Уголовно-процессуальная деятельность учреждений и органов уголовно-исполнительной системы
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 20:40, курсовая работа
Краткое описание
Деятельность государства и его органов охватывает различные сферы общественной жизни. Одно из центральных мест в ней занимает выполнение задач по обеспечению законности и правопорядка, защите прав и свобод человека и гражданина, охране прав и законных интересов государственных и негосударственных . организаций, трудовых коллективов и общественных объединений, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ……………………… 1.1 Понятие уголовно – процессуальной деятельности осуществляемая сотрудниками исправительных учреждений…………………. 1.2 Классификация сотрудников исправительных учреждений имеющих право осуществлять уголовно – процессуальную деятельность и их процессуальный статус……………………………………………………………. ГЛАВА 2.ПОЛНОМОЧИЯ СОТРУДНИКОВ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ УГОЛОВНО – ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………… 2.1 Полномочия на стадии возбуждения уголовного дела……………….. 2.2 Полномочия на стадии предварительного расследования…………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………….
Темы: Уголовно-процессуальная деятельность
учреждений и органов уголовно-исполнительной
системы
Выполнил: слушатель 3 курса, 2011г. набора
№313 уч. Группы, зачетная
книжка №93
Старший сержант внутренней
службы
Свеколкин Руслан Александрович
Научный руководитель:Доцент кафедры уголовного
права,
уголовного процесса и криминалистики
ФКОУ ВПО Кузбасский институт
ФСИН России,
кандидат юридических наук,
капитан внутренней службы
Ж. Ю. Кабанова
Дата защиты:____________________
Оценка:____________________
Новокузнецк
2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ………………………
Понятие уголовно – процессуальной деятельности осуществляемая сотрудниками исправительных учреждений………………….
Классификация сотрудников
исправительных учреждений имеющих право
осуществлять уголовно – процессуальную
деятельность и их процессуальный статус…………………………………………………………….
ГЛАВА 2.ПОЛНОМОЧИЯ СОТРУДНИКОВ
ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
НЕКОТОРЫХ ВИДОВ УГОЛОВНО – ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………
2.1 Полномочия на стадии возбуждения
уголовного дела………………..
2.2 Полномочия на стадии предварительного
расследования……………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
Деятельность государства и
его органов охватывает различные сферы
общественной жизни. Одно из центральных
мест в ней занимает выполнение задач
по обеспечению законности и правопорядка,
защите прав и свобод человека и гражданина,
охране прав и законных интересов государственных
и негосударственных . организаций, трудовых
коллективов и общественных объединений,
борьбе с преступлениями и иными правонарушениями.
Рассматривая правоохранительные органы
как единую, динамично развивающуюся систему,
мы выделяем из нее подсистему меньшего
порядка, а именно органы и учреждения ФСИН России,
которым отводится значительная роль
в борьбе с преступностью.
Реформирование ФСИН России
как одного из ключевых звеньев правоохранительной сферы,
направлено на создание пенитенциарной системы,
способной эффективно противостоять преступности.
Самостоятельное место в этом
отводится своевременному и объективному
реагированию на сообщения о преступлениях,
их выявлению и раскрытию, в сфере исполнения и
отбывания наказания в виде лишения свободы.
Анализ состава лиц, находящихся
в местах лишения свободы, показывает,
что 70 % из них осуждены за тяжкие и особо тяжкие преступления.
Каждый четвёртый отбывает наказание за
убийство и умышленное причинение тяжкого
вреда здоровью, каждый пятый за разбой и
грабёж. Около половины (46 %) осуждённых отбывают наказание
второй раз и отличаются повышенной агрессивностью
и возбудимостью, склонны к членовредительству,
суициду, из них 76 тысяч — с явно выраженной
психической патологией.
Уголовно-процессуальная деятельность
учреждений и органов уголовно-исполнительной
системы, базируясь на общих закономерностях
существования и функционирования, должна
осуществляться с учетом особенностей,
связанных с исполнением уголовных наказаний,
ее нельзя рассматривать в отрыве от задач,
для решения которых и были созданы указанные
учреждения (органы).
