Роль и место дознания в системе досудебного производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 22:44, дипломная работа

Краткое описание

Деятельность специализированных подразделений дознания в последнее время приобретает все большую значимость. Расследование уголовных дел в максимально сжатые сроки, предусмотренные УПК РФ, приближает нас к стандартам европейского судопроизводства. За период с 1992 по 2006 год служба успешно преодолела первоначальный этап своего становления, и в настоящее время способна во взаимодействии с другими правоохранительными органами выполнять уголовно-процессуальные функции и решать задачи охраны прав и законных интересов граждан.

Вложенные файлы: 1 файл

Д Роль и место дознания в системе досудебного производства.doc

— 451.00 Кб (Скачать файл)

Введение

В современный период в России социально-экономическая и политическая обстановка продолжает оставаться достаточно сложной. Одной из причин кризиса является высокий уровень преступности (количество зарегистрированных преступлений в 2005 году по сравнению с 2004 годом возросло на 22,8% и достигло 3554738), рост криминальной активности населения, что  влечёт за собой падение авторитета власти, вызывает недоверие граждан к государству и правоохранительным органам.

Основную нагрузку по обеспечению эффективной уголовно-процессуальной деятельности на начальных этапах уголовного судопроизводства несут органы дознания. Они же обеспечивают расследование в полном объеме более трети всех совершаемых преступлений. Так, за первое полугодие 2005 г. только органами внутренних дел в качестве органов дознания окончено 36,9% всех оконченных производством дел. Кроме того, анализ статистики показал, что в общем приросте преступлений почти 70% составляют деяния небольшой и средней тяжести, в связи с чем особенно  повышается роль органов дознания в раскрытии и расследовании преступлений1

16 октября 2006 г.  служба дознания милиции общественной безопасности отметила свой 14-й день рождения. Созданная Приказом МВД № 368 от 16.10.1992 года с целью качественного и более полного выполнения задач по раскрытию и расследованию преступлений, служба дознания  прошла достаточно сложный путь до признания истинной роли и места в системе органов внутренних дел и сегодня она обоснованно стоит в одном ряду с другими традиционно существующими органами по расследованию преступлений и последовательно принимает на себя работу, от которой освобождаются следователи органов внутренних дел и прокуратуры.

Деятельность  специализированных подразделений  дознания в последнее время приобретает  все большую значимость. Расследование уголовных дел в максимально сжатые сроки, предусмотренные УПК РФ,  приближает нас к стандартам европейского судопроизводства. За период с 1992 по 2006 год служба успешно преодолела первоначальный  этап  своего  становления, и в настоящее время способна во взаимодействии с другими правоохранительными органами выполнять уголовно-процессуальные функции и решать задачи охраны прав и законных интересов граждан.

Дознаватель - одна из самых трудных, ответственных  и гуманных профессий и роль его в расследовании преступлений трудно переоценить. От его действий порой зависит конечный результат работы всего коллектива милиции общественной безопасности.        

Достижению положительных результатов в деятельности специализированных подразделений дознания способствует кропотливый труд сотрудников различных должностных уровней.  

Исследования развития, становления института дознания, проблемы взаимодействия с другими институтами уголовного судопроизводства уже имели место в науке. В разное время этими вопросам посвятили свои научные труды известные ученые – процессуалисты: Гирько С.И., Лупинская П.А., Мизулина Е.Б., Петрухин И.Л., Победкин А.В., Смирнов А.В. и многие другие.

Особая значимость вопроса  об определении места дознания в  системе досудебного производства по уголовным делам обусловлена также следующими обстоятельствами. Новое уголовно-процессуальное законодательство пытаясь уйти от института протокольной формы досудебной подготовки материалов, предусмотренный УПК РСФСР 1960 г., все же оставил дознание в качестве самостоятельной формы предварительного расследования. Цель дознания – четко, полно и в кротчайшие сроки осуществить досудебное производство по делам, небольшой тяжести, еще раз подчеркнуть – в минимально разумный срок.

Опыт применения новых уголовно-процессуальных норм органами дознания на настоящий момент недостаточен, что усугубляется отсутствием легального толкования отдельных уголовно-процессуальных новелл.

В рамках предмета исследования невозможно не затронуть вопрос об истории развития, становления дознания, понятии, целях, задачах дознания.

Актуальность роли и  места дознания в системе досудебного  производства велика. Реформирование всего досудебного производства уголовно-процессуального законодательства – одно из важнейших направлений судебной реформы в широком смысле этого термина.

Целью данной работы явилось  определение роли и места дознания в системе досудебного производства по уголовным делам, в частности  в взаимодействии его с другими  институтами уголовного процесса.

Структура и объем работы определены содержанием темы и целями исследования. Работа состоит из введения, трех глав (восемь параграфов), заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Общие вопросы  института дознания, его становление и законодательное регулирование.

§ 1 Место и роль органов предварительного следствия в их становлении и развитии.

В системе судоустройства Российской империи во второй половине XVIII – первой половине XIX в. с целью охраны существующего порядка и, главным образом, защиты самодержавного строя полиция (городская и земская) в соответствии с законодательством2 была наделена обширными полномочиями. Являясь органом, обеспечивающим общественный порядок, она параллельно выполняла функцию судебного органа первой инстанции (в сельских местностях), а также осуществляла предварительное следствие по уголовным делам. Сосредоточение в одном органе различных по своей сущности функций было главной особенностью деятельности российских правовых институтов того времени.

В результате анализа общей конструкции дореформенного уголовного процесса можно сделать следующий вывод: институт досудебного производства (в классическом виде представленный двумя этапами – дознанием и предварительным следствием) в дореформенном уголовном процессе имел условный характер. Дознание являлось одной из тех многих функций (и далеко не главной), которыми были наделены органы полиции. Осуществляя предварительное следствие, земская полиция в своей деятельности основывалась на принципах розыскного (инквизиционного) процесса, в связи с чем отмечались частые случаи бюрократизма, волокиты, вымогательства, жестокости с ее стороны. Полиция, руководствуясь существовавшими в тот период законами, занимала господствующее положение и фактически была бесконтрольна в проведении производства предварительного следствия.

Правительство, озабоченное неудовлетворительным состоянием органов полиции, пыталось различными одноразовыми мерами изменить сложившуюся ситуацию. Вместе с тем сформировавшееся к 50-м гг. XIX в. законодательство, регулировавшее деятельность полиции в области предварительного следствия, не внесло каких-либо существенных изменений. Необходимо было провести реформу в данной области, основными задачами которой должны были стать изъятие из ведомства органов полиции производства предварительного следствия и передача последнего в ведение образованного для этой цели института судебных следователей, замена непрофессионального чиновничьего аппарата высококвалифицированным персоналом с юридическим образованием.

В период разработки и реализации реформы института судебных следователей в середине XIX в. выделяют два этапа в данном процессе: 1) 20–50-е гг. XIX в. – самыми яркими и значительными в эти годы были проекты М. М. Сперанского (1803 г.), М. А. Балугьянского (1827 г.), Д. Н. Блудова (1850 г.); 2) конец 50-х – 60-е гг. XIX в., в рамках которого появился проект Н. И. Стояновского (1859 г.), ставший основой для дальнейшей разработки реформы досудебного производства3

Главная идея в указанных выше проектах заключалась в отделении административной власти от суда, что предполагало отделить следственную часть от полиции и передать ее в компетенцию суда, где предварительное следствие необходимо было передать вновь созданному институту судебных следователей.

Итогом кропотливой работы законодательных органов по разработке проектов по преобразованию следственной части стали санкционированные императором 6 июня 1860 г. и введенные в действие на всей территории Российской империи законы «Об отделении следственной части от полиции», Учреждение судебных следователей, Наказ судебным следователям, Наказ полиции о производстве дознания по происшествиям, могущим заключать в себе преступление или проступок.

В соответствии с указанными законами в общей конструкции отечественного уголовного процесса появился новый процессуальный институт – досудебное производство как первоначальная стадия уголовного судопроизводства. Оно было разделено на две стадии: дознание (как первоначальный раздел предварительного следствия), осуществляемое органами полиции, и собственно предварительное следствие, которое в полном объеме переходило к судебным следователям (ст. 9 Учреждения судебных следователей), являющимся членами судебного ведомства в уездах и городах (ст. 1 Учреждения судебных следователей).

Для привлечения наиболее образованных и опытных людей на должности судебных следователей в законе регламентировалось их материальное и денежное обеспечение, что давало этим лицам определенный стимул в работе (ст. 5–6 Учреждения судебных следователей). Наказ судебным следователям определял процессуальные действия при производстве предварительного следствия (ст. 36–45, 55–56, 74–84 и др. Учреждения судебных следователей).

Практическое применение вышеназванных  законов сразу же обнаружило серьезные  недостатки и пробелы в праве. Неоднозначно были приняты данные нововведения и со стороны общества. «Новое устройство следственной части… встретило весьма неблагоприятные условия для дальнейшего своего развития, – констатировал Б. Л. Бразоль, – …Учреждение судебных следователей врезалось клином в отживавший, но все еще живой строй дореформенной юстиции, вызывая недоумение, а иногда и недоверие у судей, стряпчих и заседателей старого типа…»4.

Одна из причин неудовлетворительной работы судебных следователей заключалась в том, что новое законодательство действовало параллельно со старыми законами, нормы которых во многом противоречили основным положениям вновь созданных институтов. Большинство статей Учреждений и Наказов дублировали друг друга, имели отсылочный и бланкетный характер по отношению к таким нормативным актам, как «Свод законов уголовных», «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных».

Многие ученые-правоведы  и практики понимали, что недостатки в деятельности судебных следователей кроятся не в самом институте, а в уголовно-процессуальной структуре, существовавшей на протяжении не одного столетия. «Неудачи реформы следственного аппарата наглядно свидетельствовали о невозможности радикального изменения отдельного звена аппарата юстиции. Нужно было реформировать механизм судоустройства и судопроизводства в целом»5.

В дальнейшем по Судебным уставам 1864 г. продолжается эволюция института досудебного производства как первоначальной стадии уголовного процесса. В учреждениях судебных установлений и Уставе уголовного судопроизводства от 20 ноября 1864 г. дается характеристика правового статуса, полномочий судебных следователей, их места и роли в системе правовых учреждений Российской империи второй половины XIX в.

После учреждения в России института судебных следователей (8 июня 1860 г.) судебная система оставалась по-прежнему нереформированной, что практически сводило к нулю действие законодательных новелл, принятых для улучшения следственной части.

В 1862 г. император утвердил «Основные положения о преобразовании судебной части в России», где указывалось, что «… власть судебная принадлежит судам… без всякого участия властей административных»6.

После отмены крепостного  права на всей территории России государственная  власть возобновила свою деятельность по разработке проектов, направленных на изменение существующей судебной системы. На основании сложившейся практики (учитывался и положительный, и отрицательный опыт) производства предварительного следствия последних лет Комиссия, созданная для подготовки судебных реформ, пришла к выводу о необходимости и целесообразности изменения некоторых его положений. Итогом проделанной Комиссией работы стали утвержденные императором 20 ноября 1864 г. Учреждения судебных установлений7 (УСУ) и Устав уголовного судопроизводства8 (УУС), содержащие следующие новеллы: отнесение судебных следователей к судебному ведомству (ст. 1 УСУ); деление городов и губерний на специальные следственные участки, закрепленные за судебными следователями (ст. 79 УСУ); усиление требований к образовательному и возрастному цензам для лиц, назначаемых кандидатами на должность судебного следователя (ст. 205 УСУ); провозглашение принципа отделения судебной власти от административной, заключавшегося в отделении следственной части от полиции (ст. 250–261 УУС), а также отделения судебной власти от обвинительной (ст. 278–287 УУС); закрепление в законе исчерпывающего перечня уголовно-процессуальных действий судебного следователя при исследовании событий преступления.

Вместе с тем реализация законодательства, построенного на буржуазно-демократических принципах свободы и равенства всех перед законом и судом, осложнялась рядом обстоятельств. В частности, отличительными чертами российского государственного устройства являлись безраздельная власть и контроль всех сфер жизнедеятельности общества. По этой причине многие правовые нормы, провозглашающие независимость судебной власти, ограничивались положениями, прямо указывающими на подконтрольность судебной власти администрации. Причем именно судебные следователи оказались в большей зависимости от органов исполнительной власти.

В результате анализа  законодательства о досудебном производстве рассматриваемого периода выявляются следующие проблемы:

– проблема разделения полномочий между судебными следователями  и органами полиции: с одной стороны, ст. 249 УУС четко определяла, что предварительное следствие находится в исключительном ведении судебного следователя, с другой – ст. 258 УУС перечисляла случаи, в которых органы полиции имели право осуществлять предварительное следствие без судебного следователя;

Информация о работе Роль и место дознания в системе досудебного производства