Многообразие форм физического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 13:43, реферат

Краткое описание

Физическое воспитание в вузе проводится на протяжении всего периода обучения студентов и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания студентов. Учебные занятия являются основной формой физического воспитания в высших учебных заведениях.

Содержание

1. Введение…………………………………………………….……2
2. Формы физического воспитания студентов…………………...3
2.1 Урочные формы……………………………….......………….....3
2.2 Спортивные тренировки………………………………………11
2.3 Формы самостоятельных занятий…………………………….14
3. Заключение……………………………………………………..21
4. Список использованной литературы……………………….....22

Вложенные файлы: 1 файл

Многообразие основних форм физ воспитания студентов.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

  1. Введение…………………………………………………….……2
  2. Формы физического воспитания студентов…………………...3
    1. Урочные формы……………………………….......………….....3
    2. Спортивные тренировки………………………………………11
    3. Формы самостоятельных занятий…………………………….14
  3. Заключение……………………………………………………..21
  4. Список использованной литературы……………………….....22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Физическое  воспитание в вузе проводится на протяжении всего периода обучения студентов  и осуществляется в многообразных  формах, которые взаимосвязаны, дополняют  друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания студентов. Учебные занятия являются основной формой физического воспитания в высших учебных заведениях.

Самостоятельные занятия  способствуют лучшему усвоению учебного материала, позволяют увеличить  общее время занятий физическими упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения физической культуры и спорта в быт и отдых студентов. В совокупности с учебными занятиями правильно организованные самостоятельные занятия обеспечивают оптимальную непрерывность и эффективность физического воспитания. Эти занятия могут проводиться во внеучебное время по заданию преподавателей или в секциях. Физические упражнения в режиме дня направлены на укрепление здоровья повышения умственной и физической работоспособности, оздоровление условий учебного труда, быта и отдыха студентов, увеличение бюджета времени на физическое воспитание.

Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия  направлены на широкое привлечение  студенческой молодёжи к регулярным занятиям физической культурой и спортом, на укрепление здоровья, совершенствование физической и спортивной подготовленности студентов. Они организуются в свободное от учебных занятий время, в выходные и праздничные дни, в оздоровительно-спортивных лагерях, во время учебных практик, лагерных сборов, в студенческих строительных отрядах. Эти мероприятия проводятся спортивным клубом вуза на основе широкой инициативы и самодеятельности студентов, при методическом руководстве кафедры физического воспитания и активном участии профсоюзной организации вуза.

 

Формы физического воспитания студентов

На основе государственных  стандартов высшего профессионального  образования вузы самостоятельно (с  учетом содержания примерной учебной  программы по физической культуре, местных условий и интересов обучающихся) определяют формы занятий физической культурой. В настоящее время используются обязательные урочные (учебные) и неурочные формы занятий.

 

Урочные формы

Учебные занятия  — основная форма физического воспитания. Они имеются в учебных планах вуза (учебная дисциплина «Физическая культура») на всех факультетах. Учебные занятия могут быть:

• теоретические, практические, контрольные;

• элективные практические занятия (по выбору) и факультативные;

• индивидуальные и индивидуально-групповые дополнительные занятия (консультации);

* самостоятельные  занятия по заданию и под  контролем преподавателя.

Обязательный  теоретический раздел программы  излагается студентам в форме  лекций (в отдельных случаях на групповых занятиях). Практический раздел состоит из двух подразделов: методико-практического и учебно-тренировочного. Практический раздел реализуется на учебных занятиях различной направленности, а в спортивном учебном отделении — на учебно-тренировочных занятиях.

Индивидуальные, индивидуально-групповые дополнительные занятия (консультации) проводятся по назначению и по расписанию кафедры  физического воспитания для студентов, не справляющихся с зачетными  требованиями, а также для желающих углубить свои знания и практические навыки.

Физическое  воспитание в режиме учебной работы студентов регламентируется учебными планами и программами, которые  разрабатываются и утверждаются Министерством высшего образования  РФ. Государственная программа физического  воспитания определяет обязательный для студентов всех вузов объем физкультурных знаний, двигательных умений, навыков и уровень развития физических качеств.     

 Программа  по физическому воспитанию студентов  содержит три основных раздела:  теоретический, практический, контрольный.     

Теоретический раздел. 

Материал раздела  предусматривает овладение студентами системой научно-практических и специальных  знаний, необходимых для понимания  природных и социальных процессов  функционирования физической культуры общества и личности, умения их адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального развития, совершенствования, организации здорового стиля жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности. Теоретический раздел формирует мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение к физической культуре.

Лекционный  курс читается по следующим темам: «Физическая  культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов», «Социально-биологические  основы физической культуры», «Основы здорового образа жизни студента», «Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности», «Общая и спортивная подготовка в системе физического воспитания», «Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями», «Спорт. Индивидуальный выбор вида спорта или оздоровительных систем физических упражнений», «Особенности занятий избранным видом спорта или оздоровительной системой физических упражнений», «Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом», «Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов».

Кроме этого  студенты получают и углубляют знания на практических занятиях и путем  самостоятельного изучения рекомендуемой литературы.    

 

 

 Практический  раздел. 

Учебный материал данного  раздела направлен на повышение  уровня функциональных и двигательных способностей, на формирование необходимых  качеств и свойств личности, на овладение методами и средствами физкультурно-спортивной деятельности, на приобретение в ней личного опыта обеспечивающего возможность самостоятельно, целенаправленно и творчески использовать средства физической культуры и спорта.

 Практический  раздел программы реализуется  на методико-практических и учебно-тренировочных занятиях в учебных группах.

Методико-практические занятия предусматривают освоение студентами основных методов и способов формирования учебных, профессиональных и жизненных умений и навыков  средствами физической культуры и спорта.

