Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 14:55, реферат
Целью данной работы является рассмотрение вопроса, связанного с ролью и значением физического образования в формировании здорового образа жизни.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- Определить сущность здорового образа жизни
- Охарактеризовать влияние оздоровительной физической культуры на организм
- Рассмотреть сущность физической культуры в обеспечении здорового образа жизни школьников
- Рассмотреть сущность физической культуры в обеспечении здорового образа жизни студентов
Введение 3
1. Здоровый образ жизни и физическая культура 5
1.1. Сущность здорового образа жизни 5
1.2. Влияние оздоровительной физической культуры на организм 6
2. Физическая культура в обеспечении здорового образа 14
2.1. Физическая культура в обеспечении здорового образа жизни школьников 14
2.2. Физическая культура в обеспечении здорового образа жизни студентов 21
Заключение 35
Список литературы 36
Содержание
Введение 3
1. Здоровый образ жизни и физическая культура 5
1.1. Сущность здорового образа жизни 5
1.2. Влияние оздоровительной
физической культуры на
2. Физическая
культура в обеспечении
2.1. Физическая культура в обеспечении здорового образа жизни школьников 14
2.2. Физическая
культура в обеспечении
Заключение 35
Список литературы
36
Введение
Поэтому актуальности
этой работы трактуется сегодняшней
ситуацией общества.
Целью данной работы
является рассмотрение вопроса, связанного
с ролью и значением физического образования
в формировании здорового образа жизни.
Для достижения
цели были поставлены следующие задачи:
- Определить
сущность здорового образа
- Охарактеризовать
влияние оздоровительной физической культуры
на организм
- Рассмотреть
сущность физической культуры
в обеспечении здорового
- Рассмотреть
сущность физической культуры
в обеспечении здорового
Данным вопрос
рассматривался такими научными деятелями
как: Белорусова В.В. «Физическое образование»;
Ращупкин Г.В. «Физическая культура»; Харитонова
В. И., Бажановаа М. В., Исаева А. П., Мишарова
Н. З. «Валеологические подходы в формировании
здоровья учащихся»; Лях В. И., Мейксон
Г. Б., Кофман Л. Б. «Комплексная оценка
уровней физической подготовленности
учащейся молодёжи».
1. Здоровый образ жизни и физическая культура
1.1. Сущность здорового образа жизни
Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Соковня-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни. - М.: Сфера, 2003. - С. 41
Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.
- Плодотворный
труд - важный элемент здорового
образа жизни. На здоровье
- Рациональный
режим труда и отдыха - необходимый
элемент здорового образа
- Следующим звеном
здорового образа жизни
Здоровье во многом зависит от образа жизни, однако, говоря о здоровом образе жизни, в первую очередь имеют в виду отсутствие вредных привычек. Это, конечно, необходимое, но вовсе не достаточное условие. Главное в здоровом образе жизни - это активное творение здоровья, включая все его компоненты. Таким образом, понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также осмысленность бытия, жизненные цели и ценности и т.д.. Следовательно, для творения здоровья необходимо как расширение представлений о здоровье и болезнях, так и умелое использование всего спектра факторов, влияющих на различные составляющие здоровья (физическую, психическую, социальную и духовную), овладение оздоровительными, общеукрепляющими, природосообразными методами и технологиями, формирование установки на здоровый образ жизни. Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. - М.: БЕК, 2002. - С. 54
1.2. *моё введение*
2. Физическая культура в обеспечении здорового образа
2.1. Физическая культура в обеспечении здорового образа жизни школьников
Обоснование рационального двигательного режима для детей, специализирующихся в спорте является одной из наиболее сложных проблем современной возрастной физиологии спорта. Данные, "Манифеста о спорте", отведенные для занятий физическими упражнениями в школе не соответствуют реальным условиям наших об-щеобразовательных школ и не могут быть реализованы. Но и при самых благоприятных условиях сочетания обязательных и физкультурных занятий по физическому воспитанию общеобразовательная школа не в состоянии обеспечить необходимые объемы двигательной активности уча-щихся, которые возможны в условиях ДЮСШ.
Как позывает анализ физических нагрузок, применяемых в зависи-мости от специализации и возраста, занимающихся в ДЮСШ, их не-дельная тренировочная работа составляет до 20 часов.
Эти нормы значительно превышают недельную нагрузку учащихся общеобразовательных школ, не специализирующихся в спорте. В пер-вом случае речь может идти только об организации нагрузок, тогда как во втором - только о средствах и методах рационального увеличения двигательной активности детей.
Как показывают специальные исследования, резкое увеличение двигательной активности учащихся (до 30 и более часов в неделю) при среднесуточном числе локомоций, превышающих 30 тысяч шагов, яв-ляется запредельным. Такая двигательная активность для учащихся превосходит эволюционно приобретенную биологическую потребность человека в движениях. Вместе с тем, количество локомоций в диапазоне около 10 тысяч шагов является явно недостаточным. При таком числе локомоций в суточном двигательном режиме человека создается дефи-цит двигательной активности, составляющий от 50 до 70%.
