Ритмические занятия у пятиклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 18:11, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение влияния занятий ритмической гимнастикой на физическое развитие девочек в пятом классе.
В результате поставленной цели в курсовой работе выявлены следующие задачи:
-выявить сущность физической работоспособности и методы ее определения;
-дать характеристику особенностям организма ребенка подросткового
возраста;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Понятие и сущность физической работоспособности и
методы ее определения…………………………………………………………...6
1.2. Особенности организма ребенка подросткового
возраста: физиологические, морфологические …………………………………9
1.3. Влияние занятий ритмической гимнастикой на физическую
работоспособность учащихся 5-х классов……………………………………..12
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования
2.1.1. Анализ и обобщение научно-методической литературы………………16
2.1.2. Педагогический эксперимент……………………………………………16
2.1.3.Контрольные испытания (тестирование)……………………………….16
2.1.4. Методы математической статистики…………………………………….18
2.2. Организация исследования…………………………………………………19
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ …………………………………..21
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...25
Практические рекомендации……………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………29

Вложенные файлы: 1 файл

Физкультура курсовая готова.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3

ГЛАВА 1. ОБЗОР  ЛИТЕРАТУРЫ

1.1. Понятие и  сущность физической работоспособности  и 

методы ее определения…………………………………………………………...6

1.2. Особенности  организма ребенка подросткового

возраста: физиологические, морфологические …………………………………9

1.3. Влияние занятий  ритмической гимнастикой на физическую

работоспособность учащихся 5-х классов……………………………………..12

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Методы исследования

2.1.1. Анализ и  обобщение научно-методической литературы………………16

2.1.2. Педагогический  эксперимент……………………………………………16

2.1.3.Контрольные  испытания (тестирование)……………………………….16

2.1.4. Методы математической  статистики…………………………………….18

2.2. Организация  исследования…………………………………………………19

Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ …………………………………..21

ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...25

Практические  рекомендации……………………………………………………28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………29

 

Введение

 

Ритмическая гимнастика — традиционный вид гимнастики оздоровительно-развивающей направленности, основанный на подчинении двигательных действий задающему ритм и темп музыкальному сопровождению.

Ритмичные движения характерны для многих видов спорта. Необходимость в выполнении ритмичных  движений постоянно встречается  в окружающей нас действительности. Жизненный опыт показывает, что физическое качество, которое мы называем ловкость и координация движений, неотъемлемый атрибут нашей обыденной и спортивной жизни. Та особенность ее, которая дает шансы человеку с самыми средними телесными данными одержать верх над любым великаном или атлетом.

Комплексное воздействие  на нервно-мышечный аппарат и эмоциональную  сферу делают ритмическую гимнастику привлекательной для устранения и профилактики отклонений в здоровье занимающихся. У них увеличивается двигательная активность, улучшается осанка, снижается избыточный вес, появляется хорошее настроение и жизнерадостность [7, с.54].

Однако ритмика  используется не только в оздоровительных  целях. При адекватной дозировке  она позволяет развивать все  основные физические качества, оказывает положительное влияние на повышение уровня работоспособности, устойчивости организма к утомлению. Продолжительность занятий определяется теми задачами, которые решаются в процессе занятий. В настоящее время известно, что если ритмическая гимнастика используется в качестве утренней гигиенической гимнастики, то ее продолжительность равна 6 - 20 минутам. Применение ее в качестве активного отдыха после работы ограничивается 10-20 минутами, а продолжительность занятий в специализированных группах может составлять 45-60 минут [8, с.42].

Влияние ритмических  занятий на физическое развитие учащихся  пятых классов ставят перед собой  задачу развития и совершенствования  функциональных возможностей организма, развития основных физических качеств. Основным содержанием в таких классах является выполнение специально разработанных программ.

Все вышесказанное  подтверждает актуальность  темы выбранной  курсовой работы.

Целью данной курсовой работы является изучение влияния занятий ритмической гимнастикой на физическое развитие девочек в пятом классе.

В результате поставленной цели в курсовой работе выявлены следующие задачи:

-выявить сущность физической работоспособности и методы ее определения;

-дать характеристику особенностям организма ребенка подросткового

возраста;

-изучить влияние занятий ритмической гимнастикой на уровень физической подготовленности учащихся среднего школьного возраста;

-дать практические рекомендации по применению разработанной методики на уроках физической культуры у учащихся среднего школьного возраста.

