Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 19:17, дипломная работа
Цель дипломной работы – разработка организационно-технических мероприятий по повышению качества продукции РУП «Минский тракторный завод» в условиях маркетинга при переходе его на соблюдение требований МС ИСО-9000 «Петля качества».
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1) систематизация разрозненных теоретико-методологических данных по качеству и конкурентоспособности продукции;
2) проведение анализа обеспечения качества продукции на предприятии;
3) разработка комплекса мероприятий по повышению качества продукции РУП «Минский тракторный завод».
Введение………………………………………………………………….
4
1. Обеспечение качества продукции – путь предприятия к рынку………….
6
1.1. Качество и конкурентоспособность продукции, их сущность и значение в развитии производства и насыщении рынка...…………………..
6
1.2. Показатели качества и конкурентоспособности продукции……..
14
1.3. Оценка уровня качества продукции согласно требований МС ИСО-9000 «Петля качества»…………………………………………………...
26
1.4. Отечественный и зарубежный опыт в управлении качеством выпускаемой продукции……………………………………………………….
41
2. Анализ обеспечения качества продукции на РУП «МТЗ»………………...
51
2.1. Краткая характеристика предприятия……………………………..
51
2.2. Система управления качеством продукции на предприятии…….
58
2.3. Динамика и тенденции показателей качества продукции на РУП «МТЗ». Анализ брака и построение диаграммы Парето……………………..
69
2.4. Опыт применения ЭВМ в управлении качеством ………………..
81
3. Повышение качества продукции РУП «МТЗ» в условиях маркетинга…..
86
3.1. Обеспечение требований МС ИСО 9000 по качеству продукции.
86
3.2. Предлагаемая органиграмма управления качеством продукции...
93
3.3. Эффективность мероприятий по улучшению качества выпускаемой продукции……………………………………………………….
97
Заключение……………………………………………………………….
101
Список использованных источников…………………………………...
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра организации и управления
«Допущена к защите»
Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор
____________ Н.П. Беляцкий
____________2004 г.
на тему: «Обеспечение качества продукции
на республиканском унитарном
Студент-дипломник
ФМ, 6 курс, ЭУП-4 И.В. Евтухович
Руководитель
кандидат экономических наук,
доцент Г.Я. Кожекин
Введение………………………………………………………… |
4 |
1. Обеспечение качества |
6 |
1.1. Качество и |
6 |
1.2. Показатели качества и |
14 |
1.3. Оценка уровня качества |
26 |
1.4. Отечественный и зарубежный
опыт в управлении качеством
выпускаемой продукции……………………… |
41 |
2. Анализ обеспечения качества
продукции на РУП «МТЗ»……………….. |
51 |
2.1. Краткая характеристика |
51 |
2.2. Система управления качеством продукции на предприятии……. |
58 |
2.3. Динамика и тенденции |
69 |
2.4. Опыт применения ЭВМ в |
81 |
3. Повышение качества продукции РУП «МТЗ» в условиях маркетинга….. |
86 |
3.1. Обеспечение требований МС ИСО 9000 по качеству продукции. |
86 |
3.2. Предлагаемая органиграмма |
93 |
3.3. Эффективность мероприятий по
улучшению качества |
97 |
Заключение…………………………………………………… |
101 |
Список использованных источников…………………………………... |
106 |
Приложения…………………………………………………… |
108 |
Известно, что лидирующее положение в мировой экономике, в социальном и культурном развитии достигают лишь те страны, которые способны обеспечивать качество продукции и услуг, создающие их производителям конкурентные преимущества, а потребителям – комфортные условия жизни. Именно поэтому в ведущих странах мира проблема качества находится в центре экономических интересов и государства, и граждан, что позволяет этим странам, обеспечивая высокое качество и конкурентоспособность продукции и услуг, обретать роль лидеров во многих секторах мирового рынка. Именно качество, возведенное в ранг национальной идеи, позволяет ряду стран, оказавшихся в состоянии экономической депрессии, успешно выйти из кризиса.
Проблема качества должна стать приоритетной и для белорусской экономики, послужив основой завершающего этапа в преодолении глубоких кризисных явлений и создания базы для дальнейшего динамичного развития. Ведь очевидно, что основной причиной спада производства является конкурентоспособность многих видов отечественной продукции, обусловленная их низким качеством.
В условиях высокой насыщенности товарных рынков, превышения на них предложения над спросом каждый товар вынужден вести жесткую борьбу за предпочтение потребителя. Всегда следует помнить, что попытка торговли некачественным товаром теряет всякий смысл, так как приносит как финансовые, так и моральные убытки. Именно поэтому предприятия уделяют большое внимание качеству продукции.
Обеспечение качества продукции и изучение воздействующих на него факторов является важнейшей предпосылкой коммерческого успеха и составной частью системы управления производством и реализацией продукции предприятий, функционирующих на принципах маркетинга. Речь идет о создании системы менеджмента качества, ориентированной на потребителя, и охватывающей всю структуру предприятия. Изменяющиеся условия хозяйствования требуют от руководителей и специалистов глубоких знаний в данной области. Назревает необходимость перехода в подготовке менеджеров по управлению производством «через качество» – с использованием современных стандартов Международной организации по стандартизации (ИСО), принятых во всем мире в качестве рекомендательных документов по общему руководству качеством и обеспечению качества.
Все вышеизложенное и определяет актуальность выбранной темы дипломной работы.
Объект исследования – республиканское унитарное предприятие «Минский тракторный завод».
Цель дипломной работы – разработка организационно-технических мероприятий по повышению качества продукции РУП «Минский тракторный завод» в условиях маркетинга при переходе его на соблюдение требований МС ИСО-9000 «Петля качества».
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1) систематизация
разрозненных теоретико-
2) проведение анализа
3) разработка комплекса
Это позволит РУП «МТЗ» сохранить
свое приоритетное положение, как ведущего
производителя
1.1. Качество и
Последние годы отмечены беспрецедентным ростом внимания к проблеме качества и конкурентоспособности продукции. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны.
Конкурентоспособность и качество – концентрированное выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары и услуги.
В условиях развитого конкурентного рынка маркетинг становится эффективным средством решения проблемы качества и конкурентоспособности товаров, испытывая, в свою очередь, их обратное воздействие, которое расширяет либо снижает его возможности.
Происходящий в Беларуси переход к рыночной экономике заставляет по-новому взглянуть на проблему качества исходя из того, что если не сегодня, то завтра развитой конкурентный рынок будет диктовать уровень и динамику развития качества продукции, определять конкурентоспособность ее изготовителей.
В практической деятельности и в теоретических изысканиях нередко ставится знак равенства между качеством и конкурентоспособностью либо вообще не делается различий между ними. Имеют место также споры относительно того, какое из двух понятий шире. Постараемся ответить на эти вопросы.
Качество, равно и его понятие, прошло многовековой путь развития. Качество развивалось по мере того, как развивались, разнообразились и множились общественные потребности и возрастали возможности производства по их удовлетворению. Особенно динамично процесс развития и изменения сущности качества, его параметров происходил в последние десятилетия, когда быстро менялись само понятие качества, требования и подходы к нему.
Для анализа вопроса: что такое качество, обратимся к мнениям восьми крупнейших специалистов в этой области: Филиппа Кросби, У. Эдвардса Деминга, Арманда В. Фейгенбаума, Исикава Каору, Джозефа М. Джурана, Роберта М. Пирсинга, Вальтера А. Шухарта, Генити Тагути, внесших в ХХ веке наибольший вклад в развитие методов менеджмента качества.
В целом мнения указанных экспертов, касающиеся смысла термина «качество», можно разделить на две группы:
Определение качества, данное Ф. Кросби относится к первому уровню: качество продукции или услуги эквивалентно тому, что все измеряемые или, точнее говоря, все измеренные характеристики продукции или услуги соответствуют установленным техническим требованиям. [17, стр. 98].
Существенные положения
Определение качества Э. Демингом по многим признакам относится ко второму уровню. Наиболее важные выводы Э. Деминга следующие:
Определение А. Фейгенбаума, вне сомнения, относится ко второму уровню. «…Качество продукции и услуги можно определить так: это общая совокупность характеристик продукции и услуги, относящихся к маркетингу, разработке, производству и техническому обслуживанию, посредством которых продукция и услуга при своем использовании удовлетворит ожидания потребителя». [17, стр. 99]
Наиболее важные высказывания А.Фейгенбаума:
Определение качества, данное Исикава Каору, также относится ко второму уровню. Его соображения чрезвычайно интересны тем, кто практически обеспечивает качество на предприятии. Перечислим наиболее важные взгляды Исикава Каору на качество:
Исикава Каору отмечает: если цена продукции недоступна, она не может принести удовлетворение потребителю, независимо от того, насколько высоко качество. Другими словами, никто не может определить качество продукции или услуги без учета ее цены.
Мнение Дж. Джурана одновременно тяготеет и к первому уровню определения качества, и ко второму. Приведем наиболее важные соображения этого специалиста относительно качества:
Определение, которое дает качеству Р. Пирсинг, не подпадает ни под один из двух уровней, описанных выше. Наиболее важные суждения Р.Пирсинга следующие: