Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 15:29, курсовая работа
Актуальность в теме капиллярные явления заключается в том, что эти явления очень распространены. И если внимательно посмотреть, то можно их увидеть, даже невооруженным глазом. Просто мы не знаем, что эти явления называются капиллярными.
Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы капиллярного поднятия жидкости
1.1. Поверхностное натяжение σ жидкостей………………………… 6
1.2. Краевой угол смачивания. Мениск……………………………… 11
1.3. Смачивание. Несмачивание……………………………………… 13
1.4. Капиллярные явления……………………………………………. 19
1.5. Силы, возникающие на кривой поверхности жидкости……….. 22
Глава 2. Капиллярное поднятие жидкости……………………………….. 27
2.1. Жидкость. Капиллярное поднятие в узкой трубке. Формула Жюрена………………………………………………………………………….. 28
2.2. Уравнение Кельвина………………………………………………..... 31
Глава 3. Общие вопросы методики преподавания физики
3.1. Методика преподавания физики, как педагогическая наука……… 32
3.2. Методы исследования, применяемые в методике преподавания физики…………………………………………………………………………… 34
3.3. Структура и содержание курса физики……………………………... 35
3.4. Проблемное обучение физики……………………………………….. 38
Глава 4. Изучение капиллярных явлений жидкостей в школе………… 40
Глава 5. Опыт с капиллярным поднятием жидкости……………………. 43
Заключение…………………………………………………………………….. 48
Список использованной литературы………………………………………. 49
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Тувинский государственный университет»
Физико-математический факультет
Кафедра
физики
Курсовая работа по теории и методике обучения физики на тему
«Изучение капиллярных явлений
жидкостей
в школе»
Выполнила: студентка 4-го курса
3-ей группы ФМФ
Кара-Сал Айнаш В.
Подпись студента______________
Научный руководитель: к.ф-м. н.,
доцент Хворов Ю.А
«____»__________________2010 г.
Оценка «____________________»
Подпись преподавателя ________
Кызыл
2010
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы капиллярного поднятия жидкости
Глава 2. Капиллярное поднятие жидкости……………………………….. 27
2.1.
Жидкость. Капиллярное поднятие в узкой
трубке. Формула Жюрена………………………………………………………………
2.2.
Уравнение Кельвина………………………………………………....
Глава 3. Общие вопросы методики преподавания физики
3.1. Методика преподавания физики, как педагогическая наука……… 32
3.2.
Методы исследования, применяемые в методике
преподавания физики………………………………………………………………
3.3. Структура и содержание курса физики……………………………... 35
3.4. Проблемное обучение физики……………………………………….. 38
Глава 4. Изучение капиллярных явлений жидкостей в школе………… 40
Глава 5. Опыт с капиллярным поднятием жидкости……………………. 43
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………. 49
Введение
Актуальность в теме капиллярные явления заключается в том, что эти явления очень распространены. И если внимательно посмотреть, то можно их увидеть, даже невооруженным глазом. Просто мы не знаем, что эти явления называются капиллярными.
Явления капиллярности чрезвычайно распространены в природе и играют большую роль в самых разнообразных процессах.
Проникновение воды в почву и во всякого рода пористые материалы происходит за счет капиллярности. На капиллярности основано действие фитилей, впитывание воды гигроскопической ватой [13].
Достаточно сказать что, например, такой процесс, как проникновение влаги из почвы в растения, в стебли и листья проходит благодаря капиллярности. Клетки образуют капиллярные каналы. В коре дерева имеются, капиллярные каналы и по ним происходит подъем воды из почвы и распространение влаги по всему дереву.
Подъем влаги из глубоких слоев почвы также вызываются капиллярностью. Обработка почвы для предотвращения высыхания состоит в том, что разрушается корка на поверхности почвы. В корке образуются капиллярные каналы, по ним влага поднимается из глубины на поверхность и испаряется. Если же разрушить эту корку, то капиллярные каналы закрываются, и испарение влаги из почвы значительно замедляется. Для получения хороших урожаев всегда следят за тем, чтобы не образовалась корка на почве.
К капиллярным процессам относятся такие явления, как движение влаги по стенам; сырость в некоторых домах бывает по той причине, что влага по стенам поднимается вверх на большую высоту и проникает в квартиры.
Процессы, связанные с кровообращением, тоже определяются капиллярностью. Кровеносные сосуды являются капиллярами [11].
Капиллярные
явления имеют чрезвычайно
Остановимся
на одном из них, наиболее ярко характеризующем
практическую значимость поверхностных
свойств веществ. В капилляре переменного
сечения капля смачиваемой жидкости под
воздействием разности лапласовских давлений
втягивается в сторону его утончения (рис.1).
Рис.
1. Капля в капилляре
переменного сечения.
Этим объясняется так называемое расклинивающее действие смачиваемых жидкостей: жидкости, проникая в микротрещины, увеличивают их и тем самым понижают прочность твердых тел. На основе использования расклинивающего действия были разработаны чрезвычайно эффективные методы обработки различных материалов. Так, например, при шлифовании меди корундовым порошком в воде съем металла при одинаковой затрате работы возрастает более чем в два раза, если в воду введено несколько процентов масляной кислоты [12].
Целью
данной работы является изучение капиллярных
явлений.
Задачи:
Известно, что маленькая капля воды растекается по чистой поверхности стеклянной пластинки, покрывая ее тонким слоем. В тоже время капля воды на парафинированной пластинке, как и на поверхности листьев некоторых растений, не растекается, а имеют почти правильную форму шара.
Расплавленная капелька олова, помещенная на деревянную подставку, принимает форму шара. Но если провести паяльником с каплей олова по чистой меди, то олово растечется по медному листу, подобно тому, как вода растекается по поверхности чистого стекла.
Жидкость, которая растекается тонкой пленкой по твердому телу, называют смачивающей данное твердое тело. Жидкость, которая не растекается, а стягивается в каплю, называется не смачивающей это тело.
На
границе с твердым телом
Капиллярные явления впервые были открыты и исследованы Леонардом да Винчи (1561г.). Затем исследованы Б. Паскалем (XVII в.) и Д. Жюреном (XVIII в.) в опытах с капиллярными трубками [3].
Глава 1. Теоретические основы капиллярного
поднятия жидкости
1.1.
Поверхностное натяжение
σ жидкостей
Поверхность жидкости, прикасающейся с другой средой, например с ее собственным паром, с какой-либо другой жидкостью или с твердым телом (в частности, со стенками сосуда, в котором она содержится), находится (рис. 2) в особых условиях по сравнению с остальной массой жидкости [5].
Рис. 2. Молекулы, находящие на пограничном
слое
жидкости и в глубине.
Возникают эти особые условия потому, что молекулы пограничного слоя жидкости, в отличие от молекул в ее глубине, окружены молекулами той же жидкости не со всех сторон (рис. 2). Часть «соседей» поверхностных молекул - это частицы второй среды, с которой жидкость граничит. Она, эта среда, может отличаться от жидкости, как природой, так и плотностью частиц. Имея же разных соседей, молекулы поверхностного слоя и взаимодействуют с ними различным образом. Поэтому силы, действующие на каждую молекулу в этом слое, оказываются неуравновешенными: существует некоторая равнодействующая сила, направленная либо в сторону объема жидкости, либо в сторону объема граничащей с ней среды. Вследствие этого перемещение молекулы из поверхностного слоя вглубь жидкости или вглубь среды, с которой она граничит, сопровождается совершением работы (внутри жидкости молекулы, со всех сторон окруженные точно такими же частицами, находятся в равновесии, и их перемещение не требует затраты работы). Величина и знак этой работы зависят от соотношения между силами взаимодействия молекул поверхностного слоя со «своими» же молекулами и с молекулами второй среды.
В случае если жидкость граничит со своим собственным паром (насыщенным), т. е. в случае, когда мы имеем дело с одним веществом, сила, испытываемая молекулами поверхностного слоя, направлена внутрь жидкости. Это объясняется тем, что плотность молекул в жидкости много больше, чем в насыщенном паре над жидкостью, и поэтому сила притяжения, испытываемая молекулой поверхностного слоя со стороны молекул жидкости, больше, чем со стороны молекул пара.
Поверхностные явления – совокупность явлений обусловленных тем, что силы взаимодействия между частицами, составляющими тело, не скомпенсированы на его поверхности [13].
Представим себе, что по тем или иным причинам поверхность жидкости увеличивается (растягивается). Это значит, что некоторое количество молекул переходит из объема жидкости в поверхностный слой. Для этого, надо затратить внешнюю работу, другими словами, увеличение поверхности жидкости сопровождается отрицательной работой. Наоборот, при сокращении поверхности совершается положительная работа.
Если при постоянной температуре обратимым путем изменить поверхность жидкости на бесконечно малую величину , то необходимая для этого работа
(1).
Знак минус указывает на то, что увеличение поверхности ( >0) сопровождается отрицательной работой.
Коэффициент σ является основной величиной, характеризующей свойства поверхности жидкости, и называется коэффициентом поверхностного натяжения (σ>0). Следовательно, коэффициент поверхностного натяжения измеряется работой, необходимой для увеличения площади поверхности жидкости при постоянной температуре на единицу. Очевидно в системе СИ он имеет размерность Дж/м2.
Из сказанного ясно, что молекулы поверхностного слоя жидкости обладают избыточной по сравнению с молекулами, находящимися в объеме жидкости, потенциальной энергией. Обозначим ее Us. Эта энергия, как всегда, измеряется работой, которую могут совершить молекулы поверхности, перемещаясь внутрь жидкости под действием сил притяжения со стороны молекул в объеме жидкости.
Поскольку энергия Us обязана своим происхождением наличию поверхности жидкости, то она должна быть пропорциональна площади S поверхности жидкости
Us=σS, (2)
тогда изменение площади поверхности dS повлечет за собой изменение потенциальной энергии
(3)
которое сопровождается работой
(4)
в полном соответствии с (3) [3].
Это выражение можно получить, приравнивая работу, совершаемую внешними силами при увеличении площади поверхности горизонтальной пленки (рис. 3), приращению поверхностной энергии
Информация о работе Изучение капиллярных явлений жидкостей в школе