Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 11:42, курсовая работа
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе УПК РФ и иных нормативно-правовых актов осуществить комплексное исследование процессуальной самостоятельности следователя как участника уголовного процесса и выработать предложения по дальнейшему совершенствованию уголовно-процессуального законодательства и практики его применения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1. Понятие процессуального статуса следователя по УПК РФ……..5
1.1 Система органов государственной власти РФ, осуществляющих предварительное следствие………………………………………………………5
1.2 Понятие и функции процессуального статуса следователя…….10
2. Процессуальная самостоятельность следователя как элемент процессуального статуса………………………………………………………...15
2.1 Понятие процессуальной самостоятельности и ее реализации на стадии возбуждения уголовного дела………………………………………….15
2.2 Проблемы ограничения процессуальной самостоятельности следователя при производстве предварительного расследования…………18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...27
Министерство сельского хозяйства РФ
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Кубанский государственный аграрный университет»
Юридический факультет
Кафедра
уголовного процесса
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО УГОЛОВНОМУ ПРОЦЕССУ
Тема:
«СЛЕДОВАТЕЛЬ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ»
Выполнил студент 3 курса
Юридического факультета
Очного обучения
Уч. группа № 0803
Дубяга Николай
Краснодар
2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...27
Введение
В настоящее время в условиях осуществления правовой реформы идет настойчивый поиск наиболее рациональных форм производства по раскрытию и расследованию преступлений, обеспечения следователям всех систем правоохранительных органов условий для успешного осуществления возложенных на них полномочий.
Успех борьбы с уголовной преступностью в существенной мере определяется тем, насколько быстро и полно будет раскрыто каждое преступление, изобличены и преданы суду все лица, виновные в его совершении. Правильное решение следователем вопросов, входящих в предмет доказывания по каждому уголовному делу, во многом предопределяет законность и справедливость судебного приговора. В то же время, какой бы процессуальной самостоятельностью и независимостью суд ни обладал, он выносит свою оценку, исходя из материалов уголовного дела, собираемого следователем. Именно следователь в первую очередь определяет наличие состава и события преступления, доказывает виновность лица, привлеченного к уголовной ответственности, определяет юридическую оценку преступления, сумму причиненного материального ущерба и другие важные обстоятельства.
Таким образом, актуальность работы обусловлена вышеуказанными обстоятельствами.
Отдельным вопросам уголовно-процессуального статуса следователя посвятили свои работы Р.С. Белкин, В.П. Божьев, П.А. Лупинская, И.Л. Петрухин, В.А. Похмелкин, М.С. Строгович, В.Т. Томин, А.А. Чувилев, Н.А. Якубович и другие авторы.
В то же время, несмотря на то, что в теории исследовались отдельные аспекты уголовно-процессуального статуса следователя следственного органа, вопросу его комплексного изучения, в том числе анализу процессуальной самостоятельности уделено недостаточно внимания, что также определяет актуальность проводимого исследования.
Предметом исследования являются отдельные аспекты уголовнопроцессуального статуса следователя, характеризующие его процессуальную самостоятельность.
Объектом исследования выступают правоотношения, возникающие в процессе осуществления предварительного следствия, определяющие процессуальную самостоятельность следователя.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе УПК РФ и иных нормативно-правовых актов осуществить комплексное исследование процессуальной самостоятельности следователя как участника уголовного процесса и выработать предложения по дальнейшему совершенствованию уголовно-процессуального законодательства и практики его применения.
В рамках достижения данной цели поставлены следующие практические задачи:
- сформулировать понятие «уголовно-процессуальный статус следователя следственного органа» с учетом положений УПК РФ, действующего федерального законодательства, в том числе с учетом последних изменений;
- изучить особенности реализации следователем статуса процессуальной самостоятельности при производстве следственных действий и принятии решений.
Нормативно-правовую базу исследования составили Конституция РФ, действующее уголовно-процессуальное законодательство, а также другие законодательные и нормативные акты, имеющие отношение к исследуемой проблематике, специальная и научная литература.