Объектом исследования стали
общественные отношения, возникающие
в процессе реализации уголовно-процессуальных
функций органами и учреждениями уголовно-исполнительной
системы.
Предметом исследования являются
вопросы правового, организационного
и методического характера при осуществлении
уголовно-процессуальной деятельности
по производству следственных действий
при расследовании и раскрытии совершаемых
преступлений в УИС РФ.
Цели и задачи исследования.
Двуединая цель исследования состоит,
во-первых, в комплексной разработке теоретических
вопросов уголовно-процессуальной деятельности
применительно к деятельности структур
УИС, во-вторых — в разработке рекомендаций
прикладного характера для осуществления
уголовно-процессуальной деятельности
и оперативно-розыскного обеспечения расследования преступлений,
совершаемых в местах лишения свободы.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ
ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.
Понятие уголовно
– процессуальной деятельности осуществляемая сотрудниками исправительных учреждений.
Вопрос о процессуальном статусе
исправительных учреждений, об отнесении
их к перечню органов дознания и наделения
последних соответствующими полномочиями1 был и остается дискуссионным.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 40 Уголовно-процессуального
кодекса Российской Федерации к органам
дознания относятся органы внутренних
дел Российской Федерации, а также иные
органы исполнительной власти, наделенные
в соответствии с федеральным законом
полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной
деятельности. Статья 13 Федерального закона
"Об оперативно-розыскной деятельности"
предоставляет право на осуществление
оперативно-розыскной деятельности оперативным
подразделениям Федеральной службы исполнения
наказания. По буквальному смыслу законодательной
формулировки ФСИН, являясь органом исполнительной
власти и имея в своем составе оперативные
подразделения, является органом дознания.
Обязательным признаком органа дознания
в данном случае является право осуществления
им оперативно-розыскной деятельности.
В соответствии с Положением
о Федеральной службе исполнения наказаний
России является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим
правоприменительные функции, функции
по контролю и надзору в сфере исполнения
уголовных наказаний в отношении осужденных,
функции по содержанию лиц, подозреваемых
либо обвиняемых в совершении преступлений,
и подсудимых, находящихся под стражей,
их охране и конвоированию, а также функции
по контролю за поведением условно осужденных
и осужденных, которым судом предоставлена
отсрочка отбывания наказания. ФСИН России
осуществляет также управление территориальными
органами ФСИН России и непосредственно
подчиненными учреждениями2. То есть, по сути, ФСИН - это
центральное подразделение уголовно-исполнительной
системы, и по буквальному толкованию
положений, содержащихся в ст. 40 УПК и ст.
13 Федерального закона "Об оперативно-розыскной
деятельности", только данное подразделение
во всей системе имеет право осуществлять
полномочия органа дознания. Однако такие
полномочия в большей степени необходимы
ИУ, на территории которых совершаются
преступления.
Представляется, что обозначенная
проблема может быть решена путем внесения
изменений в п. 8 ст. 13 Федерального закона
"Об оперативно-розыскной деятельности",
который необходимо изложить в следующей
редакции: "учреждения и органы Федеральной
службы исполнения наказания".
Обращение к рассматриваемой
проблеме определило еще один неразрешенный
вопрос: что считать учреждениями и органами
ФСИН?
Статья 5 Закона "Об учреждениях и органах,
исполняющих уголовные наказания в виде
лишения свободы", определяя структуру
уголовно-исполнительной системы, устанавливает,
что УИС включает в себя: 1) учреждения,
исполняющие наказания; 2) территориальные
органы уголовно-исполнительной системы;
3) федеральный орган исполнительной власти,
уполномоченный в области исполнения
наказаний.
В УИС по решению Правительства
Российской Федерации могут входить также
следственные изоляторы, предприятия,
специально созданные для обеспечения
деятельности уголовно-исполнительной
системы, научно-исследовательские, проектные,
лечебные, учебные и иные учреждения.
В соответствии со ст. 6 указанного
Закона перечень учреждений, исполняющих
наказания, устанавливается УИК РФ. К этим
учреждениям законодатель относит: исправительные
колонии, воспитательные колонии, тюрьмы,
лечебные исправительные учреждения,
следственные изоляторы. Упоминание о
связи данных учреждений с ФСИН нет.
Статья 7 рассматриваемого Закона
определяет территориальные органы УИС,
которые создаются федеральным органом
УИС на территориях субъектов Российской
Федерации и осуществляют руководство
подведомственными учреждениями, исполняющими
наказания, а также специальными подразделениями
уголовно-исполнительной системы по конвоированию.
Упоминание о ФСИН, как и в предыдущей
статье, отсутствует.
Статья 8 Закона "Об учреждениях
и органах, исполняющих уголовные наказания
в виде лишения свободы" носит бланкетный
характер и ссылается на Положение о федеральном
органе УИС, структура и предельная численность
которого утверждаются Президентом Российской
Федерации. Однако и данная норма не содержит
упоминания о соотношении уголовно-исполнительной
системы и ФСИН. Обращение же к указанному
положению3 также не проливает свет на
искомую взаимосвязь. Единственным связующим
звеном в рассматриваемой цепи являются
общие задачи, решаемые ФСИН и УИС, связанные
с исполнением наказания, однако, как показывает
практика, подобного рода связи не всегда
означают принадлежность к одной системе.
На наш взгляд, проблема взаимосвязи
ФСИН и УИС носит правовой характер и может
быть решена путем внесения в Положение
о ФСИН изменений следующего содержания.
Пункт 1 положения о Федеральной
службе исполнения наказания может быть
изложен в следующей редакции: "Федеральная
служба исполнения наказаний Российской
Федерации является федеральным органом
исполнительной власти, уполномоченным
в области исполнения наказания".
Соответственно, п. 2 Положения
предлагаем изложить следующим образом:
"ФСИН осуществляет правоприменительные
функции, функции по контролю и надзору
в сфере исполнения уголовных наказаний
в отношении осужденных, функции по содержанию
лиц, подозреваемых либо обвиняемых в
совершении преступлений, и подсудимых,
находящихся под стражей, их охране и конвоированию,
а также функции по контролю за поведением
условно осужденных и осужденных, которым
судом предоставлена отсрочка отбывания
наказания".
Предложенные изменения позволят
с большей уверенностью говорить о том,
что ИУ являются органом дознания, а следовательно,
при поступлении сообщений о преступлениях
их сотрудники могут своевременно возбудить
уголовное дело и произвести неотложные
следственные действия.
Определив учреждения и органы ФСИН как
орган дознания, необходимо ответить на
следующий вопрос: какие полномочия указанных
учреждений предусмотрены УПК РФ?
В соответствии с п. 24 ст. 5 УПК
РФ органы дознания - это государственные
органы и должностные лица, уполномоченные
в соответствии с данным Кодексом осуществлять
дознание и другие процессуальные полномочия.
В соответствии с этим определением орган
дознания должен соответствовать еще
двум признакам: 1) обладать полномочием
на осуществление дознания; 2) обладать
правом на осуществление других процессуальных
полномочий. Сходное положение содержит
и ч. 2 ст. 40 УПК РФ. Вместе с тем закон (ч.
3 ст. 157 УПК РФ) не наделяет правом осуществления
дознания учреждения, исполняющие наказания,
а следовательно, подобной функции у сотрудников
ИУ нет.
Подобное положение вызывает споры, суть
которых сводится к следующему. Несмотря
на то что ст. 40 УПК РФ относит учреждения
и органы ФСИН к органам дознания, последние
не соответствуют определению органа
дознания, которое содержится в ст. 5 УПК
РФ. Основное несоответствие усматривается
в отсутствии такого полномочия, как осуществление
дознания. При этом не совсем ясна логика
законодателя, который в ст. 40 УПК РФ выделяет
органы дознания (куда входят учреждения
и органы ФСИН).