Режим двигательной активности и работоспособности.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 10:49, реферат

Краткое описание

Двигательная активность и работоспособность студента напрямую зависят от его образа жизни. Студенту необходимо научиться сочетать учёбу и отдых. Не малую роль в поддержании здоровья студента играет активный отдых и занятия физкультурой и спортом.
К сожалению, многие студенты в наше время не занимаются спортом, не приемлют активный образ жизни. Не соблюдение элементарных правил здорового образа жизни и неумение правильно составлять распорядок дня приводят к снижению работоспособности и появлению различных заболеваний.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Особенности организации и основные психофизиологические характеристики учебного труда студентов……………………………………...4
Динамика трудоспособности в процессе учебной и трудовой деятельности, факторы её определяющие…………………………………………………….…8
Критерий нервно-эмоционального утомления и переутомления студентов, их профилактика средствами физической культуры……………………………..13
Заключение………………………………………………………………………20
Библиографический список……………………………………………………..21

Вложенные файлы: 1 файл

физ-ра.docx

— 54.83 Кб (Скачать файл)

 

Новосибирский Государственный  Аграрный Университет

Факультет Ветеринарной медицины

Кафедра физического воспитания

 

 

 

 

 

Реферат по физической культуре на тему:

 Режим двигательной  активности и работоспособности.

 

 

 

Выполнила:

Студентка I курса, гр.6103

Дубова Л. С.

Проверила:

Григорьева Л. П.

 

 

Новосибирск 2013

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Особенности организации  и основные психофизиологические характеристики учебного труда студентов……………………………………...4

Динамика трудоспособности в процессе учебной и трудовой деятельности, факторы её определяющие…………………………………………………….…8

Критерий нервно-эмоционального утомления и переутомления студентов, их профилактика средствами физической культуры……………………………..13

Заключение………………………………………………………………………20

Библиографический список……………………………………………………..21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

   Двигательная активность и работоспособность студента напрямую зависят от его образа жизни. Студенту необходимо научиться сочетать учёбу и отдых. Не малую роль в поддержании здоровья студента играет  активный отдых и занятия физкультурой и спортом.

   К сожалению, многие  студенты в наше время не  занимаются спортом, не приемлют  активный образ жизни. Не соблюдение  элементарных правил здорового  образа жизни и неумение правильно  составлять распорядок дня приводят  к снижению работоспособности  и появлению различных заболеваний.

   Студенты подвержены  гиподинамии, ожирению, респираторным  заболеваниям, заболеваниям опорно-двигательного  аппарата. Всё потому, что их организм  ослаблен малым нахождением на  свежем воздухе, малой подвижностью, вредными привычками, перекусами, стрессами  и т.п. 

   В данном реферате  мы рассмотрим особенности организации  учебного труда студента; динамику  его работоспособности в течение дня, недели, года; критерии утомления и переутомления студента, их профилактику средствами физической культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности организации  и основные психофизиологические характеристики учебного труда студентов.

   Результаты исследований свидетельствуют о том, что здоровье человека напрямую связано с его работоспособностью и утомляемостью. От состояния здоровья во многом зависит успешность учебной и производственной деятельности студента.

   Снижение умственной работоспособности наблюдается при психических болезнях, органических заболеваниях головного мозга, а также при пограничных состояниях заболеваний. Даже при пограничных нервно-психических расстройствах продуктивность трудовой деятельности наблюдается у 70% людей.

   Обучение в ВУЗе требует от студентов значительных интеллектуальных и нервно-профессиональных напряжений, доходящих в период экзаменационных сессий до пределов.

   Важнейшим фактором обеспечения высокого качества профессиональной подготовки выпускников вузов является активная учебно-трудовая и познавательная деятельность студентов. Эта деятельность представляет собой сложный процесс в условиях объективно существующих противоречий, к которым относятся:

1) противоречия между  большим объемом учебной и  научной информации, и, дефицитом  времени на ее освоение;

2) между объективно текущим  постепенным, многолетним процессом  становления социальной зрелости  будущего специалиста и желанием  как можно быстрее самоутвердиться  и проявить себя;

3) Между стремлением к  самостоятельности в отборе знаний  с учетом личных интересов  и жесткими рамками учебного  плана и учебных программ.

