Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 14:24, реферат
Поскольку физическая культура является частью культуры общества, то ей присущи, прежде всего, социальные функции. К ним относят такие, как:
Укрепление здоровья людей, содействие воспроизводству здорового населения и сохранению генофонда страны. Основным показателем физического состояния человека является его здоровье, которое обеспечивает полноценное выполнение человеком всех жизненных функций и форм деятельности в тех или иных конкретных условиях.
1 Введение
2 Роль спорта в формировании личности
3 Социальные функции спорта
4 Спортивная деятельность человека
5 Вывод
6 Список литературы
Содержание реферата
1 Введение
2 Роль спорта в формировании личности
3 Социальные функции спорта
4 Спортивная деятельность человека
5 Вывод
6 Список литературы
1 Введение
Поскольку физическая культура
является частью культуры общества, то
ей присущи, прежде всего, социальные функции.
К ним относят такие, как:
Укрепление здоровья людей, содействие
воспроизводству здорового населения
и сохранению генофонда страны. Основным
показателем физического состояния человека
является его здоровье, которое обеспечивает
полноценное выполнение человеком всех
жизненных функций и форм деятельности
в тех или иных конкретных условиях.
Сохранение и укрепление здоровья человека,
повышение уровня его физической подготовленности
и трудоспособности, продление творческой
активности людей определяется как важнейшая
социальная задача, роль которой в любом
обществе чрезвычайно велика.
В решении этой задачи не последнюю роль
играют физическая культура и спорт, физическое
воспитание молодежи. Посредством направленного
использования физических упражнений,
соблюдения здорового образа жизни и т.д.
можно в широком диапазоне изменять целый
ряд показателей физического развития,
физическую функциональную подготовленность
(силу, выносливость, быстроту, гибкость,
ловкость). Оздоровительная направленность
физической культуры и массового спорта
является закономерностью их функционирования.
Выбор средств физического воспитания,
регулирование физических нагрузок основаны
в первую очередь на контроле за состоянием
здоровья занимающего со стороны врача,
тренера-преподавателя и считаются обязательными
условиями при занятиях физической культурой
и спортом.
Забота о генофонде населения страны выступает
одной из важнейших, а ныне и актуальнейших,
государственных задач. В этой работе
задействованы многие общественные и
государственные структуры. Существенный
вклад в решение этой проблемы могут внести
физическая культура и спорт. Не случайно
в одном из своих выступлений Президент
РФ В. В. Путин предостерег — невнимательное
отношение к спорту может «пагубно отразиться
на здоровье нации». Именно культура физическая
будущих родителей, их здоровье и здоровый
образ жизни могут обеспечить здоровье
генофонда страны. В селекции существует
постулат: «Хорошее с хорошим дает лучшее...»,
который можно отнести как к обществу,
государству, так и к каждому конкретному
его гражданину.
Воспитание всесторонне и гармонично
развитой личности со стремлением к достижению
ее физического совершенства. Занятия
физическими упражнениями и спортом:
создают возможности для воспитания воли,
честности, мужества, трудовых качеств;
развивают гуманистические убеждения,
чувство уважения соперника;
формируют социальную активность (капитан
команды, физорг, старший в группе, судья
по спорту).
В ходе занятий человек получает уроки
правовой этики. Отношения между тренером
и спортсменом, спортсменом и судьей, между
спортсменами требуют сознательного соблюдения
правил проведения. Для физкультурников
и спортсменов характерны патриотизм,
преданность своему делу, борьба за спортивную
честь, трудолюбие, выражающееся в строительстве
и благоустройстве площадок, заливке катков,
уборке мест занятий.
Наиболее действенным в реализации этой
социальной функции физической культуры
являются сам процесс физического воспитания
молодежи и практика массового спорта.
При этом всестороннее физическое воспитание
предполагает оптимальное развитие всех
двигательных качеств: силы, выносливости,
быстроты (или скоростных возможностей),
гибкости, ловкости (или координации движений).
О жизненной целесообразности такого
всестороннего физического развития высказался
летчик-космонавт Алексей Леонов, человек,
впервые в мире шагнувший в открытый космос.
Он считает, что главным качеством космонавта
в его физической подготовленности является
разносторонность! По его словам, в отряд
космонавтов рекордсмен мира или олимпийский
чемпион не попадает потому, что есть в
его организме (это доказано) «отклонения»:
что-то очень развито, а что-то резко отстало
в развитии. «Нам нужны люди средние, но
очень выносливые и развитые по всем направлениям».
Это сказано о сложнейшей и пока еще редкой
профессии космонавта, но сама суть такого
подхода в физическом воспитании, физической
подготовке может быть распространена
и на представителей других профессиональных
групп.
Следует отметить действенные возможности
физической культуры и спорта не только
в сфере физического развития человека,
но и во всемерном содействии воспитания
других сторон личности: умственной, нравственной,
эстетической, трудовой и даже идейно-патриотической.
Именно в совместном воспитании и развитии
физических и духовных начал личности
человека и заключается основная цель
его гармонического формирования. При
этом воздействие физической культуры
и спорта на личность специфично и не может
быть заменено или компенсировано какими-либо
другими средствами.
Что касается стремления к достижению
идеала — физическому совершенству, то
здесь мы сталкиваемся с философским толкованием
самого понятия «идеал». Признана трудность
его достижения в силу различных причин
(но к этому нужно стремиться!), в том числе
и по причине его изменчивости во времени.
Поэтому суть физического совершенства
наиболее коротко изложена в определении
его понятия. Физическое совершенство
— исторически обусловленный уровень
здоровья и всестороннего развития физических
способностей людей, соответствующий
требованиям человеческой деятельности
в определенных условиях производства,
военного дела и других сферах общественной
жизни, обеспечивающий на долгие годы
высокую степень работоспособности человека.
Конкретные признаки и показатели физического
совершенства определяются реальными
запросами и условиями жизни общества
на каждом историческом этапе и поэтому
меняются по мере развития общества.
Образование человека. В процессе занятий
ФКС человек познает много нового, обучается
двигательным умениям и навыкам, поиску
новых спортивных средств и методов для
улучшения результата. Занятия ФКС создают
возможности для развития творчества
и формирования познавательной активности.
Подготовка людей к профессиональному
труду и защите Родины. Одной из основных
функций физической культуры и спорта
является удовлетворение потребностей
общества в физической подготовленности
людей, участвующих в производстве, их
психофизической готовности к выполнению
гражданского долга по защите своей Родины.
С начальных этапов развития человеческого
общества физические упражнения использовались
как одно из активнейших средств подготовки
человека к трудовой и военной деятельности
и имели важное значение в его приспособлении
к постоянно усложнявшимся формам труда
и военной практики. Существенное уменьшение
доли простого физического труда и постоянное
увеличение доли умственного труда в процессе
современного производства в любой профессиональной
деятельности не снижает требований к
физической подготовленности работников,
а еще более заостряет проблемы психофизической
надежности человека в системе производства
и профессиональных деловых отношений.
Вероятно, не случайно в плане существенных
изменений на рынке труда появляются и
становятся привычными подобные объявления:
«В банковскую систему... требуются молодые
специалисты—выпускники юридических
факультетов, владеющие иностранным языком
и имеющие хорошую физическую подготовленность.
Среди наследуемых и приобретаемых
качеств человека, определяющих готовность
его к труду, особую роль играет физическая
кондиция, общий физиологический статус.
Социальные функции спортивной
деятельности по отношению к отдельному
человеку и по отношению к человечеству
в целом — различны. Применительно к отдельному
индивидууму спорт является средством
самосовершенствования, достижения предельно
возможного развития физических способностей.
В спорте человек обретает душевный комфорт,
способность к самоанализу, самонаблюдению,
критическому отношению к собственным
ошибкам, достижениям и неудачам. Современный
спорт высших достижений требует наблюдательности,
умения быстро оценивать ситуацию, молниеносно
принимать решения. Высокоразвитый, острый
ум спортсмену нужен не только для вдумчивого
изучения специальной спортивной литературы,
но и для срочного анализа своих достоинств
и недостатков, точного исполнения тактических
и стратегических элементов спортивной
борьбы. Наконец, в спорте каждый человек
может наилучшим образом выразить себя
в деятельности, которая ему более всего
по душе. В процессе занятий спортом формируются
такие важные черты характера, как стремление
помочь товарищу, доброжелательность,
честность и бескорыстие при выполнении
сложных обязанностей, связанных с требованиями
тренировки и соревнований.
Спорт — одно из эффективных
средств формирования социально ценной
личности. Выполнение огромных объемов
тренировочной нагрузки формирует трудолюбие,
дисциплинированность, коллективизм —
эти столь необходимые для человека качества.
Выявление и воспитание спортивных талантов,
удовлетворение потребности в разумном,
эмоционально насыщенном проведении свободного
времени — одна из существенных сторон
социальной функции спорта. Спорт выполняет
и социально-политическую функцию, создавая
условия для укрепления международных
контактов, развития и укрепления международной
солидарности и мира.
Становление, формирование
личности является и самореализацией,
самовыражением человеческой сущности,
единением естественных основ социально
значимых качеств, приобретаемых индивидуумом
в человеческом обществе. Уровень социализации
индивидуума, соответствие его мировоззрения
идеалам общества, отношение к труду, следование
нормам нравственности, коллективизм,
гражданская зрелость и, наконец, физическое
совершенство в значительной мере связаны
с биологическими, природными задатками.
Однако решающую роль в формировании личности
играют господствующая в обществе идеология,
уровень развития системы воспитания,
вся совокупность общественных институтов
воздействия на человека. В ряду этих воздействий
физическая культура и спорт занимают
важнейшее место.
3 Социальные функции спорта
1.Общее развитие и укрепление организма
всех людей независимо от возраста, пола,
состояния здоровья, степени физического
развития (формирование и развитие физических
качеств и способностей, совершенствование
двигательных навыков, укрепление здоровья,
снижение процессов инволюций и т.д.)
2.Физическая подготовка людей к трудовой
деятельности, защите отечества (мобилизационная
функция физической культуры, профессионально-прикладная
физическая подготовка).
3.Удовлетворение потребности людей в
активном отдыхе, досуге, рациональном
использовании свободного времени (отвлечение
от вредных привычек, формирование здорового
образа жизни).
4.Развитие волевых физических способностей
и двигательных возможностей человека
от оптимального до предельного уровней.
5.Экономическая значимость физической
культуры определяется снижением уровня
заболеваемости и травматизма трудящихся,
повышением их производительности труда,
долголетием, в том числе и трудовым.
Социологические данные, полученные многими
учеными убедительно доказывают положительное
влияние занятий физическими упражнениями
на социальную активность, производительный
труд, здоровье и долголетие людей. Так,
еще Институтом социологических исследований
АН СССР и ВНИИФКом (опрошено свыше трех
тысяч человек) было выявлено, что среди
активных физкультурников значительно
выше (на 15—20%) доля тех, кто проявляет
инициативу в труде, влияет на дела коллектива,
стремится выполнить работу с высоким
качеством.
Разносторонние интересы физкультурников
положительно сказываются и на характере
досуга, который у них значительно богаче
и содержательнее. Кроме того, 69,2% физкультурников
постоянно уделяют внимание воспитанию
детей, тогда как у не физкультурников
этот показатель равен 44%. Нельзя не отметить
еще один весьма существенный факт, выявленный
в ходе исследования. Занимающиеся физической
культурой не только сами социально активны,
но и оказывают положительное воздействие
на своих близких, друзей, коллег. Занятия
физическими упражнениями помогают выработать
такие важные качества, как дисциплинированность,
умение рационально использовать свободное
время, коммуникабельность, способность
анализировать свои успехи и неудачи,
желание быть лучшими.
Как показало исследование, чем активнее
человек включен в физкультурно-спортивную
деятельность, тем меньше он надеется
на везение, на чью-то помощь, на связи
с нужными людьми, на умение приспособиться.
Человек привыкает рассчитывать на себя
и для достижения благополучия делает
ставку на определение цели, на свои способности,
талант, трудолюбие и добросовестность.
Именно в этом видятся наиболее значимые
социальные функции физической культуры
и спорта.
4 Спортивная деятельность и
эволюционирование человека будущего.
В перспективных направлениях
эволюционирования человека, по-видимому,
одно из важнейших мест займет использование
приобретенных, но чрезвычайно слабо раскрытых
резервов мозга. Около триллиона взаимосвязанных
нервных клеток головного мозга представляют
собой настолько сложный механизм, что
для полноценного использования его понадобится
социальный опыт многих и многих поколений
людей. Иначе говоря, возможности социального
наследования в овладении огромными резервами
мозга безграничны. В ряду ближайших задач
раскрытия его резервов — овладение более
совершенными формами обучения и воспитания,
в том числе физического воспитания в
детском и подростковом возрасте.
Важнейшим адаптивным свойством
человека является его способность к трудовой
деятельности. Эта способность лежит и
в основе адаптации к новым формам двигательной
деятельности, характерной для спорта.
Совершенствование человека (и человечества)
посредством занятий физической культурой,
спортом — важнейшее условие прогрессивного
развития его умственных и физических
способностей.
Главная социальная функция
спорта — совершенствование физической
и психической природы человека — в известной
мере служит положительному изменению
демографической структуры общества.
Человечество стареет: увеличение продолжительности
жизни ведет к увеличению количества людей,
которые совершенно заслуженно пользуются
благами общества, но уже не могут делать
для него того, на что были способны в пору
их активной трудовой деятельности. Физическая
культура добавляет не только годы к жизни,
но и жизнь к годам: продолжительность
активной творческой жизни увеличивается,
общество получает дополнительный резерв
трудоспособного населения.
Совершенствование индивидуальных
природных качеств личности средствами
физической культуры — одна из перспективных
линий развития человека ближайшего будущего.
Будучи тесно связанными, природные данные
и социально обусловленные личностные
качества в равной мере подвержены влиянию
занятий спортом. Однако социальные мотивации
спорта делают его не столько средством
индивидуального физического совершенствования,
сколько важнейшим инструментом формирования
личности человека.
Уже в ближайшем будущем человек
резко увеличит резервы адаптации к факторам
внешней среды за счет широкого использования
различных средств самосовершенствования.
В ряду этих средств спорт будет играть
все возрастающую роль.
5 Заключение
Таким образом, физическая культура, являясь
важной составляющей общей культуры общества,
служит мощным и эффективным средством
физического воспитания всесторонне развитой
личности.
Посредством физических упражнений физическая
культура готовит людей к жизни и труду,
используя естественные силы природы
и весь комплекс факторов (режим труда,
быт, отдых, гигиена и т.д.), определяющих
состояние здоровья человека и уровень
его общей и специальной физической подготовки.
На занятиях физкультурой люди не только
совершенствуют свои физические умения
и навыки, но и воспитывают волевые и нравственные
качества. Возникающие во время соревнований
и тренировок ситуации закаляют характер
участников, учат их правильному отношению
к окружающим.
Список литературы:
1. А.М. Максименко Основы
теории и методики физической
культуры. М., 2001
2. Теория и методика физической культуры
/Под общей редакцией Ж.К. Холодова, В.С.
Кузнецова, Г.З. Карнаухова. - М.: 4-й филиал
Воениздата, 2001.
3. Матвеев Л.П. Теория и методика физической
культуры. (Часть 1. Введение в общую теорию
физической культуры). Учебник для высших
специальных физкультурных учебных заведений
: - М.РГАФК. 2002
4. Теория и методика физической культуры:
Учебник / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина.
- М.: Советский спорт, 2004
5. Холодов Ж.К. Теория и методика физического
воспитания и спорта: Учеб. пособие для
студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов,
В.С. Кузнецов. М.: Издательский центр «Академия»,
2004