Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 04:32, курсовая работа
Цель исследования - изучить особенности методики развития выносливости при обучении юных пловцов на начальном этапе.
Гипотеза: можно предположить, что развитие общей выносливости при обучении плаванию на начальном этапе должно происходить с учетом возрастных особенностей юных пловцов.
ВВЕДЕНИЕ 3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 4
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ ПЛОВЦОВ 5
1.1. Этапы многолетней тренировки 5
1.2. Задачи и содержание этапов начальной подготовки 9
1.3. Возрастные особенности начальной подготовки юных пловцов (возраст 8-10) 12
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫНОСЛИВОСТИ КАК ФИЗИЧЕСКОГО КАЧЕСТВА 15
2.1. Понятие о выносливости 15
2.2. Факторы, определяющие проявления выносливости 19
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ 22
3.1. Средства и методы 22
3.2. Контроль, планирование развития общей выносливости 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 30
курсовая по физ-ре
ОГЛАВЛЕНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
Современный спорт с его предельными физическими, психическими и эмоциональными нагрузками, длительными и изнурительными тренировками, напряженными предстартовыми состояниями, выступлениями на соревнованиях требует предельного напряжения всех систем организма на всех этапах многолетней подготовки, и относится к наиболее выраженным стрессовым воздействиям.
Совершенствование системы подготовки спортивного резерва является основной проблемой теории и методики юношеского спорта. Непрерывный рост спортивных достижений в мировом плавании, постоянное снижение возраста мировых рекордсменов, лимит времени для вывода пловца от новичка до спортсмена, способного конкурировать на международной арене, приводит к необходимости поиска рациональной системы тренировки юных спортсменов. Решение зависит от своевременного выявления спортивно одаренных детей, оптимизации содержания учебно-тренировочной работы на разных этапах многолетней подготовки, совершенствования программно-нормативных основ, регламентирующих работу.
Многолетняя спортивная подготовка в плавании совпадает с периодом наиболее интенсивных процессов роста и развития детей. В этом периоде происходят существенные изменения в соматическом развитии (опорно-двигательный аппарат), функциональном развитии (нервная, сердечно-сосудистая, дыхательная, гуморальная и другие системы), развитии моторики( двигательные качества, способности, навыки) и социально-психологическом развитии. При этом возрастные особенности необходимо учитывать при обучении плаванию.
Актуальность работы заключается в том, что, несомненно, выносливость играет важную роль в спортивной деятельности. Особое место выносливость занимает в плавание, так как именно в этом виде спорта от выносливости зависит успех выполнения данной деятельности. Проблема выносливости широко изучена в современной науке. Однако вопрос о развитии выносливости при обучении плаванию на начальном этапе решен не в полной мере. Именно поэтому данная проблема нуждается в пристальном изучении.
Проблема исследования связана с необходимостью достоверных научных знаний возрастной динамики показателей основных сторон подготовленности юных пловцов (8-10 лет) для повышения эффективности тренировки на начальном этапе многолетней подготовки.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Цель исследования - изучить особенности методики развития выносливости при обучении юных пловцов на начальном этапе.
Гипотеза: можно предположить, что развитие общей выносливости при обучении плаванию на начальном этапе должно происходить с учетом возрастных особенностей юных пловцов.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть этапы многолетней подготовки.
2. Проанализировать
задачи этапа начальной
3. Определить
возрастные особенности
4. Рассмотреть понятие выносливости.
5. Изучить факторы,
определяющие развитие
6. Проанализировать средства и методы развития общей выносливости.
7. Рассмотреть
контроль и планирование
Методы исследования:
- Теоретико-библиографический анализ;
- Сравнительный анализ.
Положения, выносимые на защиту:
1. Начальный этап обучения плаванию являясь неотъемлемой частью многолетнего процесса подготовки юных спортсменов, имеют свои специфические особенности, обусловленные целями и задачами данных этапов, а также спецификой данного вида спорта.
2. При развитии выносливости юных спортсменов необходимо учитывать их анатомо-физиологические особенности, при этом особое внимание необходимо уделить различиям в обучении плаванию мальчиков и девочек.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, 3 глав, заключения, практических рекомендаций и списка использованных источников. Объем работы - 31 стр.
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ ПЛОВЦОВ
1.1. Этапы многолетней тренировки
Проблема рациональной многолетней подготовки пловцов интенсивно изучается уже в течение четверти века. По мнению Л. П. Матвеева, спортивная тренировка - это многолетний и многогранный процесс, который охватывает ряд периодов возрастного развития спортсменов. Ее содержание и структура изменяются в соответствии и с возрастными особенностями, и логикой спортивного совершенствования [17, c. 86].
Многолетняя спортивная подготовка юных пловцов, является целостной педагогической системой, которая должна строится на основе возрастных закономерностей физического развития и формирования спортивно-технического мастерства. Многолетняя спортивная подготовка является обязательным условием достижения высоких результатов в плавании. Основы спортивного мастерства закладываются в детском и юношеском возрасте. Процесс многолетней подготовки строится, предусматривая определенный порядок и последовательность решения педагогических задач на отдельных этапах подготовки, позволяющих достичь высокого уровня физического развития и формирования оптимальной структуры специальной физической работоспособности [1, c. 58].
В процессе многолетней спортивной тренировки Л.П.Матвеев выделяет 4 этапа занятий спортом, на каждом из которых тренировка имеет существенные особенности и решает специфические задачи [18, c. 23]:
1. этап предварительной спортивной подготовки;
2. этап начальной специализации специализированной базовой подготовки);
3. этап углубленного совершенствования;
4. этап спортивного долголетия.
Н.Ж.Булгакова считает, что многолетняя подготовка пловцов проходит в основном в 4 этапа:
1. базовый этап - возраст занимающихся 8-10 лет;
2. этап начальной специализации - 10, 11, 12 лет;
3. этап углубленной специализации - 12- 15 лет;
4. этап наивысших спортивных достижений - 15 лет и более.
С.М. Вайцеховский выделяет 3 этапа [4, c. 20]:
1. этап базовой тренировки, заканчивающейся выполнением норматива 3-го разряда;
2. этап углубленной специализации длительностью 5-6 лет и заканчивающийся выполнением норматива мастера спорта;
3. этап спортивного совершенствования длительностью от 2 до 15 лет.
В современной науке выделяются 4 основных этапа в многолетней подготовке пловцов:
1. Этап начальной спортивной подготовки. Продолжительность этапа 2—4 года. Возраст детей от 5—6 до 12 лет.
Цели и задачи:
1) овладение основами техники спортивных способов плавания, стартов и поворотов;
2) привитие любви к
спортивному плаванию и
3) создание фундамента общеплавательной подготовки:
4) разностороннее физическое развитие, укрепление здоровья, закаливание.
Основные средства: подготовительные упражнения для освоения с водой и изучения способов плавания; упражнения общей плавательной подготовки, упражнения на суше общей и специальной направленности [30, c. 109].
2. Этап углубленной спортивной подготовки. Продолжительность этапа 2—3 года. Возраст занимающихся 12—13 лет и меньше.
Цели и задачи:
1) совершенствование техники спортивных способов плавания;
2) расширение базы
общеплавателыгой подготовки и
создание фундамента
3) повышение работоспособности за счет постепенного увеличения объема умеренных нагрузок;
4) направленное развитие выносливости, гибкости, быстроты, силы;
5) воспитание воли, целеустремленности,
организованности и
6) достижение высоких результатов на соревнованиях.
Основные средства: упражнения
по совершенствованию техники
На данном этапе продолжается освоение и совершенствование техники всех способов плавания, планомерное повышение уровня общей и специальной физической подготовленности; гармоничное совершенствование основных физических качеств с акцентом на развитие аэробной выносливости. Формирование интереса к целенаправленной многолетней спортивной подготовке, начало интеллектуальной, психологической и тактической подготовки. Происходит определение предрасположенности к спринтерским или стайерским дистанциям [6, c. 29].
3. Этап спортивного мастерства. Продолжительность этапа 2—3 года. Возраст занимающихся в среднем от 12 до 15 лет.