   Эти противоречия создают высокое нервно-эмоциональное напряжение, которое отрицательно отражается на здоровье и физическом состоянии студентов.

   Студенческий возраст является заключительным этапом поступательного возрастного развития психофизиологических и двигательных возможностей организма. Молодые люди в этот период обладают большими возможностями для напряженного учебного труда.

   Трудности обучения в вузе связаны не только с необходимостью творческого усвоения большого объема знаний, выработкой нужных для будущей профессии умений и навыков, их практическим применением. Эти трудности явные. Но существуют еще и скрытые трудности, которые сказываются порой весьма существенно на учебе психоэмоциональном состоянии студентов.

   К ним относятся целый ряд обстоятельств студенческой жизни, кажущихся малозначительными, когда они взяты в отдельности, но в совокупности, дающие отрицательный эффект, который можно назвать неспособностью студентов к обучению в вузе. В числе причин такого явления следующие:

1) Резко отличающиеся  от школьных методы и организация  обучения, требующие значительного  повышения самостоятельности в овладении учебным материалом;

2) Отсутствие хорошо налаженных  межличностных отношений, что  характерно для всякого формирующегося коллектива;

3) Ломка старого, сложившегося  за годы учебы жизненного стереотипа  и формирование нового «вузовского»;

4) Сопутствующие поступлению в вуз новые заботы, которые чаще возникают у студентов, проживающих в общежитии.

   Существуют объективные и субъективные факторы обучения,  отражающиеся на психофизиологическом состоянии студентов.  К объективным факторам относят: среду жизнедеятельности и учебного труда студентов,  возраст, пол, состояние здоровья,  общую учебную нагрузку,  отдых,  в том числе активный.  К субъективным факторам следует отнести: знания,  профессиональные способности,  мотивацию учения,  работоспособность,  нервно-психическую устойчивость,  темп учебной деятельности,  утомляемость,  психофизические возможности,  личностные качества (особенности характера,  темперамент,  коммуникабельность),  способность адаптироваться к социальным условиям обучения в вузе.

   Учебное время студентов в среднем составляет 52-58 ч в неделю (включая самоподготовку),  т.е.  ежедневная учебная нагрузка равна 8-9  ч,  следовательно,  их рабочий день один из самых продолжительных.  Значительная часть студентов (около57%), не умея планировать свой бюджет времени, занимаются самоподготовкой и по выходным дням.  В возрасте17-25 лет происходит становление целостного интеллекта и его отдельных функций (сенсорно-перцептивные,  мнемические,  мышление),  в котором определяющую роль играет образование и учение,  т.е.  деятельность по усвоению знаний,  умений,  навыков.  Фактор учения,  постоянной умственной работы определяет высокий тонус интеллекта студентов,  позволяет им эффективно выполнять напряженную учебную деятельность.

   Однако при этом восстановительные процессы у многих студентов проходят неполноценно по причине недостаточного сна,  нерегулярного питания, малого пребывания на свежем воздухе,  ограниченного использования средств физической культуры и спорта и других причин.

   Критический и сложный для студентов экзаменационный период – один из вариантов стрессовой ситуации,  протекающей в большинстве случаев в условиях дефицита времени.  В этот период интеллектуально-эмоциональной сфере студентов предъявляются повышенные требования.  К психофизиологическому дискомфорту может привести как учебная перегрузка,  так и плохая организация учебного труда— неритмичность  работы,  отсутствие своевременного и качественного отдыха, питания, оздоровительных мероприятий.

   Совокупность объективных и субъективных факторов,  негативно воздействующих на организм студентов,  при определенных условиях способствует появлению сердечно-сосудистых,  нервных,  психических заболеваний.

   Отрицательное воздействие на организм усиливается при суммарном влиянии нескольких факторов риска, когда они воздействуют одновременно и принимают хронический характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Динамика трудоспособности в процессе учебной и трудовой деятельности, факторы её определяющие.