Деятельность студентов на этих занятиях направлена на творческое овладение методами, обеспечивающими достижение практических результатов. Каждое методико-практическое занятие согласуется с соответствующей теоретической темой.

Программой  предусматривается следующий перечень обязательных методико-практических занятий, связанных с лекционным курсом:       

- методики эффективных  и экономичных способов овладения  жизненно важными умениями и  навыками (ходьба, бег, передвижения  на лыжах, плавание);      

- простейшие  методики самооценки работоспособности, усталости, утомления и применения средств физической культуры для их направленной коррекции;      

- методика составления  индивидуальных программ физического  воспитания и занятий с оздоровительной,  рекреационной и восстановительной направленностью (медленный бег, плавание, прогулки и т.д.);      

- основы методики  самомассажа;      

- методика коррегирующей  гимнастики для глаз;      

- методика составления  и проведения самостоятельных  занятий физическими упражнениями, гигиенической или тренировочной направленности;      

- методы оценки  и коррекции осанки и телосложения;       

- методы самоконтроля  состояния здоровья и физического  развития (стандарты, программы,  формулы и др.);      

- методы самоконтроля  за функциональным состоянием организма (функциональные пробы);      

- методика проведения учебно-тренировочного занятия;      

-методы самооценки специальной физической и спортивной подготовленности по избранному виду спорта (тесты, контрольные задания);      

- методика индивидуального подхода и применения средств для направленного развития отдельных физических качеств;      

-основы методики организации судейства соревнований по избранному виду спорта;      

-методы регулирования психоэмоционального состояния, применяемые при занятиях физической культурой и спортом;      

- средства и  методы мышечной релаксации в  спорте;      

-методика самостоятельного освоения отдельных элементов профессионально-прикладной физической подготовки;      

- методика проведения  производственной гимнастики с учетом заданных условий и характера труда.    

 Учебно-тренировочные  занятия направлены на приобретение  опыта творческой практической  деятельности, достижение высоких  результатов в избранном виде  спорта, развитие самодеятельности  в целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей, направленного формирования качеств и свойств личности.

Средствами  практического раздела, направленными  на обеспечение необходимой двигательной активности студентов, достижение и поддержание оптимального уровня физической и функциональной подготовленности в период обучения в вузе, являются отдельные виды легкой атлетики (в основном беговые и прыжковые), плавание, спортивные игры, лыжные гонки, туризм, упражнения профессионально-прикладной физической подготовки и силовой направленности.

Практический  раздел предусматривает как обучение занимающихся новым двигательным действиям, так и воспитание физических качеств.

 

 

     Контрольный раздел. 

Материал раздела направлен  на дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов. Контрольные занятия обеспечивают оперативную, текущую и итоговую информацию об уровне освоения теоретических, практических и методических знаний-умений, о состоянии и динамике физического развития, физической и профессионально-прикладной подготовленности каждого студента. В качестве критериев результативности учебно-тренировочных занятий выступают зачетные требования и практические нормативы, изложенные в примерной учебной программе для высших учебных заведений, а также дополнительные тесты, разрабатываемые кафедрой физического воспитания вуза с учетом специфики подготовки специалистов в данном учебном заведении.

Сочетание двигательных нагрузок с умственной деятельностью осуществляется эффективно, если учитываются следующие принципиальные положения:

1. Занятия физическими упражнениями (обязательные и самостоятельные), как правило, должны содержать в первой половине каждого семестра 70 - 75% упражнений, направленных на развитие скоростных способностей, скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости. Интенсивность нагрузки у студентов по ЧСС может доходить до 160 - 170 уд./мин.

Во второй половине каждого семестра примерно 70 - 75% применяемых  средств необходимо использовать для воспитания силы общей и силовой выносливости. Причем интенсивность в этот период несколько снижается (ЧСС доходит до 150 уд./мин).

Такое построение учебных и самостоятельных занятий  оказывает стимулирующее влияние  на умственную работоспособность студентов.

2. На занятиях  физического воспитания, проводимых  как первая пара, целесообразно  использовать нагрузки малой  интенсивности (ЧСС = 110 - 130 уд./мин)  или средней интенсивности (ЧСС  в диапазоне 130 - 150 уд./мин). Оптимальная  моторная плотность находится в пределах 50 - 60%. Основное назначение таких занятий - обеспечение сокращения периода врабатывания в умственную деятельность, что в конечном счете стимулирует и удлиняет период высокой работоспособности и обеспечивает лучшее усвоение учебного материала. Занятия с такими нагрузками позволяют сохранить хорошую умственную активность до конца учебного дня, включая самоподготовку.

В случае, когда  урок физического воспитания проводится на 3 - 4-й паре, ЧСС не должна превышать 150 - 160 уд./мин. Большие нагрузки для групп с невысокой физической подготовленностью планировать нецелесообразно.

3. Проведение  физкультурных занятий 2 раза  в неделю с малотренированными  студентами и нагрузками большой  интенсивности существенно снижает  умственную деятельность в течение учебной недели. Поэтому важно учитывать уровень физической подготовленности при планировании физических нагрузок, чтобы не привести к снижению умственной активности.

4. Занятия различными  видами спорта по-разному оказывают  воздействие на умственную работоспособность. Так, с одной стороны, игровые виды и единоборства предъявляют повышенные требования к психике. Это обусловлено повышенным функционированием эмоционально-психических механизмов. Следствием таких занятий является снижение умственной активности. С другой стороны, непродолжительные игровые эмоциональные нагрузки стимулируют учебную деятельность. Наилучший эффект достигается тогда, когда содержание физкультурных занятий достаточно разнообразно, а не монотонно.

Информация о работе Многообразие форм физического воспитания