Цели и задачи:
1) дальнейшее расширение
базы общеплавательной
2) освоение основных
тренировочных режимов
3) специальная силовая подготовка;
4) повышение тренированности преимущественно за счет увеличения объема упражнений, выполняемых в повышенном темпе;
5) дальнейшее совершенствование
техники избранного способа
6) воспитание чувства
гражданской ответственности
7) достижение результатов,
необходимых для успешного
Основные средства: все
многообразие средств технической,
физической, тактической, волевой и
теоретической подготовки, характерной
для современного спортивного плавания.
Систематическое участие в
На этапе спортивного мастерства очень важным является создание всех необходимых предпосылок для максимальной реализации пловцами индивидуальных возможностей на следующем этапе их многолетней подготовки. Это, в частности, предполагает такое повышение напряженности подготовки, которое оставляет резервы для ее последующего роста. Уместно отметить, что к окончанию третьего этапа многолетней подготовки нецелесообразно превышение пловцами 80-процентного порога максимальных для них параметров тренировочных и соревновательных нагрузок, которые предполагаемо будут достигнуты на следующем этапе многолетнего совершенствования. На данном и последующем этапе подготовка спортсменов идет на основании индивидуальных планов, направленных на дальнейшее совершенствование технической и тактической подготовленности, формирование мотивации на перенесение больших тренировочных нагрузок и целевой установки на спортивное совершенствование
4. Этап высшего спортивного мастерства. Возраст занимающихся 15—16 лет и старше.
Цели и задачи этапа:
1) дальнейшее повышение уровня общей и специальной подготовки;
2) освоение максимальных тренировочных нагрузок;
3) достижение результатов международного класса [31, c. 49].
К числу важнейших факторов, определяющих результативность системы многолетней подготовки пловцов относятся: возраст начала занятий, возраст достижения наивысших результатов и продолжительность предшествующей этому подготовки, закономерность становления различных сторон мастерства пловцов разного пола и специализации и формирования адаптационных процессов в ведущих функциональных системах, индивидуальные и половые особенности пловцов.
Возрастные зоны демонстрации высших спортивных достижений в плавании по В.Н. Платонову представлены в табл. 1.1 [8, c. 90].
Таблица 1.1.
Возрастные зоны демонстрации высших спортивных достижений
Плавание: |
Возраст (лет) | |||||
Первые большие успехи |
Оптимальные возможности |
Поддержание высоких резервов | ||||
м |
ж |
м |
ж |
м |
ж | |
100,200,400 м |
17-18 |
14-16 |
19-22 |
17-20 |
22-25 |
21-23 |
800, 1500 м |
15-17 |
13-15 |
18-20 |
16-18 |
20-23 |
19-20 |
Начиная с базового этапа многолетней спортивной подготовки тренировочные нагрузки пловцов распределяются на два, три или четыре макроцикла. Чем выше спортивная квалификация пловцов, тем в большей степени выражена волнообразность динамики нагрузки. В макроцикле обычно выделяются подготовительный, соревновательный и переходный периоды.
В подготовительном периоде тренировка пловцов строится на основе упражнений, создающих физические, психические и технические предпосылки для последующей специальной тренировки. Они по характеру и структуре могут значительно отличаться от соревновательных. Это предполагает широкое использование разнообразных вспомогательных и специально-подготовительных упражнений, в значительной мере приближенных к общеподготовительным. На последующих стадиях подготовительного периода постепенно увеличивается доля упражнений, приближенных к соревновательным по форме, структуре и характеру воздействия на организм пловца.
Подготовительный период принято делить на два этапа - общеподготовительный и специально-подготовительный. Основные задачи общеподготовительного этапа - повышение уровня общей физической подготовленности спортсмена, увеличение возможностей основных функциональных систем его организма, развитие необходимых спортивно-технических и психических качеств. На этом этапе прежде всего закладывается фундамент для последующей работы над непосредственным повышением спортивного результата.
Информация о работе Развитие выносливости у пловцов на первом этапе подготовки