Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 12:49, курсовая работа
Успех премий выражается в улучшении показателей деятельности и повышении конкуренто-способности компаний. Этот факт привлек внимание к премиям со стороны бизнес-сообщества. Во многих странах были учреждены собственные программы качества на базе ведущих мировых премий. Один из ярких примеров применения критериев премии М. Болдриджа для разработки национальной программы качества — Японская премия по качеству. В основе же Премии Правительства РФ в области качества лежат критерии и модель европейской премии.
Введение…………………………………………………………………….................3
Основные характеристики премий по качеству………………………………….5
Международные премии по качеству……………………………………………10
2.1 Премия Деминга…………………………………………………………………..10
2.2 Национальная награда за качество Мэлкома Болдриджа………………………13
2.3 Европейская награда за качество………………………………………………..19
3. Российские премии по качеству…………………………………………………...27
Другие национальные премии по качеству……………………………………….33
Заключение………………………………………………………………...…………..38
Список литературы…………………
Содержание:
Введение…………………………………………………………
2.1 Премия Деминга……………………………………………………………
2.2 Национальная награда за качество Мэлкома Болдриджа………………………13
2.3 Европейская награда
за качество………………………………………………..
3. Российские
премии по качеству………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Качество, причем не только продуктов и услуг, но, в первую очередь, бизнес-процессов и системы управления организации, — ключевой фактор достижения конкурентных преимуществ. Качество имеет решающее значение при удовлетворении требований и ожиданий потребителей, партнеров, акционеров и других заинтересованных лиц. Сегодня многие компании, осознавая важность фактора качества в конкурентной борьбе как на внутреннем, так и на мировом рынке, разрабатывают собственные программы улучшения качества. Национальные премии в области качества — это механизм, использование которого помогает компаниям понять и принять философию качества. Успех мировых премий в области качества подталкивает многие страны к разработке национальных программ по качеству и учреждению собственных наград за качество.
В истории национальных наград за качество ключевую роль играют три широко известные и признанные во всем мире премии:
Успех премий выражается
в улучшении показателей
Учреждение Премии Правительства РФ в области качества явилось закономерным и давно ожидаемым событием как среди специалистов, так и среди руководителей предприятий и организаций, принявших для себя в качестве стратегической задачу коренного изменения подходов к менеджменту качества.
Прежде
чем рассматривать эти премии качества,
следует обратить внимание на различный
подход к вопросу качества в Европе, США
и Японии. В
Европе большое внимание уделяется в настоящее
время Системе Качества и соответственно
качеству процесса. Этот подход и лежит
в основе стандарта
ISO серии 9000. До 2000 года в США и в Японии
вопросы качества представлялись в более
высоком его понятии: качество, удовлетворяющее
потребителя (редакция стандартов ISO 2000
года сократило разрыв между европейским,
японским и американским подходами к качеству).
Требования по
ДАР и MBNQA выше, чем по EQA.
Организационные основы конкурсов. Премии по качеству, как правило, учреждаются с целью развития принципов качества для бизнеса, определения основных требований к построению конкурентоспособной организации, обмена информацией о лучшей деловой практике и бизнес-стратегиях. Премии по качеству инициируются преимущественно на государственном уровне и поэтому носят статус национальных. Методическое и организационно-техническое обеспечение конкурсов возлагается на правительственные или близкие к правительственным организации. Для проведения экспертной оценки конкурсантов привлекаются представители государственного управления, бизнеса и науки. Организаторы конкурсов качества присуждают премии в различных номинациях: для крупных промышленных предприятий, малых и средних компаний, отдельных бизнес-единиц, организаций сервиса и некоммерческого сектора, отдельно для сферы образования и здравоохранения.
Структура конкурсов на соискание премий качества приблизительно одинакова и включает следующие основные этапы:
1) подготовка отчета о деятельности компании и ее достижениях в области улучшения качества;
2) анализ и
оценка отчетов экспертами
3) определение лучших компаний по итогам оценки отчетов;
4) обследование и оценка лучших компаний на местах;
5) определение победителей конкурса;
6) оглашение
результатов и награждение
Эксперты премий оценивают, во-первых, используемые конкурсантом подходы, методы. Во-вторых, как эти подходы внедряются. И, наконец, как заявленные инициативы влияют на получаемые результаты. Один из важнейших элементов оценочного процесса, благодаря которому многие организации принимают решение об участии в конкурсе - экспертное заключение. Это независимый отчет, в котором оценивается текущее состояние компании, анализируются достигнутые результаты, указываются области, где необходимы первоочередные улучшения, даются рекомендации по совершенствованию деятельности. Кроме того, экспертное заключение содержит балльную оценку по каждой категории, которая позволяет конкурсанту сопоставить свой уровень с эталонным и с уровнем победителей, а также проследить динамику улучшений относительно прошлых показателей.
Критерии и модели премий. Каждая из премий имеет в основе модель, которую можно определить как модель TQM или модель совершенствования. Модель премии — это набор критериев (оценочных показателей), имеющих внутренние взаимосвязи и объединенных графической схемой. Обычно модель включает 6—9 основных критериев, с 6—32 уточняющими подкритериями. Содержание критериев отражает ключевые направления бизнеса, актуальные для построения конкурентоспособной организации с эффективной системой управления с точки зрения разработчиков той или иной премии. Критерии и модели премий постоянно пересматриваются с целью адаптировать их к изменяющимся условиям ведения бизнеса1.
Премии по качеству и малый бизнес. Когда мировые премии по качеству начинали свое развитие, основной акцент был сделан на крупные компании. Однако со временем премии по качеству превратились из конкурса в новый подход к управлению бизнесом, модели премий стали использоваться как независимый инструмент совершенствования. Все больше малых и средних компаний начали обращать внимание на премии по качеству. Малый бизнес играет важную роль в экономиках развитых стран, а его конкурентоспособность сегодня во многом зависит от качества, в том числе от качества управления. Именно поэтому руководители небольших компаний стали пристально следить за развитием современных подходов в менеджменте и премиями по качеству. Спрос, как правило, диктует предложение, поэтому организаторы многих национальных премий (Египет, Гонконг, Австралия, Чили, Великобритания и др. ), не только ввели отдельные конкурсные номинации для малого бизнеса, но и предлагают модели совершенствования, адаптированные к специфике этой категории предприятий. Европейская премия по качеству в 1997 г. предложила малому бизнесу упрощенную модель совершенствования для самооценки своей деятельности. Упрощенные критерии делают самооценку для малых компаний более понятной и, следовательно, более точной. Действительно, произвести оценку, например, показателя «Использование информации, полученной в результате измерений, исследований, познавательной и творческой деятельности, для разработки политики и стратегии» для малых компаний достаточно трудно.
Российская премия по качеству, Премия Правительства Российской Федерации в области качества, с 2002 г.также проводит оценку малых и средних компаний по упрощенной системе. Ее критерии содержат 23 оценочных показателя для компаний с численностью до 250 человек, в то время как для крупных компаний самооценка проводится по 32 показателям.
Принципы оценки и экспертное заключение. Процесс определения лауреатов той или иной премии по качеству включает, как правило, предварительный отбор по результатам экспертной оценки отчетов, предоставленных организациями на конкурс, обследование организаций на местах для подтверждения результатов, показанных на предварительной стадии, и окончательное решение экспертов по присуждению премии. Организации-участницы конкурсов представляют отчет о проведенной самооценке по критериям той или иной модели. Этот документ не должен превышать 70—90 страниц формата А4. Он включает краткую характеристику организации, информацию о деятельности соискателя по улучшению качества и о полученных в связи с этим результатах. Главы отчета, как правило, соответствуют критериям премии. Эксперты премий оценивают:
Один из
важнейших элементов оценочного процесса,
благодаря которому многие организации
принимают решение об участии в конкурсе,
— экспертное заключение. Это независимый
отчет, в котором оценивается текущее
состояние компании, анализируются результаты,
указываются области, где необходимы первоочередные
улучшения, даются рекомендации по совершенствованию
деятельности. Кроме того, экспертное
заключение содержит балльную оценку
по каждой категории, которая позволит
конкурсанту сопоставить свой уровень
с эталонным и с уровнем победителей, а
также проследить динамику улучшений
относительно прошлых показателей. Самооценка
организации по критериям премии — неотъемлемая
предварительная стадия каждого конкурса.
На основе самооценки организации-соискатели
составляют отчет, представляемый на первый
этап экспертизы. Однако самооценка на
базе моделей премии используется многими
организациями как отдельный метод управления.
И даже не участвуя в конкурсе, применение
критериев премии позволяет компании
получить всестороннюю картину своей
деятельности, оценить, удовлетворены
ли ее потребители, персонал, поставщики,
общество, и на этой основе определить
приоритетные направления совершенствования.
Самооценка организации на базе критериев
премии способствует систематизации и
структурированию системы управления
компанией. Самооценка проводится для
анализа бизнес-процесса и выявления областей,
требующих первоочередных улучшений в
условиях постоянно изменяющейся внешней
среды. В самооценке заложено одно из главных
свойств премий по качеству, которое делает
их не просто знаком признания заслуг,
а процедурой, помогающей организации
определить свои достижения и недостатки,
свои шансы на успех или задачи на будущее.
Однако желание руководителей компании
выразить одной цифрой уровень совершенства
компании и ее бизнес-подразделений может
дискредитировать саму идею самооценки
как мощного диагностического инструмента
улучшения деятельности организации .
Признание победителей. Победители премий
по качеству не получают какого-либо материального
вознаграждения. Победа в конкурсе — это,
в первую очередь, признание высокого
уровня развития компании, а премия по
качеству — символ:
Особую значимость национальным премиям придает тот факт, что награду вручают первые лица государства, в США — это президент, в России — Председатель Правительства или один из его заместителей. Вручение премий широко освещается в средствах массовой информации. В России, к сожалению, это событие зачастую проходит незамеченным для общественности и бизнес-сообщества. Непременным условием каждого конкурса является популяризация опыта компаний-победителей. Информация об успешных стратегиях совершенствования становится доступной после подведения итогов конкурса. Победители обязуются делиться своим опытом с другими компаниями, чтобы помочь им улучшить качество деятельности. Эта особенность мировых премий по качеству способствует развитию такого инструмента управления, как бенчмаркинг (эталонное сопоставление).
Бенчмаркинг.
Компании-лауреаты конкурсов на соискание
премий по качеству получают национальное
признание организации мирового класса,
а их бизнес-процессы, подходы и методы
управления становятся эталонными и рассматриваются
другими компаниями в качестве объектов
для бенчмаркинга. Благодаря премиям по
качеству многие компании узнают о бенчмаркинге
и потенциальных возможностях совершенствования,
которые появляются при инициировании
бенчмаркингового исследования. Японская
премия по качеству, например, учреждена,
чтобы способствовать открытости национального
бизнеса, обмену опытом между компаниями
внутри страны. Сотрудничество и обмен
опытом европейских организаций способствует
повышению их конкурентоспособности на
мировом рынке.
2.1 Премия Деминга
Премия Э. Деминга учреждена в Японии в
1951 году в честь выдающегося американского
специалиста по качеству – Эдварда Деминга
– одного из создателей японского «экономического
чуда», основоположника процесса возрождения
японской экономики. Эта награда является
высочайшей наградой в области качества.
Она учреждена на часть гонорара Деминга,
полученного от издания его книги в Японии
и чтения курса лекций для специалистов
и организаторов японской промышленности
в Токийском университете. К
этому времени контроль качества широко
применялся в японской промышленности,
а в некоторых компаниях даже трансформировался
во Всеобщий Контроль Качества компании
(Company Wide Quality Control — CWQC), базирующийся на
статистическом контроле качества (SQC).
Компании, которые награждались призом
Деминга за качество, достигали наибольших
успехов именно за счет эффективного внедрения
CWQC и были признанными лидерами не только
японской, но и мировой промышленности.
Приз Деминга присуждался также отдельным
лицам или группам, внесшим значительный
вклад в развитие и популяризацию контроля
качества. Подача заявлений на получение
приза Деминга похожа на экзамен. Претендент
выдержит экзамен только в том случае,
если спроектированное и примененное
им управление качеством в наибольшей
степени соответствует именно его типу
и размеру бизнеса, давая наибольший эффект
в конкретном случае. Если до 1984 г. рассматривались
только японские компании и наиболее отличившиеся
люди этой страны, то в 1984 г. Комитетом
по присуждению приза Деминга было принято
решение о присуждении приза Деминга и
для зарубежных компаний, для чего был
учрежден специальный приз Японского
Комитета — приз Деминга для зарубежных
компаний (The Deming Application Prize for Oversea Companies
— DAPOC), условия присуждения которого были
объявлены впервые в 1987 г. О высоких требованиях,
предъявляемых этим призом, говорит тот
факт, что за период с 1987 по 1994 гг. только
две зарубежные компании были отмечены
призом Деминга. Одной из них стала компания
Florida Power & Light в США, которая получила
DAPOC в 1989 г. за свою программу качества
под названием "Процесс улучшения качества"
(Quality Improvement Process), практическое применение
которой началось в этой компании в 1981
г. Как отмечалось Японским Комитетом
по присуждению приза Деминга, эта программа
представляет собой "никогда не заканчивающее
путешествие в качество, базирующееся
на принципах удовлетворения потребителя,
цикла Деминга PDCA, управления только на
основании фактов и уважении людей"2.
Второй компанией была Philips Taiwan со штаб-квартирой
в г.Тайпей (Тайвань), производящая всевозможную
электронную продукцию и насчитывающая
около 8200 рабочих. Эта компания была удостоена
приза Деминга в 1991 г. за наиболее успешное
практическое применение Всеобщего Контроля
Качества среди зарубежных компаний.
Программа Всеобщего Контроля
Качества, начатая этой компанией в 1985
г., включала: политику; организацию и
ее управление; образование и распространение
знаний; сбор, распространение и использование
информации о качестве; анализ; стандартизацию;
контроль; обеспечение качества; результаты;
планирование на будущее. Эта программа,
по мнению Комитета по присуждению приза
Деминга, в наибольшей степени соответствовала
на период начала 1990-х годов японской идеологии
CWQC. Среди 129 компаний Японии, которые получили
приз Деминга в период с 1951 по 1993 гг., такие
всемирно известные компании, как Nippon
Electric Co., Kawasaki Steel, Hitachi Ltd., Fugi Photo Film Ltd., Nissan
Motor Co., Toyota Limited, Kansai Electric Power Company и Fuji Xerox
Co.
В настоящее время Японский
Комитет по присуждению премий Деминга
присуждает пять следующих премий: