуристские ресурсы представляют собой совокупность материально-технической базы сельских поселений и наличия богатых рекреационных ресурсов, которые дополняются богатством этнокультур, разнообразием народных праздников, обычаев, ремесел, промыслов.
Внутренней причиной, обусловливающей потребность в организации и развитии экотуризма на территории Российской Федерации, является общее неудовлетворительное состояние сельских поселений страны, где длящийся по сей день затяжной кризис привел не только к сокращению объемов сельхозпроизводства, но и к возникновению ряда социально-негативных проблем, в результате которого последовал отток населения в город [29].
Учитывая мировой опыт в решении схожих проблем сельских поселений, экотуризм представляется весьма перспективным видом деятельности, способным решить сразу несколько стратегических задач:
– частично перевести пребывающий в состоянии экономического спада аграрный сектор из сферы производства в сферу услуг;
– снизить социальную напряженность на селе;
– создать новый вид внутреннего и въездного туризма, при котором отсутствие высококомфортных средств размещения не будет играть большого значения.
В развитии экотуризма заинтересованы: сельскохозяйственные предприятия, крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства, туроператоры (турагентства) и непосредственные потребители туристского продукта.
В.А. Квартальнов среди факторов, влияющих на привлекательность туристского региона, отдельным пунктом выделяет экокультуру (наряду с образованием, искусством, историей и т.д.) [17].
Он считает, что уровень развития сельского хозяйства может привлечь внимание фермеров и производителей сельскохозяйственной продукции, интересующихся экокультурой региона. Например, Данию как мирового лидера в области свиноводства ежегодно посещают фермеры из многих стран. А расположенные вблизи туристских центров фермерские хозяйства, предлагающие местные сельхозпродукты, являются важным звеном в туристском обслуживании.
Также в программу специализированного тура могут включаться различные мероприятия, во время которых туристу будет интересно познакомиться с ассортиментом выпускаемой в этой местности продукции, принять участие в процессе её производства, например, в сборе урожая. Такая практика существует на Гавайях, где программой тура предусмотрено знакомство туристов с сортами выращиваемых на местных плантациях ананасов и участие в их сборе.
Подобная практика имеет место и в стихийно развивающемся экотуризме в некоторых регионах Российской Федерации. Отдыхающим в сельских поселениях также предлагают принять участие в сенокосе, сборе ягод и грибов, кормлении животных.
Теперь рассмотрим более
подробно вопрос заинтересованности в
развитии данного направления
Туроператор – активный субъект туристского рынка, непосредственно участвующий в планировании, разработке, продвижении и реализации туристского продукта с коммерческими целями [17].
Таким образом, туроператор является конечным звеном в сложной системе доведения экотуристского продукта до потребителя. Его заинтересованность в развитии данного вида услуг носит исключительно коммерческий характер.
В то же время в Федеральном
законе «Об основах туристской деятельности
в Российской Федерации» прописывается
необходимость развивать
Согласно закону предусматриваются предоставление льготных кредитов, установление налоговых и прочих льгот туроператорам и турагентствам, занимающимся туристской деятельностью на территории Российской Федерации. Это объясняется ориентированием экономики страны больше на туризм внутренний, чем на выездной международный туризм.
Опыт западных стран свидетельствует, что экотуристская деятельность имеет позитивные последствия как для всей страны, так и на региональном и местном уровнях:
– экономические выгоды для страны: рост имиджа регионов; финансовые поступления от экотуристской деятельности, которые можно вложить в развитие других сфер;
– решение социально-экономических проблем села;
– выгоды регионального уровня: рост доходной части бюджета в результате налоговых отчислений; формирование въездного туристского потока; повышение уровня занятости местного населения; оживление торговли;
– возрождение культурных традиций; рост имиджа территорий; возможность получения федеральных средств на развитие инфраструктуры;
– выгоды местного уровня: создание новых рабочих мест; обеспечение туристов сельскохозяйственной продукцией, таким образом, расширение рынка сбыта;
– повышение жизненного уровня населения аграрного сектора;
– социальные выгоды: возвращение в село городских жителей;
– возрождение народных ремесел и промыслов [5].
Однако наряду с безусловными выгодами различного уровня в Российской Федерации существует ряд факторов, тормозящих развитие экотуристской деятельности. К ним относятся: