Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2015 в 15:59, реферат
Физическая культура является составной частью культуры общества, представляющей собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом для физического развития человека, его жизнедеятельности, его здоровья и образа жизни. Из совокупности понятия «здоровый образ жизни», объединяющего все сферы жизнедеятельности личности, коллектива, социальной группы, нации, сфера физической культуры и спорта является наиболее актуальной и универсальной составляющей, направленной на сохранение и укрепление здоровья нации и каждого гражданина в отдельности, развитие его физических способностей, улучшение социального благополучия.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное
государственное автономное образовательное
учреждение высшего профессионального
образования
«Южный федеральный университет»
Институт филологии, журналистики и межкультурных коммуникаций
Спорт как социокультурная пропаганда
РЕФЕРАТ
студентки 2 курса
Левановой Ярославы Юрьевны
Ростов-на-Дону
2014
Оглавление
Физическая культура является составной частью культуры общества, представляющей собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом для физического развития человека, его жизнедеятельности, его здоровья и образа жизни. Из совокупности понятия «здоровый образ жизни», объединяющего все сферы жизнедеятельности личности, коллектива, социальной группы, нации, сфера физической культуры и спорта является наиболее актуальной и универсальной составляющей, направленной на сохранение и укрепление здоровья нации и каждого гражданина в отдельности, развитие его физических способностей, улучшение социального благополучия.
Роль физической культуры и спорта стала заметным социально-политическим фактором в современном мире. Привлечение широких масс населения к занятиям физической культуры, а также спортивные успехи на международных соревнованиях являются бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации, свидетельством экономического и оборонного могущества государства.
1. Общая характеристика состояния физической культуры и спорта в Российской Федерации
Сложившаяся к настоящему времени тревожная ситуация с физическим и духовным здоровьем нации во многом обусловлено социальными причинами, в числе которых - недооценка оздоровительной, воспитательной и социально-экономической роли физической культуры и спорта, как со стороны государства, так и со стороны населения. Именно эта недооценка, а не отсутствие достаточного числа спортсооружений и нехватка специалистов являются главной проблемой, сдерживающей развитие массовой физической культуры и спорта.
Нормативная правовая база в сфере физической культуры и спорта не позволяет осуществить в полном объеме конституционное право каждого гражданина России на занятия физической культурой и спортом, обеспечить полноценное становление и развитие профессионального спорта.
Объект работы: физическая культура и спорт.
Предмет работы: пропаганда физической культуры и спорта.
Цель работы: проанализировать как пропаганда физической культуры и спорта помогает понять насколько важно заниматься спортом и вести здоровый образ жизни.
Многие проблемы со здоровьем можно было бы успешно решить при правильном отношении каждого человека в отдельности и общества в целом к физическим нагрузкам. Для этого необходимо проводить активную пропаганду физической культуры, настойчиво разъяснять людям, что гимнастика и лечебная физкультура должны стать неотъемлемой частью образа жизни современного человека.
Успешность развития физической культуры и спорта в России во многом определяется тем, насколько эффективно работают все элементы системы управления. Конкретно речь идет о том, какие цели и задачи решают различные организации и ведомства, составляющие организационно-управленческую структуру управления физической культурой и спортом. Сегодня можно говорить о том, что такая структура создана и функционирует на законодательной основе. Согласно "Основам законодательства РФ по физической культуре и спорту" в нашей стране на федеральном уровне действует государственный орган управления физической культурой и спортом - Федеральное агентство по физической культуре и спорту.
В систему государственных органов управления физической культурой и спортом входят местные органы управления физической культурой и спортом, которые создаются по решению соответствующих органов местного самоуправления.
К неправительственным органам управления физической культурой и спортом относится Олимпийский комитет России, который является общероссийским союзом физкультурно-спортивных объединений, граждан Российской Федерации и российских юридических лиц, действующим на всей территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об общественных объединениях".
Кроме того, в России функционируют общественные объединения физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, которые в своей деятельности руководствуются законодательством об общественных объединениях и Основами законодательства РФ о физической культуре и спорте.
