Шпаргалка по «Прокурорский надзор в РФ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 14:57, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по курсу «Прокурорский надзор в РФ».

Вложенные файлы: 1 файл

прокурорский надзор.docx

— 169.01 Кб (Скачать файл)

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ    ВОПРОСЫ

по курсу «Прокурорский  надзор в РФ»

 

1. Учреждение прокуратуры  в России.

 

Институт прокуратуры  в России возник после указа Петра I от 12 января 1722 года «О должности Генерал-прокурора». Петр I замыслил прокуратуру как  особый институт контроля за деятельностью  чиновников всех мастей, отнюдь не чуждых казнокрадства, и ведомств, пресечения безнаказанного своевольства столичных  и местных правителей. Известный  российский историк В.О. Ключевский писал, что Петр I немало размышлял  над будущим прокурорской власти. Ему хотелось создать такой надзорный  орган, который не спасовал бы перед  вельможными чинами и "сиятельствами", в том числе и перед Сенатом, являвшимся высшим органом управления и контроля в России. Понадобились три его указа, чтобы российская надзорная власть обрела сравнительно завершенные очертания. Генерал-прокурор в плане надзора становился над  Сенатом и напрямую выходил на императора. В его обязанности  входило "сидеть в Сенате и смотреть накрепко, дабы Сенат свою должность  хранил и во всех делах... истинно, ревностно  и порядочно без потеряния  времени по регламентам и указам отправлял, а также смотреть, дабы Сенат в своем звании праведно и нелицемерно поступал".

Российские прокуроры, в  отличие от своих западноевропейских коллег того времени, главные функции  которых сводились к уголовному преследованию и поддержанию  обвинения, были изначально блюстителями законов, обладая контрольно-надзорными полномочиями общегосударственного значения.

В последующий период российской государственности прокуратура  переживала далеко не лучшие времена. В 1726 году Екатериной I была фактически упразднена должность генерал-прокурора  и лишь в декабре 1741 года вновь  восстановлена императрицей Елизаветой Петровной.

И все же, несмотря на все  перипетии истории и некоторые  изменения в статусе прокуратуры, ее надзорная роль сохранилась, а  в царствование Екатерины II даже заметно  возросла. В частности, учреждение в  России в 1775 году губерний и создание соответствующих губернских прокуратур, а также прокурорских должностей при судах существенно укрепили надзор за законностью в деятельности местных властей и в судопроизводстве. Таким образом, образовался самобытный, строго централизованный, влиятельный  орган государства с уникальными  функциями надзора, служители которого опротестовывали незаконные распоряжения и действия любых учреждений и  чинов.

 

2. Этапы развития  прокуратуры России.

 

1772 – 1864 гг. – дореформенная (петровская) прокуратура.

1864 – 191 7 гг. – пореформенная прокуратура.

1922 – 1991 гг. – советская прокуратура.

С 1991 г. – новая российская прокуратура.

Указом от 12 января 1772 г.: «Быть при Сенате генерал-прокурору» была учреждена должность генерал-прокурора для надзора за деятельностью и решениями Сената, а в дальнейшем и система надзора за другими центральными и местными учреждениями. Таким образом, созданная прокуратура была смешанного типа, осуществлявшая тотальный надзор за исполнением законов органами власти, учреждениями и подданными, а также уголовное преследование в суде.

Судебная реформа 1864 г., проведенная Александром II, привела к выполнению одной основной функции – обеспечению уголовного преследования на следствии и в суде. К полномочиям прокуроров было отнесено наблюдение за работой судебных еле-дователей, присутствие при производстве отдельных следственных действий, право давать необходимые указания об их проведении, контроль за обоснованностью ареста обвиняемых и некоторые другие функции – обеспечения уголовного преследования на следствии и в суде («обличения обвиняемого перед судом»).

Советская прокуратура была создана 28 мая 1922 г. В соответствии с Положением о прокурорском надзоре в РСФСР на прокуратуру возлагалось осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственныхучреждений, общественных и частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений; непосредственное наблюдение за деятельностью органов дознания за раскрытием преступлений, а также наблюдение за деятельностью органов ГПУ; поддержание обвинения в суде; наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

Закон РФ от 17 января 1992 г. «О прокуратуре РФ» внес новые походы в прокурорскую практику. Прокурорский надзор за судом был заменен участием в рассмотрении судами уголовных и гражданских дел, изменился характер общенадзорной деятельности: исключался надзор за гражданами, сами проверки могли иметь место только в случаях поступления информации о нарушении закона и ряд других нововведений. Правовой статус дореформенной прокуратуры в конечном итоге устанавливал ее прямое подчинение главе государства – императору. Пореформенная прокуратура входила в систему исполнительных органов государства и возглавлялась руководителем одного из центральных органов исполнительной власти – министром юстиции. Советская прокуратура формально была подчинена высшему законодательному органу – Верховному Совету страны и его Президиуму, ими контролировалась и выполняла их решения.

В российских условиях прокуратура, не входя ни в одну из систем власти, выполняет функцию одного из элементов системы сдержек и противовесов и путем применения мер к устранению нарушений закона обеспечивает деятельность каждой ветви власти в рамках своего конституционного поля.

 

3.   Функции  пореформенной прокуратуры (1864 г.)

 

Большое значение для утверждения  новых демократических принципов  судопроизводства после судебной реформы 1864 имела и реорганизация прокуратуры. Но прежде чем вести разговор о  реорганизации прокуратуры, необходимо взглянуть на историческое возникновение  института прокуратуры в Российской империи.

Серьезным изменениям статус прокуратуры подвергся в период судебной реформы 1864 года. После судебной реформы прокуратура освободилась от функции общего надзора, ее деятельность ограничивалась только судебной сферой. Если до судебной реформы прокурор должен был выступать в суде «как взыскатель наказания и вместе с  тем защитник невинности», то теперь главной его задачей становился надзор за дознанием и следствием и поддержание государственного обвинения в суде. Новая прокуратура  создавалась при судах. Принято  считать, что её функции в тот  период были сведены лишь к деятельности, связанной с уголовным преследованием. Действительно, судебными уставами 1864 года должность прокуроров предусматривалась  только при судебных учреждениях. Хотя авторы судебных уставов 1864 года ограничили диапазон прокурорского надзора  делами "судебного ведомства", контролем за следствием и дознанием, на практике власти вынуждены были найти эквивалент "общенадзорной" функции, сделав прокуроров полноправными  членами губернских административных комитетов - властных контрольно-надзорных  органов. Более того, уже после  введения судебных уставов в действие прокуроры продолжали осуществлять "общенадзорные" функции за рамками  судопроизводства по целому ряду направлений  административно-управленческой деятельности.

Должности прокурора судебной палаты и его товарищей учреждались  в соответствии с судебными уставами. Организация прокуратуры строилась  на принципах строгой иерархичности, единоначалия и взаимозаменяемости в процессе. Прокурорский надзор осуществлялся  под высшим руководством министра юстиции  как генерал-прокурор. Обер-прокуроры  Сената и прокуроры судебных палат  непосредственно подчинялись генерал-прокурору, прокуроры окружных судов действовали  под руководством прокуроров судебных палат. Число товарищей прокурора  и распределение их обязанностей зависели от размеров судебного округа. Безусловно, прокуроры находились в  гораздо большей зависимости  от правительства и в силу их прямого  подчинения министру юстиции, и потому, что на них не распространялся  принцип несменяемости. Прокуратура  ни в первые годы своего существования, ни в последствии не была подвержена коррупции.

Первое поколение работников прокуратуры немногим уступало своим  коллегам-противникам - адвокатам и  в соблюдении норм судебной этики, и  в стремлении установить в деле истину, а не доказывать вину подсудимого, во что бы то ни стало.

 

4. Характеристика  Закона РФ "О прокуратуре Российской  Федерации" 1992 г. в ред. 2005 г.

 

В соответствии с ч. 5 т. 129 К РФ полномочия, организация и  порядок деят-ти П РФ определяются   ФЗ. ФЗ о П принят Гос. Думой 18 октября 95 г. (подписан Президентом РФ 17.11.95 г.), опубликован и введен в действие 25 ноября 1995 г. ФЗ, принятым Гос.Думой 23 декабря 1998 г. в Закон П РФ внесены изменения и дополнения'.ФЗ содержит основные положения статуса прок.системы в целом. В нем определяется понятие П как единой фед. центр-ной системы органов, осуще-щих от имени ФЗ надзор за соблюдением К РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Закон определяет принципы организации и деят-ти П (ст. 4), функции П (ст. 1, 8, 9, 31). В нем содер жится совокупность норм, харак-щих П РФ как систему; определяются составляющие ее звенья: Ген.П (ст. 14), П субъектов Федерации и приравненные к ним П (ст. 15), П городов и районов,   приравненные к ним П (ст. 16); определяются полномочия пр. различных уровней прок.системы по ру ководству подчиненными органами П (ст. 17, 18, 19). В самостоятельных разделах закона содержатся нормы, харак-щие отдельные виды (отрасли или подфункции) ПН,например, гл. 1 разд, 111 Закона «Надзор за исполнением законов. Значительное место в Законе о П РФ (в ред. Закона   от 23 декабря 1998 г.) уделено регламентации прохождения службы в органах и учреждениях П. Этот раздел   «Служба в органах и учреждениях П. Кадры органов и   учреждений П» существенно изменен и дополнен. Существенно развиты в Законе о П РФ (в ред. Закона от 23 декабря 1998 г.) меры поощрения и дисциплинарной ответ-ти работников (ст. 41', 47). Законом определено,что в системе Ген.П РФ образуется Главная военная П (ГВП), возглавляемая заместителем Ген.пр. РФ – Главным военным пр.Военные пр и следователи поощряются и несут ответ-сть в соответствии с Законом о П РФ и Дисциплинарным Уставом Вооруженных Сил РФ.

 

5. Конституционные  нормы о прокуратуре: исторический  аспект.

 

Организация и деят-ть П  как фед.органа гос-ва, осущ-щего надзор за исполнением законов, должна быть точно и полно урегулирована  нормами фед.законод-ва. Основные компоненты правовых основ деят-ти П определены в ст. 3 ФЗ о  П. В ней установлено, что организация и порядок  деят-ти П РФ и полномочия пр. определяются К РФ, З о П и др. фз, междун. дог-ми РФ. Согласно К РФ деят-ть органов  П  в субъектах Федерации регламентируется К-ми и уставами (основными законами) этих субьектов Федерации. В случаях, предусмотренных ФЗ о П, деят-ть П  регулируется указами Президента РФ. В пределах своей компетенции  Ген.пр. РФ   также регулирует орган-ю  и деят-ть   органов П путем  принятия приказов и иных норм-х  правовых актов. В соответствии с  К РФ, П и законод-тво о П  относятся к исключительному  ведению   РФ (п. «о» ст. 71). Поэтому  все иные способы и   средства нормативной регламентации каких-либо аспектов орган-ции и деят-ти П  РФ в случае их противоречия, несоответствия закону недействительны и не подлежат применению, приостанавливаются или отменяются в установленном по  рядке. ' В ст. 129 К РФ определены только общие вопросы   организации прок-ой системы и порядка назначения на должность Ген.пр. РФ и пр. субъектов   Федерации. Согласно этой статье, П РФ составляет единую центр-ую систему с подчинением нижестоящих пр-в вышестоящим и Ген.пр РФ,   (ген.пр РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению   Президента РФ; Пр.субъектов РФ назначаются Ген.пр. РФ по согласованию с ее субъектами.

В частности ст. 1 29 Конституции  РФ закрепляет:

1) прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ;

2) Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ;

3) прокуроры субъектов РФ назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами;

4) иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ;

5) полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются федеральным законом.

 

6. Функции и  направления деятельности современной  прокуратуры.

Функции прокуратуры – конкретное направление деятельности, обусловленное назначением прокуратуры, выраженное в её целях и задачах.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и  гражданина, а также охраняемых законом  интересов общества и государства  прокуратура Российской Федерации  осуществляет надзор:

  • за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти (федеральными министерствами, государственными комитетами, федеральными службами и др.), законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями юридических лиц, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (общий надзор),
  • за соблюдением прав и свобод человека и гражданина теми же органами и должностными лицами,
  • за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие,
  • за исполнением законов судебными приставами,
  • за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих меры принудительного характера, назначенные судом, а также администрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу.

Другие направления деятельности прокуратуры:

  • координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью,
  • международное сотрудничество,
  • выпуск специальных изданий.

Информация о работе Шпаргалка по «Прокурорский надзор в РФ»