Гипотеза  исследования: предполагалось, что занятия ритмической гимнастикой повышают уровень общей физической подготовленности у девочек 5 класса.

Объектом  исследования является ритмические занятия у девочек пятого класса.

Предметом исследования изучение влияния ритмических занятий на физическое развитие девочек пятого класса.

База  исследования: СШ №18 г. Гродно, экспериментальная группа6 девочки 5 класса.

Для решения  поставленных задач использовались следующие методы: анализ литературных источников, практический опыт специалистов, педагогические наблюдения.

Структура работы: данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, практических рекомендаций и библиографического списка.

 

ГЛАВА 1. ОБЗОР  ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.1 Понятие и сущность физической работоспособности и методы ее определения

Физическую  работоспособность связывают с  определенным объемом мышечной работы, который может быть выполнен без  снижения заданного (или установившегося  на максимальном уровне для данного  индивидуума) уровня функционирования организма. При недостаточном уровне физической активности наступает атрофия мышц, что неизбежно влечет за собой ворох болезней [14, с.28].

Физическая  работоспособность понятие комплексное  и определяется следующими факторами:

- морфофункциональным  состоянием органов и систем человека;

- психическим статусом, мотивацией и др.

Заключение  о ее величине Ф.Р. можно составить  только на основе комплексной оценки.

На практике физическая работоспособность определяется с помощью функциональных проб. С этой целью наукой предложено более 200 различных тестов. Наиболее широкое распространение получили пробы с 20 приседаниями за 30-40 с; 3- х минутный бег на месте.

Однако объективно судить о физ. работоспособности  человека на основании полученных результатов трудно. Это объясняется следующими причинами:

во-первых, получаемая информация позволяет лишь качественно  характеризовать ответную реакцию  организма на нагрузку;

во-вторых, точное воспроизведение любой из проб невозможно, что приводит к ошибкам в оценке;

в-третьих, каждая из проб, при оценке работоспособности, связана с включением ограниченного  мышечного массива, что делает невозможной  максимальную интенсификацию функций  всех систем организма. Установлено, что  наиболее полное представление о мобилизированных функциональных резервах организма может быть составлено в условиях нагрузок, при которых задействовано не менее 2/3 мышечного массива.

Количественное  определение работоспособности  имеет большое значение при организации  процесса физического воспитания и учебно-тренировочной работе, при разработке двигательных режимов для тренировок, лечения и реабилитации больных, при определении степени утраты трудоспособности и т.д.

Для оценки физической работоспособности в спортивно-медицинской и педагогической практике используются спец. приборы; велоэргометры, степэргометры (восхождение на ступеньку-вышагивание), бег на тредмиллях (бегущая дорожка) [3, с.165].

Наиболее часто  об изменениях уровня физической работоспособности  судят по изменению максимального потребления кислорода. (МПК). [Или по мощности нагрузки, при которой частота сердечных сокращений (ЧСС) устанавливается на уровне 170 ударов в 1 минуту. Существует много разнообразных методов определения МПК, в том числе как прямого, так и непрямого (прогнозтического) характера определения МПК.

Прямой метод  оценки достаточно сложен, т.к. требуется  специальная аппаратура и высокой  квалификации персонал, проводящий измерения.

Более простой  непрямой метод оценки МПК, который  осуществляется с помощью номограмм, но он недостаточно точный.

В последнее  время наряду с термином “физическая  работоспособность” широко используют понятие “физическое состояние”, под которым понимают готовность человека к выполнению физической работы, занятиям физическими упражнениями и спортом. Трактовка “физического состояния” обусловила выбор МПК как наиболее объективного показателя физического состояния [18, с.39].

Однако следует  отметить, что физическое состояние  не может определяться одним каким-либо показателем, а определяется совокупностью взаимосвязанных признаков, в первую очередь такими факторами, как физическая работоспособность, функциональное состояние органов и систем, пол, возраст, физическое развитие, физическая подготовленность.

Методы повышения  физической работоспособности

Рассматривая  физические упражнения как одно из основных средств оптимизации двигательной активности, следует признать, что  на современном этапе реальная физическая активность населения не отвечает взросшим социальным запросам физкультурного движения и не гарантирует эффективного повышения физического состояния населения.

Системы специально организованных форм мышечной деятельности, предусматривающие повышение физического состояния до должного уровня, получили название “кондиционных тренировок” “оздоровительных” [18, с.142].

Методы таких  тренировок различаются по периодичности, мощности и объему.

