История развития сертификации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:02, контрольная работа

Краткое описание

В ней будут раскрыты ответы на вопросы: понятие сертификации; история развития сертификации; сущность сертификации и заключение. Дисциплина "Стандартизация и сертификация социально-культурных и туристских услуг" относится к циклу специальных дисциплин и призвана сформировать знания, умения в области стандартизации и сертификации продукции и услуг, в том числе туристских.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Сертификация………………………………………………..5
1.1 Понятие сертификации…………………………………………...5
1.2 История развития сертификации………………………………...5
1.3 Сущность сертификации…………………………………………8
Заключение……………………………………………………………..14
Список использованной литературы………………………………..15

Вложенные файлы: 1 файл

сертификацифя.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

 

ФАКУЛЬТЕТ СЕРВИСА И МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

 

 

Кафедра «Туризма»

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ : СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ И ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ

 

На тему : «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СЕРТИФИКАЦИИ»

 

 

 

 

 

                                                                     Выполнил студент 5 курса

                                                                       Группа 633-1/5-3

 

                                                                       Шилова Е.В.

 

                                                                       Проверил

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012 год

Содержание

 

Введение………………………………………………………………….3

 

Глава 1. Сертификация………………………………………………..5

1.1 Понятие сертификации…………………………………………...5

1.2 История развития сертификации………………………………...5

1.3 Сущность сертификации…………………………………………8

 

 

Заключение……………………………………………………………..14

 

 

Список использованной литературы………………………………..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Тема контрольной работы - история сертификации.

В ней будут раскрыты ответы на вопросы: понятие сертификации; история развития сертификации; сущность сертификации и заключение.

Дисциплина "Стандартизация и сертификация социально-культурных и туристских услуг" относится  к циклу специальных дисциплин и призвана сформировать знания, умения в области стандартизации и сертификации продукции и услуг, в том числе туристских.

В соответствии с квалификационными  требованиями, специалист должен знать  теоретико-методологические основы, сущность, основные направления, принципы стандартизации и сертификация социально-культурных и туристских услуг, как составной части социальной политики.

В рамках социальной политики осуществляется организация социальной работы с населением; тенденции в развитии учреждений социально культурного сервиса и туризма (нормативно-правовая база, модели, методики проектирования и опыт реализации программ); организационные формы по стандартизации и сертификации социально-культурным сервисом и туризмом; роль предприятий социально-культурного сервиса и туризма в реализации социальных интересов населения.

При этом особое внимание уделяется раскрытию характера  всех форм и видов управления и  т.д.

Предметом изучения дисциплины "Стандартизация и сертификация в социально-культурном сервисе и туризме " является система установленных стандартов, требований и процедур сертификации в социально-культурном сервисе и туризме.

Сегодня, в период жесткой  конкуренции на рынке, главной составляющей успеха будет выступать качество товаров и услуг. Именно качество является основным фактором реализации товара по выгодной цене. Поэтому очень остро стоит вопрос освоения методов обеспечения качества, которые, в свою очередь, базируются на стандартизации и сертификации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сертификация

 

1.1 Понятие сертификации 

 

В повседневной жизни  и коммерческой практике термин "сертификация" стал известен только в последнее  десятилетие. Однако сертификация, как  процедура применяется давно  и термин "сертификат" известен с XIX в. и в переводе с латыни означает "сделал верно".

Сертификат – это  удостоверение. Специалисты в финансовой сфере трактуют сертификат в одних  случаях как денежное свидетельство  на определенную сумму, в других –  как облигацию специального государственного займа. Значит, сертификация – это процедура, посредством которой орган по сертификации документально удостоверяет, что продукция, процесс или услуга соответствуют установленным требованиям технических регламентов, положениям стандартов.

Цели сертификации:

1) содействие потребителям в компетентном выборе продукции;

2) защита потребителя  от недобросовестного изготовителя;

3) контроль безопасности  продукции для окружающей среды,  жизни и здоровья людей;

4) создание условий  для деятельности организаций  и предпринимателей на едином товарном рынке России;

 

 

1.2 История развития сертификации

Исторические сведения свидетельствуют о стремлении производителей товаров подтверждать, в том числе  и письменно, качество своих изделий, снабжая их "заявлениями соответствия". Такие заявления охватывали широкий круг товаров. Примером могут служить свидетельства знаменитых художников Возрождения, которые гарантировали сохранность своих картин в течение 300 лет. Некоторые из этих гарантий подтвердились. Однако деятельность по сертификации не осуществлялась только со стороны производителей. Она происходила и со стороны государственных и различных организаций, которые подтверждали соответствие товара определенным требованиям. В России есть классификационная организация – Морской регистр. Она создана в 1913 г., Занималась тем, что сейчас называют сертификацией гражданских судов на их безопасность, причем эта сертификация сразу же стала проводиться по международным правилам. Поэтому уже тогда она была не только престижна, но и выгодна судовладельцам: страховка таких судов обходилась дешевле, а его фрахт (плата за перевозку грузов или пассажиров) – дороже. Предшественницей российской сертификации была сертификация в СССР отечественной экспортируемой продукции. Первоначально она проводилась в зарубежных центрах и её обязательность фактически устанавливалась не отечественными законами, а законодательством тех стран, куда товары поставлялись. В 1984 г. Правительством СССР было принято постановление о сертификации экспортируемой продукции. В 1986 г. Госстандартом был введен в действие Временный порядок сертификации продукции машиностроения. В 1988 г. странами – членами СЭВ (Совет экономической взаимопомощи) была подписана конвенция о системе оценки качества и сертификации взаимопоставляемой продукции. К 1991 г. в России функционировало 14 испытательных центров, было аттестовано несколько производств. Вместе с тем в СССР осуществлялась оценка соответствия продукции и в других формах: государственная приемка продукции, государственные испытания и т. д. После ликвидации СССР эти процессы были официально отменены. Сегодня в России действуют различные системы сертификации. В системе Минэкономразвития - государственная система классификации гостиниц и других средств размещения. В данной системе производится аттестация помещений на категории "звезды" - выдается сертификат категории. Во внешней торговле используются сертификаты происхождения, сертификаты подтверждения и т. д. Сертификат происхождения - это принадлежность страны-экспортера к категории стран, которым предоставляются льготы по уплате таможенных платежей. К ним относятся развивающиеся страны - Китай, Сингапур и т. д. Сертификат подтверждения доставки подтверждает, что товар поставлен в Россию и принят под режим экспортного контроля. Суть контроля заключается в том, чтобы товар был использован в целях, указанных в документе, и не передавался другому субъекту хозяйственной деятельности без разрешения Минэкономразвития России. Сегодня сертификация в России проводится в соответствии с законодательными актами и нормативными документами, в том числе в соответствии с законом РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 № 2300-1. В данном законе установлена обязательность сертификации безопасности товаров народного потребления. Сертификация является одним из видов деятельности по оценке соответствия, т. е. соблюдения установленных требований к продукции, процессу или услуге. Комитет по вопросам сертификации (СЕРТИКО) Международной организации по стандартизации (ИСО) в руководстве № 2 ИСО (ИСО /МЭК2) версии 1982 г. определил сертификацию, как действие, удостоверяющее посредством сертификата соответствия или знака соответствия, что изделие или услуга соответствуют определенным стандартам или другим нормативным документам. Таким образом, сертификация получила всемирное признание как одна из форм обеспечения высокого качества и безопасности продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Сущность сертификации

1. Законодательная основа  сертификации. Закон РФ "О сертификации", "О защите прав потребителей" и другие правовые акты.

2. Гармонизация правил и рекомендаций по сертификации с международными нормами и правилами. Гармонизация является условием признания сертификатов и знаков соответствия за рубежом, тесного взаимодействия с международными, региональными и национальными системами сертификации других стран.

3. Открытость и закрытость информации. При сертификации должно осуществляться  информирование всех ее участников  – изготовителей, потребителей, органов сертификации и др. заинтересованных  сторон. С другой стороны, при  сертификации должна соблюдаться конфиденциальность информации, составляющей коммерческую тайну. Участниками сертификации являются:

- изготовители продукции, исполнители  услуг (первая сторона);

- заказчики-продавцы (первая либо  вторая сторона); продавец как  получатель продукции представляет вторую сторону, а при реализации товара покупателю - первую сторону;

-органы по сертификации, испытательные  лаборатории, Рос-тех - регулирование  РФ и другие федеральные органы  исполнительной власти (третья сторона). Орган по сертификации (ОС) несет ответственность за обоснованность и правильность выдачи сертификата. Испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний осуществляют аккредитованные испытательные лаборатории (ИЛ) и выдают протоколы испытаний для целей сертификации. ИЛ несет ответственность за соответствие проведенных ею испытаний нормативных документов, а также за достоверность и объективность результатов.

Если орган по сертификации аккредитован как ИЛ, то его именуют  сертификационным центром. Например, известный  центр испытаний и сертификации "Рос -тест - Москва". Для организации и координации работ в системах сертификации однородной продукции или группы услуг создаются Центральные органы систем сертификации (ЦОС), которые, в свою очередь, осуществляют руководство и координируют деятельность ОС и ИЛ, рассматривают апелляции по поводу действий ОС и ИЛ. Главным участником работ по сертификации является эксперт - лицо, аттестованное на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертификации. От его знаний, опыта, личных качеств, т. е. компетентности, зависят объективность и достоверность решения о возможности выдачи сертификата.

Сертификация – это  процедура, посредством которой  орган по сертификации документально  удостоверяет соответствие продукции  установленным требованиям. В качестве документального удостоверения  выступает свидетельство, которое может быть в виде сертификата или декларации о соответствии. Сертификат соответствия - документ, выданный по правилам системы сертификации, для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям. Декларация о соответствии - это документ, в котором изготовитель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукция, соответствует установленными им требованиям. Правила применения знака соответствия при обязательной сертификации продукции:

Постановление Госстандарта от 25 июля 1996 г. № 14 (в ред. постановления Госстандарта РФ от 20.10.1999 г. № 54; Изменения № 2, утв. постановлением Госстандарта РФ от 05.07.2002 г. № 54).

Отличительные признаки двух форм подтверждения соответствия:

-Сертификация соответствия Декларирование соответствия;

-Субъект, осуществляющий  процедуру;

-Орган по сертификации  Производитель (поставщик);

-Объекты, в отношении  которых предусмотрена процедура;

-Продукция и услуги, имеющие повышенную опасность  для потребителей и окружающей среды;

-Продукция и услуги, не представляющие существенной  опасности для потребителя и  окружающей среды;

-Результат процедуры;

-Сертификат соответствия  Декларация;

-Срок действия;

-Устанавливается органом  по сертификации;

-Устанавливается производителем (поставщиком).

На основании "Правил применения сертификата соответствия и знака соответствия СМК" (по ГОСТ Р 40.003–2005) одновременно с выдачей  сертификата орган по сертификации дает письменное разрешение держателю  сертификата на использование знака  соответствия

Знак соответствия - зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам, установленным  в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им продукции  установленным требованиям. О правилах применения знака соответствия при обязательной сертификации продукции гласит Постановление Госстандарта от 25 июля 1996 г. № 14, РФ от 20.10.1999 г. № 54. Изменения № 2, утверждены постановлением Госстандарта РФ от 05.07.2002 г. № 54.

Правила применения знака  соответствия :

1) клеймение готового  изделия, упаковочной единицы,  оформленной сопроводительной документацией,  знаком соответствия с помощь  специального клейма;

2)нанесение на продукцию,  ее тару (упаковку) и оформляемую  сопроводительную документацию  плоского или рельефного изображения знака соответствия в ходе технологического процесса изготовления с помощью специализированной технологической оснастки;

3)применение комплектующих  изделий, упаковочных материалов  и бланков сопроводительной документации  с нанесенными на них изображениями знака соответствия;

4)прикрепление специально  изготовленных носителей знака  соответствия (ярлыков, этикеток, самоклеящихся  лент и т. п.).

Применением может являться также использование знака соответствия в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках и вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, изготовление этого знака или технических средств, для его воспроизведения, иное введение в хозяйственный оборот. Маркирование продукции знаком соответствия могут осуществлять только лица, уполномоченные на это держателем сертификата соответствия или декларантом. Держатель сертификата соответствия - это организация или индивидуальный предприниматель, на чьё имя выдан сертификат соответствия. Декларант - изготовитель (продавец), принявший декларацию о соответствии и зарегистрировавший её в установленном порядке.

Орган по сертификации контролирует правильность использования сертификатов и знаков соответствия. В случаях  неправильных ссылок на систему сертификации или вводящих в заблуждение случаев применения сертификатов и знаков соответствия, выявленных в рекламе, каталогах, на сайте Интернета и т. п. Орган предпринимает соответствующие меры. К таким мерам относят проведение держателем сертификата корректирующих действий, отмену действия сертификата, публикацию о допущенных нарушениях или иные правовые действия, соответствующие действующему законодательству.

О правилах применения знака  соответствия при обязательной сертификации продукции: постановление Госстандарта от 25 июля 1996 г. № 14 (в ред. постановления Госстандарта РФ от 20.10.1999 г. № 54; Изменения № 2, утв. постановлением Госстандарта РФ от 05.07.2002 г. № 54). С. 3. Правила применения знака соответствия при обязательной сертификации продукции утверждены приказом Госстандарта от 05.09.2001 г.- "Обязательная и добровольная сертификация". Подтверждение соответствия может осуществляться в обязательной и добровольной формах. Обязательная сертификация – действие органов по сертификации, доказывающее, что идентифицированная продукция соответствует обязательным требованиям стандартов, технических регламентов.

Обязательная сертификация, является формой государственного контроля за безопасностью продукции. Она  осуществляется лишь в случаях, предусмотренных  законодательными актами РФ. В ст. 7 закона "О защите прав потребителей" сказано, что перечни товаров, подлежащих обязательной сертификации, устанавливаются Правительством РФ. На основании этих перечней "Рос - тех- регулирование" РФ разрабатывает и вводит Номенклатуру продукции и услуг, в отношении которых предусмотрено обязательное подтверждение соответствия. Номенклатура – это перечень продукции и услуг с кодами в соответствии с общероссийскими классификаторами.

Добровольная сертификация проводится в соответствии с законом "О техническом регулировании" по инициативе заявителя (изготовитель, продавец, исполнитель) в целях подтверждения соответствия продукции или услуги национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации. Добровольная сертификация проводится на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Продукция или услуги, прошедшие обязательную сертификацию, могут проверяться в рамках добровольной сертификации на требования, дополняющие обязательные.

На 2005 г. в России зарегистрировано 249 систем добровольной сертификации. Из них некоторые системы относятся к продукции, некоторые к услугам или персоналу, а некоторые системы носят комплексный характер, так как относятся и к услугам, и к продукции. Примеры систем добровольной сертификации в РФ:

Информация о работе История развития сертификации