Развитие выносливости у пловцов на первом этапе подготовки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 04:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучить особенности методики развития выносливости при обучении юных пловцов на начальном этапе.
Гипотеза: можно предположить, что развитие общей выносливости при обучении плаванию на начальном этапе должно происходить с учетом возрастных особенностей юных пловцов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 4
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ ПЛОВЦОВ 5
1.1. Этапы многолетней тренировки 5
1.2. Задачи и содержание этапов начальной подготовки 9
1.3. Возрастные особенности начальной подготовки юных пловцов (возраст 8-10) 12
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫНОСЛИВОСТИ КАК ФИЗИЧЕСКОГО КАЧЕСТВА 15
2.1. Понятие о выносливости 15
2.2. Факторы, определяющие проявления выносливости 19
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ 22
3.1. Средства и методы 22
3.2. Контроль, планирование развития общей выносливости 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 30

Вложенные файлы: 1 файл

Плавание.doc

— 345.00 Кб (Скачать файл)

курсовая по физ-ре

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Современный спорт  с его предельными физическими, психическими и эмоциональными нагрузками, длительными и изнурительными тренировками, напряженными предстартовыми состояниями, выступлениями на соревнованиях требует предельного напряжения всех систем организма на всех этапах многолетней подготовки, и относится к наиболее выраженным стрессовым воздействиям.

Совершенствование системы подготовки спортивного  резерва является основной проблемой  теории и методики юношеского спорта. Непрерывный рост спортивных достижений в мировом плавании, постоянное снижение возраста мировых рекордсменов, лимит времени для вывода пловца от новичка до спортсмена, способного конкурировать на международной арене, приводит к необходимости поиска рациональной системы тренировки юных спортсменов. Решение зависит от своевременного выявления спортивно одаренных детей, оптимизации содержания учебно-тренировочной работы на разных этапах многолетней подготовки, совершенствования программно-нормативных основ, регламентирующих работу.

Многолетняя спортивная подготовка в плавании совпадает  с периодом наиболее интенсивных процессов роста и развития детей. В этом периоде происходят существенные изменения в соматическом развитии (опорно-двигательный аппарат), функциональном развитии (нервная, сердечно-сосудистая, дыхательная, гуморальная и другие системы), развитии моторики( двигательные качества, способности, навыки) и социально-психологическом развитии. При этом возрастные особенности необходимо учитывать при обучении плаванию.

Актуальность  работы заключается в том, что, несомненно, выносливость играет важную роль в спортивной деятельности. Особое место выносливость занимает в плавание, так как именно в этом виде спорта от выносливости зависит успех выполнения данной деятельности. Проблема выносливости широко изучена в современной науке. Однако вопрос о развитии выносливости при обучении плаванию на начальном этапе решен не в полной мере. Именно поэтому данная проблема нуждается в пристальном изучении.

Проблема исследования связана с необходимостью достоверных  научных знаний возрастной динамики показателей основных сторон подготовленности юных пловцов (8-10 лет) для повышения эффективности тренировки на начальном этапе многолетней подготовки.

 

 

 

 

 

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Цель исследования - изучить особенности методики развития выносливости при обучении юных пловцов на начальном этапе.

 

Гипотеза: можно  предположить, что развитие общей  выносливости при обучении плаванию на начальном этапе должно происходить  с учетом возрастных особенностей юных пловцов.

 

Задачи исследования:

1. Рассмотреть  этапы многолетней подготовки.

2. Проанализировать  задачи этапа начальной подготовки  плаванию.

3. Определить  возрастные особенности начальной  подготовки юных пловцов.

4. Рассмотреть понятие выносливости.

5. Изучить факторы,  определяющие развитие выносливости.

6. Проанализировать средства и методы развития общей выносливости.

7. Рассмотреть  контроль и планирование развития  общей выносливости.

 

Методы исследования:

- Теоретико-библиографический  анализ;

- Сравнительный  анализ.

 

Положения, выносимые  на защиту:

1. Начальный этап обучения плаванию являясь  неотъемлемой  частью  многолетнего  процесса  подготовки  юных  спортсменов, имеют  свои  специфические  особенности, обусловленные  целями  и  задачами  данных  этапов, а  также  спецификой  данного  вида  спорта.

2. При развитии выносливости юных спортсменов необходимо учитывать их анатомо-физиологические особенности, при этом особое внимание необходимо уделить различиям в обучении плаванию мальчиков и девочек.

