Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 16:41, курсовая работа
Предметом исследования является процессный подход в управлении качеством.
Цель работы- рассмотреть процессный подход в управлении компании ОАО «Агрегатный завод».
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть особенности применения процессного подхода;
- выделить эффективность процессного подхода;
- проанализировать аспекты и этапы практической реализации процессного подхода.
Введение
Сегодня большинство
руководителей и собственников отечественных
предприятий ищут инструменты повышения
эффективности своего бизнеса. Прошла
эпоха управления «на коленке», когда
можно было успешно руководить предприятием,
полагаясь только на свою интуицию и опыт.
Наступила эпоха управления «интеллектуального».
Одним из инструментов интеллектуального
управления является так называемый «процессный
подход».
Большинство российских
организаций имеют функциональную структуру
управления и надеются повысить эффективность
управления путем внедрения процессного
подхода. По оценке западных экспертов,
организация функционального управления
на современных российских предприятиях
очень далека от совершенства. Поэтому
в качестве первых шагов предлагается
посмотреть на свою организацию со стороны
и навести в ней элементарный порядок,
четко определив ответственность, полномочия,
ресурсы, информационные и управленческие
связи. Данный подход не отвергает существующей
системы управления, а определяет пути
ее улучшения и постепенного перехода
к процессной системе управления.
Международный стандарт на
системы менеджмента качества ISO 9000:2000
определяет процесс как «совокупность взаимосвязанных
или взаимодействующих видов деятельности,
которые преобразуют входы в выходы».
Там же дается пояснение, что «любая деятельность
или совокупность видов деятельности,
которая использует ресурсы для преобразования
входов в выходы, может рассматриваться
как процесс». Других определений процесса,
закрепленных на международном или государственном
уровне, не существует. Однако существует
множество уточнений указанного выше
определения. Главное уточнение – это
должна быть не просто «любая деятельность»,
а деятельность, приносящая пользу клиенту.
Клиент здесь – тот, кто получает «выходы»
(результаты) процесса. При этом клиент
может быть как внешним (потребитель товаров
или услуг), так и внутренним (следующий
процесс в сети процессов предприятия).
Объектом исследования является ОАО «Агрегатный завод»
Предметом исследования является процессный подход в управлении качеством.
Цель работы- рассмотреть процессный подход в управлении компании ОАО «Агрегатный завод».
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть особенности
применения процессного
- выделить эффективность процессного подхода;
- проанализировать аспекты
и этапы практической
1. Теоретические основы процессного подхода.
1.1. Понятие процесса и процессного подхода.
Управление бизнес-процессами
или «процессный подход» на
сегодняшний день является
Подтверждением «прогрессивности» управления бизнес-процессами как подхода к управлению компаниями подтверждается и тем, что необходимость реализации процессного подхода является одним из принципов стандартов ISO 9001. Стандарты ISO 9001, по сути, являются нормативной моделью ведения бизнеса, выработанную деловым сообществом с учетом мирового опыта и закрепленную в международных стандартах на системы менеджмента.
Среди преимуществ процессного подхода можно отметить:
Ключевым понятием процессного подхода является понятие «бизнес-процесса».
Бизнес-процесс – регулярно повторяющаяся последовательность действий, направленных на получение заданного результата, ценного для организации. Существует достаточно много определений этого термина, сформулированными как известными и авторитетными специалистами, так и международными организациями. Также следует сказать, что понятие «бизнес-процесс» достаточно часто в литературе, статьях, интернет-источниках применяется и в широком смысле как «деятельность в целом».
Процессный подход, однако, не является единственным в управлении — существуют и другие подходы, например, такие, как системный и ситуационный. Первый подход рассматривает организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, ориентированных на достижение разных целей на фоне меняющихся внешних условий, а второй, в отличие от процессного и системного, утверждает, что применение тех или иных методов управления определяется ситуацией.
Процессный подход базируется на нескольких основных принципах:
Процессный подход является базой построения Системы Менеджмента Качества на предприятии.
Процессный подход, наряду с общей идеологией, включает в себя не только описание бизнеса как сети взаимосвязанных процессов, но и постоянный контроль, управление и совершенствование процессов. Таким образом, применение процессного подхода требует описания, оптимизации и автоматизации бизнес-процессов.
1.2. Общая характеристика процессного подхода.
