Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 19:11, реферат
Физическая культура возникла одновременно с общей культурой на ранних ступенях развития цивилизации. На первых порах средства физической культуры отражали материальный уровень жизни человека, следовали, как правило, из природных форм движения (ходьбы, бега по пересеченной местности, метание камней и палок, прыжков, плавание и т.д.) и использовались, главным образом, для подготовки людей к существованию.
РЕФЕРАТ
на тему: "Значение физкультуры и спорта в жизни человека"
Физическая культура возникла одновременно с общей культурой на ранних ступенях развития цивилизации. На первых порах средства физической культуры отражали материальный уровень жизни человека, следовали, как правило, из природных форм движения (ходьбы, бега по пересеченной местности, метание камней и палок, прыжков, плавание и т.д.) и использовались, главным образом, для подготовки людей к существованию.
С развитием общества и ценностей развивает как общая, так и физическая культура. При этом степень развития одной значительно сказывается на выраженность второй.
Одновременно с развитием общества физическая культура выдвигался от общей культуры в самостоятельную отрасль. Уже в первоначальной обществе она приобретает целенаправленный характер и для подготовки к выполнению отдельных видов деятельности. В это время возникает и один из основных ее компонентов - физическое воспитание, целью которого было развитие двигательных качеств, морально-волевых, умственных и других способностей, а также профессионально-прикладных навыков и т.д…
На современном этапе развития общества физическая культура - это самостоятельная и особая отрасль общей культуры, которая направлена, главным образом, на укрепление здоровья человека, продолжение его творческой активности и жизни, а также на совершенствования ее всестороннего и гармоничного развития и использования приобретенных качеств в общественной, трудовой и других видах деятельности.
Главными факторами всестороннего развития, прежде всего, является развитие всех видов деятельности человека и умение использовать их в повседневной жизни. Степень их выраженности назначается многими факторами, главными из которых являются проявление различности содержания, форм, методов и средств деятельности человека и их оптимальные сочетания.
В своей основе физическая культура, как и любая из видов куль-туры, имеет духовную и материальную формы выражения, его духовная сторона проявляется в росте общего интеллекта человека-, в изменении ее психоэмоционального состояния, умственных способностей, в приобретении научно- теоретических знаний в области физической культуры и спорта, других гуманитарных и биологических наук (психологии, педагогики, социальной психологии, анатомии, физиологии, гигиены, биомеханики) и их рациональное использование в повседневной жизни.
Материальная форма проявления физической культуры - это раз-ток физических качеств человека, изменения структурно-функциональных параметров человеческого организма в целом и его отдельных систем и органов, а также выражение функционального взаимосвязи между ними.
Степень выражения, как духовной, так и материальной форм проявления физической культуры зависит от уровня развития общества (социального, политического, экономического, научного, духовного т.п.), а также наличия и состояния материальной базы (стадионов, бассейнов, спортивных кортов и площадок, залов, дворцов, спортивных приборов и инвентаря, спортивной формы и т.д.).
В зависимости от того, в какой сфере деятельности используется физическая культура, она получает соответствующее название: "дошкольная физическая культура", "школьная физическая культура", "физическая куль-тура в профессионально-технических училищах и специальных средних учебных заведениях "," физическая культура в вузах "," лечебная физическая культура "," производственная физическая культура "," личная физическая культура "и другие.
Таким образом, можно считать, что физическая культура - это совокупность достижений общества в создании и рациональном использовании специальных средств, методов и условий целенаправленного совершенствования человека.
Основными показателями развития физической культуры на данном этапе развития нашего государства, как это сказано в главе 2 "О физической культуре и спорте", является уровень здоровья, физическое развитие и подготовленность различных слоев населения; степень использования физической культуры в различных сферах деятельности, уровень развития системы физического воспитания, уровень развития самодеятельного массового спорта; уровень обеспеченности квалифицированными кадрами, уровень внедрения в физическую культуру достижений научно-технического прогресса; отражения явлений физической культуры в средствах массовой информации, в произведениях искусства и литературы; материальная база, уровень спортивных достижений и другие.
Согласно функцией влияния физического воспитания на людей, различают две ее неразрывно связанные стороны: физическое образование и физическое совершенствование организма, осуществляемых посредством развития физических качеств.
Физическое образование - это умение управлять движениями своего тела и отдельными его частями (головы, туловища, рук, ног и т.д.) как в пространстве, так и во времени, выделение отдельных движений из числа Многих, сравнение их между собой, управления ими и рациональное их сочетание с целью эффективного использования в условиях жизнедеятельности человека. Иными словами, в основе физической Просвещение ты лежит усвоение как теоретических, так и практических знаний с использованием двигательных умений и навыков в различных условиях жизнедеятельности.
Физическое совершенствование характеризуется состоянием здоровья и всесторонним развитием человека, к которому относятся состояние развития физических качеств и формирование двигательных умений, общий уровень работоспособности, морфофункциональные изменения организма и его отдельных систем и органов, усвоения специальной системы знаний и т.п.. Так, например, под влиянием системой климатических занятий физическими упражнениями развивается быстрота, скоростно-силовые качества, сила, выносливость, гибкость, ловкость и т.д.; совершенствуется по форме, строению и функцией тело человека и его отдельные органы и системы (увеличивается масса мышечной и костной тканей, возрастает масса легких, их дыхательный объем и жизненная емкость, увеличиваются мышечная масса и объем сердца, выброс крови из него и т.д.). Диапазон возможностей при этом большой. Однако, следует отметить, что как развитие физических качеств, так и совершенствования формы, строения и функции организма обусловлены природными задатками человека, которыми наделена она по наследству. А потому совершенствовать развитие духовых качеств, строение тела нельзя определенных показателей.
В практике физическое воспитание очень часто носит правильный прикладной характер, т.е. направлено на определенную трудовую деятельность. В таких случаях пользуются термином "физическая подготовка". Это относится, например, к физического воспитания пожарного подводника, космонавта, альпиниста и т.п…
Для формирования физически здоровой и всесторонне развитого человека возникла система физического воспитания. Она включает в себя идеологические, научные, методические, организационные, правовые, нормативной, контролирующие и другие элементы.
В отдельных систем и органов (особенно это заметно при сравнении дыхательной и сердечно-сосудистой систем), значительно хуже защитная функция организма относительно различных патогенных факторов. Отсутствие движения значительно отражается на физической и умственной работоспособности, на функции всего организма.
Как было отмечено выше, другой потребностью возникновения системы физического воспитания является укрепление здоровья. Издавна известно (на это обращали большое внимание врачи, философы, ученые, поэты), что занятия физическими упражнениями способствуют улучшению здоровья человека. Особенно придавалось большого значения физическим упражнениям в древнем Китае, Индии, Греции, Римской империи и т.д.. Так, например, в Китае при большинстве заболеваний (в особенности сердечно-сосудистой и дыхательной систем) вместе с лекарствами приписывался, как правило, занятия физическими упражнениями, водными процедурами и т.д…
Особое значение приобретают занятия физической культу-рой и спортом на современном этапе в связи с ограничением двигательного-ной активности, с вытеснением из нашей жизни мышечных усилий, что рядом с нервными напряжениями, стрессовыми ситуациями, над остаточной весом и другими факторами способствуют развитию различных заболеваний, особенно сердечнососудистых и нервных.
Выявлено, что систематические занятия физическими упражнениями предотвращают болезней, улучшают иммунную систему, а также ускоряют восстановление функций всех систем и органов человеческого организма. Наиболее положительный результат дают за-понятия физическими упражнениями на сердечнососудистую, дыхательную, нервную и другие системы. Однако следует помнить, что физические упражнения должны оздоровительный эффект только при правильном подборе их в соответствии с заболевания и правильном их дозировке. При этом также нужно учитывать возраст, пол, физическую подготовленность и работоспособность, функциональные возможности организма, тяжесть заболевания и т.п..
Физическая культура и спорт - действенные средства для воспитания всесторонне гармоничного развития личности, которые сочетают в себе образовательную, оздоровительную, воспитательную и другие звенья.
Образовательная сторона направлена, прежде всего, на усвоение теоретических знаний в области физического воспитания и спорта, овладения двигательными умениями и навыками, которые необходимы в жизни, и использования в практической деятельности. Это знание о развитии физической культуры и спорта, их влияние на организм человека и различные стороны деятельности, это осознанное усвоение двигательных умений и навыков, их применение в жизни.
Связь умственного воспитания с физической культурой и спортом - многосторонний. На занятиях физическими упражнениями приобретаются знания о рациональный способ выполнения двигательного действий, применение в том или ином виде деятельности. По-понятия физической культурой и спортом помогают развитию памяти, особенно двигательной и зрительной, совершенствованию внимания, ее точности и качества. В хорошо подготовленного человека меньшее время реакции переключение от одной действия к другому, лучше умственная работоспособность и ее устойчивость, большее количество смысловых операций за определенный промежуток времени. Восстановление общей и умственной работоспособности проходит значительно быстрее и эффективность нише, когда умственная деятельность чередуется с физической. Однако следует помнить, что только оптимальные физические нагрузки по положительная влияют на все вышеперечисленные проявления.
Одним из основных показателей всесторонне гармоничного развития человека является его здоровье. Его сохранения и укрепления, повышение уровня физической подготовленности и работоспособности, творческой активности - социальные задачи нашей страны в области физической культуры и спорта. Физическое состояние человека зависит от многих факторов, основными из которых являются природные (наследственность, морфофункциональные особенности и др.) и социальные (условий жизни, производственная деятельность). Физическое развитие человека-это управляемый процесс. С помощью специально организованных спортивных мероприятий и занятий физическими упражнениями, рационального питания, режима труда и отдыха, других факторов, можно в значительной степени изменять показатели двигательной активности (силу, скорость, выносливость, гибкость, ловкость и т.д.), телосложение, физическую функциональную подготовленность, совершенствовать регуляторные функции нервной системы, увеличивать структурные параметры и улучшать функциональные возможности всех систем и органов человеческого организма, особенно дыхательной и сердечно-сосудистой. Показателем физического развития человека считают телосложение и развитие его двигательных качеств.
Занятия физическими упражнениями улучшают процесс реакций организма при старении, является мерой его течения, замедляют инволюции дыхательной системы и тем самым продлевают жизнь и творческую активность человека.
Воспитательная сторона всесторонне гармоничного развития обеспечивает социальное формирование личности в соответствии с социального состояния общества. Сюда относятся патриотическое, морально-волевое, эстетическое воспитание.
Занятия физической культурой и спортом, выступления на соревновании, особенно большого ранга (первенства Европы, мира, олимпийские игры и пр.) воспитывают любовь к Родине, за которую выступает коллектив, где воспитывался спортсмен, уважение к тренеру. Особенно эти чувства проявляются при поднятии национального флага и исполнения государственного гимна.
Во время занятий физическими упражнениями и спортом развиваются и такие качества: сила воли, смелость, самообладание, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, дисциплина, подчинений своих поступков целью команды и коллектива, волевые усилия усталости на тренировочных занятиях и соревнованиях, преодоления различных трудностей (боль, нежелание тренироваться или соревноваться т.п.), преодоление отрицательных эмоций, нервно-стрессовых явлений (травмы, встреча с известным сильным соперником и т.п.). В особенности проявляются эти черты характера на спортивных соревнованиях, где судьба победы коллектива зависит индивидуально от каждого участника команды. В спортивной борьбе, как нигде раскрываются и воспитываются такие черты характера, как благоразумие, благородность, порядочность, честность, доброжелательность, уважение к сопернику, честная борьба и т.д…
Информация о работе Значение физкультуры и спорта в жизни человека