Оперативно розыскная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2013 в 11:07, контрольная работа

Краткое описание

В соответствии с федеральным законодательством выделяют две основные группы уполномоченных государственных органов, которые связаны с оперативно-розыскной деятельностью.
Среди государственных органов различают следующие подгруппы:
1) осуществляющие оперативно-розыскную деятельность;
2) контролирующие оперативно-розыскную деятельность и надзирающие за ней.

Содержание

1. Система оперативно - розыскных органов.
2. Сущность, юридическая
характеристика и значение розыскной работы.
3. Алгоритм действий сотрудника оперативно – поискового подразделения по обследованию помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств как оперативно розыскного мероприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

Смык С.В. ( контрольная работа по Оперативно - розыскной деятельности)..doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ  КОЛЛЕДЖ

 

 

 

 

Отделение «Заочной и вечерней подготовки»

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

 

 

по дисциплине« ОПЕРАТИВНО - РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ »                       

вариант №   3

 

 

 

 

 

 

Выполнил(а): Смык Светлана

                                                             Владимировна

        Группа: ЮК – 02 – 07

       Курс обучения:  4 курс 8 семестр

                                                              Специальность:  Правоведение

                                                              Преподаватель_____________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Челябинск

СОДЕРЖАНИЕ:

 

1.  Система оперативно - розыскных органов.

2. Сущность, юридическая

характеристика  и значение розыскной работы.

3. Алгоритм действий сотрудника оперативно – поискового подразделения по обследованию помещений, зданий, сооружений,  участков местности и транспортных средств как оперативно розыскного мероприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 1. Система оперативно – розыскных органов.

 

 В соответствии  с федеральным законодательством выделяют две основные группы уполномоченных государственных органов, которые связаны с оперативно-розыскной деятельностью.

 Среди государственных  органов различают следующие  подгруппы:

1) осуществляющие  оперативно-розыскную деятельность;

2) контролирующие оперативно-розыскную деятельность и надзирающие за ней.

 В первую  подгруппу входят:

 а) оперативные  подразделения правоохранительных  органов и спецслужб России, перечисленных  в Федеральном законе (так называемые  оперативно-розыскные органы);

 б) иные уполномоченные на то федеральным законодательством государственные органы или их подразделения (в УПК РСФСР - органы дознания, не являющиеся физическими лицами; в Федеральном законе о связи - предприятия связи).

 Во вторую  подгруппу:

 а) осуществляющие вневедомственный надзор и контроль (парламент, правительство, суд и прокуратура);

 б) осуществляющие  ведомственный контроль (различные  инспектирующие подразделения и  т.п.).

2. На территории  Российской Федерации осуществление  оперативно-розыскной деятельности предоставлено оперативным подразделениям семи государственных уполномоченных органов:

- органам внутренних  дел Российской Федерации;

- органов федеральной  службы безопасности;

- федеральным  органам государственной охраны;

- таможенным  органам Российской Федерации;

- Службе внешней  разведки Российской Федерации;

- Федеральной  службе исполнения наказаний;

- органам по  контролю за оборотом наркотических  средств и психотропных веществ.

 Кроме того, законом предоставлено право  на проведение оперативно-розыскных мероприятий оперативным подразделениям органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации (ГРУ ГШ Минобороны России) и органа внешней разведки Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ при Президенте России). Таким образом, в России насчитывается девять субъектов, компетентных проводить оперативно-розыскную деятельность. В них структурно включены оперативные подразделения, правомочные проводить оперативно-розыскную деятельность.

 Оперативное  подразделение - это оперативно-розыскное,  оперативно-поисковое, оперативно-техническое,  контрразведывательное, разведывательное  или информационно-аналитическое  отделение (группа), отдел, служба, управление, главное управление, а  равно подразделение собственной безопасности и иное организационно-штатное подразделение, входящее в структуру российских специальной службы или правоохранительного органа, в функциональные обязанности которого входит решение оперативно-розыскных, контрразведывательных или разведывательных задач, предусмотренных федеральным законодательством.

3. В структуре  органов внутренних дел оперативно-розыскную  деятельность в пределах своей  компетенции осуществляют подразделения:

- уголовного  розыска;

- по борьбе  с экономическими преступлениями;

- по борьбе  с организованной преступностью;

- по борьбе  с незаконным оборотом наркотиков;

- по борьбе  с преступными посягательствами  на грузы органов внутренних  дел на транспорте;

- обеспечения  собственной безопасности;

 - оперативные подразделения Национального центрального бюро Интерпола в России;

- оперативного  поиска;

- оперативно-технические;

- по борьбе  с преступлениями в сфере новых  технологий;

- оперативные  подразделения милиции общественной  безопасности.

 Одни из них выполняют оперативно-розыскные функции в полном объеме, другие - лишь отдельные оперативно-розыскные мероприятия.

4. Систему органов  Федеральной службы безопасности (ФСБ), осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность, составляют территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках, федеральная пограничная служба. Основными направлениями деятельности органов федеральной службы безопасности являются: контрразведывательная и разведывательная деятельность, борьба с преступностью.

 В соответствии со ст. 9 Федерального закона "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" под контрразведывательной деятельностью понимается деятельность органов федеральной службы безопасности в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации. Порядок использования негласных методов и средств при осуществлении контрразведывательной деятельности определяется нормативными актами ФСБ. Разведывательная деятельность осуществляется органами ФСБ в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации в целях получения информации об угрозах безопасности Российской Федерации. Порядок проведения разведывательных мероприятий, а также порядок использования негласных методов и средств при осуществлении разведывательной деятельности определяются нормативными актами ФСБ.

 Согласно  ст. 10 названного Федерального закона  оперативные подразделения ФСБ  осуществляют оперативно-розыскные  мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной  преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации. На органы ФСБ федеральными законами и иными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью.

5. Федеральные  органы государственной охраны  осуществляют оперативно-розыскные  мероприятия в целях обеспечения  безопасности высших должностных  лиц государства. Согласно ст. 1 Федерального закона "О государственной охране" под государственной охраной понимается функция федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер.

 В обеспечении  безопасности объектов государственной  охраны и защиты охраняемых  объектов в пределах своих  полномочий участвуют органы  федеральной службы безопасности, органы внутренних дел и внутренние войска МВД РФ, органы внешней разведки, федеральные органы правительственной связи и информации, Вооруженные Силы, органы пограничной службы и иные государственные органы обеспечения безопасности Российской Федерации.

 К объектам  государственной охраны относятся:  Президент РФ и члены его  семьи, проживающие совместно  с ним или сопровождающие его;  Председатель Правительства РФ; Председатель Совета Федерации  Федерального Собрания РФ; Председатель  Государственной Думы Федерального Собрания РФ; Председатель Конституционного Суда РФ; Председатель Верховного Суда РФ; Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ; Генеральный прокурор (указанным лицам государственная охрана предоставляется в течение срока их полномочий); главы иностранных государств и правительств и иные лица иностранных государств во время пребывания на территории Российской Федерации.

 При необходимости  по решению Президента РФ государственная  охрана может быть предоставлена  иным лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы и федеральным государственным служащим по представлениям по подведомственности Председателя Правительства РФ, Председателя Совета Федерации РФ, Председателя Государственной Думы РФ и Председателя Конституционного Суда РФ.

 Таким образом,  федеральные органы государственной  охраны осуществляют оперативно-розыскную  деятельность в целях обеспечения  безопасности высших органов  законодательной, исполнительной  и судебной властей Российской Федерации и их должностных лиц.

6. Таможенные  органы в соответствии с Таможенным  кодексом Российской Федерации  осуществляют оперативно-розыскную  деятельность в целях выявления  лиц, подготавливающих, совершающих  или совершивших противоправное деяние, признаваемое законодательством Российской Федерации преступлением, производство дознания по которому отнесено к компетенции таможенных органов, а также при запросах международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации по таможенным вопросам. Кроме того, таможенными органами проводятся ОРМ, обеспечивающие собственную безопасность. Для этого в структуре Федеральной таможенной службы РФ, региональных управлений и таможен создаются оперативные подразделения, уполномоченные осуществлять ОРД.

7. Внешняя разведка согласно  Закону "О внешней разведке" является составной частью сил  обеспечения безопасности России, призванных защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз. Разведывательная деятельность осуществляется как самостоятельными, так и входящими в структуру других федеральных органов исполнительной власти органами внешней разведки Российской Федерации.

 Разведывательная деятельность в пределах своих полномочий осуществляется:

- Службой внешней разведки  РФ - в политической, экономической,  военно-стратегической, научно-технической  и экологической сферах, а также  в сфере обеспечения безопасности  учреждений РФ, находящихся за пределами территории Российской Федерации, и командированных за пределы территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну;

- органом внешней разведки Министерства обороны РФ - в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах;

- органом внешней разведки  Федерального агентства правительственной  связи и информации при Президенте  РФ (ФАПСИ) - в политической, экономической, военной и научно-технической сферах путем использования радиоэлектронных средств;

- органом внешней разведки  Федеральной пограничной службы  РФ - в сфере охраны государственной  границы РФ, исключительной экономической  зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

 Разведывательная деятельность  органов ФСБ осуществляется во  взаимодействии с органами внешней  разведки Российской Федерации  и в соответствии с Федеральным  законом "Об органах федеральной  службы безопасности в Российской Федерации".

8. В соответствии с  Федеральным законом "О внесении  изменений и дополнений в законодательные  акты Российской Федерации в  связи с реформированием уголовно-исполнительной  системы" от 21 июля 1998 г. Министерство  юстиции РФ наделено правом осуществления оперативно-розыскной деятельности. Следует заметить, что в составе Министерства юстиции в настоящее время оперативно-розыскную функцию осуществляют лишь оперативные подразделения уголовно-исполнительной системы.

 Задачами оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях согласно ст. 84 УИК РФ являются: обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц; выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания; розыск осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы; содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение.

 Решение этих задач  возложено на следующие структурные  подразделения уголовно-исполнительной  системы:

Информация о работе Оперативно розыскная деятельность