 

Структура и  объем работы: работа состоит из введения, 3 глав, заключения, практических рекомендаций и списка использованных источников. Объем работы - 31 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ ПЛОВЦОВ

1.1. Этапы  многолетней тренировки

Проблема рациональной многолетней подготовки пловцов  интенсивно изучается уже в течение четверти века. По мнению Л. П. Матвеева, спортивная тренировка - это многолетний и многогранный процесс, который охватывает ряд периодов возрастного развития спортсменов. Ее содержание и структура изменяются в соответствии и с возрастными особенностями, и логикой спортивного совершенствования [17, c. 86].

Многолетняя спортивная подготовка юных пловцов, является целостной педагогической системой, которая должна строится на основе возрастных закономерностей физического развития и формирования спортивно-технического мастерства. Многолетняя спортивная подготовка является обязательным условием достижения высоких результатов в плавании. Основы спортивного мастерства закладываются в детском и юношеском возрасте. Процесс многолетней подготовки строится, предусматривая определенный порядок и последовательность решения педагогических задач на отдельных этапах подготовки, позволяющих достичь высокого уровня физического развития и формирования оптимальной структуры специальной физической работоспособности [1, c. 58].

В процессе многолетней  спортивной тренировки Л.П.Матвеев  выделяет  4 этапа занятий спортом, на каждом из которых тренировка имеет существенные особенности и решает специфические задачи [18, c. 23]:

1. этап предварительной спортивной подготовки;

2. этап начальной специализации специализированной базовой подготовки);

3. этап углубленного совершенствования;

4. этап спортивного долголетия.

Н.Ж.Булгакова считает, что многолетняя подготовка пловцов проходит в основном в 4 этапа:

1. базовый этап - возраст занимающихся 8-10 лет;

2. этап начальной специализации - 10, 11, 12 лет;

3. этап углубленной специализации - 12- 15 лет;

4. этап наивысших спортивных достижений - 15 лет и более.

С.М. Вайцеховский выделяет 3 этапа [4, c. 20]:

1. этап базовой тренировки, заканчивающейся выполнением норматива 3-го разряда;

2. этап углубленной специализации длительностью 5-6 лет и заканчивающийся выполнением норматива мастера спорта;

3. этап спортивного совершенствования длительностью от 2 до 15 лет.

В современной науке  выделяются 4 основных этапа в многолетней подготовке пловцов:

1. Этап начальной спортивной подготовки. Продолжительность этапа 2—4 года. Возраст детей от 5—6 до 12 лет.

Цели и задачи:

1) овладение основами  техники спортивных способов  плавания, стартов и поворотов;

2) привитие любви к  спортивному плаванию и спортивному  режиму;

3) создание фундамента  общеплавательной подготовки:

4) разностороннее физическое  развитие, укрепление здоровья, закаливание.

Основные средства: подготовительные упражнения для освоения с водой и изучения способов плавания; упражнения общей плавательной подготовки, упражнения на суше общей и специальной направленности [30, c. 109].

2. Этап углубленной спортивной подготовки. Продолжительность этапа 2—3 года. Возраст занимающихся 12—13 лет и меньше.

Цели и задачи:

1) совершенствование  техники спортивных способов  плавания;

2) расширение базы  общеплавателыгой подготовки и  создание фундамента специальной  плавательной подготовки;

3) повышение работоспособности  за счет постепенного увеличения объема умеренных нагрузок;

4) направленное развитие  выносливости, гибкости, быстроты, силы;

5) воспитание воли, целеустремленности, организованности и преданности  спортивному коллективу;

6) достижение высоких  результатов на соревнованиях.

Основные средства: упражнения по совершенствованию техники плавания, стратов и поворотов; упражнения общей и специальной физической подготовки на суше и в воде, направленные на развитие физических, волевых качеств  и тактического мастерства; участие в соревнованиях в комплексном плавании, в двух-четырех отдельных способах плавания и по физической подготовке на суше.

На данном этапе продолжается освоение и совершенствование техники всех способов плавания, планомерное повышение уровня общей и специальной физической подготовленности; гармоничное совершенствование основных физических качеств с акцентом на развитие  аэробной выносливости. Формирование интереса к целенаправленной многолетней спортивной подготовке, начало интеллектуальной, психологической и тактической подготовки.  Происходит определение предрасположенности к спринтерским или стайерским дистанциям [6, c. 29].