К сожалению, за последние годы федеральный орган управления физической культурой многократно менял свое название, назначение, что вряд ли способствовало развитию физической культуры и спорта в России и эффективности деятельности органов государственного управления в стране. Следует отметить, что вопросы совершенствования системы управления физической культурой и спортом постоянно находились в поле зрения Президента Российской Федерации .
Федеральное агентство по физической культуре и спорту осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, общественными физкультурно-оздоровительными и спортивными объединениями, а также с органами управления физической культурой и спортом и объектами курортных комплексов субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 904 утверждено Положение о Федеральном агентстве по физической культуре и спорту.
Положением определено, что Федеральное агентство по физической культуре и спорту является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта.
Основными задачами Федерального агентства по физической культуре и спорту являются:
- разработка в пределах своей
компетенции основ
- разработка федеральных
- подготовка проектов
- создание научно обоснованной
системы оздоровления и
- участие совместно с
- обеспечение подготовки
- пропаганда физической
- обеспечение подготовки, переподготовки
и повышения квалификации
- развитие совместно с
Олимпийский комитет России возглавляет олимпийское движение России, разрабатывает и проводит единую политику развития спорта высших достижений при взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, Олимпийской хартией Международного олимпийского комитета и своим уставом.
Основными задачами Олимпийского комитета России являются :
- всемерное развитие, укрепление
и защита олимпийского
- распространение олимпизма в
учебных программах по
- содействие физическому и
- содействие в развитии
- укрепление позиций и
- обеспечение соблюдения
- популяризация массового
- реализация гуманистического, культурно-воспитательного
потенциала спорта и связанных
с ним нравственных, эстетических
и других гуманистических
- реализация мероприятий по программе "Олимпийская солидарность" для республик, краев и областей России;
- содействие в организации
- создание условий для тесных контактов и взаимообогащения спорта и духовной культуры;
- пропаганда принципов
- защита интересов спортсменов, тренеров, спортивных судей, ветеранов физической культуры и спорта;
- создание и поддержка фондов
и благотворительных
- участие в акциях милосердия
и организации помощи детям-
- организация конференций и
семинаров по обмену опытом
по всем вопросам, входящим в
сферу интересов
- борьба с негативными
- ежегодное проведение
- активное участие в охране окружающей среды .
Практика показала, что из этого жизненно, а что надуманно, и сегодня уже можно говорить о том, что в России создана достаточно стабильная система управления физической культурой и спортом на всех уровнях - от федерального до местного.
Международное исследование национальных законов европейских стран по физической культуре показало, что в той или иной степени везде существуют государственные организации управления физической культурой, роль которых: обеспечить взаимодействие всех спортивных ведомств с целью ускоренного развития спорта, оказания помощи в создании спортивных сооружений, сбора средств и заботы об их распределении.
В Международной хартии физического воспитания и спорта отмечается, что национальные организации играют первостепенную роль в физическом воспитании и спорте. Государственные органы на всех уровнях и специализированные неправительственные организации должны содействовать осуществлению мероприятий по физической культуре и спорту, воспитательное значение которых вполне очевидно. Их участие должно заключаться в проведении в жизнь законов и постановлений, обеспечении материальной поддержки, принятии всех других мер поощрения, стимулирования и контроля. Кроме того, государственные органы должны провести налоговые положения в целях поощрения этой деятельности.
Один из эффективных путей оптимизации управления развитием физической культуры и спорта в Российской Федерации - использование целевых программ.
Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 года №7 была утверждена федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы".
Целью Программы является создание условий для укрепления здоровья населения путем развития инфраструктуры спорта, популяризации массового и профессионального спорта (включая спорт высших достижений) и приобщения различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
Для достижения указанной цели должны быть решены следующие основные задачи:
- повышение интереса различных
категорий граждан Российской
Федерации к занятиям
- развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом как в образовательных учреждениях, так и по месту жительства;
- создание и внедрение в