Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 13:46, курсовая работа
Объектом дипломного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере уголовно-исполнительных правоотношений, регулируемые нормами уголовного и уголовно-исполнительного права в процессе совершенствования правовой политики в уголовно-исполнительной системе.
Предметом исследования составляют нормы законодательства, и правоприменительная деятельность подразделений уголовно-исполнительной системы, а также организационно-правовые аспекты, направленные на реализацию основных приоритетов Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года.
ВВЕДЕНИЕ
Дипломная работа посвящена исследованию теоретических и некоторых практических проблем правовой политики подразделений уголовно-исполнительной системы современного Казахстана. Предложены концептуальные и нормативные параметры дальнейшего развития института уголовно-исполнительной политики, осуществленные сквозь точку зрения общих закономерностей возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений в сфере исполнения уголовных наказаний.
В работе изложено собственное видение на решения вопросов, связанных с сущностью, особенностями, формами и структурой уголовно-исполнительной политики РК. Обоснованны и внесены конкретные предложения по совершенствованию действующего законодательства и практики его применения. Сформулированные в работе положения направлены на повышение эффективности деятельности подразделений уголовно-исполнительной системы, путем использования ряда стимулирующих и гарантирующих посылов.
Актуальность темы обусловлена социально-экономическими и политико-правовыми преобразования, проводимые в Республике Казахстан, которые позволяют сделать вывод о том, что происходит изменение места и роли государства и гражданина. Проблемы и вопросы, связанные с разработкой научно обоснованной современной правовой политики правоохранительных органов, в том числе и уголовно-исполнительной системы, привлекают ученых различных отраслей права и практических работников в течение всего периода становления суверенного Казахстана.
Вместе с тем фундаментальные изменения, происходящие в мировой экономике и политике, процессы глобализации, а также внутренняя динамика развития страны не позволяют останавливаться на достигнутом. Концепция правовой политики РК на период с 2010 до 2020 года определяет, что «в целях обеспечения соответствия национального права новым вызовам времени необходимо совершенствование нормотворческой и правоприменительной деятельности государства.[1]
Безусловно, скажется на дальнейшее совершенствование уголовно-исполнительной политики меры, принимаемые Президентом и Правительством РК по реформированию правоохранительных органов. Особый резонанс вызвал среди правоохранительных органов Указ Президента РК №1039 от 17 августа 2010 года, который определил ближайшие приоритетные направления повышения эффективности правоохранительной деятельности [2].
С трансформацией политики в области исполнения наказаний тесно связано с временной передачей уголовно-исполнительной системы под юрисдикцию Министерства юстиции Республики Казахстан. Сегодня уже очевидно, что смена ведомственной принадлежности явилась формальным актом переподчинения. Не произошло изменения качественного состояния самой системы, она не стала более открытой и демократичной, менее формализованной. Тем не менее, современные тенденции социально-политического развития общества и государства все больше ориентируют учреждения и органы УИС на решение задач, прежде всего, по гуманизации исполнения уголовных наказаний и социальной реабилитации осужденных со всеми вытекающими отсюда последствиями аксеологического (ценностного), правового, экономического, организационно-управленческого и психолого-педагогического характера.
По нашему мнению, и настоящее состояние системы исполнения уголовных наказаний не является окончательным вариантом. В средствах массовой информации неоднократно высказывались мнения об образовании самостоятельного Агентства уголовно-исполнительной системы и создании самостоятельного ведомства в форме службы пробации и т.д. Здесь следует отметить, что закон РК о пробации в РК отсутствует, но в кодифицированное законодательство такое понятие впервые закрепили 15 февраля 2012 года. [3]. Но это выглядит как будто «запрягли кобылу позади телеги!». Теперь можно рапортовать, что служба пробации в уголовно-исполнительной инспекции существует, но чем она занимается, каковы ее задачи, функции, правовое положение остается под вопросом.
В 2011году систему исполнения уголовных наказаний опять вернули в МВД РК. Законом РК от 18.01.12года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам УИС» предусмотрены правовые основания новому ведомственному законотворчеству. Теперь Министр внутренних дел своими приказами должен утвердить механизм исполнения основных традиционных направлений деятельности подразделений УИС. [4.].
В этот переходной период система исполнения наказаний осталась без традиционного специализированного программного документа, который должен определять направления по развитию, совершенствованию и реформированию уголовно-исполнительной системы. Так как УИС находится в МВД РК, то должна руководствоваться соответствующими программами. Главная программа МВД РК имеет приоритет, направленный на профилактику правонарушений. Данное направление не противоречит принципам работы УИС, но она была принята в декабре 2010 года и не учитывает факта нахождения УИС в системе органов внутренних дел.[5]
Программа должна продолжать
реализацию уголовно-
1)повышение эффективности
наказание, в гражданское общество переход
к покамерному содержанию осужденных
в местах лишения свободы путем строительства
новых и капитального ремонта действующих
учреждений УИС;
2)обеспечение безопасности
3) создание эффективной системы
воспитательного воздействия
осужденных, включающей в себя психолого-педагогическое воздействие;
4) осуществление
5) создание дополнительных
6)обеспечение трудового устройства, правовой и психологической помощи, лицам, освобожденным из мест лишения свободы.[2]
Научную новизну дипломной работы обусловили замысел исследования, ее цели и задачи, постановка и реализация которых позволят обосновать принципиальные предложения по изменению правового положения всех субъектов системы исполнения уголовных наказаний, совершенствованию и развитию правовой политики в уголовном праве и уголовно-исполнительной системе. Также следует отметить, что впервые в отечественной науке на монографическом уровне предпринята попытка комплексного изучения проблем правовой политики в уголовно-исполнительной системе: ее понятия, форм реализации и приоритетов в современном Казахстане.
Объектом дипломного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере уголовно-исполнительных правоотношений, регулируемые нормами уголовного и уголовно-исполнительного права в процессе совершенствования правовой политики в уголовно-исполнительной системе.
Предметом исследования составляют нормы законодательства, и правоприменительная деятельность подразделений уголовно-исполнительной системы, а также организационно-правовые аспекты, направленные на реализацию основных приоритетов Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года.
Структура дипломной работы обусловлена целью, задачами и логической последовательностью проведенного исследования. Структурными элементами работы являются: введение, два раздела, включающие шесть подразделов; выводы, список использованной литературы, состоящий из 59 источника приложений. Дипломная работа изложена на 80 страницах, выполнена с использованием печатающего устройства ЭВМ и текстового редактора Word XP, иллюстрирована 4 таблицами.
1 Понятие и основные приоритеты концепции правовой политики РК в сфере исполнения уголовных наказаний
1.1 Понятие правовой политики в уголовно-исполнительной системе
Определяющую роль в жизни
любого современного общества
играет политика. Она, как известно,
делится на внешнюю и
Внутренняя политики государства подразделяется на виды в зависимости от сферы государственной деятельности: экономическая, социальная, культурная, семейная, жилищная, банковская, таможенная, налоговая, валютная и т.д. Часть общественных отношений в каждой из этих сфер в той или иной степени поддается регулирующему воздействию правовых норм. Значит, имеются объективные основания для выделения сферы правового регулирования как обособленного блока общественных отношений и, стало быть, правовой политики как специфической стратегии деятельности государства в этой области.
В последние годы упоминание словосочетания "правовая политика" нередко встречается в нормативно-правовых актах, в названиях государственных органов и учреждений, в работах ученых, в средствах массовой информации. Поэтому термин "правовая политика" можно считать достаточно устоявшимся и распространенным. О масштабности и проблемном характере обозначаемого им явления можно судить хотя бы на основании того факта, что для его исследования создаются научно-исследовательские подразделения (институты, лаборатории, кафедры).
Предмет уголовно-исполнительного права составляют общие закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений в сфере исполнения уголовных наказаний. Поскольку правовая политика по своим свойствам относится к их числу, она также подлежит исследованию в рамках этой науки. Однако анализ литературы по уголовно-исполнительному праву дает основание утверждать, что на общетеоретическом уровне данное явление почти не рассматривается.
Налицо пробел в исследовании, который должен быть восполнен, ибо без этого познание этих государственно-правовых явлений не может считаться полным. Нельзя не отметить также тот факт, что в отраслевых науках разработке названной проблемы уделено гораздо больше внимания. Особенно это касается науки уголовного права, в рамках которой сложилось самостоятельное учение об уголовной политике. Вклад в его создание внесли многие видные ученые (Н.А.Беляев, А.А.Герцензон, П.С.Дагель, А.Э.Жалинский, Н.И.Загородников, В.Е.Квашис, С.Г.Келина, А.И.Коробеев, В.Н.Кудрявцев, Н.Ф.Кузнецова, Г.М.Миньковский, А.В.Наумов, П.Н.Панченко, А.М.Яковлев и др.). Кроме того, представителями науки уголовно-исполнительного права хорошо разработаны вопросы политики государства в сфере исполнения уголовного наказания (А.И.Зубков, А.С.Михлин, В.И.Селиверстов, Н.А.Стручков, П.В.Шмаров и . др.). Фрагментарно проблемы в сфере уголовно-исполнительной политики исследовали отечественные ученые такие как С.Ж.Жорабеков, Д.С.Чукмаитов, А.Н. Агыбаев, Е. Алаухан, У.С. Джекебаев, Е.И. Каиржанов, Р.Т. Нуртаев, Г.Ф. Поленов, С.М. Рахметов, И.В.Слепцов, Р.Н. Судакова.
Таким образом, если правовая политика существует в реальности, изучается на отраслевом уровне, то вполне очевидна необходимость познания этого явления и на общетеоретическом уровне. Справедливости ради следует признать, что на сегодняшний день некоторыми специалистами в области теории государства и права были предприняты определенные шаги в этом направлении. Так, в 1995 г. С.С.Алексеевым были опубликованы две монографии по основам правовой политики в России [7, - с.128; 8,- с. 64 ]
Научная ценность исследования проблем правовой политики в уголовно-исполнительной сфере видится в следующем. Во-первых, уже сам по себе факт существования такого своеобразного, но мало исследованного феномена общественной жизни как правовая политика предопределяет наличие научного интереса к нему, поскольку одна из функций науки - получение нового знания о явлениях окружающей действительности.
Во-вторых, учитывая, что наука выполняет также и другую функцию систематизация полученных знаний, нельзя считать наше представление о государственно-правовых явлениях системным без тщательного анализа проблем правовой политики, поскольку именно на ней замыкаются самые разнообразные явления правового характера.
В-третьих, поскольку в уголовно-исполнительном праве формулируются такие категории правовой политики, то необходимо выработать, в частности, понятие правовой политики в уголовно исполнительной системе, форм ее реализации, приоритетов. В этом состоит методологическое значение познания правовой политики на общетеоретическом уровне.
В-четвертых, правовая политика выступает объединяющим началом для правотворчества, правоприменения и правового воспитания, которые являются формами ее реализации. Это позволяет рассматривать последние в качестве единой системы со своими внутренними связями и взаимозависимостями. Такой подход дает возможность составить более целостное представление как о всей системе, так и об отдельных ее элементах.
Для обозначения путей, каналов осуществления правовой политики наиболее оптимально использовать термин "формы реализации правовой политики". Формами реализации правовой политики являются: правотворчество, правоприменение, правовое воспитание. Процесс правотворчества определяется правовой политикой. В то же время созданные в результате правотворчества нормы позволяют судить о правильности стратегии деятельности государства в сфере правового регулирования, в частности, о том, насколько она соответствует или не соответствует общепризнанным международным принципам и нормам, теории и практике построения правового государства. Дефекты правотворчества негативно сказываются на эффективности правовой политики.