Как избыток, так и недостаток двигательной активности учащихся отражаются, прежде всего, на деятельности сердечно-сосудистой системы. Даже незначительное время отсутствия полной двигательной активности у нетренированных людей (до 7-8 суток) ухудшает сократимость скелетных мышц, изменяет физико-химические свойства мышеч-ных белков. За это время из костной ткани вымывается кальций. При этом снижается реакция организма к факторам среды - перегреванию, охлаждению, недостатку кислорода и др.
У тренированных людей эти расстройства проявляются слабее. Гиподинамия у них приводит к расстройству, прежде всего, сложно коор-динационных двигательных действий. Весьма пагубна гиподинамия для детей. При недостаточном ее объеме, дети не только отстают в разви-тии от своих сверстников, но и чаще болеют, имеют нарушения в опор-но-двигательной функции и осанке.
Достаточно большим
количеством работ
На развитие физических качеств оптимальное влияние оказывает высокий уровень двигательной активности, являясь двигательным базисом человека. При высоком его уровне повышается резистентность организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды перегреванию, охлаждению, действию ускорений и перегрузок. При этом, физическое развитие носит гармоничный характер и, как правило, соответствует средним возрастным нормам учащихся.
При планировании физических нагрузок следует исходить, прежде всего, из оптимальных индивидуальных норм, которые обеспечивали бы разностороннее, гармоническое развитие ребенка, а не из потребного форсированного роста спортивных результатов. В то же время очевидно и другое, что нормы двигательной активности, способствующие сохранению высокой физической и умственной работоспособности уча-щихся, недостаточны для прогрессивного роста спортивного результата учащихся детских и юношеских школ.
Физиологический эффект от школьного урока физической культу-ры на организм занимающегося, зависит от его задач и характера учебной работы. При этом величина физической нагрузки для учащихся может быть значительно ниже величин оптимально допустимых. Степень таких уроков на организм занимающихся в целом и на вегетатив-ные функции невелика. Однако, на уроках общей физической подготовки и на занятиях спортивных секций школьного коллектива физической культуры нагрузка может значительно увеличиваться и достигать должных научно-обоснованных норм двигательной активности.
Как уже отмечалось ранее, разные возрастные периоды для школьников также различны и задачи физического воспитания, неодинаковы средства и методы их решения. В младшем школьном возрасте начинается приобщение детей к систематическим занятиям физическими упражнениями, поэтому физиологическим особенностям растущего организма ребенка должно уделяться особое внимание.
Замечено, например, что увеличение размеров тела у детей и под-ростков происходит неравномерно (гетерохронно). Рост и развитие происходят тем интенсивней, чем моложе ребенок. Мишаров А. З., Камалетдинов В. Г., Харитонов В. И., Кубицкий С. И. Физическая культура и валеология в жизни детей. - М.: ЮНИТИ, 2004. - С. 177
Наибольшее увеличение массы тела у школьников отмечается в те же возрастные периоды, что и повышение роста. При этом увеличение массы тела обуславливает развитие мышечной массы и внутренних ор-ганов. Опорно-двигательный аппарат формируется постепенно. Например, окостенение фаланг пальцев завершается к 9-11 годам, костей запястья - к 10-13 годам, а формирование трубчатых костей - лишь к 15-25 годам.
Оптимальный объем
физических упражнений благоприятно воздействует
на развитие костного аппарата. Но если
подросток выполняет
У младших школьников достаточно высокая возбудимость мышц. Это может являться основой для развития качества быстроты, которое без специальной тренировки заканчивается уже к 13-14 годам.
Базовое физическое качество выносливость развивается несколько позднее нежели скоростные качества. Вместе с тем, при соответствующей тренировке, показатели скоростной выносливости могут быть достаточно высокими и в подростковом возрасте.
В центральной нервной системе процессы возбуждения и торможе-ния у детей обладают небольшой силой, но достаточной уравновешен-ностью. Сила нервных процессов и работоспособность нервных клеток с возрастом повышаются. У младших школьников процессы возбуждения обычно, как правило, преобладают над процессами торможения, поэтому в начале обучения их, например, элемента техники, происхо-дит достаточно широкая иррадиация возбуждения. Способность к раз-витию торможения в центральной нервной системе с возрастом повышается. Преобладание возбудительных процессов у детей и подростков четче выражается в предстартовом состоянии. Школьники способны быстро усваивать новые движения, чему в известной мере способствует высокая пластичность центральной нервной системы, созданием пред-посылок к формированию условно-рефлекторных связей. Следовательно, обучение спортивной технике следует начинать уже в младшем школьном возрасте.
Органы кровообращения школьников также имеют свои отличи-тельные особенности. Так, например, размеры и вес сердца увеличиваются параллельно с размерами и массой тела. Физические упражнения способствуют развитию сердечной мышцы. Однако объем и интенсивность тренировочных нагрузок при этом должны быть адекватными возможностям организма занимающихся. Применение же больших на-грузок может сопровождаться чрезмерной гипертрофией сердечной мышцы. Частота сердечных сокращений в состоянии покоя, по мере развития организма ребенка уменьшается, а систолический и минутный объемы крови возрастают. Уже к 15-16 годам жизни эти показатели становятся такими же, как и у взрослых. У детей, занимающихся спортом и систематически физическими упражнениями минутный объем крови уве-личивается медленнее, чем у не занимающихся. Это объясняется экономизацией окислительных процессов в тканях организма ребенка при заняти-ях физическими упражнениями.