Существуют три метода таких тренировок:

Первый метод  предусматривает преимущественное использование упражнений циклического характера (ходьба” бег, плавание, велосипед), проводимых непрерывно 30 и более минут.

Второй метод предполагает применение упражнений скоростно-силового характера (бег в гору, спортигры, упражнения с оттягивающими, сопротивлением, тренажеры), деятельность работы от 15 сек до 3 минут с числом повторений 3-5 раз с периодами отдыха.

Третий метод  использует комплексный подход к  применению физических упражнений, стимулирующих  как аэробную, так и анаэробную производительность, совершенствующих двигательные качеств [13, с.74].

 

1.2. Особенности  организма ребенка подросткового возраста: физиологические, морфологические

Учебно-тренировочная  работа с подростками может быть успешной лишь в том случае, если тренер хорошо знает возрастные особенности  юных спортсменов и учитывает эти особенности на тренировочных занятиях. В зависимости от возраста занимающихся подбираются упражнения, различные по величине нагрузки и степени трудности, а также по самому характеру и методам выполнения.

Отличительная особенность подросткового возраста состоит в том, что именно в это время наступает период полового созревания организма.

В подростковом периоде значительно увеличиваются  темпы роста скелета до 7-10 см, массы тела - до 4,5-9 кг в год. Мальчики отстают в темпах прироста массы  и длины тела от девочек на 1--2 года. Еще не закончен процесс окостенения. Длина тела увеличивается в основном за счет роста туловища. Мышечные волокна, развиваясь, не успевают за ростом трубчатых костей в длину. Изменяются состояние натяжения мышц и пропорции тела. Мышечная масса после 13--14 лет у мальчиков увеличивается быстрее, чем у девочек. К 14-15 годам структура мышечных волокон приближается к морфологической зрелости [17, с. 77].

Сердце интенсивно растет, растущие органы и ткани  предъявляют к нему усиленные  требования, повышается его иннервация. Рост кровеносных сосудов отстает от темпов роста сердца, поэтому повышается кровяное давление, нарушается ритм сердечной деятельности, быстро наступает утомление. Ток крови затруднен, нередко возникает одышка, появляется ощущение сдавленности в области сердца.

Морфологическая структура грудной клетки ограничивает движение ребер, потому дыхание частое и поверхностное, хотя легкие растут и дыхание совершенствуется. Увеличивается  жизненная емкость легких, окончательно формируется тип дыхания: у мальчиков -- брюшной, у девочек -- грудной.

Половые различия мальчиков и девочек влияют на размеры тела и функциональные возможности  организма. У девочек по сравнению  с мальчиками формируется относительно длинное туловище, короткие ноги, массивный тазовый пояс. Все это снижает их возможности в беге, прыжках, метаниях по сравнению с мальчиками. Мышцы плечевого пояса развиты слабее, чем у мальчиков, и это влияет на результаты в метании, подтягивании, упорах, лазании, но им лучше даются ритмичные и пластичные движения, упражнения в равновесии и на точность движений.

Функциональное  состояние нервной системы находится  под усиленным влиянием желез  внутренней секреции. Для подростков характерна повышенная раздражительность, быстрая утомляемость, расстройство сна. Очень чутки подростки к несправедливым решениям, действиям. Внешние реакции по силе и характеру неадекватны вызывающим их раздражителям.

Мальчики часто  переоценивают свои двигательные возможности, пытаются разобраться во всем сами, сделать все своими силами. Девочки менее уверенны в своих силах.

Подростки очень  чувствительны к оценкам взрослых, остро реагируют на какие-либо ущемления  их достоинства, не терпят поучений, особенно длительных. Преподаватель должен стремиться устранить сутулость юных спортсменов, пользуясь специальными упражнениями для исправления осанки. Нередко у подростков возникает так называемое физиологическое плоскогрудие, которое в дальнейшем постепенно исчезает. Преподавателю нужно стараться как можно скорее ликвидировать его, вводя в занятия специальные дыхательные упражнения, способствующие развитию грудной клетки. В возрасте 15–16 лет дыхание бывает более поверхностным, поэтому надо содействовать увеличению его глубины [14, с.58].

Изменения скорости, силы, выносливости, ловкости в процессе развития организма не происходят параллельно. В детском, подростковом возрастах особенно интенсивно развивается скорость, а в зрелом — выносливость и сила. На их развитие влияют занятия спортом.

Информация о работе Ритмические занятия у пятиклассников