Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 18:45, курсовая работа
В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, – лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.
Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические аспекты использования нетрадиционных физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста……6
1.1Состояние проблемы использования нетрадиционных
физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста в научно-методической литературе…………………………………………..6
1.2Характеристика альтернативных физкультурных занятий нетрадиционной направленности в работе с детьми 6-7 лет………………8
Выводы по главе 1…………………………………………………………… 18
Глава 2. Практическое обоснование использования нетрадиционных физкультурных занятий в старшем дошкольном возрасте……………….19
2.1 Нетрадиционные формы занятий по физическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста. …………………………………..19
2.2 Анализ программ ДОУ…………………………………………………. 28
Выводы по главе 2…………………………………………………………… 34
Заключение…………………………………………………………………… 35
Список использованной литературы………………………………………... 36
Приложения…………………………………………………………………… 38
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» в г. Таре
(филиал ОмГПУ в г.Таре)
Кафедра общей педагогики
Курсовая работа
по
направлению «Педагогическое
профиль «Физическая культура детей дошкольного возраста»
Нетрадиционные формы физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста
Тара-2013
Оглавление
Введение………………………………………………………… |
3 |
Глава 1. Теоретические аспекты использования нетрадиционных физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста…… |
6 |
физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста в научно-методической литературе………………………………………….. |
6 |
|
8 |
Выводы по главе 1…………………………………………………………… |
18 |
Глава 2. Практическое обоснование использования нетрадиционных физкультурных занятий в старшем дошкольном возрасте………………. |
19 |
2.1 Нетрадиционные формы занятий по физическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста. …………………………………... |
19 |
2.2 Анализ программ ДОУ…………………………………………………. |
28 |
Выводы по главе 2…………………………………………………………… |
34 |
Заключение…………………………………………………… |
35 |
Список использованной литературы………………………………………... |
36 |
Приложения…………………………………………………… |
38 |
Введение
В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, – лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества [2].
Физическое
здоровье – основополагающее условие
духовного и нравственного
Физкультурное занятие как основная форма работы по физкультуре заняла прочное место в ДОУ, которая решает целый комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач [15].
Вместе с
тем разработка проблемы развития дошкольного
образования на основе альтернативной
организации учебно-
Многие педагоги творчески подходят к организации физкультурных занятий, придумывают интересные формы их проведения, содержание, методы и приемы, этим самым они обеспечивают формирование прочного, устойчивого интереса к физкультуре у детей, потребность заниматься ею. Но в то же время не во всех ДОУ полноценно решаются эти задачи: формально подходят к проведению физкультурных занятий, используются в основном занятия традиционной формы. Поэтому физкультурные занятия проходят сухо, однообразно, и как следствие этого – отсутствует интерес, желание заниматься физкультурой и слабое физическое развитие и здоровье. Отсюда возникает потребность в изменении форм проведения занятий по физической культуре на нетрадиционные [4].
Обоснование и внедрение в практику целесообразных методов и приёмов формирования движений и развитие физических качеств у детей – ближайшая задача физического воспитания. Необходимо развивать физическую культуру дошкольника, предусматривая в первую очередь, формирования отношения к двигательно-активной деятельности, интереса и потребности в физическом самосовершенствовании, получения удовольствия от игр, упражнений, от занятий [9].
В своей работе мы попытаемся раскрыть сущность данной проблемы. А также доказать необходимость использования альтернативных физкультурных занятий в работе с детьми дошкольного возраста.
Предмет исследования – нетрадиционные физкультурные занятия с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: обосновать использование альтернативных физкультурных занятий нетрадиционной направленности в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
На основе анализа
нормативных документов по развитию
системы дошкольного образовани
Глава 1. Теоретические аспекты использования нетрадиционных физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста
Анализ литературных источников показывает, что постоянно повышаются требования к уровню физической подготовленности и состоянию здоровья дошкольников (В.В. Ким, Л.И. Лубышева, В.И. Лях, Л.П. Матвеев, А.Я. Наин, Н.А. Фомин и др.).
Возрастает необходимость, начиная с самого раннего возраста, обеспечить воспитание у дошкольников устойчивого интереса, потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями, ценностной мотивации к здоровому образу жизни [7].
Наблюдаемый в настоящее время хронический дефицит двигательной активности детей тормозит их нормальное физическое развитие, угрожает здоровью. Одна из причин происходящего – излишняя зарегламентированность учебной программы, не позволяющая педагогу учитывать уровень развития детей, их интересы, а также возможности ДОУ (В.И. Лях, В.Н. Непопалов, Т.Н. Прунин, С.Т. Смагин и др.) [14].
Поэтому продолжающиеся исследования, направленные на преобразование дошкольной физической культуры, связаны, прежде всего, с повышением творческой инициативы педагога, расширением состава используемых средств и методов, обеспечением вариативности и нетрадиционности содержания занятий, учитывающих задачи и условия их проведения, особенности контингента занимающихся, поиском нестандартных организационно-методических приемов, использованием физкультурных занятий игровой направленности [3]. Это отмечают многие исследователи: Е.Н. Вавилова, С.И. Гальперин, О. Козырева, Л.Е. Любомирский, Т.И. Осокина, А. Щербак и др.
Как говорилось выше, от состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества, а формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Именно здесь происходит выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. Строить его необходимо на общепедагогических принципах: научности и доступности, непрерывности и практической целеустремленности, динамичности и открытости.
Впервые проблемы альтернативного образования были подняты Открытым Авторским Институтом Альтернативного Образования имени Януша Корчака, но касались они образования школьников. В то же время, мало кто станет сейчас отрицать, что повышение эффективности физического воспитания дошкольников – важнейшая задача современного общества. Решить эту задачу пытались и пытаются многие ученые и педагоги поиском альтернативных подходов к физическому воспитанию в дошкольных учреждениях.
На сегодняшний день сформулированы и определены принципы альтернативной физкультуры [5]:
– принцип целостности (единство образовательной, воспитательной и развивающей функций, где объединение знаний, умений и навыков составляют единую систему, целевая установка на качественное изменение одного состояния организма ребенка на другое, более совершенное при помощи различных средств физического воспитания)
– принцип вариативности средств физического воспитании (одно и то же психофизическое качество можно развивать, используя различные средства физического воспитания, имеющиеся в распоряжении педагога. Это обстоятельство дает педагогу уникальную возможность обеспечивать на физкультурном занятии достижение единой целевой установки, варьируя для этого различные по характеру воздействия средства физического воспитания)
– экзистенциальный подход (адекватность содержания физической подготовки и ее условий индивидуальному состоянию ребенка, гармонизация и оптимизация физического воспитания, выбор формы физической активности в соответствии с личными склонностями и способностями каждого ребенка)
Усилившаяся в начале 90-х годов необходимость в создании альтернативных форм организации и проведения физкультурных занятий в ДОУ, привела к появлению эффективных вариантов программ физического воспитания дошкольников [16].
Однако существующие программы не всегда позволяют в полной мере учитывать условия, особенности работы ДОУ, запросы конкретного педагога и ребенка.
Таким образом, воспитание двигательной культуры дошкольника должно быть одной из наиглавнейших задач каждого педагога не только в теории, но и в практической ежедневной работе с детьми.
упражнение занятие
1.2 Характеристика альтернативных физкультурных занятий нетрадиционной направленности в работе с детьми 6-7 лет
Физкультурные занятия являются ведущей формой воспитания двигательной культуры детей в ДОУ. Назначение занятий по физкультуре состоит в том, чтобы:
Традиционное, классическое занятие, образцы которого можно найти во многих методических пособиях, состоит из трех частей: вводно-подготовительная часть, общеразвивающие упражнения, подвижные игры;
Вводная часть включает в себя упражнения, подготавливающие организм к физической нагрузке – различные виды ходьбы, бег, прыжки, упражнения на развитие равновесия, на профилактику нарушения осанки и т.д.
Основная часть,
целью которой является обучение,
закрепление и совершенствовани
Заключительная часть предполагает проведение упражнений, игр малой подвижности для приведения организма в спокойное состояние. Такова структура классического физкультурного занятия [20].