   Работоспособность - это способность человека выполнять конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. С одной стороны,  она отражает возможности биологической природы человека,  служит показателем его дееспособности,  с другой - выражает его социальную сущность,  являясь показателем успешности овладения требованиями какой-то конкретной деятельности.  Основу работоспособности составляют специальные знания,  умения,  навыки,  определенные психические (самочувствие,  настроение,  мотивация),  физиологические (состояние здоровья,  сердечно-сосудистой системы,  дыхательной системы),  физические (степень и характер освещенности помещения,  температура воздуха,  уровень шума) особенности. 

   В определенной мере работоспособность в учебной деятельности зависит от свойств личности,  особенностей нервной системы,  темперамента. 

   Высокая работоспособность обеспечивается только в том случае,  если жизненный ритм правильно согласуется со свойственными организму естественными биологическими ритмами его психофизиологических функций.  Чем точнее совпадает начало учебно-трудовой деятельности с подъемом жизненно важных функций организма,  тем продуктивнее будет учебный труд.

   Различают студентов с устойчивой стереотипностью изменения работоспособности. Студенты,  отнесенные к «утреннему»  типу,  так называемые жаворонки, встают рано,  с утра бодры,  жизнерадостны, приподнятое настроение сохраняют в утренние и дневные часы.  Наиболее работоспособны с 9  до 14  ч.  Вечером их работоспособность заметно снижается. Этот тип наиболее адаптированных к существующему режиму обучения студентов, поскольку их биологический ритм совпадает с социальным ритмом дневного вуза.  Студенты «вечернего» типа - «совы»  наиболее работоспособны с 18  до 24  ч.  Они поздно ложатся спать,  часто не высыпаются,  нередко опаздывают на занятия; в первой половине дня заторможены,  поэтому находятся в наименее благоприятных условиях,  обучаясь на дневном отделении вуза.

   Наблюдения показали,  что у студентов,  которые по оптимуму работоспособности относятся к группе утренних,  в1,5  раза чаще возникает гипертония, чем в группе вечерних.  Объясняется это тем,  что у «жаворонков»  утром организм быстрее и активнее перестраивается с отдыха на работу - уже в 6 часов у этих студентов больше выбрасывается в кровь адреналина и  норадреналина,  которые поднимают артериальное давление.  У студентов вечерней группы внутренние механизмы, влияющие на повышение давления, работают медленнее.

   Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов претерпевает изменения,  которые отчетливо наблюдаются в течение дня, недели, на протяжении каждого полугодия и учебного года в целом.  Длительность, глубина и направленность изменений определяются функциональным состоянием организма до начала работы,  особенностями самой работы,  её организацией и другими причинами.

   Учебный день студента, как правило,  не начинается с высокой продуктивности труда.  В начале занятия не сразу удается сосредоточиться,  активно включиться в работу.  Проходит10-15  мин,  а иногда и больше,  прежде чем работоспособность достигнет оптимального уровня.  Этот первый период  врабатывания характеризуется постепенным повышением работоспособности и некоторыми ее колебаниями.  Психофизиологическое содержание этого периода сводится к образованию рабочей доминанты,  для чего большое значение имеет соответствующая установка.  Второй период – оптимальной (устойчивой) работоспособности  имеет продолжительность— 1,5-3 ч.  Состояние студентов характеризуется такими изменениями функций организма,  которые адекватны выполняемой учебной деятельности.  Третий период - полной компенсации отличается тем,  что появляются начальные признаки утомления,  которые компенсируются волевым усилием и положительной мотивацией.  В четвертом периоде наступает неустойчивая компенсация,  нарастает утомление, наблюдаются колебания волевого усилия.  Продуктивность учебной деятельности снижается.  При этом функциональные изменения отчетливо проявляются в тех органах,  системах,  психических функциях, которые в структуре конкретной учебной деятельности студента имеют решающее значение (например,  в зрительном анализаторе устойчивости внимания,  оперативной памяти и др.).  В пятом периоде начинается прогрессивное снижение работоспособности,  которое перед окончанием работы может смениться кратковременным ее повышением за счет мобилизации резервов организма (конечный порыв). Дальнейшее продолжение работы влечет резкое снижение ее продуктивности в результате снижения работоспособности и угасания рабочей доминанты (шестой период).  В практической оценке динамики работоспособности час-то третий и четвертый периоды характеризуют как периоды снижения работоспособности.

Информация о работе Режим двигательной активности и работоспособности.