Процессный подход был впервые предложен приверженцами школы административного управления, которые пытались описать функции менеджера. Однако, эти авторы были склонны рассматривать такого рода функции как независимые друг от друга. Процессный подход, в противоположность этому, рассматривает функции управления как взаимосвязанные. Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.
Функции процесса управления:
Процесс управления состоит из четырех взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации и контроля.
-Планирование. Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. По сути своей функция планирования отвечает на три следующие основные вопроса:
1. Где мы находимся в настоящее время?
2. Куда хотим двигаться?
3. Как мы собираемся сделать это?
Посредством планирования руководство стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство цели для всех членов организации. Другими словами, планирование - это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей. Планирование в организации не представляет собой отдельного одноразового события в силу двух существенных причин. Во-первых, хотя некоторые организации прекращают существование после достижения цели, ради которой они первоначально создавались, многие стремятся продлить существование как можно дольше. Поэтому они заново определяют или меняют свои цели, если полное достижение первоначальных целей практически завершено. Вторая причина, по которой планирование должно осуществляться непрерывно, - это постоянная неопределенность будущего. В силу изменений в окружающей среде или ошибок в суждениях, события могут разворачиваться не так, как это предвидело руководство при выработке планов. Поэтому планы необходимо пересматривать, чтобы они согласовывались с реальностью.
-Организация.
Организовывать - значит создавать некую структуру. Существует много элементов, которые необходимо структурировать чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым достигать своей цели. Одним из этих элементов является работа, конкретные задания организации. Поскольку работы выполняют люди, другим важным аспектом функции организации является определение, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого количества таких заданий, существующих в рамках организации, включая и работу по управлению. Руководитель подбирает людей для конкретной работы, делегируя отдельным людям задания и полномочия или права использовать ресурсы организации. Эти субъекты делегирования принимают на себя ответственность за успешное выполнение своих обязанностей. Поступая таким образом, они соглашаются считать себя подчиненными по отношению к руководителю.
-Мотивация. Руководитель всегда должен помнить, что даже прекрасно составленные планы и самая совершенная структура организации не имеют никакого смысла, если кто-то не выполняет фактическую работу организации. И задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом. Руководители всегда осуществляли функцию мотивации своих работников, осознавали они это сами или нет. Раньше считалось, что мотивирование - это простой вопрос, сводящийся к предложению соответствующих денежных вознаграждений в обмен за прилагаемые усилия. На этом основывался подход к мотивации школы научного управления. Исследования в области поведенческих наук продемонстрировали несостоятельность чисто экономического подхода. Руководители узнали, что мотивация, т.е. создание внутреннего побуждения к действиям, является результатом сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняются.
В настоящее время мы понимаем, что для того, чтобы мотивировать своих работников эффективно руководителю следует определить, каковы же на самом деле эти потребности, и обеспечить способ для работников удовлетворять эти потребности через хорошую работу.
Контроль. Непредвиденные обстоятельства могут заставить организацию отклониться от основного курса, намеченного руководством первоначально. И если руководство окажется неспособным найти и исправить эти отклонения от первоначальных планов, прежде чем организации будет нанесен серьезный ущерб, достижение целей, возможно даже само выживание, будет поставлено под угрозу. Контроль - это процесс обеспечения того, чтобы организация действительно достигает своих целей. Существуют три аспекта управленческого контроля. Установление стандартов - это точное определение целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования. Второй аспект - это измерение того, что было в действительности достигнуто за определенный период, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами. Если обе эти фазы выполнены правильно, то руководство организации не только знает о том, что в организации существует проблема, но и знает источник этой проблемы.
Это знание необходимо для успешного осуществления третьей фазы, а именно, - стадии, на которой предпринимаются действия, если это необходимо, для коррекции серьезных отклонений от первоначального плана. Одно из возможных действий - пересмотр целей, для того, чтобы они стали более реалистичными и соответствовали ситуации.
Связующие процессы:
Четыре функции управления - планирование, организация, мотивация и контроль - имеют две общие характеристики: все они требуют принятия решений, и для всех необходима коммуникация, обмен информацией, чтобы получить информацию для принятия правильного решения и сделать это решение понятным для других членов организации. Из-за этого, а также вследствие того, что эти две характеристики связывают все четыре управленческие функции, обеспечивая их взаимозависимость, коммуникации и принятие решений часто называют связующими процессами.
Информация о работе Процессный подход в управлении качеством