Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 22:55, реферат
Цель самоконтроля – самостоятельные регулярные наблюдения простыми и доступными способами за физическим развитием, состоянием своего организма, влиянием на него физических упражнений или конкретного вида спорта.
Чтобы самоконтроль был эффективным, необходимо иметь представление об энергетических затратах организма при нервно-психических и мышечных напряжениях, возникающих при выполнении учебной деятельности в сочетании с систематической нагрузкой, важно знать временные интервалы отдыха и восстановления умственной и физической работоспособности, а также приемы, средства и методы, с помощью которых можно эффективнее восстанавливать функциональные возможности организма.
1.Самоконтроль его цели и задачи
2.Объективные и субъективные показатели
3.Критерии оценки самоконтроля
4.Дневник самоконтроля
5.Методы стандартов, антропометрических индексов, функциональные пробы, упражнения- тесты для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма физической подготовленности.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
Восточно – Сибирский
государственный университет
Технологический колледж
Реферат по физическому воспитанию
На тему (Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями)
Выполнила: Дубровина Юлия
Содержание реферата :
1.Самоконтроль его цели и задачи
2.Объективные и субъективные показатели
3.Критерии оценки самоконтроля
4.Дневник самоконтроля
5.Методы стандартов, антропометрических индексов, функциональные пробы, упражнения- тесты для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма физической подготовленности.
1.Самоконтроль его цели и задачи
Самоконтроль – регулярные наблюдения за состоянием
своего здоровья, физическим развитием
и физической подготовкой и их изменениями
под влиянием регулярных занятий упражнениями
и спортом.
Задачи
самоконтроля:
- расширить знания о физическом развитии;
- приобрести навыки в оценивании психофизической
подготовки;
- ознакомиться с простейшими доступными
методиками самоконтроля;
- определить уровень физического развития,
тренированности и здоровья, чтобы корректировать
нагрузку при занятиях физической культурой
и спортом.
Самоконтроль позволяет своевременно
выявить неблагоприятные воздействия
физических упражнений на организм. Основные
методики самоконтроля: инструментальные
и визуальные.
Цель самоконтроля – самостоятельные
регулярные наблюдения простыми и доступными
способами за физическим развитием, состоянием
своего организма, влиянием на него физических
упражнений или конкретного вида спорта.
Чтобы самоконтроль был эффективным, необходимо
иметь представление об энергетических
затратах организма при нервно-психических
и мышечных напряжениях, возникающих при
выполнении учебной деятельности в сочетании
с систематической нагрузкой, важно знать
временные интервалы отдыха и восстановления
умственной и физической работоспособности,
а также приемы, средства и методы, с помощью
которых можно эффективнее восстанавливать
функциональные возможности организма
.
2.Объективные и субъективные показатели
К субъективным
показателям относят самочувствие, настроение,
сон, аппетит, болевые ощущения и др.
Самочувствие является важной субъективной
оценкой общего состояния организма при
физических нагрузках. Оно может качественно
оцениваться как хорошее, удовлетворительное,
плохое. При плохом самочувствии указывается
характер необычных ощущений. Различные
отклонения в состоянии здоровья отражаются
на аппетите.
Аппетит можно охарактеризовать как
хороший (суточный рацион съедается полностью
с удовольствием, независимо от качества
и оформления блюд), плохой (блюда съедаются
не полностью, без желания, очень быстро
наступает насыщение, человек может длительное
время обходиться без пищи), удовлетворительный
(суточный рацион съедается полностью,
без особого желания, может наблюдаться
избирательность блюд, равнодушие к еде),
пониженный.
Сон – важный период функционирования
организма, в течение которого происходит
восстановление его функциональных резервов,
работоспособности. Отмечается продолжительность
и глубина сна, его нарушения (трудное
засыпание, беспокойный сон, бессонница,
недосыпание). После хорошего сна человек
чувствует себя бодрым, свежим, полным
сил и энергии, его работоспособность
полностью восстанавливается.
Нарушения спортивного режима по субъективным
причинам также дают возможность объяснить
различные отклонения в состоянии организма
занимающихся физической культурой и
спортом.
Потоотделение оценивается как обильное,
большое, умеренное, пониженное. Интенсивность
потоотделения зависит от микроклиматических
условий, вида физической нагрузки, от
количества потребляемой жидкости.
Болевые ощущения в мышцах, в правом подреберье,
в области сердца, головные боли могут
быть связаны с общим утомлением организма
в результате нарушения режима дня, форсирования
тренировочных нагрузок, а также с хроническими
заболеваниями. Боли в мышцах у начинающих
спортсменов после перерывов в тренировках
– явление закономерное. В случае продолжительных
болей следует обратиться к врачу.
Желание тренироваться характерно для
здоровых людей. При отклонениях в состоянии
здоровья желание тренироваться снижается
или исчезает.
Настроение – внутреннее, душевное состояние
человека, зависящее от отрицательных
или положительных эмоций. Настроение
оценивается как хорошее, удовлетворительное
или плохое [21].
Объективные
показатели – это показатели физического
развития, которые можно измерить и выразить
количественно. Под физическим развитием
человека понимают комплекс функционально-морфологических
свойств организма, который определяет
его физическую дееспособность. В это
комплексное понятие входят такие факторы,
как здоровье, физическое развитие, масса
тела, уровень аэробной и анаэробной мощности,
сила, мышечная выносливость, координация
движений, мотивация и др.
Функциональное состояние
сердечно-сосудистой системы
Контроль
за пульсом - один из самых простых и информативных
методов самоконтроля. При этом определяется
на лучевой артерии, для чего 2 или 3 пальца
одной руки накладываются на нижнюю часть
другой у основания большого пальца со
стороны ладони. Частота сердечных сокращений
подсчитывается в состоянии мышечного
покоя, после небольшого отдыха, в течение
10-20 с с пересчетом на минуту. При очень
частом пульсе (например, после небольшой
нагрузки) его частоту удобнее считать
по сердечному толчку, положив ладонь
на область сердца. Частота сердечных
сокращений меняется с возрастом и в связи
с уровнем тренированности [17].
У взрослого здорового человека ЧСС обычно
составляет 66-72 уд/мин, у тренированных
спортсменов пульс замедляется до 46-60
уд/мин (так называемая брадикардия), отражая
более экономную деятельность сердца.
У новорожденных пульс очень частый (до
100 уд/мин), в 7-9 лет ЧСС обычно находится
в пределах 80-90 уд/мин, в 10-12 лет - 70-85, 13-14
лет - 76-78, 15-16 лет - 72-78, 16-18 лет -68-72 уд/мин
[9].
Замедление пульса при нарастании тренированности
у детей выражено меньше, чем у взрослых.
После физической нагрузки при достаточной
подготовленности уже через 5-10 мин ЧСС
не должна превышать 90 уд/мин, а через 1-2
часа полностью возвращается к исходным
величинам (до нагрузки).
При правильном ритме сердечные сокращения
следуют одно за другим с примерно одинаковым
интервачом времени (меняться они могут
только в связи с ритмом дыхания).
При резком учащении пульса в покое (так
называемая тахикардия), особенно приступообразного
характера, слабом его наполнении или
ощущении сердцебиений, нарушениях ритма
(большие различия времени между сокращениями,
дополнительные удары) пульс следует подсчитывать
более длительно (в течение 1-3 мин) и обращаться
к врачу, поскольку это чаще всего бывает
при заболеваниях и перенапряжении. К
вечеру пульс чаще, чем утром, у девочек
и девушек на 2-4 удара чаще, чем у мальчиков.
Пульс следует подсчитывать утром натощак,
до и после урока или тренировки и утром
следующего дня для оценки восстановления
[22].
Физическое развитие
Очень важно в процессе самоконтроля следить
за динамикой своего физического развития.
Полную его характеристику можно получить,
измеряя все параметры: длину тела стоя
и сидя, массу тела, пропорции тела, окружность
груди на вдохе и выдохе, окружности конечностей
при расслаблении и сокращении, мышечную
силу, толщину жировой складки, жизненную
емкость легких и максимальную их вентиляцию,
силу мышц вдоха и выдоха. Но это требует
специального навыка и аппаратуры и должно
проводиться 1-2 раза в год медперсоналом.
Школьнику полезно ознакомиться с этими
материалами, занести в дневник полученные
величины и общую оценку своего физического
развития.
Самому же при самоконтроле можно определить
массу (вес) тела, жизненную емкость легких,
силу кисти, мышц спины и живота.
Масса
тела (вес) - простой, надежный и удобный
метод самоконтроля. В каждом доме надо
иметь портативные весы, взвешиваться
утром натощак, без одежды или в очень
легкой одежде (в трусах, для старших девочек
- в бюстгальтере), а также до занятия, после
него и следующим утром. Под влиянием регулярных
занятий в первые недели и месяцы масса
тела обычно уменьшается за счет потери
излишнего жира и воды. У старших подростков
(16-18 лет) закономерности изменения веса
в связи с занятиями физкультурой и спортом
соответствуют таковым у взрослого человека.
Оценить массу тела по отношению к росту
можно с помощью метода так называемых
стандартов - сравнение индивидуальных
величин со среднестатистическими, полученными
в результате массовых измерений соответствующей
возрастно-половой группы. Определенным
ориентиром может служить массо-ростовой
индекс - отношение массы тела в граммах
к росту в сантиметрах. У младших школьников
в норме он составляет 180-260 г/см, в среднем
школьном возрасте – 220-360 г/см, у девочек
немного выше, чем у мальчиков [7].
Сила мышц при самоконтроле определяется
с помощью ручного (сила мышц кисти) и станового
(сила мышц спины) динамометров. В связи
с увеличением мышечной массы с возрастом
(у взрослого человека отношение мышечной
массы к общей массе тела составляет 40%,
в 8 лет - 27%, в 15 лет - 33%) увеличивается сила
мышц, особенно между 14-м и 18-м годами жизни.
Для измерения силы мышц кисти на ладонь
кладут ручной динамометр и сжимают его
с максимальным усилием. У здорового взрослого
человека сила составляет чаще всего 50-70
кг (у женщин несколько меньше). У детей
- от 15-20 до 50-60 кг в зависимости от возраста.
Сила мышц спины измеряется становым динамометром
(площадка с крюком, цепью, ручкой и указателем
силы), но в практике самоконтроля измерения
эти затруднительны. Оценить мышечную
массу можно с помощью стандартов.
Становая сила у здорового взрослого человека
соответствует чаще всего 140-160 кг (у женщин
меньше), у детей и подростков – 60-120 кг.
Для сравнения изменения силы в динамике
можно пользоваться формулой отношения
силы, умноженной на 100, к массе тела в кг.
Повторяя измерения силы несколько раз
с интервалом 10-20 с, можно судить о степени
утомления мышц.
О силе мышц живота можно судить с помощью
следующего приема - лежа на кушетке, скамейке
или на полу с вытянутыми вдоль тела руками
перейти в положение сидя, не сгибая и
не отрывая ног от поверхности кушетки.
Чем большее число раз школьник может
повторить, тем выше сила [7,10].
Функциональное
состояние органов дыхания
Функциональное состояние органов дыхания
при самоконтроле можно оценить по частоте
дыхания, жизненной емкости, пробами с
задержкой дыхания. В состоянии мышечного
покоя дыхание должно быть ритмичным,
спокойным, в основном через нос. Частота
дыхания у взрослого здорового человека
находится в пределах 12-18 дыхательных
движений в минуту (вдох и выдох составляют
одно движение), у детей младшего школьного
возраста меньше. Во время нагрузки дыхание
учащается до 22-36, при максимальных нагрузках
- больше, с быстрым возращением к исходному
уровню. Подсчитывается дыхание в течение
минуты, положив руки на нижнюю часть груди
либо верхнюю часть живота. Одышка (резкое
учащение дыхания), особенно если она сопровождается
чувством недостатка воздуха, стеснением
в груди, кашлем во время нагрузки или
после нее, указывает на несоответствие
нагрузки возможностям организма (чаще
бывает при слабой физической подготовленности,
переутомлении, заболевании). Дыхание
во время нагрузки должно соответствовать
ритму движения.
Жизненная
емкость легких (ЖЕЛ) - количество воздуха, которое
способен выдохнуть человек после максимального
вдоха. Определяется с помощью сухого
или водяного спирометра, который должен
быть в медицинском кабинете каждой школы.
У взрослого здорового человека ЖЕЛ составляет
3-6 л у мужчин и 2-5 л у женщин, у мальчиков
5 лет - в среднем 1,2 л, 10 лет - до 2 л, 12-13 лет
- 2-2,5 л, 15-16 лет - 3,6 л, у девочек на 100-300 мл
меньше.
С ростом тренированности все показатели
функционального состояния
Самостоятельно или с помощью родителей
и товарищей можно измерить и окружность
грудной клетки. Для этого сантиметровая
лента накладывается на обнаженную грудную
клетку у нижних краев лопаток сзади и
под сосками (у девушек под грудью) спереди.
Измерения производятся при обычном дыхании,
при максимальном вдохе и выдохе. Рассчитывается
разница, отражающая амплитуду движений
грудной клетки в зависимости от силы
дыхательных мышц и эластичности легких.
Амплитуду в пределах 6-8 см у взрослых
и 5-8 см у детей можно считать нормальной
[5,11].
Функциональные пробы
Для определения функционального состояния
организма весьма важны функциональные
пробы. Можно рекомендовать наиболее простые
из них, которые школьник среднего и старшего
возраста может провести самостоятельно.
Ортостатическая проба - после 3-5-минутного
отдыха производится переход из положения
лежа в положение стоя с подсчетом ЧСС
лежа и после вставания. В норме пульс
при этом учащается на 6-12 уд/мин, у детей
с повышенной возбудимостью больше. Большая
степень учащения характеризует снижение
функции сердечно-сосудистой системы.
Проба с дозированной физической
нагрузкой - 20 приседаний в течение 30 с, бег на месте
в темпе 180 шагов в минуту в течение 3 мин
для школьников среднего и старшего возраста
и 2 мин для младшего. ЧСС при этом подсчитывается
до нагрузки, непосредственно после ее
окончания и ежеминутно на протяжении
3-5 мин восстановительного периода по
10-секундным отрезкам с перечетом на минуту.
Нормальной реакцией на 20 приседаний является
учащение пульса на 50-80% по сравнению с
исходным, но с восстановлением в течение
3-4 мин. После бега - не более 80-100% с восстановлением
через 4-6 мин.
С ростом тренированности реакция становится
более экономной, восстановление ускоряется.
Пробы лучше проводить утром в день занятий
и, по возможности, на следующий день.
Самостоятельно можно пользоваться и пробой Руфье - в положении лежа находиться 5 мин, затем
подсчитать ЧСС в течение 15 с (P1), после этого
выполнить 30 приседаний за 45 с и определить
ЧСС в течение 15 с, за первые 15 с (Р2) и за последние
15 с первой минуты восстановления (Р3). Оценку работоспособности
производят по так называемому индексу
Руфье (ИР) по Формуле
ИР = (Р1 + Р2 + Р3 – 200) / 10
Реакция считается хорошей при индексе
от 0 до 2,9, средней - от 3 до 6, удовлетворительной
- от 6 до 8 и плохой - выше 8.
В качестве пробы с физической нагрузкой
можно использовать и подъем на 4-5-й этаж
в среднем темпе. Чем меньше при этом учащение
пульса и дыхания и быстрее восстановление,
тем лучше. Использование более сложных
проб (проба Летунова, степ-тест, велоэргометрия)
возможно лишь при врачебном обследовании
[5].
Проба с произвольной задержкой
дыхания на вдохе и выдохе. Взрослый человек может
задержать дыхание на вдохе на 60-120 с и
более, без неприятных ощущений. Мальчики
9-10 лет задерживают дыхание на вдохе 20-30
с, 11-13 лет - 50-60, 14-15 - 60-80 с (девочки на 5-15
с меньше). С ростом тренированности время
задержки дыхания увеличивается на 10-20
с.
В качестве простых проб для оценки функционального состояния центральной
нервной системы и координации движения можно посоветовать
следующие:
- сдвинув пятки и носки вместе, простоять
30 с, не качаясь и не теряя равновесия;
- поставить ноги на одном уровне, вытянуть
руки вперед, простоять 30 с с закрытыми
глазами;
- руки в стороны, закрыть глаза. Стоя на
одной ноге, приставить пятку одной ноги
к колену другой, простоять 30 с, не качаясь
и не теряя равновесия;
- простоять с закрытыми глазами, руки
вдоль туловища. Чем больше времени простоит
человек, тем выше оценивается функциональное
состояние его нервной системы [12].
Из большого арсенала перечисленных выше
проб каждый школьник должен, посоветовавшись
с врачом или учителем физкультуры, выбрать
для себя самые подходящие (желательно
одну с физической нагрузкой, одну дыхательную
и одну для оценки нервной системы) и проводить
их регулярно, не реже одного раза в месяц
в одинаковых условиях.
В порядке самоконтроля надо следить также
за функцией желудочно-кишечного
тракта (регулярный стул без слизи и крови) и почек (прозрачная соломенно-желтая или слегка
красноватая моча). При болях в животе,
запорах, мутной моче, появлении крови
и других нарушениях следует обратиться
к врачу.
Школьникам нужно также следить за своей осанкой, поскольку это во многом определяет
красоту фигуры, привлекательность, нормальную
деятельность организма, умение непринужденно
держаться. Осанка обусловлена взаимным
расположением головы, плеч, рук, туловища.
При правильной осанке оси головы и туловища
расположены на одной вертикали, плечи
опущены и слегка отведены назад, хорошо
выражены естественные изгибы спины, нормальная
выпуклость груди и живота. Внимание развитию
правильной осанки надо уделять с младшего
возраста и на протяжении всей учебы в
школе. Способ проверки правильности осанки
очень прост - стать спиной к стене, касаясь
ее затылком, лопатками, тазом и пятками.
Стараться так держаться и далее, отойдя
от стены (сохранять осанку) [4].
К перечисленным показателям девушки должны добавить специальный контроль
за течением овариально-менструального
цикла. Женский организм и процесс его
формирования отличаются от мужского.
У женщин легче скелет, меньше рост, длина
тела и мышечная сила, больше подвижность
в суставах и позвоночнике, эластичность
связочного аппарата, больше жировая прослойка
(мышечная масса по отношению к общей массе
тела составляет 30-33% против 40-45% у мужчин,
жировая масса – 28-30% против 18-20% у мужчин),
уже плечи, шире таз, ниже расположен центр
тяжести. Меньше функциональные возможности
кровообращения (меньше вес и размеры
сердца, ниже артериальное давление, чаще
пульс) и дыхания (меньше все дыхательные
объемы). Физическая работоспособность
женщин на 10-25% ниже, чем у мужчин, а также
меньше сила и выносливость, способность
к длительным статическим напряжениям.
Для организма женщин более опасны упражнения
с сотрясением внутренних органов (при
падениях, столкновениях); хорошо переносятся
упражнения на ловкость, гибкость, координацию
движений, равновесие. Наивысшая работоспособность
бывает обычно в постменструальный период
и очень редко (у 3-5% спортсменок) во время
менструации. Необходимо следить за собой
в это время и отмечать в дневнике характер
менструации, самочувствие, работоспособность.
Отмечается также время появления первой
менструации и установление постоянного
цикла. Многие школьницы во время менструации
стараются избегать физических нагрузок.
Это неправильно! Режим нагрузок в это
время выбирается индивидуально, в зависимости
от самочувствия и течения цикла при нормальном
состоянии, без неприятных ощущений, занятия
нужно продолжать с некоторым ограничением
скоростных, силовых упражнений, натуживания.
Если самочувствие ухудшается, при обильных,
болезненных менструациях в первые 1-2
дня можно ограничиться легкой зарядкой
и прогулками, далее заниматься, как девушки
с нормальным течением процесса. Особое
внимание к своему состоянию необходимо
в период от первой менструации до установления
цикла. У спортсменок нередко половое
созревание (в том числе менструации) наступают
позже, но это не представляет никакой
опасности в дальнейшем [3].
2.3 Анализ
показателей самоконтроля
Анализ показателей самоконтроля,
их сопоставление с выполненными физическими
нагрузками позволяют оценить эффективность
занятий. При правильном проведении занятий
(спортивной тренировки) и соблюдении
режима школьники чувствуют себя хорошо,
меньше болеют, годовой прирост длины
и массы тела, мышечной силы соответствуют
возрастным нормам и даже превышают их,
физическое развитие становится более
разносторонним, функциональные возможности
кровообращения и дыхания увеличиваются.
Ребенок (подросток) хорошо справляется
с физическими нагрузками, тренируется
с желанием, наблюдается правильная реакция
на нагрузку с быстрым восстановлением,
т.е. постепенно улучшаются все показатели
самоконтроля. Если же нагрузка для занимающегося
слишком велика, восстановление между
занятиями не наступает - естественное
утомление после нагрузки может перейти
в переутомление. При этом появляется ощущение
постоянной усталости, снижается умственная
и физическая работоспособность, ухудшается
сон, настроение становится неустойчивым,
заниматься не хочется. Учащается пульс,
снижается масса тела и мышечная сила.
Реакция организма на нагрузки (занятия,
тренировки, функциональные пробы и др.)
становится напряженной, восстановление
замедляется. Труднее усваивается учебный
материал, снижается успеваемость. Могут
появиться нарушения ритма сердца, повышение
артериального давления. Но следует особо
подчеркнуть, что при учебных занятиях
физическими нагрузками переутомление
наступает чрезвычайно редко, нагрузка
на уроке, как правило, не бывает чрезмерной.
Чаще с этим явлением приходится сталкиваться
при тренировке юных спортсменов, особенно
на фоне несоблюдения режима, недостаточного
отдыха, перенесенных заболеваний, плохого
питания и условий жизни. Если вовремя
не обратить внимания на эти изменения,
явления переутомления нарастают и могут
привести к более серьезным нарушениям
- перетренированности и физическому перенапряжению.
В любом случае при появлении подобных
признаков школьник должен сообщить о
них учителю физкультуры, тренеру и врачу
и вместе с ними внести соответствующие
изменения в тренировку. В начальной стадии
для восстановления обычно бывает достаточно
в течение нескольких дней снизить нагрузку
(особенно скоростные и силовые упражнения),
увеличить интервалы отдыха, часы пребывания
на воздухе (прогулки, ходьба, легкий бег,
катание на лыжах и коньках), провести
витаминизацию, больше употреблять в питании
свежих овощей, фруктов, молочных продуктов,
меда, орехов, удлинить сон [13].
О слишком большой нагрузке свидетельствует:
резкое изменение внешнего вида (побледнение
либо, наоборот, покраснение лица), сильное
потоотделение, появление слабости, одышки,
приступов сердцебиения, головной боли,
болей в области шеи, уха, правого подреберья,
головокружения, внезапного расстройства
кишечника.
Но следует подчеркнуть, что на уроке это
бывает чрезвычайно редко, поскольку нагрузка
при этом, как правило, не бывает чрезмерной.
Подобные состояния могут возникнуть
лишь при неправильном определении медицинской
группы, при занятиях в болезненном состоянии
или недостаточном восстановлении после
них, при слишком большой моторной плотности
занятия, его монотонности и отсутствии
переключений, при выступлении в соревнованиях
без подготовки, при резком ухудшении
внешних условий, после бессонной ночи
и пр. Но в любом нагрузку надо прекратить
и немедленно обратиться к врачу.
Большую опасность представляют физические
и нервные нагрузки в болезненном состоянии
и после него. При любом заболевании меняется
общая сопротивляемость организма, ухудшается
функция всех его органов и систем, нагрузка
дается ценою слишком большого напряжения
организма и может стать опасной. Время
освобождения от занятий при этом индивидуально
- в зависимости от характера и тяжести
заболевания, состояния больного, возможных
осложнений и др. При этом опасно как преждевременное
возобновление занятий (возможность обострения
осложнений и перенапряжения), так и неоправданно
длительное освобождение, поскольку это
ведет к резкому снижению уровня тренированности
и большим трудностям при возобновлении
тренировки. Но ориентировочные сроки
освобождения после различных заболеваний
все же можно привести. После респираторных
заболеваний и легкого гриппа, ангины
без осложнений освобождение от занятий
не должно превышать 5-8 дней, а участие
в соревнованиях - двух недель, после тяжелой
формы гриппа – 10-17 и 18-20 дней. Расстройство
кишечника требует кратковременного (2-3
дня) освобождения, дизентерия - до двух
недель. Более длительного освобождения
требуют воспаление легких (2-3 недели),
почек (1,5-2,5 месяца), печени (инфекционный
гепатит - болезнь Боткина - от полугода
до года), при остром ревматизме школьник
освобождается от занятий на 6-8 месяцев,
а от спортивной тренировки и участия
в соревнованиях - на 2-2,5 года, после сотрясения
мозга - соответственно на 20-25 дней и 2-3
месяца, после операции аппендицита - от
2 недель до 2 месяцев, удаления миндалин
и аденоидов без осложнений – 8-10 дней
[21].
Время освобождения от занятий и тренировки
при травмах колеблется от нескольких
дней (растяжение связок) до нескольких
месяцев (переломы крупных костей). В этот
период заболевшие и травмированные занимаются
лечебной физкультурой, врач определяет
им индивидуальный двигательный режим.
