Правоохранительные органы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 00:00, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение системы правоохранительных органов в РФ и США как неотъемлемой части государственной структуры. Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
- описать понятие, основные признаки и классификацию правоохранительной деятельности РФ и США;
- изучить понятие и основные признаки правоохранительных органов в РФ и США;
- более развернуто рассмотреть структуру правоохранительных органов РФ и США.

Вложенные файлы: 1 файл

Введени1.docx

— 52.12 Кб (Скачать файл)

Введение 

 

Российская Федерация (в  соответствии со ст. 1 Конституции РФ) и США является демократическим, федеративным и правовым государством. При этом любая демократия, а тем  более право требует системы  своей защиты. Для защиты государственной  системы права требуется иметь  органы, обладающие специальной компетенцией, имеющие целью защищать систему  права для блага человека, общества и государства.

Одной из основных задач правоохранительных органов согласно Конституции РФ и США является охрана прав и свобод человека гражданина, которые являются непосредственно действующими и  определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной, исполнительной и судебной власти в  России и США в соответствии с  Конституцией.

При этом вне зависимости  оттого, что Конституции РФ и США  провозглашает права и свободы  человека и гражданина непосредственно  действующими, понятно, что для того, чтобы права и свободы осуществлялись необходимо обеспечивать систему их защиты. Этим и занимаются правоохранительные органы, которые в своей деятельности основываются, прежде всего, на Конституцию. Так согласно ст. 16 Конституции РФ правоохранительные органы являются составной частью Российской правовой системы.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что государства, и его органы в различной степени  регулируют различные стороны жизни  общества. В первую очередь, это относится  к экономике, внутренней и внешней  политике, а также к культурной жизни, науке, к социальному обеспечению, здравоохранению, образованию. Однако одной из самых важных задач государства  и государственных органов является защита прав и свобод человека, обеспечение  правопорядка и законности, охрана интересов организаций и предприятий, борьба с различными правонарушениями и преступностью. Ввиду этого  только наличие налаженной системы  специальных правоохранительных органов  может позволить существовать государству  и осуществлять возложенные на него функции.

Целью данной работы является рассмотрение системы правоохранительных органов в РФ и США как неотъемлемой части государственной структуры. Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

- описать понятие, основные  признаки и классификацию правоохранительной  деятельности РФ и США;

- изучить понятие и  основные признаки правоохранительных  органов в РФ и США;

- более развернуто рассмотреть  структуру правоохранительных органов  РФ и США.

Данная работа носит практический характер, так как она непосредственно  входит в курс изучаемой дисциплины «Государственное и муниципальное  управление».

Предметом исследования данной работы является процесс организации  системы правоохранительных органов  РФ и США.

Объектом исследования этой работы являются правоохранительные органы РФ и США система их работы и  функционирования.

 

1. Структура и  деятельность правоохранительных  органов государственной власти  в Российской Федерации

1.1 Нормативно-правовая  база

В соответствии с Конституцией к ведению Федерации отнесено: установление системы федеральных  органов судебной власти; судоустройство; прокуратура; формирование федеральных  органов судебной власти, а также  федеральных органов судебной власти, включая правоохранительные органы (МВД России, ФСБ России и др.), Генеральный прокуратуры; регулирование  и защита прав и свобод человека и гражданина (п. «в», «г», «о» ст. 71, п. «е» ст. 83, п. «ж», «з» ч. 1 ст. 102).[см. Приложение 1]

Предметом совместного ведения  Российской Федерации и ее субъектов  являются: защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка общественной безопасности; кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура; нотариат (п. «б», «л» ч. 1 ст. 72 Конституции).

Приведенные положения Конституции  свидетельствуют о том, что к  компетенции Российской Федерации  отнесены вопросы законодательства общефедеральной значимости, обеспечения  организации и деятельности судов, прокуратуры, других государственных  органов. Вместе с тем важные вопросы  отнесены к совместному ведению  Российской Федерации и ее субъектов.

Организация и деятельность государственных органов, изучаемые  в рамках данного курса, регулируются множеством нормативных актов различного уровня и неодинаковой юридической  силы. Эти нормативные акты могут  быть классифицированы по их предмету (содержанию) и форме (видам источников).[13, стр. 16-17]

По предмету правого регулирования  можно выделить, прежде всего, универсальные  нормативные акты. К числу применительно  к изучаемой сфере общественных отношений относится нормативный  акт высшей юридической силы –  Конституция.

К другой группе нормативных  актов относятся законы, а также  и иные источники права, которые  посвящены организации и деятельности судов, судебной власти, прокуратуры, других правоохранительных органов. В их состав входят правовые акты: о судах и  судебной власти; прокуратуре и прокурорском надзоре; об органах обеспечения  общественного порядка; органах  безопасности; органах расследования  преступлений; о налоговой полиции; таможенных органах; об учреждениях  уголовно-исполнительной системы; о  нотариате; об адвокатуре.

Согласно Конституции  судебная система РФ устанавливается  Конституцией и федеральным конституционным  законом. Конституцией определено, что  полномочия, порядок образования  и деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и иных федеральных судов  устанавливаются федеральным конституционным  законом (ч. 3 ст. 118, ч. 3 ст. 128). К настоящему времени

Высшими законодательными органами России приняты и действуют федеральные  конституционные законы о Конституционном  Суде, о судебной системе, об арбитражных  судах, о военных судах.

Центральное место среди  специальных нормативных актов  о судебной власти, суде и судоустройстве занимает Закон о судебной системе (см. 2.3.). Он определил основные функции  федеральных судов, с оговоркой, что их полномочия, порядок образования  и деятельности определяются федеральными конституционными законами, некоторые  из которых еще предстоит принять. Несмотря на принятие Закона о судебной системе, Закон о судоустройстве не утратил силу, но он применяется  в части, не противоречащий Закону о  судебной системе (ч. 2 и 3 ст. 35), что соответствует  положению п. 2 разд. ΙΙ Конституции  о том, что законы, действующие  на территории РФ до вступления в силу, применяются в части, не противоречащей ей. В случае коллизии норм законов  РСФСР с законами РФ, принятыми  на основе Конституции, предпочтение отдается последним. Такой вывод содержит Закон о судебной системе (ч. 2, 3 ст. 35) и Конституция (ч. 1. ст. 15). [32, стр. 33-34]

Организацию и деятельность правоохранительных органов, обеспечивающих безопасность и общественный порядок, регламентируют Законы о милиции, об ОРД, о безопасности, о внутренних войсках, о Государственной границе, частной детективной и охранной деятельности, а также Таможенный кодекс. Организация и структура  центральных аппаратов указанных  органов строится на основе положений  о соответствующих министерствах, ведомствах, службах.

Прокуратура в Российской Федерации организована в соответствии с Законом о прокуратуре.

Организация, задачи и структура  органов нотариата базируются на Основах законодательства о нотариате.

Организация и деятельность адвокатуры с 1 июля 2002 г. регулируются Законом об адвокатской деятельности и адвокатуре.

По своей юридической  силе нормативные акты, регулирующие деятельность судебной власти, прокуратуры, ОВД, других правоохранительных и правообеспечивающих  органов, не одинаковы.

Высшую ступень среди  законодательных актов занимает Конституция.

Следующую ступень занимают федеральные конституционные законы, а затем – федеральные законы.

Необходимо учитывать, что  федеральные законы по своей значимости и сфере регулирования существенно  различаются, но к ним предъявляется  общее требование – они не должны противоречить Конституции (ч. 1 ст. 15).

Одни из них посвящены  комплексу вопросов, входящих в отрасль  или подотрасль законодательства. Если их нельзя в полной мере считать  отраслевыми кодексами (как, например, УК, УПК, ГК, ГПК), то их отличительная  особенность – относительно высокий  уровень систематизации и комплексный  характер. К таким можно отнести  законы о статусе судей, о прокуратуре, о милиции, о ОРД, о судебных приставах, о Судебном департаменте, о мировых  судьях, об адвокатской деятельности и адвокатуре, об органах судейского сообщества и др. [13, стр.17-18]

Другие федеральные законы более индивидуализированы. К ним  относятся, например, Закон РФ от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд  действий и решений, нарушающих права  и свободы граждан».

Еще одну группу законов составляют законы РФ, которые вносятся изменения  и дополнения в действующие кодифицированные или комплексные нормативные  акты. Федеральный закон от 15.12.2001 № 169-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации  закон от 14.08.2004 № 100-ФЗ «О внесении изменений  в Федеральный закон “Об органах  судейского сообщества в Российской Федерации”».

В настоящее время в  Российской Федерации получила распространение  такая форма нормативного акта, как  Основы законодательства. В интересующей нас области, в частности, к числу  таких нормативных актов относятся  Основы законодательства о нотариате. Предполагается, что подобная форма  права может применяться в  будущем для правого регулирования  в общественных отношений, принятие законов о которых составляет совместную компетенцию Российской Федерации и ее субъектов (см. п. «к», «л» ч. 1 ст.72 Конституции).

Вопросы, составляющие предмет  совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов, могут  быть на федеральном уровне предметом  решения и других форм права, например, Закона о мировых судьях. Принятый в соответствии с Законом о  судебной системе, этот Закон установил, что мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей  юрисдикции субъектов РФ и входят в единую систему РФ. Законом определено, что порядок деятельности мировых  судей и создания должностей мировых  судей устанавливается федеральными законами, а порядок назначения (изображения) и детальности мировых судей  устанавливается также законами субъектов РФ. Порядок осуществления  ими правосудия устанавливается  федеральным законом (УПК, ГПК). В  части, касающейся осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях, порядок производства может определяться также законами субъекта РФ. Как  видно, во всех рассмотренных случаях  речь идет о разграничении совместной компетенции Российской Федерации  и ее субъектов. Однако это не все  вопросы, которые разрешает указанный  Закон. [32, стр. 34-35]

Нормативный характер имеют  не только акты высшего законодательного и представительного органа России, именуемые законами, но и постановления  этого государственного органа. Характерно, что эти постановления в рассматриваемой  сфере правого регулирования  принимались в двух видах. Одними утверждались положения. Например, постановлением Верховного Совета РФ от 13.05.1993 № 4960-2 были утверждены Положение о квалификационных коллегиях судей и Положение  о квалификационной аттестации судей. В других случаях непосредственно  в самом постановлении высшего  законодательного и представительного  органа решались те или другие вопросы, нуждающиеся в нормативно-правовом регулировании. К числу можно  отнести постановление Верховного Совета РФ от 17.02.1993 № 4502-1 «О некоторых  вопросах реализации положений Закона Российской Федерации “О статусе  судей в Российской Федерации” в  отношении судей военных судов, об их материальном обеспечении и  мерах их социальной защиты». Заметим, что в случае, как и при утверждении вышеназванных Положений, в преамбуле постановлений делается ссылка на те или другие статьи Закона о статусе судей.

Следующее после законов  звено в иерархии нормативных  актов занимают указы Президенты РФ, которые носят, правило, подзаконный  характер. Согласно ч. 3 ст. 90 Конституции  указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции  и федеральным законам. Применительно  к рассматриваемой сфере правого  регулирования Президент РФ принимает  указы в целях обеспечения  исполнения Конституции, федеральных  конституционных и иных законов. В одних случаях они направлены на регулирование одного вопроса, в  других – нескольких взаимосвязанных  вопросов. Например, Указом Президента РФ от 12.02.1993 № 209 «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в  Российской Федерации», во-первых, утверждено Положение о милиции, во-вторых, даны указания органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления о создании необходимых  условий для эффективного функционирования ее подразделений, обеспечения надежной защиты прав, свобод и законных интересов  граждан, своевременного реагирования на изменения криминогенной обстановки. Указами Президента РФ были утверждены Положение о МВД России, Положение  о Минюсте России.

Вслед за президентскими актами необходимо выделить среди нормативных  актов постановления Правительства  РФ. Статья 115 Конституции устанавливает  жесткое предписание о границах правительственных актов, оговорив, что на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ. С целью развития универсальных  положений, ч. 1 ст.15 Конституции в  Правительства РФ в случае их противоречия Конституции, отмены Президентом РФ.[13, стр. 18-20]

Информация о работе Правоохранительные органы