1.
Понятие процессуального статуса следователя
по УПК РФ.
1.1.
Система органов государственной власти
РФ, осуществляющих
предварительное следствие
В соответствии с действующим законодательством, функции по осуществлению предварительного следствия в Российской Федерации возложены на специальные государственные органы, которыми являются:
- Федеральная служба по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Соответственно, в каждом из этих органов существуют следственные подразделения.
Так, согласно Федеральному закону от 28.12.2010 г. N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», Следственный комитет Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства. Одной из основных задач Следственного комитета является оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации1.
В систему Следственного комитета входят:
1) центральный аппарат Следственного комитета;
2) главные
следственные управления и следственные
управления
Следственного комитета по субъектам
Российской Федерации (в том числе их подразделения
по административным округам) и приравненные
к ним специализированные (в том числе
военные) следственные управления и
следственные отделы Следственного комитета;
3) следственные отделы и следственные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные) следственные подразделения Следственного комитета.
Ранее такие функции были также возложены на органы прокуратуры. В системе прокуратуры РФ был предусмотрен Следственный комитет при прокуратуре РФ, обеспечивающий в пределах своих полномочий исполнение законодательства РФ об уголовном судопроизводстве. В соответствии с Указом Президента РФ от 01.08.2007 № 1004,2 Следственный комитет осуществлял свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в его систему Главное следственное управление Следственного комитета, следственные управления Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненные к ним специализированные следственные управления Следственного комитета, а также следственные отделы Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним специализированные следственные отделы Следственного комитета.
Указом Президента РФ от 14.01.2011 N 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» Указ № 1004 признан утратившим силу.3 Соответственно были внесены изменения в ряд нормативно-правовых актов, в том числе и в УПК РФ. В частности, п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ изложена в следующей редакции: «Предварительное следствие производится следователями Следственного комитета Российской Федерации - по уголовным делам:...». До внесения изменений подследственность по указанным уголовным делам закреплялась за следователями Следственного комитета при Прокуратуре РФ.
В органах внутренних дел следственными органами (подразделениями) в соответствии с Указом Президента РФ от 23.11.1998 N 1422 «О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе
Министерства внутренних дел Российской Федерации» являются:
В органах ФСБ и Госнаркоконтроля также имеются следственные управления и отделы.
Важная роль в деятельности органов безопасности по линии предварительного расследования отводится Следственному управлению ФСБ России, которое, помимо непосредственного расследования уголовных дел, проводит большую работу по организации их расследования подразделениями органов безопасности на местах. Особое внимание уделяется организации расследования уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности. Отличительной особенностью организации следственной работы в органах безопасности с конца 2007 г. является деятельность следственных подразделений в изменившихся правовых условиях. Так, наряду с повышением процессуальной самостоятельности следователя закреплена принципиально новая система контроля над его процессуальной деятельностью со стороны руководителя следственного органа, наделенного большинством полномочий, ранее входивших в компетенцию прокурора. Также назаконодательном уровне в государственных органах, наделенных правом осуществлять предварительное следствие, в том числе и в органах безопасности, выстроена процессуальная вертикаль по линии предварительного следствия.5
В соответствии с федеральным законом от 03.04.1995 г. N 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности», органы федеральной службы безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации проводят предварительное следствие по делам, которые отнесены законом к их ведению6. Согласно п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ, это дела о преступлениях, предусмотренных статьями 188 частями второй - четвертой, 189, 205, 205.1, 205.2, 208, 211, 275 -281, 283, 284, 322 частью второй, 322.1 частью второй, 323 частью второй, 355 и 359 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Следователи органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ расследуют дела о преступлениях, предусмотренных статьями 188 частями второй - четвертой (в части, касающейся контрабанды наркотических средств и психотропных веществ, их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ), 228 частью второй, 228.1, 229, 230 частями второй и третьей, 231 частью второй, 232 частями второй и третьей, 234 частями второй и третьей Уголовного кодекса Российской Федерации.