При анализе показаний самоконтроля нужно
иметь в виду, что снижение работоспособности,
ухудшение самочувствия, появление различных
жалоб, ухудшение реакции на нагрузку,
неблагоприятные изменения пульса, дыхания,
мышечной силы и т.д. могут зависеть не
только от неправильного двигательного
режима (чрезмерная или сниженная двигательная
активность), но и от других причин - заболевания,
общего переутомления, нарушения режима,
экологических факторов, плохих условий
жизни и питания и прочего. Разобраться
в этом помогают школьнику врач, учитель
физкультуры, родители.
Необходимо хорошо знать особенности
растущего организма в связи с возрастом,
поскольку многие показатели самоконтроля
меняются в процессе возрастного развития
- от младшего (7-11 лет) до старшего школьного
возраста. Поэтому не надо удивляться,
если величина какого-то показателя (например,
ЧСС, ЖЕЛ, мышечная сила и др.), ставшие
уже как бы привычными, постепенно меняются
[16].
С возрастом организм постепенно начинает
работать более эффективно. Физическое
развитие, нервная система, внутренние
органы постепенно, по мере роста и формирования
организма, приближаются к взрослым. Наиболее
интенсивный рост - в среднем школьном
возрасте. Мышечная масса увеличивается
по отношению к общей массе тела: в 8 лет
она составляет в среднем 27%, в 15-33, у взрослого
человека – 40-45%. Соответственно растет
мышечная сила. Снижается возбудимость,
усиливаются тормозные процессы, повышается
психологическая устойчивость. Увеличиваются
возможности кровообращения и дыхания.
Если вес сердца в 8 лет равен в среднем
86 г, то в 15 лет - 200 г (у взрослого - 280-320 г).
Объем сердца в 12 лет достигает в среднем
460 мл, в 15 лет - 620 мл (у взрослого – 700-800
мл). Сердце начинает работать более экономно,
частота сердечных сокращений уменьшается
примерно в 13-14 лет и составляет в среднем
76-80 уд/мин, в 15-16 лет – 66-74 уд/мин. Артериальное
давление повышается с 90-92 мм.рт.ст. в 8-9
лет до 100-120 мм.рт.ст. у старших школьников.
Ударный объем сердца увеличивается с
23-24 мл у 8-9-летних школьников до 29-32 мл
в среднем школьном возрасте и 40-50 мл к
старшим классам. Урежается дыхание, повышается
жизненная емкость легких, кислородная
емкость крови. Максимальное поглощение
кислорода в 8-9 лет составляет в среднем
1535 мл/мин у мальчиков и 1022 мл/мин у девочек,
в 10-11 лет - в среднем 1657 мл/мин, в 14-15 - 2299
мл/мин (С.В. Тихвинский), у взрослого чесловека
– 3-5 л/мин.
Для среднего школьного возраста характерен
усиленный рост костей и скелета, но мышечная
масса еще отстает. В 13-14 лет отмечается
наибольшее ускорение роста и повышения
массы тела - на 7-8 см и 7 кг у мальчиков
и 6 см и 5 кг у девочек, наиболее интенсивно
увеличивается мышечная сила в 13-14 лет.
Заметно увеличивается вес и объем сердца,
наступает экономизация сердечной деятельности
и дыхания.
В старшем школьном возрасте (16-18 лет) организм
юношей и девушек постепенно приближается
к взрослому, но нередко еще в 17 лет отстает
от него по ряду показателей. Наибольший
прирост работоспособности происходит
у девушек в 15-16 лет, у юношей - в 17-18 лет.
Из физических качеств раньше всего развивается
гибкость и ловкость (уже в младшем школьном
возрасте). Развитие быстроты особенно
заметно к 13-14 годам, далее ее показатели
увеличиваются значительно медленнее
и преимущественно при специальной тренировке.
Выносливость начинает увеличиваться
с 12-13 лет, более заметно в старшем школьном
возрасте, достигая максимума несколько
позже (после 20 лет). Сила развивается главным
образом с 13-14 лет до 16-18 лет, но достигает
максимума в 20-25 лет. Регулярные занятия
физкультурой и спортом, развитие организма,
работоспособности и физических качеств
обеспечивают более разностороннее физическое
развитие, повышают сопротивляемость
и устойчивость организма, облегчают трудности
полового созревания.
3.Критерии оценки самоконтроля и дневник самоконтроля
При регулярных занятиях физическими
упражнениями и спортом очень
важно систематически следить за
своим самочувствием и общим
состоянием здоровья. Самочувствие после
занятий физическими
Применяемые нагрузки должны соответствовать
физической подготовленности и возрасту.
При ухудшении самочувствия, сна, аппетита
необходимо снизить нагрузки, а при повторных
нарушениях - обратиться к врачу.
Дневник самоконтроля служит для учёта
самостоятельных занятий физкультурой
и спортом, а также регистрации антропометрических
изменений, показателей, функциональных
проб и контрольных испытаний физической
подготовленности, контроля выполнения
недельного двигательного режима.
Регулярное ведение дневника даёт возможность
определить эффективность занятий, средства
и методы, оптимальное планирование величины
и интенсивности физической нагрузки
и отдыха в отдельном занятии.
В дневнике также следует отмечать случаи
нарушение режима и то, как они отражаются
на занятиях и общей работоспособности.
К объективным показателям самоконтроля
относятся: наблюдение за частотой сердечных
сокращений (пульсом), артериальным давлением,
дыханием, жизненной ёмкостью лёгких,
весом, мышечной силой, спортивными результатами.
Общепризнанно, что достоверным показателем
тренированности является пульс. Оценку
реакции пульса на физическую нагрузку
можно провести методом сопоставления
данных частоты сердечных сокращений
в покое (до нагрузки) и после нагрузки,
т.е. определить процент учащения пульса.
Частоту пульса в покое принимают за 100%,
разницу в частоте до и после нагрузки
- за Х. Например, пульс до начала нагрузки
был равен 12 ударам за 10 секунд, а после
- 20 ударов. После нехитрых вычислений
выясняем, что пульс участился на 67%.
Но не только пульсу следует уделять внимание.
Желательно, если есть возможность, измерять
также артериальное давление до и после
нагрузки. В начале нагрузок максимальное
давление повышается, потом стабилизируется
на определённом уровне. После прекращения
работы (первые 10-15 минут) снижается ниже
исходного уровня, а потом приходит в начальное
состояние. Минимальное же давление при
лёгкой или умеренной нагрузке не изменяется,
а при напряжённой тяжёлой работе немного
повышается.
Известно, что величины пульса и минимального
артериального давления в норме численно
совпадают. Кердо предложил высчитывать
индекс по формуле
ИК=Д/П,
где Д - минимальное давление, а П - пульс.
У здоровых людей этот индекс близок к
единице. При нарушении нервной регуляции
сердечно-сосудистой системы он становится
большим или меньшим единице.
Также очень важно произвести оценку функций
органов дыхания. Нужно помнить, что при
выполнении физических нагрузок резко
возрастает потребление кислорода работающими
мышцами и мозгом, в связи с чем возрастает
функция органов дыхания. По частоте дыхания
можно судить о величине физической нагрузки.
В норме частота дыхания взрослого человека
составляет 16-18 раз в минуту. Важным показателем
функции дыхания является жизненная ёмкость
лёгких - объём воздуха, полученный при
максимальном выдохе, сделанном после
максимального вдоха. Его величина, измеряемая
в литрах, зависит от пола, возраста, размера
тела и физической подготовленности. В
среднем у мужчин он составляет 3,5-5 литров,
у женщин - 2,5-4 литра. Самоконтроль необходимо
вести регулярно каждый день во все периоды
тренировки, а также во время отдыха. Учет
данных самоконтроля проводится спортсменом
самостоятельно, однако на первых этапах
вести дневник самоконтроля спортсмену
помогает тренер. В дальнейшем он должен
периодически проверять, как осуществляется
спортсменом самоконтроль и ведение дневника.
Самоконтроль состоит из простых, общедоступных
приемов наблюдения и учета субъективных
показателей (самочувствие, сон, аппетит,
работоспособность и др.) и данных объективного
исследования (вес, пульс, динамометрия,
ЖЕЛ и др.).
Для ведения дневника самоконтроля необходима
небольшая тетрадь, которую следует разграфить
по показателям самоконтроля и датам.
Самочувствие - весьма важный показатель влияния
занятий спортом на организм человека.
Обычно при регулярной и правильно проводимой
тренировке самочувствие у спортсмена
бывает хорошее: он бодр, жизнерадостен,
полон желания учиться, работать, тренироваться,
у него высокая работоспособность. Самочувствие
отражает состояние и деятельность всего
организма, и главным образом состояние
нервной системы. В дневнике самоконтроля
самочувствие отмечается как хорошее,
удовлетворительное, плохое. Самочувствие
как показатель физического состояния
надо оценивать с учетом настроения спортсмена.
При ведении самоконтроля дается следующая
общая оценка работоспособности: хоро
Во время сна человек восстанавливает свои
силы и особенно функцию центральной нервной
системы. Малейшие отклонения в состоянии
здоровья, еще не проявляемые другими
симптомами, сразу же сказываются на сне.
Нормальным считается сон, наступающий
быстро после того, как человек лег спать,
достаточно крепкий, протекающий без сновидений
и дающий утром чувство бодрости и отдыха.
Плохой сон характеризуется длительным
периодом засыпания или ранним пробуждением
среди ночи. После такого сна нет ощущения
бодрости, свежести. Физическая работа
и нормальный режим способствуют улучшению
сна.
В дневнике самоконтроля фиксируется
длительность сна, его качество, нарушения,
засыпание, пробуждение, бессонница, сновидения,
прерывистый или беспокойный сон.
Аппетит - очень тонкий показатель состояния
организма. Перегрузка на тренировке,
недомогания, недосыпание и другие факторы
отражаются на аппетите. Усиленный расход
энергии, вызываемый деятельностью человеческого
организма, в частности занятиями физкультурой,
усиливает аппетит, что отражает увеличение
потребности организма в энергии. В дневнике
самоконтроля отражается хороший, нормальный,
пониженный, повышенный аппетит или его
отсутствие.
В дневнике отмечаются и характеристики функции
желудочно-кишечного тракта. При этом обращается внимание
на регулярность стула, степень оформленности
кала, наклонность к запорам или поносам
и т.д.