3. Этап спортивного мастерства. Продолжительность этапа 2—3 года. Возраст занимающихся в среднем от 12 до 15 лет.

Цели и задачи:

1) дальнейшее расширение  базы общеплавательной подготовки  и создание прочного фундамента  специальной плавательной подготовки;

2) освоение основных  тренировочных режимов развития  выносливости;

3) специальная силовая  подготовка;

4) повышение тренированности преимущественно за счет увеличения объема упражнений, выполняемых в повышенном темпе;

5) дальнейшее совершенствование  техники избранного способа плавания, повышение надежности техники  в условиях напряженных тренировок  и соревнований, совершенствование техники остальных способов;

6) воспитание чувства  гражданской ответственности за  подготовку к всесоюзным и  международным соревнованиям по  плаванию;

7) достижение результатов,  необходимых для успешного выступления  на всесоюзных и международных  соревнованиях в своей возрастной группе [2, c. 71].

Основные средства: все  многообразие средств технической, физической, тактической, волевой и  теоретической подготовки, характерной  для современного спортивного плавания. Систематическое участие в соревнованиях  избранным и дополнительными способами плавания.

На этапе  спортивного мастерства очень важным является создание всех необходимых предпосылок для максимальной реализации пловцами индивидуальных возможностей на следующем этапе их многолетней подготовки. Это, в частности, предполагает такое повышение напряженности подготовки, которое оставляет резервы для ее последующего роста. Уместно отметить, что к окончанию третьего этапа многолетней подготовки нецелесообразно превышение пловцами 80-процентного порога максимальных для них параметров тренировочных и соревновательных нагрузок, которые предполагаемо будут достигнуты на следующем этапе многолетнего совершенствования. На данном и последующем этапе подготовка спортсменов идет на основании индивидуальных планов, направленных на дальнейшее совершенствование технической и тактической подготовленности,  формирование мотивации на перенесение больших тренировочных нагрузок и целевой установки на спортивное совершенствование

4. Этап высшего спортивного мастерства. Возраст занимающихся 15—16 лет и старше.

Цели и задачи этапа:

1) дальнейшее повышение  уровня общей и специальной  подготовки;

2) освоение максимальных  тренировочных нагрузок;

3) достижение результатов международного класса [31, c. 49].

К числу важнейших  факторов, определяющих результативность системы многолетней подготовки пловцов относятся: возраст начала занятий, возраст достижения наивысших результатов и продолжительность предшествующей этому подготовки, закономерность становления различных сторон мастерства пловцов разного пола и специализации и формирования адаптационных процессов в ведущих функциональных системах, индивидуальные и половые особенности пловцов.

Возрастные зоны демонстрации высших спортивных достижений в плавании по В.Н. Платонову представлены в табл. 1.1 [8, c. 90].

 

Таблица 1.1.

Возрастные зоны демонстрации высших спортивных достижений

Плавание:

       Возраст (лет)

Первые большие  успехи

Оптимальные возможности

Поддержание высоких  резервов

м

ж

м

ж

м

ж

100,200,400 м

17-18

14-16

19-22

17-20

22-25

21-23

800, 1500 м

15-17

13-15

18-20

16-18

20-23

19-20


Начиная с базового этапа  многолетней спортивной подготовки тренировочные нагрузки пловцов  распределяются на два, три или четыре макроцикла. Чем выше спортивная квалификация пловцов, тем в большей степени выражена волнообразность динамики нагрузки. В макроцикле обычно выделяются подготовительный, соревновательный и переходный периоды.

В подготовительном периоде тренировка пловцов строится на основе упражнений, создающих физические, психические и технические предпосылки для последующей специальной тренировки. Они по характеру и структуре могут значительно отличаться от соревновательных. Это предполагает широкое использование разнообразных вспомогательных и специально-подготовительных упражнений, в значительной мере приближенных к общеподготовительным. На последующих стадиях подготовительного периода постепенно увеличивается доля упражнений, приближенных к соревновательным по форме, структуре и характеру воздействия на организм пловца.

Подготовительный период принято делить на два этапа - общеподготовительный и специально-подготовительный. Основные задачи общеподготовительного этапа - повышение уровня общей физической подготовленности спортсмена, увеличение возможностей основных функциональных систем его организма, развитие необходимых спортивно-технических и психических качеств. На этом этапе прежде всего закладывается фундамент для последующей работы над непосредственным повышением спортивного результата.

Информация о работе Развитие выносливости у пловцов на первом этапе подготовки