Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 16:19, контрольная работа
Серьезное ознакомление с какой- либо областью деятельности невозможно без знания истории ее возникновения и развития. Изучение и применение управление качеством диктуется потребностями рыночной экономики, является одним из аспектов управления успешной деятельностью предприятий, фирм основывается на конкурентноспособности выпускаемой продукции и оказываемых услуг.
Ведение
1.История развития управления качеством……………………………..
1.1. История развития управления качеством за рубежом……………..
1.2. История развития управления качеством в России……………….
1.3.Европейский подход к управлению качеством………………………
2.Практическаячасть……………………………………………………..15
3.Задача………………………………………….
Заключение………………………………………………………………..18
Список литературы………………………………………………………
Омский филиал
Финансового
университета при
Кафедра ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Управление качеством»
Вариант № 2
Омск 2013
Содержание
Ведение
1. История развития управления качеством……………………………..
1.1. История развития управления качеством за рубежом……………..
1.2. История развития управления качеством в России……………….
1.3. Европейский подход к управлению качеством………………………
2.Практическая часть ……………………………………………………..15
3.Задача………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложение 1…………………………………………………………………
Введение
Серьезное ознакомление с какой- либо областью деятельности невозможно без знания истории ее возникновения и развития. Изучение и применение управление качеством диктуется потребностями рыночной экономики, является одним из аспектов управления успешной деятельностью предприятий, фирм основывается на конкурентноспособности выпускаемой продукции и оказываемых услуг.
Общественная значимость
качества продукции, в особенности
ее безопасность для населения
и окружающей среды, потребовала
принятия соответствующего
В Российской Федерации важнейшими правовыми актами, регулирующими деятельность по обеспечению необходимого уровня качества при производстве продукции и оказании услуг являются: Федеральный закон «О защите прав потребителей», Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений», Федеральный закон «О стандартизации», Федеральный закон «О сертификации продукции и услуг».
В данной работе рассмотрим историю развития управления качеством в нашей стране и за рубежом.
Управление качеством начиналось с выходного контроля готовой продукции. Стройный механизм управления качеством каждого отдельно взятого изделия дала система Тейлора, датируемая 1905 г. Эта система устанавливала требования к качеству продукции в виде шаблонов (интервалов допусков), называемых проходными и непроходными калибрами. Контроль осуществлялся специалистами (инспекторами). Система Тейлора ввела деление продукции на качественную и дефектную (брак). Эта система не изжила себя и по сей день, однако сейчас она является лишь одним из звеньев в цепи составляющих управления качеством.
По мере усложнения продукции и производства встала проблема сокращения трудозатрат на контроль качества и повышения эффективности контроля. Решению этой проблемы во многом способствовали статистические методы контроля качества, базирующиеся на методах математической статистики. Появилась возможность оценки качества методом выборочного контроля, предложенным Х. Доджем и Х. Ромигом. Суть выборочного контроля заключается в оценке качества всей партии продукции на основе оценки качества ее определенной части (выборки). На предприятиях появились новые специалисты — инженеры по качеству.
Неоценимый вклад в развитие концепции управления качеством внесли работы В. Шухарта (Walter Shewhart), который, работая в компании Белла в составе группы специалистов по качеству, в середине 1920-х гг. ввел понятие цикла непрерывных технологических изменений на основании статистического контроля качества. Благодаря человеку-легенде Э. Демингу (W. Edwards Deming), одному из создателей японского “экономического чуда”, работы Шухарта и его коллег получили широкое распространение.
Сегодня всем известен знаменитый “цикл Деминга”, или цикл PDCA.
Суть данной концепции сводится к следующим положениям:
Бурное развитие теории управления качеством пришлось на конец 40-х – 50-е гг. В это время А. Фейгенбаум (Armand V. Feigenbaum) предложил модель Всеобщего контроля качества, Total Quality Control (TQC), и определил понятие стоимости качества.
А. Фейгенбаум, предложив рассматривать не конечный результат производства, а каждый этап создания изделия, фактически совершил переход от концепции контроля к концепции управления качеством. Созданная А. Фейгенбаумом система всеобщего контроля над качеством в полном объеме была внедрена в практику работы японских предприятий Э. Демингом, начиная с 1950 г. Считается, что именно деятельность Деминга во многом способствовала появлению недорогих и высококачественных японских товаров.
Другим значимым событием в эволюции управления качеством стала публикация в 1951 г. Джозефом Джураном (Joseph M. Juran) книги “Руководство по управлению качеством”. Джурану принадлежит идея трилогии качества, графически представленная на рис. 2.3, в которой выделены три аспекта стратегического планирования качества в организации: планирование качества, улучшение качества, управление качеством.
Концепция TQC получила дальнейшее развитие в Японии в форме всеобщего статистического контроля качества (TSQC), в рамках которого персонал вовлекается в работу кружков качества.
Свой вклад в теорию управления качеством внес и Филипп Кросби (Philip Crosby), предложивший концепцию бездефектной работы, чаще называемой системой “нулевых дефектов” (ZD). Основная идея этой системы заключается в том, что платят не за качество, а за его отсутствие или недостаток, что и должно стать предметом контроля.
Таким образом, в 1950-е гг. сложились предпосылки создания новой концепции управления качеством, ориентированной на удовлетворение запросов потребителя и превращающей совершенствование качества в задачу каждого сотрудника организации, — концепции всеобщего управления качеством (TQM). Большое внимание при этом уделялось вопросам мотивации, как на уровне отдельного сотрудника, так и на уровне организации. В 1951 г. в Японии была учреждена премия Деминга, ставшая прообразом многих национальных и международных премий за достижения в области совершенствования качества.
Комплексное управление качеством было принято и сформировано в развитых странах, но не только в США или Японии, но и в России в том числе.
Историю развития управления качеством продукции в России можно проследить, начиная со времени правления государством Ивана Грозного, когда впервые были введены стандартные калибры — кружала — для измерения пушечных ядер. В это же время был основан сторожевой городок Свияжск, при постройке которого применялись строительные элементы, заранее изготовленные по стандартным размерам, что позволяло производить их далеко от Свияжска–в Угличе.
Однако для данного периода характерны лишь стандартные решения. Начало более широкому внедрению стандартизации в производство с целью повышения качества продукции было положено Петром I, со времени правления которого и начинает отсчет русская промышленная стандартизация. В первом Собрании законов Российской империи эпохи Петра I присутствует ряд указов от 11 января 1723 года, свидетельствующих о том, что в это время в России внедрялись элементы стандартизации и взаимозаменяемости с целью повышения не только качества продукции, выпускаемой на отечественных предприятиях, но и к системе контроля качества, государственного надзора за ним, а также меры наказания за выпуск дефектной продукции.
Стремясь к расширению внешней торговли, Петр I не только ввел технические условия, учитывающие высокие требования иностранных рынков к качеству отечественных товаров, но и организовал в Петербурге и Архангельске правительственные бракеражные комиссии (с целью установления наличия или отсутствия брака), которым вменялось в обязанность следить за качеством экспортируемого Россией сырья (льна, древесины) и продукции.
Развитие промышленности
и транспорта в России привело к расширению
работ по стандартизации. В 1860 голу был
установлен единый размер железнодорожной
колеи (1524 мм) и утверждены габаритные
нормы приближения строений и подвижного
состава. В 1889 году приняты первые технические
условия на проектирование и сооружение
железнодорожных дорог, а в 1898 году — единые
технические требования к поставке основных
материалов и изделий для нужд железнодорожного
транспорта. В 1899 году был выпущен единый
сортамент (состав продукции по маркам,
профилям, размерам) профилей прокатной
стали.
Внедрение
национальных стандартов и единых требований
к качеству продукции в дореволюционной
России затруднялось из-за большого числа
иностранных концессий, владельцы которых
применяли, как правило, свои стандарты.
Такое положение привело, в частности,
к распространению трех систем мер (аршинной,
дюймовой, метрической), что затрудняло
производство продукции и контроль за
ее качеством.
Одним из первых после
Октябрьской революции был принят Декрет
«О введении международной метрической
системы мер и весов» (14 сентября 1918 года),
имевший важное значение для развития
стандартизации.
В 1926 году был утвержден первый общесоюзный
стандарт ОСТ 1 «Пшеница. Селекционные
сорта зерна. Номенклатура». Одной из первых
форм управления качеством продукции
стала проверка изделий методом сортировки
и разбраковки на годные и негодные, то
есть соответствующие и не соответствующие
стандарту.
К 1975 году в стране действовало уже более 20 тыс. стандартов, охватывающих важнейшие виды промышленной и сельскохозяйственной продукции, более 15 тыс. отраслевых стандартов и свыше 100 тыс. технических условий.
Для планомерного повышения
качества выпускаемой продукции были
введены аттестация промышленной продукции
по высшей, первой и второй категории качества
и присвоение Государственного знака
качества.
Следует отметить, что множество разработанных
стандартов, аттестация промышленной
продукции на категории качества не приводили
к желаемому результату, так как все мероприятия
проводились без системного подхода и
лишь на одной стадии жизненного цикла
изделия — стадии производства. Практика
показывает, что только системный подход
управления качеством позволяет добиваться
положительных результатов.
Проследим
шаг за шагом последовательность воплощения
системного подхода к организации работ
по улучшению качества продукции в отечественной
практике. (см. приложение1).
В 1955 году на предприятиях Саратова были разработаны и внедрены организационно-технические мероприятия по обеспечению бездефектного изготовления и сдачи изделий в отдел технического контроля с первого предъявления. Они образовали саратовскую систему управления качеством (систему БИП). Ее цель — создание для производства условий, обеспечивающих изготовление продукции без отступлений от технической документации.
Основным критерием, применяемым для количественной оценки качества труда рабочего, являлся процент сдачи продукции с первого предъявления, который исчислялся как процентное отношение количества партий, принятых с первого предъявления, к общему количеству партий, изготовленных рабочим и предъявленных в ОТК. От процента сдачи продукции с первого предъявления зависело по определенной шкале материальное и моральное стимулирование исполнителя.
Значимость этой системы заключалась в том, что через количественный критерий — процент сдачи продукции с первого предъявления — удавалось оценить качество работы. Ответственность за качество была возложена на самих исполнителей. Для этого постоянно проводились аттестации рабочих и контролеров.
Однако саратовская система БИП при всех достоинствах имела ряд недостатков. Так, она распространялась только на рабочих цехов основного производства. Система работала по принципу «есть дефект — пет дефекта», не учитывая многообразие недостатков и различную степень их влияния на качество выпускаемой предприятием продукции. В частности, она не позволяла контролировать и управлял, уровнем (стадией) разработок и проектирования изделий, не охватывала такие важные стадии жизненного цикла изделия, как реализация и эксплуатация илипотребление.
В 1957—1958 годах на предприятиях г. Горького (сегодня — Нижний Новгород) появилась система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первого изделия). Здесь был сделан упор на повышение надежности изделий в эксплуатации за счет укрепления технической подготовки производства, на долю которой приходилось 60—85% дефектов, обнаруживаемых в эксплуатации. Создавались опытные образцы узлов, деталей, систем и изделия в целом и проводились их исследовательские испытания, выявлялись причины, вызывающие отказы изделия в эксплуатации, разрабатывались мероприятия по их устранению.