Во время усиленной физической работы
потоотделение является вполне нормальным
явлением. Потоотделение зависи
Желание
тренироваться и участвовать в соревнованиях характерно для здоровых и особенно
молодых людей, которым физические упражнения,
по образному выражению И.П. Павлова, приносят
"мышечную радость". Если спортсмен
не испытывает желания тренироваться
и участвовать в соревнованиях, то это
очевидный признак наступившего переутомления
или начальной фазы перетренированности.
Желание заниматься спортом отмечается
словами "большое", "есть", "нет".
В графе дневника самоконтроля "Содержание
тренировки и как она переносится" в очень короткой форме излагается
существо занятия, т.к эти данные в комплексе
с другими показателями значительно облегчают
объяснение тех или иных отклонений. В
этой графе отмечается продолжительность
основных частей тренировочного занятия.
При этом указывается, как спортсмен перенес
тренировку: хорошо, удовлетворительно,
тяжело.
Без сведений о нарушении
общего режима порой невозможно бывает объяснить
изменения показателей в других графах
дневника. Спортсменам достаточно хорошо
известно о необходимости соблюдения
общего режима: если спортсмен действительно
серьезно решил заниматься спортом и добиваться
высоких результатов, то соблюдение им
режима должно быть строго обязательным.
5.Методы стандартов, антропометрических индексов, функциональные пробы, упражнения- тесты для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма физической подготовленности
Для оценки физического состояния
организма человека и его физической
подготовленности используют антропометрические
индексы, упражнения-тесты и т.д.
К примеру, о состоянии нормальной функции
сердечно-сосудистой системы можно судить
по коэффициенту экономизации кровообращения,
который отражает выброс крови за 1 минуту.
Он вычисляется по формуле
(АДмакс. - АДмин) * П,
где АД - артериальное давление,
П - частота пульса.
У здорового человека его значение приближается
к 2600. Увеличение этого коэффициента указывает
на затруднения в работе сердечно-сосудистой
системы.
Существуют две пробы для определения
состояния органов дыхания - ортостатическая
и клипостатическая. Ортостатическая
проба проводится так. Физкультурник лежит
на кушетке в течение 5 минут, затем подсчитывает
частоту сердечных сокращений. В норме
при переходе из положения лёжа в положение
стоя отмечается учащение пульса на 10-12
ударов в минуту. Считается, что учащение
его до 18 ударов в минуту - удовлетворительная
реакция, более 20 - неудовлетворительная.
Такое увеличение пульса указывает на
недостаточную нервную регуляцию сердечно-сосудистой
системы.
Ещё есть один довольно простой метод
самоконтроля "с помощью дыхания"
- так называемая проба Штанге (по имени
русского медика, представившего этот
способ в 1913 году). Сделать вдох, затем
глубокий выдох, снова вдох, задержать
дыхание, по секундомеру фиксируя время
задержки дыхания. По мере увеличения
тренированности время задержки дыхания
увеличивается. Хорошо натренированные
люди могут задержать дыхание на 60-120 секунд.
Но если вы только что тренировались, то
задержать надолго дыхание вы не сможете.
Большое значение в повышении работоспособности
вообще и при физической нагрузке в частности
имеет уровень физического развития, масса
тела, физическая сила, координация движений
и т.д.
При занятиях физкультурой важно следить
за весом тела. Это так же необходимо, как
следить за пульсом или артериальным давлением.
Показатели веса тела являются одним из
признаков тренированности. Для определения
нормального веса тела используются различные
способы, так называемые росто-весовые
индексы. На практике широко применяется
индекс Брока. Нормальный вес тела для
людей ростом 155-156 сантиметров равен длине
тела в см., из которой вычитают цифру 100;
при 165-175 - 105; а при росте более 175 см - больше
110.
Можно также пользоваться индексом Кетля.
Вес тела в граммах делят на рост в сантиметрах.
Нормальным считается такой вес, когда
на 1 см роста приходится 350-400 единиц у
мужчин, 325-375 у женщин.
Изменение веса до 10% регулируется физическими
упражнениями, ограничениям в потреблении
углеводов. При избытке веса свыше 10% следует
создать строгий рацион питания в дополнение
к физическим нагрузкам.
Можно также проводить исследование статической
устойчивости в позе Ромберга. Проба на
устойчивость тела производится так: физкультурник
становится в основную стойку - стопы сдвинуты,
глаза закрыты, руки вытянуты вперёд, пальцы
разведены (усложнённый вариант - стопы
находятся на одной линии, носок к пятке).
Определяют время устойчивости и наличие
дрожания кистей. У тренированных людей
время устойчивости возрастает по мере
улучшения функционального состояния
нервно-мышечной системы.
Необходимо также систематически определять
гибкость позвоночника. Физические упражнения,
особенно с нагрузкой на позвоночник,
улучшают кровообращение, питание межпозвоночных
дисков, что приводит к подвижности позвоночника
и профилактике остеохандрозов. Гибкость
зависит от состояния суставов, растяжимости
связок и мышц, возраста, температуры окружающей
среды и времени дня. Для измерения гибкости
позвоночника используют простое устройство
с перемещающейся планкой.
Регулярные занятия физической культурой
не только улучшают здоровье и функциональное
состояние, но и повышают работоспособность
и эмоциональный тонус. Однако следует
помнить, что самостоятельные занятия
физической культурой нельзя проводить
без врачебного контроля, и, что ещё более
важно, самоконтроля.
Информация о работе Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями