Экономические методы управления и их развитие в условиях рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 17:48, курсовая работа

Краткое описание

Задачами курсовой работы являются:
 изучение сущности экономических методов управления;
 изучение коммерческого расчета, как важнейшего экономического метода механизма хозяйствования;
 изучение внутрифирменного расчета;
 изучение эффективного управления рестораном «Бег»;
 проанализировать внедрение экономических методов управления предприятием.

Содержание

Введение 3
1. Сущность и природа экономических методов управления 7
1.1. Сущность экономических методов управления 7
1.2. Коммерческий и внутрифирменный расчет 5
1.3. Ценовая политика и эффективное управление предприятием 13
2. Анализ предприятия 20
2.1. Общая характеристика предприятия 20
2.2. Анализ организации производства и труда 26
2.3. Анализ трудовых ресурсов 29
2.4. Оценка эффективности деятельности предприятия 36
Заключение 39
Список литературы 40

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 76.98 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

 высшего  профессионального образования

 “Российский государственный торгово-экономический университет”

(РГТЭУ)

Факультет ресторанно‐гостиничного бизнеса и услуг

Кафедра  Менеджмент в  сфере услуг

              

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине:  Управление предприятиями РГБ

 

на тему: Экономические методы управления и их развитие в условиях рыночных отношений.

 

 

Выполнена: студентом  52  группы

Заочной формы обучения

специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии РГБ»

      Ким М.С.

                                              

 

Руководитель:

 

Жоров Ю.В., к.э.н., доцент

                                  

 

Отметка о  допуске (недопуске) к защите________________

 

«____»_______________201___ г.                ______________________

            (подпись руководителя) 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012г.

 

 

 

Содержание.

Введение 3

1. Сущность и природа  экономических методов управления 7

1.1. Сущность экономических методов управления 7

     1.2. Коммерческий  и внутрифирменный расчет 5

1.3. Ценовая политика и  эффективное управление предприятием 13

2. Анализ предприятия 20

2.1. Общая характеристика  предприятия 20

     2.2. Анализ организации  производства и труда 26

2.3. Анализ трудовых ресурсов 29

         2.4. Оценка эффективности деятельности  предприятия 36

Заключение 39

Список литературы 40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

     В   условиях   административно-командной экономики инструментарий экономической науки и практики свободно обходился  без  таких  понятий,  как рынок, спрос и предложение, менеджмент, маркетинг, процент и  др.  Командно- административная система требовала от предприятий   беспрекословного исполнения указаний «сверху». Предприятия обязаны были тратить  заработанные средства (прибыль)  на  производственное  и  социальное  развитие  в  строго выделенных  количествах,  получать  сырьё  от  закреплённых  поставщиков   и передавать  готовую   продукцию   заранее   определённым   потребителям   по стабильным ценам, установленным из  центра.  То  же  самое  и  с  заработной платой,  которая  зависела  от  «всевышнего»,  а  не  от  самого  коллектива предприятия. Поскольку конечный результат  был  заведомо  определён  планом-законом, то должна  была  быть  выплачена  заранее  рассчитанная  заработная плата.  При  формальном  хозрасчёте  и   противопоставлении   рентабельности отдельных предприятий некоей высшей рентабельности,  при  оценке  достижений «по валу» совсем необязательно было производить и поставлять продукцию кому-то «в точности» нужную, снижать издержки производства,  разрабатывать  новую продукцию, можно отчитаться и продукцией, нужной «приблизительно», получить дотацию при росте себестоимости. Потребитель к  производителю  был  прикован планом,  и  деваться  ему  в  такой  экономической  системе  просто  некуда.

Разумеется, что в этих условиях вопросы  изучения  спроса,  ценообразования, рекламы, снижения издержек производства,  стимулирование  сбыта,  расширение товарного ассортимента, т. е. всё то, что составляет для нас  новое  понятие «маркетинг-менеджмент», являлось для предприятия экономическим нонсенсом.

    Новые   хозяйственные   отношения,   новые    экономические    условия,

складывающиеся  в  процессе  радикальных  экономических  преобразований,  не могут  быть  обеспечены  «старым»  экономическим  инструментом.   Главнейшая задача  хозяйственной  перестройки  может  быть   определена   как   переход предприятий на рыночные отношения,  реальное  признание  всего  многообразия форм собственности и  форм  хозяйствования.  Рыночная  экономика  объективно требует,  чтобы  предприятия  быстрее  адаптировались  к   новым   условиям, овладевали  теорией  и  практикой  рынка  и  путём  систематических,  строго обдуманных и построенных  на  точном  учёте  процессов  рынка  экономических мероприятий добивались непрерывного роста результативности производства.

    Становление рыночной экономики   требует  изменения  не  только  форм  и

методов хозяйствования, но и нового образа мышления его участников,   т.  е.

в конечном счете, всех трудящихся. Без того, что принято называть «новым

экономическим мышлением», практически невозможно реально создать и новые хозяйственные  отношения. И именно руководителям, прежде всего

производственных  объединений и  предприятий, особенно   необходимо

формировать у себя новый  тип  мышления,  отвечающий  задачам  конкретного обновления экономики.

В связи  с переходом отечественной экономики  к рынку изучение и внедрение накопленного опыта эффективного управления предприятием, и прежде всего практического опыта применения экономического механизма менеджмента в ведущих фирмах рыночных стран, является необходимым условием адаптации отечественных предприятий к новым условиях хозяйствования

Предметом исследования в данной курсовой работе являются экономические методы управления предприятием – рестораном «Бег».

Данная  тема актуальна для изучения, так  как на современном этапе развития общества нельзя руководствоваться  только социально – психологическими и административными методами управления предприятием. Предприятию, чтобы выжить на рынке необходимо использовать экономические методы анализа рыночной среды.

Задачами курсовой работы являются:

  • изучение сущности экономических методов управления;
  • изучение коммерческого расчета, как важнейшего экономического метода механизма хозяйствования;
  • изучение внутрифирменного расчета;
  • изучение эффективного управления рестораном «Бег»;
  • проанализировать внедрение экономических методов управления предприятием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность и природа экономических методов управления

 

      1. Сущность экономических методов управления

 

Ключевым  элементом механизма управления предприятием в рыночной экономике являются методы и модели управленческого воздействия на хозяйственную деятельность для создания экономических условий эффективной реализации предпринимательской деятельности, обеспечивающих получение устойчивой выгоды от осуществления этой деятельности.

Основными экономическими методами (моделями) в менеджменте предприятия, обеспечивающими его эффективное функционирование в рыночных условиях хозяйствования, являются

1)   коммерческий расчет;

2)   внутрифирменный расчет;

3)  ценовая  политика и механизмы ценообразования [5, c.408];

Экономические методы управления в менеджменте - это совокупность средств и инструментов, с помощью которых осуществляется целенаправленное воздействие на внутренние переменные предприятия (цели, задачи, структуру, технологии и людей) для создания благоприятных экономических условий обеспечения его эффективного функционирования и развития в рыночной экономике.

Экономический механизм менеджмента включает основные функции и методы управления хозяйственной деятельностью предприятия, ориентированные на повышение производительности и эффективности производства при постоянной адаптации деятельности предприятия в целом к изменению конъюнктуры рынка и поведения всех его участников. В отечественной практике экономический механизм управления предприятием принято называть хозяйственным механизмом [6, c.163].

Экономические методы управления и экономический механизм менеджмента в целом определяются социально-экономической природой рыночной экономики и окружающей среды предприятия. Они ориентированы на создание условий для его развития при организации производства и сбыта продукции и услуг на рынке. Эти методы предусматривают определение требований и формирование качественных изменений в деятельности предприятия для эффективного хозяйствования с учетом объективных факторов внешней среды, в которой ему приходится функционировать. Содержание управленческих воздействий при проведении таких изменений ориентировано на управление предприятием с целью его эффективного функционирования в рыночных условиях хозяйствования. Оно должно также учитывать объективные тенденции развития общественного производства, его концентрацию и интернационализацию, а также углубление специализации наукоемкого производства и повышение его капиталоемкости. Это связано с необходимостью внедрения в производство достижений научно-технического прогресса для формирования и поддержания конкурентной позиции предприятия, а также обеспечения устойчивого роста его производительности в условиях жесткой конкуренции на мировом рынке.

В системе  методов управления выделяют:

    • Административный метод;
    • Экономический метод;
    • Социально-психологический метод [7, c.53].

Под экономическими методами хозяйствования понимается совокупность средств и инструментов, целенаправленно воздействующих на создание благоприятных условий для функционирования и развития фирмы. Экономические рычаги хозяйственного механизма соответствуют социально-экономической природе фирмы и являются одним из факторов развития производства и обмена на рыночной основе.

 

 

1.2. Коммерческий и внутрифирменный расчет

 

Экономический механизм функционирования и развития фирм предполагает использование метода коммерческого расчета исходя из глобальной хозяйственной политики и целей фирмы, в частности, в области обеспечения рентабельности производства и сбыта; распределения капиталовложений и размещения производства; финансирования и кредитования; развития технологии, кадровой политики, политики приобретения новых предприятий и структуры капитала и др. Принятие централизованных решений по этим вопросам сочетается с дифференцированным подходом к отдельным подразделениям в зависимости от характера и содержания их деятельности, территориального размещения предприятий и степени участия в общей производственно-сбытовой деятельности фирмы.

Коммерческий  расчет объединяет в себе функции  управления и экономические рычаги (методы и инструменты), направленные на соизмерение затрат и результатов деятельности предприятия для обеспечения экономической целесообразности конкретной предпринимательской деятельности (конкретного бизнеса) и предприятия в целом.

Конечной  целью коммерческого расчета  является определение совокупности управленческих действий для получения предприятием устойчивой прибыли и других выгод при реализации конкретной хозяйственной деятельности. Важнейшими элементами экономическими механизмами, реализуемыми централизованно с помощью рычагов и методов коммерческого расчета являются [5, c.410]:

1) глобальная  политика и инструменты ее  реализации в области ценообразования и оптимизации издержек производства (в том числе сокращение издержек на всех его этапах), обеспечивающие конкурентную позицию предприятия на рынке и получение устойчивой прибыли,

2) организация  условий устойчивого финансирования (с учетом кредитования) производственной  деятельности и развития предприятия.                            

Существуют  различные способы и формы  использования моделей (экономических рычагов и методов) коммерческого расчета. В каждом конкретном случае использование тех или иных моделей диктуется поставленной задачей.

Конкретные  механизмы (модели) коммерческого расчета  для обеспечения эффективного управления функционированием и развитием промышленного предприятия определяются на основе его глобальной политики, целей и стратегий, формируемых на высшем уровне управления предприятия. Поэтому установление внутренних взаимосвязей элементов соответствующей модели предусматривает необходимость их рассмотрения при централизованном управлении.

Необходимость разработки специфических методов  и инструментов взаимодействия и  расчета между подразделениями  предприятия вызвана объективными потребностями создания механизма  оптимизации издержек и повышения  производительности на всех этапах производственно-сбытовой деятельности, реализуемых его подразделениями, в условиях предоставления им оперативной  самостоятельности. Характер отношений  между подразделениями предприятия  в рамках внутрифирменного расчета  во многом зависит от их хозяйственно-экономического и правового положения.

Подразделения (производственные отделения и филиалы), не имеющие юридической самостоятельности, не заключают внутрифирменных сделок на договорной основе. Они осуществляют взаимоотношения с другими отделениями (отделами) на основе календарных планов поставок и взаимных обязательств по количеству и качеству поставляемых товаров (услуг), по срокам поставок и ценам. Такие подразделения наделены основными и оборотными средствами и отчитываются по важнейшим показателям рентабельности, прибыли и доле рынка. Все расчеты ведутся через центральную бухгалтерию предприятия, где у них имеются свои расчетные счета (субсчета). Эти счета автоматически консолидируются со счетами материнской компании, то есть их прибыли учитываются и облагаются налогом как составная часть прибыли предприятия).

В результате в рамках коммерческого расчета  возникла и развилась такая форма  взаимоотношений внутри фирмы, которую  можно назвать внутрифирменным расчетом.

Внутрифирменный расчет реализуется на промышленных предприятиях, имеющих децентрализованную структуру управления и разные хозяйственные отношения между подразделениями (выступающими в качестве центров прибыли).

Правовые  отношения внутри предприятия определяют ответственность за количество и качество поставляемой продукции, и сроки поставок. Хозяйственные отношения между отдельными подразделениями строятся на основе условно-расчетных трансфертных цен, которые отражают перемещение (переход) продукта в границах собственности одного предприятия  (корпорации). В этом случае продукт выступает товаром по форме, не будучи товарам по существу.

Информация о работе Экономические методы управления и их развитие в условиях рыночных отношений