Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 16:11, контрольная работа
Основной целью данной работы является изучение проблемы принципа разделения властей. В рамках поставленной цели можно выделить следующие задачи:
1) изучить зарождение института разделения властей;
2) рассмотреть возникновение и проследить развитие теории разделения властей;
3) проанализировать содержание принципа разделения властей;
4) раскрыть сущность разделения властей в Российской Федерации.
Введение ……………………………………………………………………….….……2
Глава 1. Возникновение и развития теории и института разделения властей..........................................................................................................………..…..5
Зарождение института разделения властей …………………………………..…..5
1.2Возникновение и развитие теории разделения властей …………………...……..7
Глава 2. Принцип разделения властей…………………………………….…...…….10
2.1 Основное содержание принципа разделения властей………………….……....10
2.2 Парламенты в разных странах…………………………………………...……….14
2.3 Разделение властей в российской федерации…………………………...………17
Заключение …………………………………………………………………..…….….25
Список литературы…………………………………………………….……...………28
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………
Глава 1. Возникновение
и развития теории и института
разделения властей............
1.2Возникновение и развитие
теории разделения властей …………
Глава 2. Принцип разделения
властей…………………………………….…...…….
2.1 Основное содержание
принципа разделения властей………
2.2 Парламенты в разных странах…………………………………………...……….
2.3 Разделение властей в российской федерации…………………………...………17
Заключение …………………………………………………
Список литературы…………………………………
Во все исторические
времена важнейшими всегда
Ведь необходимое условие
существования демократии - отсутствие
монополии любого политического
органа на власть, поэтому демократия
не должна допускать смешения законодательной
и исполнительной власти. Все имевшие
до последнего времени попытки игнорировать
этот принцип вели к тому, что
государственное руководство
Как писал Ш. Монтескье,
"чтобы не было возможности
злоупотреблять властью,
Создатели учения о разделении властей полагали, что лидирующая роль должна принадлежать законодательным (представительным) органам. Исполнительная власть, олицетворяемая президентом и правительством, должна быть подзаконной. Ее главное предназначение - исполнение законов, их реализация. В подчинении исполнительной власти находится большая сила - чиновничий аппарат, "силовые" министерства и ведомства. Все это составляет объективную основу для возможной узурпации всей полноты государственной власти как раз органами исполнительной власти. Объектом исследования в моей курсовой работе являются законодательная, исполнительная и судебная власти. Предметом исследования – деятельность высших органов государственной власти и президента.
Основной целью данной работы является изучение проблемы принципа разделения властей. В рамках поставленной цели можно выделить следующие задачи:
1) изучить зарождение института разделения властей;
2) рассмотреть возникновение и проследить развитие теории разделения властей;
3) проанализировать содержание принципа разделения властей;
4) раскрыть сущность разделения
властей в Российской
Методы исследования:
1) Исследование нормативно-
2) Подбор и анализ специальной литературы;
3) Обобщение полученных данных и их систематизация.
Глава1. Возникновение и развитие теории и института разделения властей
1.1 Зарождение института разделения властей.
Разделение властей
- это одна из основных черт
современного правового
Таким образом, после реформ Солона, Клисфена, Эфиальта и Перикла в стране образовались следующие взаимодействующие друг с другом органы: 1) Народное собрание, обладающее законодательной инициативой;
2) суд Гелиэя, который следил за Народным собранием и к тому же обладал правом толкования законов.
3) Исполнительную власть
делили Совет пятисот и две
коллегии — стратегов и
1.2 Возникновение и развитие теории разделения властей
Помимо просто объективных
исторических процессов, которые вели
народы к реализации принципов демократического,
правового государства, существовали
также и теоретические учения
о том, каким должно быть государство,
как оно должно строиться и
как управляться. Мыслители античности
(Сократ, Аристотель, Полибий, Цицерон)
пытались выявить связи и взаимодействия
между правом и государственной
властью, которые бы обеспечивали гармоничное
функционирования общества той или
иной эпохи. Ученые древности считали,
что наиболее разумна и справедлива
лишь та политическая форма жизни, при
которой закон общеобязателен, как
для граждан, так и для самого
государства. В своей книге “Политика”
Аристотель (389-328 гг. до н.э.) писал: “Там,
где отсутствует власть закона, нет
места и форме государственного
строя”. А вот слова Аристотеля
относительно демократического строя:
“Демократия пользуется большей
в сравнении с олигархиями
безопасностью; существование их более
долговечно ”. Цицерон говорил о
государстве как о правовом общение
и общем порядке. Государственно-правовые
институты древней Греции и Рима
оказали заметное влияние на становление
и развитие более поздних прогрессивных
учений о правовом государстве. В
период разложения феодализма идеи правового
государства изложили мыслители
того времени: Н. Макиавелли и Ж. Боден.
В своих работах они доказывали
преимущество республики перед другими
формами государства. Главной задачей
государства они провозглашают
обеспечение прав и свобод граждан.
В период ранних буржуазных революций
в развитии концепции правового
государства значительный вклад
внесли Г. Гроций, Б. Спиноза, Г. Гобс, Дж.
Локк, Ш. -Л. Монтескье, Д. Дидро, Т. Джефферсон.
Идеи правового государства нашли
широкое отражение и в русской
политической мысли. Они излагались
в трудах Писарева, Герцена, Чернышевского,
Радищева (один из приверженцев теории
Монтескье), Пестеля, Муравьева. Теоретическую
завершенность русская
Глава 2. Принцип разделения властей
2.1. Основное содержание принципа разделения властей
Какими бы ни были разными
варианты механизма действия принципа
разделения властей теория в основе
определяет следующее его содержание.
«Законодательная власть обладает верховенством,
поскольку она устанавливает
правовые начала государственной и
общественной жизни,основные направления
внутренней и внешней политики страны,
а следовательно, определяет в конечном
счёте правовую организацию и
формы деятельности исполнительной
и судебной властей. Главенствующее
положение законодательных
Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом права или обязанности граждан и организаций. Исполнительная власть носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. Сдерживание исполнительной власти достигается также посредством её подотчётности и ответственности перед представительными органами государственной власти. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке. Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. С одной стороны, суд не может присваивать себе функции законодательной или исполнительной власти, с другой стороны его важнейшей задачей является организационно-правовой контроль за нормативными актами этих властей. Судебная власть, таким образом, выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей». Таким образом, разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством, не связанного правом. Каждая из этих властей занимает своё место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий. Следует отметить, что принцип разделения властей является одним из принципов правового государства и эффективно действовать может только в связке с ними, важнейшими из которых являются принцип законности, взаимная ответственность государства и личности, реальность прав личности . При разделении властей исполнительные, законодательные и судебные институты, будучи независимыми друг от друга в рамках своей компетенции, взаимно контролируют друг друга и препятствуют опасной для демократических процессов концентрации власти в руках представителей какой-либо одной ее ветви.Исполнительные институты обязаны в той или иной мере согласовывать свои действия с законодательными институтами, т. е. органами народного представительства: отчитываться перед ними, а если речь идет о парламентских республиках, то получать от них мандат на осуществление своих функций. В то же время уже на ранних стадиях разработки правовых актов парламенты согласовывают их содержание с правительственными инстанциями. В президентских республиках глава государства имеет право наложить вето (запрет) на те или иные законодательные акты или требовать их доработки. В свою очередь, парламент способен затормозить и даже отменить какие-то решения исполнительной власти. В разных государствах конкретное содержание, особенности функционирования системы разделения властей отличаются друг от друга, но долгая практика их взаимодействия и обоюдного контроля способствовала становлению достаточно эффективно действующего правового и административного механизма согласования и координации их действий. В правовом государстве значительные функции падают на долю судебной власти. Без полнокровной и независимой судебной власти невозможно ни разделение властей, ни существование самого правового государства. В развитых странах надзор за соблюдением конституции, соответствием ей актов законодательной и исполнительной власти возлагается либо на специально создаваемый орган, либо на организационно обособленное самостоятельное судебное учреждение . Во Франции эти функции выполняет Конституционный совет. Он следит за правомочностью действий президента и парламента, свидетельствует соответствие конституции международным договорам и соглашениям, разрешает споры, связанные с национальными выборами и референдумами. В Конституционный совет могут обращаться политические партии, профсоюзы, местные органы власти, если они не согласны с тем или иным решением государственных органов, если, по их мнению, нарушен основной закон государства. Конституционный совет обязан давать ответы на подобные обращения в определенный срок. Причем в этом ответе должно содержаться ясное и недвусмысленное юридическое обоснование правомочности или неправомочности того или иного решения, договора или закона. В последнем случае государственные органы обязаны или отменить, или внести соответствующие коррективы в ранее принятое решение. Еще более широкими полномочиями обладает Федеральный конституционный суд в ФРГ. Своими решениями, которые обязательны для всех государственных органов федерации и земель, он регулирует принципиальные вопросы политической жизни страны. Конституционный суд наделен правом толкования основного закона при возникновении споров об объеме прав и обязанностей федерации и земель, разрешения высказанных федеральным правительством, правительствами земель или бундестагом сомнений в соответствии федерального права и прав земель основному закону. В США высшим судебным органом, осуществляющим конституционный надзор, является Верховный суд. Проверка конституционности принимаемых законодательных актов и действий администрации служит логическим развитием системы «сдержек» и «противовесов», призванной блокировать любые проявления политического экстремизма и попыток чрезмерной концентрации власти.( 4.М 2001 368с)