Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 18:37, реферат
Актуальность разработки и применения данной темы обусловлена тем, что окружающий мир становится более жестоким по отношению к людям. Нужно уметь отстаивать свою точку зрения, быть уверенным, чтобы добиться успеха в карьере и жизни. Уверенные в себе люди характеризуются независимостью и самодостаточностью, что проявляется в различных жизненных сферах, но наиболее очевидно - в сфере межличностных отношений. Ассертивное поведение является наиболее эффективным стилем делового поведения. Оно основано на осознании каждым сотрудником своих прав и обязанностей и уважительном отношении к правам и обязанностям других. Ассертивное поведение предполагает уверенную и активную позицию как внутри компании, так и во внешних связях. Цели заявляются четко и открыто отстаиваются. Ключевым компонентом такого поведения является индивидуальная ответственность каждого члена коллектива. Стиль руководства некоторых фирм и компаний напрочь исключает ассертивное поведение. В сфере межличностных отношений ассертивность предполагает отказ от опоры на чужие мнения и оценки.
Введение…………………………………………………………………3 с.
Глава 1.Ассертивность, теоретические основы
Понятие ассертивности и теория. ……………………………….6 с.
Права человека, значимые для теории ассертивности………….8 с.
Глава 2. Ассертивность и манипулирование.
2.1. Управление и манипулирование…………………………………...12 с.
2.2. Манипуляторы, и то, как мы их создаем…………………………..14 с.
Глава 3. Поведение человека.
3.1.Ассертивное поведение………………………………………………17 с.
3.2. Пассивное поведение………………………………………………...19 с.
3.3. Агрессивное поведение………………………………………………21 с.
Заключение………………………………………………………………...23 с.
Список используемой литературы ……………………………………….24 с.
Министерство культуры Российской Федерации. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинская государственная академия культуры и искусств»
Реферат
по дисциплине «Управление карьерой»
Ассертивность. Техника ассертивности.(Противостояние манипуляциям)
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Ассертивность, теоретические основы
Глава 2. Ассертивность и манипулирование.
2.1. Управление и манипулирование…………………………………..
2.2. Манипуляторы, и то, как мы их создаем…………………………..14 с.
Глава 3. Поведение человека.
3.1.Ассертивное поведение………………………………………………17 с.
3.2. Пассивное поведение………………………………………………...
3.3. Агрессивное поведение………………………………………………21 с.
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы ……………………………………….24 с.
Но и что с того? Мы должны иметь
настойчивость и прежде всего, уверенность в себе.
Мы должны верить, что мы талантливы в чём то,
что эта вещь должна быть достигнута любой ценой. »
Мария Кюри.
Актуальность разработки и применения данной темы обусловлена тем, что окружающий мир становится более жестоким по отношению к людям. Нужно уметь отстаивать свою точку зрения, быть уверенным, чтобы добиться успеха в карьере и жизни. Уверенные в себе люди характеризуются независимостью и самодостаточностью, что проявляется в различных жизненных сферах, но наиболее очевидно - в сфере межличностных отношений. Ассертивное поведение является наиболее эффективным стилем делового поведения. Оно основано на осознании каждым сотрудником своих прав и обязанностей и уважительном отношении к правам и обязанностям других. Ассертивное поведение предполагает уверенную и активную позицию как внутри компании, так и во внешних связях. Цели заявляются четко и открыто отстаиваются. Ключевым компонентом такого поведения является индивидуальная ответственность каждого члена коллектива. Стиль руководства некоторых фирм и компаний напрочь исключает ассертивное поведение. В сфере межличностных отношений ассертивность предполагает отказ от опоры на чужие мнения и оценки.
Объектом исследования является развитие и разработка методов ассертивности, а предмет это особенности принципов данной темы.
Цель работы: Доказать важность «уверенности в себе», так как от этого зависит успех в любых сферах деятельности. Коммуникация – это стержень любой организации, одна из основ управления бизнесом. Ошибки во взаимодействии ведут к непониманию, задержкам, неправильным решениям и несоответствию между ожиданиями и результатом. Поэтому системное обучение принципам ассертивного поведения позволяет формировать корпоративную культуру компании.
Задачи исследования: Рассмотреть и изучить теоретические аспекты ассертивности.
Источниковая база: Концепция ассертивности оформилась в конце 50-х - начале 60-х годов XX в. в трудах американского психолога А. Солтера и впитала в себя ключевые положения гуманистической психологии - в частности, противопоставление самореализации манипулированию людьми.
«Тренинг ассертивности» С.Бишоп представляет собой сборник специальных упражнений, направленных на исследование и формирование ассертивного поведения и содержащих все необходимые материалы для проведения полноценного тренинга уверенности.
В книге-пособии
«Как делать всё по-своему» авторы В. Каппони
и Т. Новак в весьма доступной форме, тактично
и с юмором предлагают нам примерить на
себе ситуации межличностного взаимодействия,
предлагая наиболее эффективные способы
их решения. Проходя тесты, участвуя в
ролевых играх, мы сможем познать науку
одержания победы в проблемах и неурядицах,
которые, возможно, по сей день считаем
неразрешимыми.
Благодаря этой книге мы сможем научиться
слышать, что же хотят на самом деле от
нас окружающие и правильно реагировать
на их «телодвижения».
Методы исследования:
Анализ данной литературы
Структура работы: Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы
Глава 1. Ассертивность, теоретические аспекты
1.1 Понятие «Ассертивность»
Ассертивность - термин, заимствованный из английского языка, где он выступает производным от глагола assert - настаивать на своем, отстаивать свои права. Концепция ассертивности оформилась в конце 50-х - начале 60-х годов XX в. в трудах американского психолога А.Солтера и впитала в себя ключевые положения входившей в ту пору в моду гуманистической психологии - в частности, противопоставление самореализации бездушному манипулированию людьми, - а также трансактного анализа. [1,c. 6]
В теории Солтера ассертивное поведение рассматривается как оптимальный, самый конструктивный способ межличностного взаимодействия, да пожалуй и мироощущения в целом, в противовес двум самым распространенным деструктивным способам - манипуляции и агрессии. Традиционные механизмы социализации невольно формируют уязвимость человека перед всевозможными манипуляциями со стороны других людей. Человек оказывается слишком подвержен внешним влияниям, а окружающие часто злоупотребляют этим, манипулируя им в своих корыстных целях. Сталкиваясь с неприемлемыми требованиями, он не находит сил им противоречить и скрепя сердце подчиняется вопреки своим собственным желаниям и установкам. А собственные требования и притязания он, напротив, зачастую не решается даже высказать. Постоянно сверяя свои побуждения и поступки с чужими ожиданиями и оценками, человек стесняется свои чувств, боится показать свое подлинное лицо. Пытаясь преодолеть неловкость такого положения, человек сам невольно учится ма-нипулятивным приемам, учится отвечать агрессией на агрессию или просто на критику, пускай даже справедливую. Если такая тактика и дает эффект, то лишь временный и по большому счету иллюзорный, поскольку не обогащает, а наоборот - обедняет человека как в плане межличностных отношений, так и в плане душевного комфорта. Формирование ассертивности как личностной черты в первую очередь предусматривает, чтобы человек отдал себе отчет, насколько его поведение определяется его собственными склонностями и побуждениями, а насколько - кем-то навязанными установками. Эта процедура во многом схожа со сценарным анализом Берна, то есть, по терминологии Берна, требует осознать, кем и когда прописаны основные линии сценария вашей жизни, а также устраивает ли вас этот сценарий, а если нет - то в каком направлении следует его откорректировать. Часто оказывается, что человек находится во власти установок, чуждых его подлинному существу, и от этого безотчетно страдает. Ему предлагается не только взять на себя главную роль в сценарии собственной жизни, но и фактически переписать сценарий и выступить режиссером всей постановки. [1,с.15-19.].
Переводчик книги Каппони и Новака, давший ей более доходчивое, чем у авторов, название - "Как делать все по-своему", тем самым очень точно сформулировал суть данного подхода. А квинтэссенцией этого подхода выступают так называемые "ассертивные права человека", приведенные в книге и многократно ретранслированные в ряде вторичных источников. По сути дела, кодекс этих прав, составляющих ключевые положения любого тренинга ассертивности, является обоймой новых, ассертивных установок, которые предлагается усвоить взамен прежних, якобы негодных. [5,с.150-168.].
Существуют как минимум три подхода к рассмотрению ассертивности. Согласно одной из концепций, ассертивность заключается в спонтанности поведения. Человек легко, не регламентируя, выражает свои чувства и желания. По мнению авторов концепции, проявление спонтанности освобождает человека от ложных авторитетов, ритуалов и условностей и предоставляет возможность быть самим собой. К сожалению, в этой концепции не может не настораживать декларация индивидуализма, которая, будучи воспринята буквально, рискует привести к печальным последствиям: сотрудник может перестать считаться с принятыми нормами, начать вести себя исходя из собственных представлений.[3, c. 134]
Исследователи, рассматривающие ассертивность как настойчивость, абсолютизируют значимость упорства в достижении своих целей. Данная концепция возникла как альтернатива агрессивному и пассивному поведению, модели которых свойственны многим людям с нарушенной самооценкой.
Также ассертивность необходимо рассматривать как адекватность. В этом контексте ассертивность подразумевает, что сотрудник в процессе взаимодействия с коллегами и руководством, прежде всего, действует сообразно обстоятельствам. В зависимости от возникшей ситуации, он реагирует на те или иные возникающие перед ним трудности гибко, варьируя свое поведение в рамках принятых в компании стандартов. Ассертивные умения согласно данной концепции, среди прочих, предусматривают умение вести себя конструктивно, не доставляя своим поведением неприятностей коллегам, умение тактично и вежливо настаивать на своем, умение принимать и предоставлять обратную связь, и, вместе с тем, умение действовать убедительно в контексте достижения поставленных целей. Формирование ассертивности как личностной черты в первую очередь предусматривает, чтобы человек отдал себе отчет, насколько его поведение определяется его собственными склонностями и побуждениями, а насколько — кем-то навязанными установками.
1.2 Права человека, значимые для теории ассертивности .
У каждого человека есть права, рассмотрим их подробнее:
- Я имею право ставить оценку собственному поведению, мыслям и эмоциям и быть за их последствия в ответе.
Манипулирующее суеверие: Я никогда не могу оценить свое поведение самостоятельно, мое поведение и мою личность может правильно оценить только кто-то другой, более умный чем я.
- Я имею право не извиняться и не объяснять моё поведение.
Манипулирующее суеверие: У меня нет своей личной территории, где я мог делать все, что я хочу.
- Я имею право самостоятельно обдумать, отвечаю ли я вообще или до какой-то степени за решение проблем других людей.
Манипулирующее суеверие: Я не могу сам решать, кому мне помогать, а кому нет. Если мне сказали забыть про свои дела - значит, это правильно.
- Я имею право изменить моё мнение.
Манипулирующее суеверие: Что бы ты ни ляпнул, в том числе неподумавши, позже свое мнение безнаказанно менять нельзя.
- Я имею право ошибаться и отвечать за ошибки.
Манипулирующее суеверие: Даже в ситуации поиска я не имею права на случайные ошибки, и в случае ошибки обязан быть наказан переживаниями, оставить самостоятельность и подчиниться внешнему контролю.
- Я имею право сказать: «Я не знаю».
Манипулирующее суеверие: Я обязан знать все, что от меня хотят другие.
- Я имею право быть независимым от доброжелательности остальных и от их хорошего отношения ко мне.
Манипулирующее суеверие: Я должен любыми средствами добиваться, чтобы понравиться всем и каждому.
- Я имею право принимать нелогичные решения.
Манипулирующее суеверие: У меня нет своей личной территории, где я могу чудить в свое личное время.
- Я имею право сказать: «Я тебя не понимаю».
Манипулирующее суеверие: Я должен читать мысли окружающих и без слов понимать каждого, кому чего надо. Если у меня этого не получается, я невежда, противный, ужасный и вообще!
- Я имею право сказать: «Мне это безразлично».
Манипулирующее суеверие: Меня должно интересовать и волновать все, что интересует и волнует других. А если это не так, я черствый, плохой и меня никто не будет любить!
Ассертивные права окружающих, или как не быть манипулятором:
Каждый человек,
живущий рядом с вами, несмотря ни на какие ваши
убеждения, имеет право сам решать все
о себе и отвечать за последствия. Вы можете только
поинтересоваться, понять, и показать плюсы
другого варианта. Но не принудить:
Каждый человек
имеет право менять свои взгляды и убеждения, в том числе
по поводу вас и ваших взглядов. Здесь вы так же вправе
предложить, показать, объяснить, но не принудить. Если обещание,
Каждый имеет право поступать не логично, в том числе по отношению к вам. Вы можете договориться, как можно поступать, а как нельзя. Но он имеет право. Он пытается улучшить свою жизнь – а это не ваша жизнь.
Никто не должен зависеть от вашей доброй воли. То есть – выполнять все просьбы, соглашаться, поддаваться убеждениям и уговорам, хотеть вашей заботы. Наши увещевания из самых добрых побуждений нужны именно нам – и вовсе не обязательно им. Поняв это, жить намного легче! Ждать однозначного согласия – значит, ни в грош не ставить чужие планы и желания.
Каждый близкий
человек вправе решать, отвечать за вас
и ваши проблемы. Мы верим, что за
Каждый близкий
человек имеет право делать ошибки. Как раз те, от которых
вы сорок раз предостерегали, или те, что
больно бьют по вам. Но при этом он должен
отвечать за последствия. Мы же делаем наоборот:
решаем за человека его проблемы – и наказываем за ошибки! Это
Каждый ваш близкий имеет
право не знать, не уметь, и открыто
говорить об этом. Двойки в школе – запрет на открытое выражение
недопонимания. Значит – запрет на прояснение и
Никто не обязан никак реагировать на вашу критику упреки и претензии. Тяжело услышать от мужа или дочери: «А мне по барабану». Но это нормальная реакция на упрёк.
Никто не обязан
оправдываться и объясняться перед вами. Одно дело –
пытаться понять, другое – требовать оправданий. В первом случае
Никто не обязан понимать вас, если вы честно и точно не заявили о своих взглядах и желаниях. Каждый вправе спросить вас о них и получить честный ответ. [7, с 176.].
Информация о работе Ассертивность. Техника ассертивности.(Противостояние манипуляциям)