Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 16:18, курсовая работа
В современном мире качество является инструментом конкурентной борьбы. Предприятиям, не установившим вопросы качества как приоритетные, трудно находить свое место на рынке.
Современное понятие качества основывается не только на качестве выпускаемой продукции, но также учитывается влияние деятельности организации на окружающую среду и здоровье человека [1].
Развитие испытательных аналитических лабораторий, направленные на обеспечение благополучия населения, обусловливает рост выявления, предупреждения и пресечения правонарушений, а также негативных воздействий на окружающую среду со стороны промышленных организаций.
Для управления качеством, экологией и профессиональной безопасностью в лаборатории должна быть разработана система, способная управлять всеми процессами и видами деятельности организации. Данная проблема может быть успешно решена путем внедрения на предприятиях интегрированных систем менеджмента (ИСМ) [2]. ИСМ увязывают в единое целое взаимодействующие и взаимосвязанные процессы, составляющие суть деятельности лабораторий.
Создание интегрированных систем менеджмента (ИСМ) стало актуальным предметом в связи с разработкой систем, отвечающих требованиям нескольких международных стандартов на системы менеджмента – MSS (Management System Standards) [3].
Перечень сокращений 3
Введение 4
1 ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР 7
1.1 Менеджмент качества - визитная карточка любой организации 7
1.2 Виды затрат при внедрении ИСМ 9
1.3 Преимущества и недостатки внедрения ИСМ 11
2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 14
2.1 Задачи, функции и направления Министерства экологии и природных ресурсов 14
2.2 Центральная специализированная инспекция аналитического контроля 16
2.3 Политика и цели в области качества 18
2.4 Задачи в области качества и способы их достижения 19
Заключение 23
Список используемой литературы 24
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Казанский Национальный Исследовательский Технологический Университет»
Факультет Нефти и нефтехимии
Кафедра аналитической химии, сертификации и менеджмента качества (АХСМК)
Курсовая работа
по дисциплине «Документированное обеспечение интегрированной системы менеджмента»
на тему:
«Внедрение ИСМ в деятельность Центральной специализированной инспекции аналитического контроля Министерства экологии и природных ресурсов РТ. Разработка документированной процедуры «Политика в области качества» в рамках внедрения ИСМ».
Выполнил: студ.гр. 414 М3,
Гарифзянов Р.Ф.
Проверил: доцент кафедры АХСМК,
Горюнова С.М.
Казань, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Перечень сокращений |
3 |
Введение |
4 |
1 ЛИТЕРАТУРНЫЙ обзор |
7 |
1.1 Менеджмент качества
- визитная карточка любой |
7 |
1.2 Виды затрат при внедрении ИСМ |
9 |
1.3 Преимущества и недостатки внедрения ИСМ |
11 |
2 ПРАКТИЧЕСКАЯ часть |
14 |
2.1 Задачи, функции и направления
Министерства экологии и |
14 |
2.2 Центральная |
16 |
2.3 Политика и цели в области качества |
18 |
2.4 Задачи в области качества и способы их достижения |
19 |
Заключение |
23 |
Список используемой литературы |
24 |
ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ
ИСМ – интегрированная система менеджмента;
MSS (Management System Standards) – стандарты системы менеджмента;
ИЛ – испытательная лаборатория;
ЦСИАК МЭПР РТ – Центральной специализированной инспекции по аналитическому контролю Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан;
ИСО – Международная организация по стандартизации;
МЭК – Международная электротехническая комиссия;
СМК – система менеджмента качества;
PDCA(Plan-Do-Check-Act) – цикл «Планируй-Делай-Проверяй-
Введение
В современном мире качество является инструментом конкурентной борьбы. Предприятиям, не установившим вопросы качества как приоритетные, трудно находить свое место на рынке.
Современное понятие качества основывается не только на качестве выпускаемой продукции, но также учитывается влияние деятельности организации на окружающую среду и здоровье человека [1].
Развитие испытательных аналитических лабораторий, направленные на обеспечение благополучия населения, обусловливает рост выявления, предупреждения и пресечения правонарушений, а также негативных воздействий на окружающую среду со стороны промышленных организаций.
Для управления качеством, экологией и профессиональной безопасностью в лаборатории должна быть разработана система, способная управлять всеми процессами и видами деятельности организации. Данная проблема может быть успешно решена путем внедрения на предприятиях интегрированных систем менеджмента (ИСМ) [2]. ИСМ увязывают в единое целое взаимодействующие и взаимосвязанные процессы, составляющие суть деятельности лабораторий.
Создание интегрированных систем менеджмента (ИСМ) стало актуальным предметом в связи с разработкой систем, отвечающих требованиям нескольких международных стандартов на системы менеджмента – MSS (Management System Standards) [3].
Ряд предприятий, представляющих химический и нефтехимический комплекс, уже внедрили ИСМ и получили международные или отечественные сертификаты соответствия на эти системы. Основой для создания ИСМ в аналитической лаборатории являются требования и рекомендации международных стандартов в области менеджмента качества ISO серии 9000 [4], ГОСТ ИСО/МЭК 17025 [5], а также требования Федерального закона РФ от 23 июня 2014 года №160-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» [6].
Вышеизложенное определило актуальность и выбор темы курсовой работы. Актуальность темы определена целесообразностью использования имеющегося опыта по этой тематике и осознанного его применения в рамках аккредитованной испытательной лаборатории (ИЛ).
Основной целью данной работы является разработка необходимой внутренней документации (несущее в себе политику и цели в области качества) при внедрении интегрированных систем менеджмента качества.
В результате анализа литературы и состояния дел по организации внутреннего аудита в Центральной специализированной инспекции по аналитическому контролю Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (ЦСИАК МЭПР РТ) разработана необходимая документация для внедрения интегрированной системы менеджмента качества.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
Актуальность темы определена целесообразностью использования имеющегося опыта по внедрению интегрированной системы менеджмента и осознанного его применения в рамках аккредитованной испытательной лаборатории (ИЛ). В результате анализа литературы и состояния дел по организации внутреннего аудита в Центральной специализированной инспекции по аналитическому контролю Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (ЦСИАК МЭПР РТ) разработаны необходимые документы для аккредитации лаборатории в интегрированной системе менеджмента качества.
1 ЛИТЕРАТУРНЫЙ обзор
1.1 Менеджмент качества - визитная карточка любой организации
Для того чтобы в современных условиях соответствовать требованиям законодательства и рынка, привлекать партнеров по бизнесу, повысить шансы на победу в тендерах и т.п. компании вынуждены внедрять одновременно несколько систем менеджмента. Трудности, возникающие в процессе использования и поддержания нескольких систем менеджмента, вызывают потребность во внедрении единой системы - интегрированной системы менеджмента (ИСМ) компании. С внедрением ИСМ повышается конкурентоспособность компании и ее продукции/услуг, эффективность деятельности на рынке, обеспечивается экономия всех видов ресурсов, оптимальное управление рисками. Кроме того, один сертификат на ИСМ заменяет сертификаты на несколько систем менеджмента, что также экономит расходы компании на сертификацию и последующие аудиты [8].
Построенная на основе системного подхода к управлению, ИСМ позволяет связать в единое целое различные аспекты деятельности предприятия.
Многие компании за рубежом уже более десяти лет практикуют внедрение ИСМ. Потребность в таких системах появилась в последние годы и у российских компаний, накоплен уже достаточный опыт в области создания ИСМ. Наибольшее распространение в России получили стандарты наследующие системы:
• менеджмента качества – стандарты ИСО серии 9000 [4];
• экологического менеджмента – стандарты ИСО серии 14000 [9];
• менеджмента промышленной безопасности охраны труда – стандарты OHSAS (Occupational Health and SafetyAssessment Series) серии18000 [10];
• социального и этического менеджмента – стандарт SA (Social Accountability) 8000 [11];
• менеджмента качества предприятий, производящих медицинские изделия – стандарт ГОСТ Р ИСО 13485 [12].
Автор статьи [8] выделяет два подхода при создании и внедрении ИСМ. Первый встречается наиболее часто и состоит в том, что базовая система менеджмента компании последовательно дополняется другими системами менеджмента. При этом базовой, концептуальной основой формирования ИСМ компании является система менеджмента качества, разработанная согласно требованиям международных стандартов ИСО серии 9000.
При втором подходе изначально предполагается разработка полностью интегрированной модели, объединяющей в едином комплексе несколько систем менеджмента. Обязательный минимум требований для успешного развития компании содержат два международных стандарта на системы менеджмента: ИСО 9001 и ИСО 14001. Поэтому самой простой и наиболее часто встречающейся моделью является ИСМ, отвечающая требованиям именно этих стандартов, что подтверждает как мировая, так и отечественная практика.
При создании более эффективной модели ИСМ требуется дополнительное включение стандарта OHSAS 18001. Наблюдается также тенденция на включение в ИСМ международного стандарта SA 8000.
Каждая компания приступает к разработке ИСМ, исходя из характерных для ее деятельности условий и возможностей, в том числе: сферы и масштабов деятельности компании, опыта, действующих требований и др.
Завершающим штрихом в создании ИСМ компании является ее сертификация. Сертифицировать ИСМ может один или несколько органов путем последовательной сертификации входящих в нее систем менеджмента. Очевидно, что более экономичный и рациональный для компании вариант – сертификация ИСМ в целом одним органом.
Следует подчеркнуть, что не каждый орган по сертификации из тех, что сегодня предлагают услуги по сертификации ИСМ, обладает достаточным опытом работы по сертификации систем менеджмента на соответствие каждому из стандартов: ИСО серии 9000 и 14000, OHSAS серии 18000, SA 8000, а также опытом работы в отрасли.
1.2 Виды затрат при внедрении ИСМ
Говоря о положительном эффекте от внедрения ИСМ, автор статьи [12] отмечает следующее: с внедрением ИСМ повышается конкурентоспособность компании и ее продукции/услуг, эффективность деятельности на рынке, обеспечивается экономия всех видов ресурсов, оптимальное управление рисками. Кроме того, один сертификат на ИСМ заменяет сертификаты на несколько систем менеджмента, что также экономит расходы компании на сертификацию и последующие аудиты.
Затрагивая область затрат на внедрение ИСМ нельзя не отметить, что для оценки экономической эффективности внедрения ИСМ на предприятии необходимо сопоставить затраты на внедрение ИСМ с полученными после внедрения ИСМ финансовыми результатами. Т.В. Прокопец, старший преподаватель, Костанайский инженерно-экономический университет имени М. Дулатова, [13] выявил основные затраты на внедрение ИСМ включают в себя:
- Затраты на обучение
сотрудников. Данные затраты относятся
к единовременным затратам и
зависят от числа сотрудников,
занимающихся непосредственно
- Затраты на консалтинговые
услуги. Тоже относятся к
- Затраты на проведение
сертификации – это
- Затраты на оборудование – единовременные затраты. Зависят от уровня фондооснащённости предприятия. Чем ниже уровень оснащения предприятия необходимым оборудованием, тем выше данные затраты.
- Затраты на оплату
труда менеджеров по качеству.
Относятся к текущим затратам.
Зависят от количества
- Затраты на оплату
труда сотрудников, вовлечённых
в процесс внедрения ИСМ. Также
относятся текущим затратам, которые
зависят от количества
- Затраты на внедрение
интегрированной системы
После определения затрат на внедрение интегрированной системы менеджмента качества можно сопоставить их с полученными финансовыми результатами для определения экономической эффективности внедрения ИСМ на предприятии. Естественно, эффективность от внедрения ИСМ является индивидуальным показателем каждой организации.